Профессиограмма журналиста медицинские противопоказания
1. Презентация профессии
Профессия журналиста имеет древние исторические корни. В те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения, ни Интернета, царей и правителей волновали вопросы политической пропаганды: надо было сообщать подданным о государственных реформах, формировать общественное мнение о тех или иных событиях, явлениях в стране. В XVII веке по инициативе царя Петра Первого в России появилась первая печатная газета «Ведомости», а с начала XIX века началось бурное развитие периодической печати, особенно журналов, и профессия журналиста обрела массовый характер.
Журналист – это квалифицированный специалист, литературный работник, который умеет писать материалы и занимается литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах и других СМИ. Журналисты бывают очень разные: от телеведущих и журналистов, освещающих международные события, до внештатных корреспондентов. Внештатный корреспондент работает как независимый специалист, он предлагает изданию свои материалы и получает гонорары за публикацию своих произведений. Собственный корреспондент (журнала или на телевидении) регулярно собирает свежие новости на разные темы, от политических до культурных событий. Репортер должен всегда быть в нужное время в нужном месте, в центре событий определенного жанра новостей. Ведущий рубрики отвечает за наполнение постоянного раздела в газете, журнале или телепрограмме. Ответственный секретарь отвечает за выпуск свежего номера, согласовывает работу отделов и контролирует все процессы, от предварительного плана номера до верстки и сдачи макета в типографию. Главный редактор создает стиль газеты, журнала, передачи, он отвечает за подготовку материалов к печати и выход номера. Журналисты-международники знают иностранные языки и освещают культурно-исторические и политические события в других странах. Журналисты на радио и телевидении (дикторы, обозреватели, комментаторы, ведущие) пишут сценарии передач, озвучивают тексты, записывают свои программы и работают в прямом эфире.
В настоящее время плоды труда журналистов являются основным источником информации о мире для каждого современного человека. Журналисты оказывают существенное влияние на массовое сознание и мировоззрение по всем важным вопросам: культуры, политики, экономики, науки.
Преимущества профессии: престижная профессия; социальная значимость и творческая реализация; гонорары; возможность познакомится с интересными людьми.
Ограничения профессии: ненормированный рабочий день; интенсивный темп работы; частые командировки; риск для жизни (особенно при работе в «горячих точках» и в сфере политики).
2. Тип и класс профессии
Профессия журналиста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительные типы профессии: «Человек – Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание) и «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
Профессия журналиста относится к классу эвристических (творческих), она предполагает проведение исследований, анализ фактов, материалов. Такая профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты.
Прежде всего журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала.
Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача.
Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).
Работа возможна и в офисе, и дома и на месте событий. Как правило, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях необходимо наличие компьютера и мобильных средств связи (телефон, Интернет).
4. Условия труда
У журналиста активный интеллектуальный труд и подвижный образ деятельности. Рабочий день ненормированный, в оперативном ритме, в режиме тесного взаимодействия с другими людьми. Возможны частые командировки. Журналисты работают практически везде, где можно почерпнуть интересную информацию, взять интервью: в городах и удаленных местностях, на выставках и в «горячих точках», в архивах, в воздухе, на воде и под землей.
Главные средства труда журналиста: его профессиональный опыт, литературный талант и творческое мышление, а также выразительные движения, мимика, голос (чтобы вызвать доверительный контакт, расположить к себе собеседника во время интервью). Кроме того, журналист использует в своем труде профессиональные технические устройства: диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамеру; обычную ручку и офисную оргтехнику.
Журналист сам ставит себе цели, обычно в рамках обозначенной руководством тематики.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии журналиста необходимы фундаментальные знания по литературе, русскому языку, иностранным языкам.
Квалифицированный журналист должен знать:
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве журналиста необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для журналиста:
Среди журналистов встречаются и «фрилансеры».
В последнее время журналисты также активно публикуются в онлайн-ресурсах.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития журналиста.
Специализация и освоение смежных областей
В рамках профессии журналиста можно участвовать в творческих конкурсах, посещать курсы повышения квалификации, осваивать все новые специальности, постепенно выполняя все более сложные и ответственные задания. Со временем каждый журналист находит свою уникальную нишу для самореализации, для приложения индивидуальных талантов. Например, впоследствии можно стать фотокорреспондентом или кинооператором, писателем, PR-менеджером, телеведущим или политическим деятелем.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии журналиста может расти по административной линии (например, стать главным редактором журнала). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, менеджер проекта.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, человек, которому есть о чем поведать миру, может решить работать самостоятельно (например, организовать выпуск своего радиовещательного канала или Интернет-журнала). При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Корреспондент, редактор, репортер, литературный критик, копирайтер, пресс-секретарь, советник по работе со СМИ и общественностью, менеджер по рекламе.
Источник
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Журналист
Специальность:
- ВПО «Журналистика» (031300).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Информационные технологии
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа журналиста связана с контактами с людьми, что позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как журналист работает со знаковой информацией (текстами, таблицами и т. п.).
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях (при сборе материала – вне помещения).
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия журналиста связана с поиском, созданием новых текстов, материалов, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
В начало
Описание профессии
Журналист – специалист, занимающийся сбором, обработкой и распространением актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).
Основная деятельность журналиста связана с информированием общества о событиях, явлениях и процессах, происходящих в мире.
К основным обязанностям журналиста относятся:
- выбор и формулирование актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле- и радиоэфире;
- сбор информации, ее проверка, селекция и анализ;
- создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), в разных форматах и жанрах;
- редакторская деятельность;
- участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов, социальных проектов.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Журналист должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, самостоятельность, инициативность, старательность, хорошая память и интуиция, логика, терпение.
