Постоянными противопоказаниями при проведении профилактических прививок являются
Работаем без выходных и праздников
Любой лекарственный препарат имеет противопоказания, и вакцины не являются исключением. Кроме того, есть немало людей, которые считают вакцинацию вредной, особенно это распространено среди молодых мам. С другой стороны, имеется немало заболеваний, которые без вакцинации могут нанести серьезный вред здоровью, и даже привести к массовым эпидемиям. Учитывая это, вопросы обязательности прививок решаются на государственном уровне: в частности, перечень противопоказаний к вакцинации изложен в официальных документах Минздрава, и все медицинские учреждения обязаны им следовать, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Тем не менее, никто не имеет права принуждать вас к прививкам, но, учитывая их важность для общества в целом, вы должны официально оформить свой отказ от обязательной вакцинации. На самом деле особых причин для беспокойства нет и быть не может: современные массовые вакцины против хорошо изученных инфекций очень редко приводят к тяжелым осложнениям, и перечень поводов к отказу от них неуклонно сокращается. Более того, вероятность осложнений низка даже при несоблюдении противопоказаний: все подобные рекомендации составляются “с запасом”.
В любом случае перед прививками лучше пройти просмотр у специалистов: они гораздо лучше знакомы с противопоказаниями и могут оценить возможность проведения прививки, основываясь на результатах анализов и диагностики, а также последствиях предыдущих прививок.
Абсолютные противопоказания
Перечень противопоказаний изложен в официальных рекомендациях Минздрава, и он делится на абсолютные (постоянные) и относительные. Первые – это однозначный запрет на вакцинацию, причем этот запрет действует всю жизнь (постоянно), так как его причины связаны с такими особенностями организма, которые с возрастом вряд ли исчезнут или ослабнут. Некоторые ограничения касаются конкретных вакцин, но и есть и те, которые запрещают любые вакцины. Абсолютными противопоказаниями для проведения любых прививок являются:
- Сильная реакция на предыдущую вакцинацию – температура выше 40 градусов, заметный отек и гиперемия (выглядит как красное пятно) более 8 см в месте укола. Анафилактические и аллергические реакции на какой-то из компонентов вакцины. Относится к любым вакцинам.
- Основанием для запрета любой из живых вакцин служат иммунодефицитное состояние, злокачественные опухоли, беременность.
- БЦЖ запрещают для недоношенных детей (до 2 кг), при наличии келоидного рубца и ВИЧ-инфекции.
- При прогрессирующих болезнях нервной системы не делают АКДС.
- Тяжелые аллергические реакции на аминогликозиды и яичный белок приводит к запрету ЖКВ, ЖПВ и некоторых других вакцин, аллергия на дрожжи запрещает вакцину против гепатита В.
Это не полный перечень абсолютных противопоказаний – здесь изложены основные. На самом деле их очень немного, и даже и они встречаются крайне редко, не более 1% от общего числа прививок. Еще раз напомним, что абсолютные противопоказания никогда не снимаются, и при наличии любой из перечисленных выше причин прививка не делается ни при каких условиях.
Относительные противопоказания к вакцинации
Это временные противопоказания, которые обычно отменяют после исчезновения их причин: откладывать или нет прививку, решает врач. Типичные основания для временной отмены вакцинации:
- Возможный контакт с зараженным человеком или близость к очагу эпидемии
- Любые заболевания в острой фазе
- Обострение хронических болезней
- После хирургических операций
- После переливания крови
К вопросу вакцинации можно вернуться через 2-4 недели после полного выздоровления, или сделать прививку в один из периодов ослабления хронической патологии – опять же решает врач. Если речь идет о нетяжелых кратковременных болезных типа ОРВИ, прививку можно ставить сразу же после нормализации основных симптомов заболевания, например, температуры.
Ложные и истинные противопоказания
Помимо перечисленных выше объективных причин для полного или временного отказа от вакцинации, зачастую приводятся причины откровенно субъективные, которые не могут считаться основаниями с точки зрения медицины. Они обычно вызваны предубеждениями против вакцинации в целом или по поводу конкретного ребенка. Из врачебной практики можно вывести перечень типичных “причин”, на которые обычно ссылаются те, кто не хочет делать прививки себе или своему ребенку:
- недоношенность;
- анемия;
- болезни, протекающие в легкой форме, без температуры;
- дисбактериоз;
- стабильные невралгии;
- врождённые пороки, например, аллергии у родственников;
- осложнения после прививки у других членов семьи.
Мы привели лишь основные “отговорки”, в реальной практике их встречается гораздо больше. В принципе, часть из них может быть принята к сведению, и врач может отложить прививку, но каждый случай надо рассматривать по-отдельности. Хочется еще раз напомнить, что обязательные вакцины защищают вашего ребенка от очень серьезных заболеваний, и ваша нерешительность или “принципы” могут разрушить его жизнь.
В заключение резюмируем: истинными противопоказаниями к введению вакцин могут служить только те, которые указаны в официальных документах и инструкциях к вакцинам – только ими может и должен руководствоваться врач.
Противопоказания к введению всех живых вакцин
Живые вакцины запрещены для детей и взрослых с иммунодефицитом, ВИЧ-статусом и детей от матерей, зараженных ВИЧ, при беременности, наличии злокачественных образований. Во всех перечисленных случаях для обязательной вакцинации врач старается подобрать альтернативный инактивированный препарат.
Поствакцинальные осложнения
Многолетний опыт использования популярных вакцин и высокий уровень современных технологий привел к существенному снижению риска возможных осложнений, особенно тяжелых. Такие случаи немногочисленны, можно даже сказать – единичны, и в их основе обычно лежат конкретные проблемы конкретных организмов. Всё предвидеть невозможно, но риск подхватить тяжелую инфекцию на несколько порядков перевешивает риск осложнений после вакцинации: это не просто наше мнение, так утверждает упрямая статистика.
Источник
Автор: врач, к. м. н., Толмачева Е. А., e.tolmacheva@vidal.ru
Введение вакцины должно осуществляться при отсутствии противопоказаний в сроки, максимально приближенные к национальному календарю прививок.
Однако зачастую случается так, что педиатр откладывает плановую вакцинацию по причине какого-либо острого заболевания, потом мама решает дать ребенку пару месяцев, чтобы полностью поправиться, далее приходит лето с солнечными каникулами и родители забывают о необходимости проведения прививки. Ну а осенью начинаются дела, работа, и частые простудные заболевания у малыша.
С такими проблемами встречается практически каждая семья, и ничего удивительного в этом нет. Ведь любая иммунизация – это нагрузка на маленький детский организм, а грамотная последовательная вакцинация ребенка является сложной задачей, которую родители могут решить только совместно с педиатром при обоюдном желании.
В данной статье мы приведем общий перечень противопоказаний, на который родители могут ориентироваться. Однако решение по поводу каждой конкретной прививки принимает педиатр или иммунолог совместно с родителем после тщательного осмотра ребенка.
Различают истинные и ложные противопоказания к проведению прививок. Истинные противопоказания включают постоянные (абсолютные) и временные (относительные) противопоказания. По статистике, постоянные противопоказания имеет не более 1% детей.
Для всех типов вакцин абсолютным противопоказанием является сильная реакция или осложнение, возникшее после введения предыдущей дозы препарата. Все живые вакцины (БЦЖ, оральная полиомиелитная живая вакцина, вакцина против краснухи, кори и эпидемического паротита) не вводятся при первичных иммунодефицитных состояниях, глубокой иммуносупрессии, злокачественных новообразованиях и беременности.
Временными противопоказаниями для всех типов вакцин являются острые заболевания и обострение хронических болезней. В этом случае необходима отсрочка вакцинации до исчезновения симптомов заболевания. При острых вирусных респираторных инфекциях и острых кишечных заболеваниях прививки проводят сразу же после нормализации температуры.
В случае, если ваш лечащий врач имеет какие-либо сомнения о возможности проведения вакцинации вашему ребенку, следует обратиться к иммунологу и дальнейшую иммунизацию проводить под контролем специалиста. Если ваш ребенок уже находится на учете у иммунолога, или в семье существует предрасположенность к аллергическим заболеваниям, вакцинацию также следует проводить под контролем аллерголога-иммунолога.
Ниже приведен перечень постоянных и временных противопоказаний для вакцин нацинального календаря профилактических прививок. Список противопоказаний к введению вакцин регулярно утверждается Министерством Здравоохранения и Социального Развития РФ.
Таблица 1
Постоянные и временные противопоказания
при введении вакцин календаря прививок
Наименование вакцин | Постоянные (абсолютные) противопоказания | Временные (относительные) противопоказания | Возможные сроки вакцинации при наличии временных противопоказаний |
АКДС | Злокачественные болезни крови. Новообразования. Прогредиентная неврологическая патология.*) Судороги в анамнезе.*) Сильные реакции или осложнения на предшествующее введение вакцины.**) Тяжелые аллергические заболевания (анафилактический шок, рецидивирующий отек Квинке, полиморфная эксудативная эритема, сывороточная болезнь) | Острые заболевания Обострение хронических заболеваний. | Через 2 нед. после выздоровления. В отдельных случаях (ринит, назофарингит) врач имеет право сократить интервал до 1 нед. или удлинять его в случае тяжелых заболеваний до 4-6 нед. При достижении полной или частичной ремиссии (обычно через 2-4 нед.) |
БЦЖ | Первичные иммунодефициты. ВИЧ-инфекция. Злокачественные болезни крови. Новообразования. Сильные реакции или осложнения на предыдущее введение вакцины (лимфаденит, келлоидный рубец). | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. Недоношенность с массой тела новорожденного менее 2000 г. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденных. Кожные заболевания. | То же, что и при введении АКДС-вакцины. Вакцинацию непривитых детей проводят после выздоровления. Если с момента выписки из роддома прошло более 2 мес., то перед прививкой проводят пробу Манту, при этом вакцинацию проводят только туберкулинонега-тивным детям. |
Коревая вакцина | Первичные иммунодефициты. Злокачественные болезни крови. Новообразования. Сильные реакции или осложнения на предыдущее введение вакцины. Сильные аллергические реакции на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.) и перепелиные яйца. | То же, что и при введении АКДС-вакцины. Введение иммуноглобулинов, плазмы или крови человека. Иммуносупрессивная терапия. Беременность. | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. Через 3-6 мес. после введения препарата в зависимости от его дозы. Через 6 мес. после окончания курса терапии. |
Паротитная вакцина | Те же, что и при введении коревой вакцины. | Те же, что и при введении коревой вакцины. | Те же, что и при введении коревой вакцины. |
Вакцина против краснухи | Первичные и выраженные вторичные иммунодефициты. Аллергические реакции на аминогликозиды и яичный белок***. | Беременность. Лихорадочные заболевания. Введение иммуноглобулинов, плазмы или крови человека. | Через 1-6 нед. в зависимости от формы и тяжести заболевания. Не ранее 3 мес. после введения препарата. |
Полиомиелитная (живая) вакцина | Первичные иммунодефициты. ВИЧ-инфекция. Злокачественные заболевания крови. Новообразования. Неврологические осложнения на предыдущее введение вакцины. | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. |
Вакцина против гепатита В | Сильные реакции или осложнения на предыдущее введение вакцины.** Гиперчувствитель-ность к дрожжам. | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. Беременность. | Те же, что и при введении АКДС-вакцины. |
*) Возможна замена АКДС-вакцины на АДС-анатоксин.
**) Сильная реакция характеризуется повышением температуры выше 40˚C и развитием анафилаксии, а в месте введения вакцины – отеком, гипермией в диаметре 8 см.
***) кроме вакцин, культивированных на культуре диплоидных клеток человека.
Таблица 2
Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок
Состояния | В анамнезе |
Перинатальная энцефалопатия | Недоношенность |
Стабильные неврологические состояния | Сепсис |
Увеличение тени тимуса | Болезнь гиалиновых мембран |
Аллергия, астма, экзема | Гемолитическая болезнь новорожденных |
Врожденные пороки | Осложнения после вакцинации в семье |
Дисбактериоз | Аллергия в семье |
Поддерживающая терапия | Эпилепсия |
Стероиды, применяемые местно | Внезапная смерть в семье |
Источник
×òî òàêîå èììóíîïðîôèëàêòèêà?
Èììóíîïðîôèëàêòèêà – ìåòîä èíäèâèäóàëüíîé èëè ìàññîâîé çàùèòû íàñåëåíèÿ îò èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïóòåì ñîçäàíèÿ èëè óñèëåíèÿ èñêóññòâåííîãî èììóíèòåòà ïðè ïîìîùè âàêöèí.
×òî òàêîå âàêöèíàöèÿ?
Âàêöèíàöèÿ – ýòî ñàìîå ýôôåêòèâíîå è ýêîíîìè÷åñêè âûãîäíîå ñðåäñòâî çàùèòû ïðîòèâ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, èçâåñòíîå ñîâðåìåííîé ìåäèöèíå.
Îñíîâíûì ïðèíöèïîì âàêöèíàöèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïàöèåíòó äàåòñÿ îñëàáëåííûé èëè óáèòûé áîëåçíåòâîðíûé àãåíò (èëè èñêóññòâåííî ñèíòåçèðîâàííûé áåëîê, êîòîðûé èäåíòè÷åí áåëêó àãåíòà) äëÿ òîãî, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü ïðîäóêöèþ àíòèòåë äëÿ áîðüáû ñ âîçáóäèòåëåì çàáîëåâàíèÿ.
Ñðåäè ìèêðîîðãàíèçìîâ, ïðîòèâ êîòîðûõ óñïåøíî áîðþòñÿ ïðè ïîìîùè ïðèâèâîê, ìîãóò áûòü âèðóñû (íàïðèìåð âîçáóäèòåëè êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà, ïîëèîìèåëèòà, ãåïàòèòà Â) èëè áàêòåðèè (âîçáóäèòåëè òóáåðêóëåçà, äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà, ãåìîôèëüíîé èíôåêöèè).
×òî òàêîå “êîëëåêòèâíûé” èììóíèòåò?
×åì áîëüøå ëþäåé èìåþò èììóíèòåò ê òîé èëè èíîé áîëåçíè, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü ó îñòàëüíûõ (íå èììóíèçèðîâàííûõ) çàáîëåòü, òåì ìåíüøå âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ýïèäåìèè. Äëÿ ñîõðàíåíèÿ ýïèäåìè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ òðåáóåòñÿ îõâàò ïðèâèâêàìè íå ìåíåå 95% íàñåëåíèÿ.
×åì îòëè÷àåòñÿ âàêöèíàöèÿ îò ðåâàêöèíàöèÿ?
Âàêöèíàöèÿ – ìåðîïðèÿòèå íàïðàâëåííîå íà ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ê îïðåäåëåííîé áîëåçíè. Îíà ìîæåò áûòü êàê îäíîêðàòíîé, òàê è ìíîãîêðàòíîé. Êðàòíîñòü ãîâîðèò î òîì, ñêîëüêî ðàç íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü âàêöèíó äëÿ îáðàçîâàíèÿ ñòîéêîãî ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà èììóíèòåòà.
