Потребности и свойства и противопоказания

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки “разложить по полочкам” все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие).
Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде т.д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда “нового русского” не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека.
Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).
Система личных потребностей – иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.
Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:
– Физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
– Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
– Потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; потребность в дружбе и любви);
– Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, приобретении определенного общественного положения);
– Потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Эти виды потребностей можно условно представить в виде пирамиды как видно на рис. 1. Такая иерархия потребностей предложена А. Маслоу. Согласно его теории, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть полностью удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.
Рис. 1. Иерархия потребностей человека
Для нас наибольший интерес представляют отличительные особенности человеческих потребностей. В связи с этим важно отметить, что в отношении верхнего предела роста нужд и запросов человек разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание – удовлетворить только естественные биологические потребности. У людей такого ограничителя нет.
Характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность – гибкость, растяжимость. Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость.
В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса) потребностей: физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д. Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических, они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности.
Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.
В зависимости от степени конкретизации все потребности подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности – потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.
Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные потребности.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.
Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенные потребности – потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные потребности, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства.
Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
Однако, все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер).
Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.
Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отношению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к “черному рынку”. Легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.
Источник
виды потребностей в психологии:
1. Органические– связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют не только у людей, но и у животных.
2. Материальные – предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.
3. Социальные.Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении. Индивидуум существует в социуме и зависит от окружающих его людей. Это общение разнообразит жизнь и делает ее более безопасной.
4. Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Есть множество людей в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить они зачахнут, их жизнь потеряет всякий смысл.
5. Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития.
Перечислим основные свойства потребности.
1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной.
2. Вторым свойством потребности считается ее участие в активации деятельности. Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: материальной и психической, хотя и не является реальным побудителем.
3. Потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.
4. К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику, изменение, развитие.
Самой известной и широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической психологии, крупным американским психологом А. Маслоу (1908— 1970). Он исходил из иных трактовок понятий потребности, личности, психики..
Нижний слой составляют физиологические потребности, к которым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде и др.
На втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с такими негативными переживаниями, как боль, гнев, страх, неустроенность.
Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми..
На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении.
На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации. Это потребность человека в развитии всех своих способностей, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.
Виды и уровни осознания мотивов. Мотивация.
Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотивация– это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
Мотив характеризуется силой и устойчивостью; выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции.
Функции мотива
Побуждающая-вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность.
Направляющая.выбор и осуществление определенной линии поведения.
Регулирующая. Определяет характер поведения и деятельности.
Виды мотивов.
По содержанию потребностей.
1.Биологические – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.
2.Социальные – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.
3.Достижения проявляется, как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.
4.Избегания выражаются в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные.
5.Аффилиации (стремление к общению)
6.Отвергания– боязнь быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.
7.Власти– В основе лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.
По предметному содержанию.
Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности.
Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными (убеждения, идеалы, интересы) или неосознаваемыми (человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности: установки, влечения).
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.
Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Уровни: осознаваемые (знает, что побуждает: голод) и неосознаваемые (страсть, установка, влечение)
Источник
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:
1 этап – формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.
2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.
3 этап –осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности.
Виды потребностей:
· биологические потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ;
· социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имя в ней свое место. Сюда же относятся потребности пользоваться уважением окружающих и быть объектом любви;
· идеальные потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают:
— естественные;
— культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры. По предмету потребности подразделяются:
— на материальные (физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде));
— духовные (эстетические и познавательные);
— социальные (потребность в общении, в общественном признании).
Если рассматривать человека как целостную личность, то можно также выделить ряд потребностей узкого профиля. Эти потребности рассматриваются в качестве свойств психики человека. К ним относятся:
· потребность как зависимость. Заключается в зависимости организма от конкретных условий существования;
· потребность как отсутствие блага. Здесь отсутствие какого-либо блага и является потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы;
· потребность как отклонение от уровня адаптации. Возникает в том случае, когда привычный для человека образ жизни резко меняется и возникает нехватка старого режима существования. Например, меняется место жительства, город страна и появляется нужда в возврате старых сложившихся привычек и образа жизни;
· потребность в успехе. Напрямую связана с жизненными достижениями личности. Проявляется в постоянном стремлении стать успешнее и лучше в профессиональном плане. Эта потребность сильнее выражена у женщин.
Еще один ряд отличий имеют виды потребностей общества. Сюда относятся те запросы, которые сформировались под влиянием времени и развития экономики. Прогресс стал причиной появления новых потребностей людей. С каждой сменой поколения потребности общества становятся все более высокими. Социально-экономический прогресс провоцирует возникновение все новых и новых потребностей. Соответственно растут и виды удовлетворения потребностей.
Свойства потребностей:
1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной. Потребность отражает не данность, не фактическое наличие предмета, а его субъективную значимость, нужность для человека. В качестве иллюстрации этого классического феномена приведем явление импринтинга (запечатления), описанного в зоопсихологии. Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом. Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового, биологически нормального переопредмечивания данной потребности. Поиск и нахождение предмета потребности психологически интересны тем, что этот предмет отвечает не только внешнему раздражителю, но и соответствует внутренним условиям организма, вследствие чего потребность принимает прямое участие не только в построении образа.
2. Другим свойством потребности считается ее участие в активации психики, поведения и деятельности. Потребность служит источником, необходимым энергетическим условием наличия всякой активности. Она присутствует в любом инициативном акте, стоит за каждой психической активностью и деятельностью: материальной и психической, хотя и не является, не рассматривается в психологии реальным побудителем (или мотивом).
3. Потребность обладает свойством или способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности существуют и меняются всегда, когда существует жизнь. Они имеют свое течение, фазы актуальности, существуют во времени, а поведение и деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.
4. К свойствам потребностей относят их непременную прижизненную динамику, изменение, развитие (или регресс), которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: 1) изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детских «почему?», отличается от познавательной потребности взрослого человека, опредмеченной в книгах или учебниках; 2) изменение способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (телефон, телефакс, Интернет) существенно преобразует саму эту потребность, а значит, и личность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы и оттенки переживаний. Мир человеческих потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику, личность и бытие.
Понятие мотива в психологии. Функции и виды мотивов (по А.Н. Леонтьеву). Явление полимотивации. Мотив и мотивировка. Мотив и мотивация.
Мотив– побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:
· Побуждающая (побуждает деят-ть, придают ей эмоциональную окраску, но сами эмоции не являются мотивами).
· Смыслообразующая (придаёт деят-ти личностный смысл. Это важно для понимания внутреннего строения индивидуального сознания).
Виды мотивов
1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
3. Положительные мотивы.Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
4. Отрицательные мотивы.Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
5. Устойчивые мотивы.Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
Полимотивация — это сочетание смыслообразующего мотива, осуществляющего функцию побуждения, направления и смыслообразования, с мотивами-стимулами, которые играют роль лишь дополнительной стимуляции данной деятельности.
Полимотивация– несколько мотивов, которыми обусловлены деятельность и поведение человека.
Мотивы – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.
Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность.
Мотивировка – даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник