Противопоказание к принятию на обслуживание граждан
Поддержание социального статуса нуждающихся категорий лиц, защита (иногда представление) их законных прав и интересов, обеспечение их необходимой бытовой или иной помощью назвают соцобслуживанием. Услуги предоставляются органами соцзащиты после получения обращения от пожилого гражданина (или инвалида). Правоотношения в данной сфере регулируются законодательством РФ.
Нормативно-правовое регулирование
Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.
Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.
Социальное обслуживание на дому
Соцобслуживание на дому подразумевает максимальное продление нахождения инвалидов и пожилых граждан в привычной для них социальной среде. Оказание различных бытовых услуг (доставка продуктов, лекарств, уборка, медицинская, юридическая помощь) предоставляется следующими организациями:
- центр соцпомощи;
- комплексный центр для граждан пожилого возраста, инвалидов;
- специализированная служба социально-медицинского обслуживания;
- иные организации, оказывающие подобные услуги.
Противопоказания к принятию на обслуживание
Перед удовлетворением поступившей от гражданина заявки на получение социальной поддержки сотрудники соответствующих служб изучают все обстоятельства с целью выяснения степени нуждаемости (жилищные условия, состояние здоровья, размер пенсии, др.). Основные причины отказа служб предоставить обслуживание на дому;
- отсутствия у служб ресурсов для оказания помощи (нет свободных соцработников);
- заявитель не имеет определенного места жительства;
- на момент подачи заявления нуждающийся гражданин находился под воздействием алкогольного опьянения;
- существует угроза для здоровья и жизни социального работника (заявитель страдает от хронического алкоголизма или наркомании, имеет открытую форму туберкулеза, тяжелые психические отклонения, инфекционные или иные заболевания, требующие специализированного лечения).
Порядок и правила оформления
При обращении к сотрудникам органов соцзащиты для получения права на социальное обслуживание гражданину необходимо предоставить пакет следующих документов:
- заявление на предоставление помощи;
- копия паспорта;
- справка о составе семьи и условиях проживания;
- справка о доходах гражданина, членов его семьи;
- документы, подтверждающие наличие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина;
- медицинские документы о наличии инвалидности, об отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к получению социальной помощи.
Акт материально-бытового обследования для назначения соцобслуживания составляется и подписывается членами комиссии из сотрудников уполномоченного органа соцзащиты.
Перечень надомных социальных услуг
Закон о социальном обслуживании граждан содержит общий перечень социально-бытовых услуг, гарантированных государством в рамках надомного обслуживания пенсионеров и инвалидов:
- Доставка продуктов или иные способы организации питания.
- Приведение жилищных условий в соответствие с гигиеническими нормами, поддержание порядка, чистоты.
- Сопровождение в медицинские учреждения, помощь при приобретении лекарств, иные способы оказания помощи в получении медицинских услуг.
- Юридическая помощь, правовые услуги.
- Содействие в доставке воды, необходимых горючих материалов (при отсутствии центрального отопления, водоснабжения).
- Наблюдение за состоянием здоровья.
Полустационарное обслуживание пенсионеров и инвалидов
В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.
Данная услуга предоставляется на условиях дневного или ночного стационара инвалидам и пенсионерам, сохранивших способность к самообслуживанию, несовершеннолетним лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Услуги стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов
Предоставление данного вида соцобслуживания осуществляет руководитель муниципального учреждения, на основании письменного заявления от лица нуждающегося инвалида или пожилого человека (либо, при официальном признании его недееспособным – от лица его законного представителя), пакета необходимых документов.. Для разных категорий граждан предусмотрено размещение в следующих профилированных учреждениях:
Вид организации | Категории лиц |
---|---|
Дом-интернат для инвалидов | Престарелые граждане (женщины старше 55 и мужчины старше 60) и инвалиды 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, нуждающиеся в соцобслуживании по состоянию здоровья, утратившие способность к самообслуживанию или самостоятельному передвижению |
Психоневрологический интернат | Лица с умственной отсталостью, выражающейся в степени имбецильности, идиотии или выраженной дебильности, шизофренией, эпилепсией, и явлениями слабоумия, психических расстройств вследствие алкоголизма, черепно-мозговых травм, иных заболеваний |
Специальный дом-интернат | Одиноко проживающие пенсионеры либо супружеские пары, состоящие на учете для получения жилплощади в специальном интернате |
Детский дом-интернат | Дети-инвалиды в возрасте с 4 до 18, с отклонениями в умственном и физическом развитии, нуждающиеся уходе, воспитании и лечении, находящиеся в иной трудной жизненной ситуации |
Находящиеся на стационарном обслуживании граждане имеют право на уход, благоприятные условия проживания, первичную медицинскую помощь, социальную адаптацию и социально-медицинскую реабилитацию, культурное обслуживание, бесплатную помощь адвоката и свободное посещение законными представителями или родственниками.