Ðåâàêöèíàöèÿ – ìåðîïðèÿòèå, íàïðàâëåííîå íà ïîääåðæàíèå ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà, âûðàáîòàííîãî ïðåäûäóùèìè âàêöèíàöèÿìè. Îáû÷íî ïðîâîäèòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ïîñëå âàêöèíàöèè.
×òî òàêîå ïîñòâàêöèíàëüíûé èììóíèòåò?
Ïîñòâàêöèíàöèîííûé èììóíèòåò – èììóíèòåò, êîòîðûé ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû.
Êàê îáåñïå÷èâàåòñÿ áåçîïàñíîñòü âàêöèí?
Âàêöèíû, òàê æå êàê è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïðåòåðïåâàþò îáøèðíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ìàêñèìàëüíîé áåçîïàñíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè. Ïåðâîíà÷àëüíûå êëèíè÷åñêèå èñïûòàíèÿ ïðîâîäÿòñÿ íà æèâîòíûõ, çàòåì ïðîâîäÿòñÿ íåñêîëüêî ôàç èñïûòàíèé íà ÷åëîâåêå.  ñîîòâåòñòâèè ñ ðåêîìåíäàöèÿìè ÂÎÇ êàæäîå ãîñóäàðñòâî, äàæå íå ïðîèçâîäÿùåå âàêöèíû äîëæíî èìåòü íàöèîíàëüíûé îðãàí êîíòðîëÿ èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (ÌÈÁÏ). Ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèè ôóíêöèè Íàöèîíàëüíîãî îðãàíà êîíòðîëÿ, îòâå÷àþùåãî çà êà÷åñòâî âàêöèí, âîçëîæåíû íà Ãîñóäàðñòâåííûé ÍÈÈ ñòàíäàðòèçàöèè è êîíòðîëÿ ìåäèöèíñêèõ áèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ èì. Ë.À. Òàðàñåâè÷à.
Ìîæíî ëè îäíîâðåìåííî ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ íåñêîëüêèõ èíôåêöèé?
Îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ áåçîïàñíûì, ýôôåêòèâíûì è ðåãëàìåíòèðîâàíî Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò êàêèõ-ëèáî ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îäíîâðåìåííîìó ââåäåíèþ íåñêîëüêèõ âàêöèí. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿåò âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ òóáåðêóëåçà âàêöèíîé ÁÖÆ – îäíîâðåìåííî ñ íåé äðóãèå ïðèâèâêè íå ïðîâîäÿòñÿ.
Êðîìå òîãî, îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå âàêöèí îñîáåííî àêòóàëüíî â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
- ïðè íàäâèãàþùåéñÿ îäíîâðåìåííîé ýïèäåìèè íåñêîëüêèõ çàáîëåâàíèé;
- ïðè ïîäãîòîâêå ê ïóòåøåñòâèþ;
- ïðè íåóâåðåííîñòè â òîì, ÷òî ïàöèåíò ïðèäåò íà ïîñëåäóþùèå âàêöèíàöèè;
- ïðè óñûíîâëåíèè ðåáåíêà èíîñòðàíöàìè;
- ïðè îòñóòñòâèè äîêóìåíòîâ î ðàíåå ïðîâåäåííûõ ïðèâèâêàõ
 íàñòîÿùåå âðåìÿ Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàðåì ïðèâèâîê ïðåäóñìîòðåíî îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå êîìáèíèðîâàííûõ è ìîíîâàêöèí. Åäèíñòâåííûì óñëîâèåì ïðè ýòîì ÿâëÿåòñÿ ââåäåíèå ðàçíûìè øïðèöàìè â ðàçíûå ó÷àñòêè òåëà.
Îäíîâðåìåííàÿ âàêöèíàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óãíåòåíèåì èììóííîãî îòâåòà. Íàø îðãàíèçì ïîñòîÿííî ñòàëêèâàåòñÿ ñ îãðîìíûì ÷èñëîì àíòèãåíîâ, îáåñïå÷èâàÿ çàùèòó âíóòðåííåé ñðåäû; ïðè ïðîíèêíîâåíèè â ýòó âíóòðåííþþ ñðåäó äàæå îäíîãî åäèíñòâåííîãî ìèêðîîðãàíèçìà îí âûðàáàòûâàåò äåñÿòêè âèäîâ àíòèòåë ê êàæäîìó èç áåëêîâ âîçáóäèòåëÿ. Ïðè ñìåøàííûõ èíôåêöèÿõ ýòî ÷èñëî âîçðàñòàåò ìíîãîêðàòíî, òàê ÷òî îòâåò íà îäíîâðåìåííîå ââåäåíèå íåñêîëüêèõ âàêöèí íå ñîçäàåò ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè.
Îäíîâðåìåííàÿ èììóíèçàöèÿ íå ñîïðîâîæäàåòñÿ óñèëåíèåì ïîáî÷íûõ ðåàêöèé: ÷àñòîòà ïîáî÷íûõ ðåàêöèé ïðè ñîâìåñòíîì è ðàçäåëüíîì èõ ââåäåíèè íå ðàçëè÷àåòñÿ
Êàêèå èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê âàêöèíàöèè?
Çà ïîñëåäíèå ãîäû ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé ê âàêöèíàöèè ñóùåñòâåííî óìåíüøèëñÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâîâàëè ïðîâîäèìûå íàó÷íûå ðàçðàáîòêè, ïîêàçàâøèå, ÷òî äåòè ñ ðàçëè÷íûìè çàáîëåâàíèÿìè ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ ïðåäîñòîðîæíîñòåé óäîâëåòâîðèòåëüíî ïåðåíîñÿò ïðèâèâêè è âûðàáàòûâàþò ïîëíîöåííûé èììóíèòåò.
Øèðîêèé ïåðå÷åíü ïðîòèâîïîêàçàíèé, ïðèìåíÿâøèéñÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò â íàøåé ñòðàíå, áûë îáóñëîâëåí òåì, ÷òî áîëüøàÿ ÷àñòü èç íèõ áûëà èñêóññòâåííî ïåðåíåñåíà èç ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îñïåííîé âàêöèíàöèè íà âñå äðóãèå âàêöèíû.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêàì ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñëåäóþùèå êàòåãîðèè: ïîñòîÿííûå (àáñîëþòíûå) è âðåìåííûå (îòíîñèòåëüíûå.
Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ
Ïîñòîÿííûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ðåäêî è èõ ÷àñòîòà íå ïðåâûøàåò 1% îò îáùåãî ÷èñëà äåòåé, ê íèì îòíîñÿòñÿ:
Âàêöèíû | Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ |
Âñå âàêöèíû | Ñèëüíàÿ ðåàêöèÿ èëè îñëîæíåíèå íà ïðåäûäóùóþ äîçó( òåìïåðàòóðà âûøå 40 ãðàäóñîâ, â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû – îòåê, ãèïåðåìèÿ > 8 ñì â äèàìåòðå). |
Âñå æèâûå âàêöèíû | Èììóíîäåôèöèòíîå ñîñòîÿíèå (ïåðâè÷íîå), èììóíîñóïðåññèÿ, çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ, áåðåìåííîñòü |
ÁÖÆ-âàêöèíà (âàêöèíà ïðîòèâ òóáåðêóëåçà) | Ìàññà òåëà ðåáåíêà ìåíåå 2000 ãðàììîâ, êåëîèäíûé ðóáåö ïîñëå ââåäåíèÿ ïðåäûäóùåé äîçû |
ÀÊÄÑ (âàêöèíà ïðîòèâ êîêëþøà, äèôòåðèè, ñòîëáíÿêà) | Ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû, àôåáðèëüíûå ñóäîðîãè â àíìíåçå (âìåñòî ÀÊÄÑ â ýòîì ñëó÷àå ââîäÿò ÀÄÑ) |
ÀÄÑ (äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí), ÀÄÑ-Ì(äèôòåðèéíî-ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí ñ óìåíüøåííûì ñîäåðæàíèåì àíòèãåíîâ) | Àáñîëþòíûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé íåò |
Æèâûå âàêöèíû ïðîòèâ êîðè, êðàñíóõè, ïàðîòèòà | Òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ íà àìèíîãëèêîçèäû, àíàôèëàêòè÷åñêèå ðåàêöèè íà êóðèíûé áåëîê |
Âàêöèíû ïðîòèâ ãåïàòèòà Â | Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äðîææàì |
Âàêöèíû ïðîòèâ ãðèïïà | Ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê êóðèíîìó áåëêó |
ÑÎÂÅÒÛ ÒÅÌ, ÊÒÎ ÍÅ ÄÅËÀÅÒ ÏÐÈÂÈÂÊÈ
Ëþäè îòêàçûâàþòñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Êîìó-òî îíè ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî äóìàåò, ÷òî îíè åìó ïðîòèâîïîêàçàíû, êòî-òî îòêàçûâàåòñÿ ïî ïðèíöèïèàëüíûì ñîîáðàæåíèÿì, à êòî-òî ñ÷èòàåò, ÷òî ïðèâèâêè – ýòî ãîðàçäî áîëüøåå
Ìîæíî ëè îòêàçàòüñÿ îò ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê?
 ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 5 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 17 ñåíòÿáðÿ 1998 ã. N 157-ÔÇ “Îá èììóíîïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, “ãðàæäàíå ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè èìåþò ïðàâî íà îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.”. Ïðè ýòîì (â ñîîòâåòñòâèè ñ òîé æå ñòàòüåé), “ïðè îñóùåñòâëåíèè èììóíîïðîôèëàêòèêè ãðàæäàíå îáÿçàíû â ïèñüìåííîé ôîðìå ïîäòâåðæäàòü îòêàç îò ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.”, òî åñòü íàïèñàòü ïèñüìåííûé îòêàç. Ëèöà, êîòîðûå âûïîëíÿþò ðàáîòû, ñâÿçàííûå ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè, îáÿçàíû èìåòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèâèâêè.
×òî âëå÷åò çà ñîáîé îòêàç îò ïðèâèâîê?
- – Âàø ðåáåíîê (èëè Âû ñàìè) ìîæåò çàáîëåòü òåìè áîëåçíÿìè, îò êîòîðûõ ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêè;
- – Çàáîëåâ, âàø ðåáåíîê ìîæåò çàðàçèòü îêðóæàþùèõ (â òîì ÷èñëå è ÷ëåíîâ ñåìüè);
Àäìèíèñòðàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ:
- Ïðè êàðàíòèíå è ýïèäåìèè (èëè óãðîçå ýïèäåìèè) Âàì ìîãóò âðåìåííî îòêàçàòü â ïðèåìå â ó÷åáíîå èëè îçäîðîâèòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå (ïîêà íå ïðîéäåò ðèñê çàðàæåíèÿ).
- Âàì ìîãóò çàïðåòèòü âúåçä â ñòðàíû, ïðåáûâàíèå â êîòîðûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåæäóíàðîäíûìè ìåäèêî-ñàíèòàðíûìè ïðàâèëàìè ëèáî ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè òðåáóåò êîíêðåòíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê;
- Âàì ìîãóò îòêàçàòü â ïðèåìå íà ðàáîòó èëè îòñòðàíèòü îò ðàáîòû, âûïîëíåíèå êîòîðîé ñâÿçàíî ñ âûñîêèì ðèñêîì çàáîëåâàíèÿ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè.
Êîãäà î ïðèâèâêàõ âñå-òàêè ñòîèò ïîäóìàòü
1. Åñëè ó Âàøåãî ðåáåíêà áûë êîíòàêò ñ çàáîëåâøèì, à Âû íå õîòèòå, ÷òîáû îí çàáîëåë. Òîãäà Âàì ïîòðåáóåòñÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà (ââåäåíèå âàêöèíû èëè èììóíîãëîáóëèíà).
2. Åñëè â Âàøåì ðåãèîíå îáúÿâëåíà ýïèäåìèÿ îïàñíîãî çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, äèôòåðèè).
3. Åñëè Âû ñîáèðàåòåñü ïîñåòèòü ìåñòà, ãäå êàêîå-ëèáî çàáîëåâàíèå îñîáåííî ðàñïðîñòðàíåíî (íàïðèìåð, êëåùåâîé ýíöåôàëèò, ìåíèíãîêîêêîâûé ìåíèíãèò, æåëòàÿ ëèõîðàäêà, ãåïàòèò À â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ).
4. Åñëè â ñåìüå åñòü âçðîñëûå ëèöà, êîòîðûå íå áîëåëè òàêèìè çàáîëåâàíèÿìè, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà. Ó âçðîñëûõ ýòè áîëåçíè ïðîòåêàþò ãîðàçäî òÿæåëåå, ÷åì ó ðåáåíêà, à íå ïðèâèòûé ðåáåíîê ñ áîëüøîé äîëåé âåðîÿòíîñòè ìîæåò ïðèíåñòè çàáîëåâàíèå èç äåòñêîãî ñàäà èëè øêîëû.
5. Åñëè êòî-ëèáî èç ÷ëåíîâ ñåìüè ïëàíèðóåò áåðåìåííîñòü, à ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ êðàñíóõè. Òîãäà ïðèâèâêó æåëàòåëüíî ñäåëàòü æåíùèíå, ïëàíèðóþùåé áåðåìåííîñòü. Îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî, åñëè ðåáåíîê ñàäîâñêîãî èëè øêîëüíîãî âîçðàñòà (òî åñòü ìîæåò ëåãêî çàðàçèòüñÿ êðàñíóõîé îò äðóãèõ äåòåé).
6. Åñëè â ñåìüå åñòü áîëüíûå îíêîëîãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, à òàêæå ëèöà, ñòðàäàþùèå èììóíîäåôèöèòîì. Çàáîëåâàíèå, êîòîðîå Âàø ðåáåíîê, âîçìîæíî, ïåðåíåñåò ëåãêî, ìîæåò âûçâàòü î÷åíü òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ (âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà) ó áîëüíîãî ÷ëåíà ñåìüè. Åñëè æå ðåáåíîê áóäåò ïðèâèò îò òàêèõ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé, êàê êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà, ãðèïï, òî òåì ñàìûì îí çàùèòèò áîëüíîãî è îñëàáëåííîãî ÷åëîâåêà.
7.  ñëó÷àå òðàâìû (îñîáåííî çàãðÿçíåííîé) – íåîáõîäèìà ñðî÷íàÿ ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðîòèâ ñòîëáíÿêà. Îáÿçàòåëüíî ñîîáùèòå âðà÷ó, ÷òî Âû èëè Âàø ðåáåíîê íå ïðèâèò ïðîòèâ ñòîëáíÿêà.
8. Ïðè óêóñå èëè îñëþíåíèè æèâîòíûì, ó êîòîðîãî ïîäîçðåâàåòñÿ áåøåíñòâî – ïðèâèâêè ïðîòèâ áåøåíñòâà äåëàþòñÿ ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì.
Íåîáõîäèìî ëè ïðèâèâàòüñÿ âçðîñëûì?
Òàê ñëîæèëîñü, ÷òî ñëîâî “ïðèâèâêà” àññîöèèðóåòñÿ ñ ðåáåíêîì. Îäíàêî âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ íå ìåíåå âàæíà, ÷åì âàêöèíàöèÿ äåòåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â Íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê âêëþ÷åíà âàêöèíàöèÿ âçðîñëûõ ïðîòèè äèôòåðèè, ãðèïïà (ëèö ñòàðøå 60 ëåò, ìåäèêîâ, ïåäàãîãîâ è ò.ä.), êîðè (äî 35 ëåò), êðàñíóõè (æåíùèí 18-25 ëåò), ãåïàòèòà  (äî 55 ëåò).