К профессионально важным качествам журналиста относятся:
- способность концентрировать внимание;
- эмоциональная устойчивость;
- интуитивное мышление;
- коммуникативные способности;
- ораторские способности;
- умение слушать;
- аналитический склад ума;
- широкая эрудиция;
- развитое словесно-логическое мышление;
- творческие способности;
- отличное владение устной и письменной речью;
- организаторские способности.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе журналистом, относятся:
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- расстройства координации движений;
- психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- хронические инфекционные заболевания;
- нарушения слуха и речи.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Журналист должен хорошо знать: основные этапы и процессы развития отечественной и зарубежной литературы и журналистики; основные принципы разработки концепции медиапроекта; базовые сведения о различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ; основы международного гуманитарного права, правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России, авторские права; основные российские и международные документы по профессиональной этике; актуальные проблемы страны, важнейшие направления ее развития; принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами); методы редактирования текстов СМИ, основанные на использовании новых технологий; нормы современного русского языка в целом и особенности их применения в практике современных СМИ; иностранный язык;
современные технические базы и новейшие цифровые технологии.
Журналист должен уметь:
- выбирать и формулировать актуальную тему материала, формировать замысел, определять дальнейший ход работы;
- собирать необходимую информацию, осуществлять ее проверку, селекцию и анализ;
- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ;
- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов;
- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте;
- работать с редакционной почтой;
- готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами.
В начало
Область применения
Журналисты могут работать в средствах массовой информации различного уровня: редакциях газет и журналов, на телевидении, радиостанциях, в электронных СМИ, а также в продюсерских и рекламных компаниях, пресс-центрах. Журналист может руководить пресс-службой различных компаний или государственных учреждений.
В начало
Условия труда
Журналисты могут работать самостоятельно и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. При проведении интервью, съемок, сборе материалов для репортажей рабочий день журналиста проходит вне помещения.
Рабочая поза — преимущественно сидя, изредка стоя.
В работе журналист использует ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальной формы для журналистов не предусмотрено.
В начало
Профессиональные риски
Профессия считается одной из самых опасных в связи с тем, что работа подчас носит непредсказуемый характер: журналисты работают при освещении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Стремление к объективности подачи информации может затрагивать интересы многих людей, поэтому между журналистом и объектом его расследования могут возникать конфликтные ситуации.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Получить профессию журналиста можно в образовательной организации высшего образования (специальность «Журналистика»). Так называемой «специализированной журналистикой» может заниматься специалист в любой области, обладающий грамотной письменной и устной речью и творческими способностями.
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в сфере журналистики связаны с накоплением опыта, приобретением известности среди профессионалов и в читательской аудитории. Начав с рядовых позиций, журналист может в дальнейшем стать главным редактором издания или даже основать собственное СМИ.
В начало
Источник
Содержание и основные операции (действия). Наблюдение за событиями, отбор значимых фактов, анализ фактов, презентационная и аналитическая обработка фактов (подготовка журналистского материала), предоставление журналистского материала аудитории (публикация), мониторинг реакции аудитории на публикацию, коррекция информационно-коммуникативной политики (личной и/или издания) на основании анализа реакции аудитории.
Условия и характер труда. Работа возможна и в офисе, и дома, и на месте событий. Как правило, график работы свободный, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением и налаживанием деловых контактов. В современных условиях становится необходимым наличие компьютера (настольного и/или ноутбука) и мобильных средств связи (телефон, Интернет).
Критерии эффективности. Высокое качество журналистского материала (актуальность, достоверность, точность, убедительность, эстетико-художественные качества, грамотность). Заинтересованная реакция аудитории. Увеличение (удержание) популярности (тиража или рейтинга) издания.
Знания. Теория и история журналистики. Авторское право. Психология общения и влияния. Филология и литературоведение. Риторика. Логика. Издательское дело. Пользовательская компьютерная грамотность.
Умения и навыки. Налаживать контакты с целью получения информации; анализировать события, выделяя значимые и актуальные факты; создавать связные и грамотные тексты; собирать и систематизировать информацию, пользуясь различными источниками, в том числе Интернетом; проводить социологические и культурологические исследования, а также анализировать данные мониторинга реакции аудитории. Ораторские навыки и умения. Навыки редакционноиздательской работы (редактирование, корректура, верстка). Умение работать на компьютере и в телекоммуникационных сетях.
Интересы и наклонности. Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность, артистизм, общительность, достаточный уровень активности поведения, лидерство.
Профессионально важные качества. Коммуникабельность, стрессо- устойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, развитость аналитического и образного мышления, креативность, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
Рекомендуемые методики тестирования при отборе. Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, тест Томаса, КОС, тест на ценностную иерархию, локус контроля, тест на IQ и др.
Медицинские противопоказания. Заболевания, ограничивающие двигательную активность, восприятие, познавательную активность, способность установления эффективных межличностных коммуникаций, а также психические и нервные расстройства.
Необходимо отметить, что помимо всего прочего профессио- граммы обеспечивают соответствие качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО и другие. Однако нас здесь будет интересовать в большей степени образ профессионала-журналиста, а не стандартизация этого образа, который невозможно воссоздать без рассмотрения предыстории профессии.
Несмотря на то, что мы утверждаем своеобразие и уникальность настоящего цивилизационно-культурного момента, существенно меняющего отношение к профессии и ее контуры, современный журналистский профессионализм необходимо рассматривать как наследника профессионального журнализма прошлого, и шире — наследника профессионализма в сфере информационно-коммуникативной деятельности. Это позволяет проследить становление профессии с начала истории человечества. Вот почему история журналистики занимает значительное место в программах профессиональной подготовки журналистов.
Источник