При нарушении установленного распорядка в праве соцобслуживания может быть отказано.
Срочное социальное обслуживание в целях оказания разовой неотложной помощи
Срочная социальная помощь на разовой основе предоставляется без заключения договора между органом соцзащиты и соответствующей организации, в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя. Основанием для предоставления поддержки является заявление гражданина либо организации (медицинской, образовательной, реабилитационной или иной, не входящей в систему соцзащиты). За помощью могут обратиться лица, срочно нуждающиеся соцподдержке и неотложной экстренной услуге разового характера. Перечень услуг:
- бесплатное горячее питание или доставка продуктов;
- обеспечение предметами первой необходимости (одежда, обувь, др.);
- получение временного жилого помещения;
- юридические консультации;
- получение психологической помощи;
- иные срочные услуги.
Социально-консультативная помощь пенсионерам и инвалидам
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в форме консультативной помощи направлено на ослабление напряженности в социуме, улучшение семейных отношений, психологическую поддержку, социальную адаптацию этой группы лиц. Помощь основывается на следующих принципах:
- выявление нуждающихся лиц;
- профилактика социально-психологических отклонений;
- организация досуга;
- работа с семьями;
- профессиональное ориентирование, трудоустройство инвалидов;
- правовая поддержка;
- координация деятельности общественных организаций соцобслуживания.
Видео
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
2 человек ответили
Спасибо, за Ваш отзыв!
человек ответили
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Источник
Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в составе группы авторов внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, дающий социальным работникам право отказывать в предоставлении гражданам соцуслуг на дому при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», напоминают авторы законопроекта, гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме. «Это может быть связано с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации», – отметил Ярослав Нилов.
Перечень таких противопоказаний утвержден приказом Минздрава России от 29.04.2015 г. № 216н и включает в себя, в частности, туберкулез в открытой форме, острые инфекционные заболевания, заразные для окружающих, злокачественные заболевания, сопровождающиеся обильными выделениями, психические расстройства, в том числе с употреблением психоактивных веществ, и др.
«Эти заболевания требуют оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, поскольку могут причинить вред здоровью и жизни иных лиц и обслуживающего персонала стационарных организаций социального обслуживания, – подчеркнул Нилов. – Однако в указанном Федеральном законе отсутствует возможность отказа гражданину, имеющему такие заболевания, при предоставлении ему социального обслуживания в полустационарной форме или на дому. В то же время социальные работники, оказывая услуги гражданам, имеющим такие заболевания, в полустационарной форме, то есть при дневном пребывании в организации социального обслуживания или на дому, также как и при оказании социальных услуг в стационарной форме, подвергаются серьезной опасности».
Следует отметить, что в статье 15 ранее действовавшего Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был предусмотрен отказ предоставления социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях.
«В целях защиты прав и интересов социальных работников законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому гражданину или получателю социальных услуг в связи с наличием медицинских противопоказаний может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг не только в стационарной форме, но и в полустационарной форме и на дому», – резюмируют авторы законопроекта.