Êîðü, ïàðîòèò, êðàñíóõà
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ýòèõ èíôåêöèé ðåêîìåíäóåòñÿ âñåì âçðîñëûì, êîòîðûå íå áîëåëè èëè íå áûëè âàêöèíèðîâàíû.
Âñå íåèììóííûå (òî åñòü íå áîëåâøèå è íå ïðèâèòûå) æåíùèíû äåòîðîäíîãî âîçðàñòà äîëæíû áûòü ïðèâèòû ïðîòèâ êðàñíóõè. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ëèö ãðóïï ðèñêà (ðàáîòíèêîâ äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé è øêîë, èíôåêöèîííûõ îòäåëåíèé áîëüíèö è ðîääîìîâ, ñòóäåíòîâ-ìåäèêîâ, âðà÷åé).
Ïðè ïåðâîì ñëó÷àå êîðè â îðãàíèçîâàííîì êîëëåêòèâå ñëåäóåò ñðî÷íî (â òå÷åíèå 3-õ ñóòîê) ïðèâèòü êîðåâîé âàêöèíîé âñåõ êîíòàêòíûõ áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, íå áîëåâøèõ êîðüþ è íå âàêöèíèðîâàííûõ ïðîòèâ íåå.
Ïðè ðåãèñòðàöèè çàáîëåâàíèÿ ïàðîòèòîì ðàíåå íå ïðèâèòûå è íå áîëåâøèå ïàðîòèòîì âçðîñëûå ìóæ÷èíû äî 35 ëåò ïîäëåæàò ïðèâèâêå â òå÷åíèå 7 äíåé ïîñëå êîíòàêòà ñ çàáîëåâøèì.
Âàêöèíàöèþ ïðîòèâ êîðè, ïàðîòèòà, êðàñíóõè ïðîâîäÿò áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî ñåðîëîãè÷åñêîãî êîíòðîëÿ (àíàëèçà êðîâè íà àíòèòåëà), òàê êàê íàëè÷èå ïîñòèíôåêöèîííîãî èììóíèòåòà íè â êîåé ìåðå íå óñèëèâàåò ðåàêöèþ íà âàêöèíàöèþ.
Æåíùèíû, ïîäëåæàùèå ïðèâèâêàì íå äîëæíû áûòü áåðåìåííûìè.
Ãåïàòèò À
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ãåïàòèòà À ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåäóþùèì ëèöàì:
- o Ëèöà, ïóòåøåñòâóþùèå â ðåãèîíû, ãäå âûñîê ðèñê çàðàæåíèÿ ãåïàòèòîì À
- o Ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ïå÷åíè;
- o Èèíôèöèðîâàííûå âèðóñîì ãåïàòèòà Ñ;
- o Íàðêîìàíû;
- o Ãîìîñåêñóàëèñòû,
- o Ëèöà ñ íàðóøåíèåì êîàãóëèðóþùåãî ôàêòîðà,
- o Ëèöà ðàáîòàþùèå ñ âèðóñîì ãåïàòèòà À â ëàáîðàòîðèÿõ,
- o Ðàáîòíèêàì ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè
Ãåïàòèò Â
Ïðèâèâêè ïðîòèâ ãåïàòèòà  ðåêîìåíäóþòñÿ âçðîñëûì áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà, à îñîáåííî ñëåäóþùèì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ:
Ëèöà ãðóïï ðèñêà:
o èìåþùèå áûòîâûå èëè ïîëîâûå êîíòàêòû ñ èíôèöèðîâàííûìè ãåïàòèòîì Â;
o íàðêîìàíû
o ãåòåðîñåêñóàëû, èìåþùèå áîëåå 1 ïàðòíåðà çà 6 ìåñÿöåâ;
o ãîìîñåêñóàëû;
o ëèöà ñ íåäàâíî äèàãíîñòèðîâàííûìè âåíåðè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè;
o ïàöèåíòû íà ãåìîäèàëèçå è ñ îñòðîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ;
o ïàöèåíòû, ïîëó÷àþùèå ÷àñòûå ïåðåëèâàíèÿ êðîâè;
o ðåöèïèåíòû ïðåïàðàòîâ êðîâè
o ëèöà, ðàáîòàþùèå ñ êðîâüþ
o ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè
o Ïîäðîñòêè
o Ëèöà, èíôèöèðîâàííûå ãåïàòèòîì Ñ
Äèôòåðèÿ è ñòîëáíÿê
Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà âçðîñëûõ âêëþ÷åíà â êàëåíäàðü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðàêòè÷åñêè âñåõ ñòðàí, â òîì ÷èñëå è Ðîññèè.
Èññëåäîâàíèÿìè ïîñëåäíèõ ëåò óñòàíîâëåíî, ÷òî íà èììóíèòåò ïðîòèâ äèôòåðèè ó âçðîñëûõ ïðÿìî âëèÿþò ñëåäóþùèå ôàêòîðû:
- – âðåìÿ, ïðîøåäøåå ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè (÷åì îíî áîëüøå, òåì íèæå óðîâåíü àíòèòåë);
- – ôàêò çàêîí÷åííîé ïåðâè÷íîé âàêöèíàöèè (3-õ êðàòíûé) â ïåðâûå 3 ãîäà æèçíè
- – ïîë: óñòàíîâëåíî, ÷òî ó æåíùèí çàùèòà îêàçûâàåòñÿ âñåãäà íèæå, ÷åì ó ìóæ÷èí.
- – ïðîòèâîäèôòåðèéíûé èììóíèòåò ó ëèö, çëîóïîòðåáëÿþùèõ àëêîãîëåì, íàõîäÿùèõñÿ íà ãåìîäèàëèçå, ïîñëå àëëîòðàíñïëàíòàöèè ïî÷êè îêàçûâàåòñÿ ñíèæåííûì.
Íèæå ïðèâåäåíû ðåêîìåíäàöèè ïî ðåæèìó ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê â çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ:
- Ëèöà. ïîëíîöåííî ïðèâèòûå â äåòñòâå, äîëæíû ïðèâèâàòüñÿ ïðîòèâ äèôòåðèè è ñòîëáíÿêà îñëàáëåííîé âàêöèíîé êàæäûå 10 ëåò áåç îãðàíè÷åíèÿ âîçðàñòà;
- Ëèöà, ó êîòîðûõ âîçíèê ïåðåðûâ â ãðàôèêå ðåâàêöèíàöèé (áîëåå 10 ëåò) ïðèâèâàþòñÿ äâóêðàòíî ñ èíåòðâàëîì 30-45 äíåé. Åñëè îíè çà ýòî âðåìÿ ïîëó÷àëè ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèí, îäíà èç ïðèâèâîê ìîæåò áûòü ñäåëàíà òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè. Äàëåå ðåâàêöèíàöèÿ ïðîâîäèòñÿ êàæäûå 10 ëåò;
- Ëèöà. íå ïðèâèòûå â ïðîøëîì âîîáùå, ïîëó÷àþò 3 äîçû âàêöèíû (âòîðàÿ ÷åðåç 30-45 äíåé ïîñëå ïåðâîé, òðåòüÿ – 6-12 ìåñ. ïîñëå âòîðîé). Äàëåå ðåâàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò. Åñëè ìåíåå 8 ëåò íàçàä ïðîâîäèëàñü âàêöèíàöèÿ ñòîëáíÿ÷íûì àíàòîêñèíîì, òî ïðîâîäèòñÿ âàêöèíàöèÿ òîëüêî âàêöèíîé ïðîòèâ äèôòåðèè.
- Ïðè íåèçâåñòíîì ïðèâèâî÷íûì àíàìíåçå ïðîâîäÿò îäíîêðàòíóþ (â âîçðàñòå äî 35 ëåò) èëè äâóêðàòíóþ (ñòàðøèå âîçðàñòà) âàêöèíàöèþ. äëÿ ïîñëåäíåé âîçðàñòíîé ãðóïïû ðåêîìåíäóåòñÿ îïðåäåëåíèå òèòðà àíòèòåë ñïóñòÿ 2 ìåñÿöà ïîñëå âòîðîé ïðèâèâêè. Ðåâàêöèíàöèè ïðîâîäÿò êàæäûå 10 ëåò.
Ýêñòðåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ñòîëáíÿêà (ïðè òðàâìå): åñëè ðàíà ÷èñòàÿ, òî âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè ïîñëå ïîñëåäíåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 10 ëåò; â ñëó÷àå çàãðÿçíåííîé ðàíû âàêöèíàöèÿ íåîáõîäèìà, åñëè ñ ìîìåíòà åñëè ñ ìîìåíòà ïðåäûäóùåé âàêöèíàöèè ïðîøëî áîëåå 5 ëåò.
Èñòî÷íèêè:
– Èììóíîïðîôèëàêòèêà-2003 ïîä ðåä. Â.Ê.Òàòî÷åíêî è Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî. Ìîñêâà 2003
– Áàêòåðèéíûå, ñûâîðîòî÷íûå è âèðóñíûå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû. Àëëåðãåíû. Äåçèíôåêöèîííî-ñòåðèëèçàöèîííûå ðåæèìû ïîëèêëèíèê. Ñïðàâî÷íèê ïðàêòè÷åñêîãî âðà÷à. Ïîä ðåä. Í.À.Îçåðåöêîâñêîãî, Ã.È.Îñòàíèíà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1998.
– Ì.Ï.Êîñòèíîâ «Âàêöèíàöèÿ äåòåé ñ íàðóøåííûìè ñîñòîÿíèÿìè çäîðîâüÿ», Ìîñêâà, 2000
– Í.Â.Ìåäóíèöûí. Âàêöèíîëîãèÿ. Ìîñêâà 1999
– Ð.ß. Ìåøêîâà. Èììóíîïðîôèëàêòèêà. ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ñìîëåíñê 1999
-Áþëëåòåíü “Âàêöèíîïðîôèëàêòèêà”
– âåá-ñàéòû «Ïðèâèâêè», «100 âîïðîñîâ äîêòîðó» , «Ïåäèàòð»
Источник