Источник
Приложение N 1
к Государственному стандарту
стационарного социального
обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, имеющих
отклонения в умственном, физическом
и психическом развитии
Противопоказания
к приему на стационарное социальное обслуживание
1. Общими противопоказаниями для направления на стационарное социальное обслуживание являются:
а) инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
б) венерические заболевания, СПИД;
в) туберкулез в активной стадии;
г) заразные заболевания кожи и волос;
д) злокачественные новообразования, кроме больных после радикального лечения при общем удовлетворительном состоянии, отсутствии метастазов.
е) алкоголизм, наркомания, токсикомания;
ж) все заболевания, требующие стационарного лечения, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения);
з) лица, у которых при поступлении на стационарное социальное обслуживание обнаружена повышенная температура или сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.
2. Противопоказаниями в дом-интернат для престарелых и инвалидов, в том числе специальный, а также в отделение являются:
а) психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях;
б) судорожные синдромы различной этиологии с припадками без слабоумия и выраженных изменений личности.
3. Противопоказаниями к направлению в психоневрологический интернат являются:
а) острые и подострые стадии психических заболеваний;
б) психические заболевания, характеризующиеся выраженной психотической симптоматикой, грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих (половые извращения, гипперсексуальность, садистические наклонности, суицидальные тенденции и т.д.):
– приступообразные или прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
– эпилепсия и судорожный синдром другой этиологии с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
– выраженные депрессивные и маниакальные состояния различного генеза, затяжные реактивные состояния;
– выраженные психопатоподобные синдромы, а также психопатии аффективные, эксплозивные, параиноидальные, паранойяльные, истерические.
4. Противопоказаниями к направлению в детский дом-интернат для умственно отсталых детей являются:
а) шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;
б) эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
в) психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;
г) психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения опасными для самого больного и окружающих;
д) любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в учреждении образования, в том числе специализированном.
Источник
5.1. Граждане имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, направить письменное заявление.
Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов помощи.
Общение между гражданами и работниками Центра может происходить вне учреждения.
По просьбе граждан в связи с объективной невозможностью посещать Центр работники Центра должны оказывать социальные услуги на дому.
5.2. Зачисление граждан на обслуживание Центром в стационарных (полустационарных) условиях производится приказом администрации Центра.
Зачисление на обслуживание производится на основании:
– личного заявления;
– заявления родителя(ей), опекуна или попечителя;
– заключения специалиста по социальной работе;
– направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
– справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
5.3. При зачислении в отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями дополнительно должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка (форма N 112-у) или амбулаторная карта подростка (форма N 25-у).
5.4. Противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные, инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
5.5. Социальное обслуживание граждан может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.
5.6. Социальное обслуживание граждан осуществляется в соответствии с этапами:
выявление существа и причин имеющейся или реально возможной трудной жизненной ситуации, личностных особенностей гражданина, специфики его окружения и других характеристик жизнедеятельности;
разработка при наличии у граждан трудной жизненной ситуации индивидуальных программ комплексной или социальной реабилитации или адаптации;
разработка в случае реально возможной у граждан трудной жизненной ситуации программ комплексной или социальной профилактики;
координация выполнения индивидуальных комплексных программ реабилитации, адаптации и профилактики, в реализации которых участвуют другие социальные службы, государственные, муниципальные и негосударственные органы, организации и учреждения (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);
реализация разработанных программ профилактики и реабилитации.
5.7. Содержание социального обслуживания граждан Центр определяет индивидуальными программами:
комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);
социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;
комплексной адаптации, направленной на решение всей совокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой как работниками Центра, так и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);
социальной адаптации, направленной на решение социальных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб;
комплексной профилактики, направленной на предотвращение реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой работниками Центра и других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.);
социальной профилактики, направленной на предотвращение социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации, осуществляемой только работниками Центра и других социальных служб.
Решение о разработке конкретного вида индивидуальных программ принимается исходя из их реальной необходимости, способности граждан самостоятельно решить часть собственных жизненных проблем, возможностей, имеющихся у Центра, и других объективных обстоятельств.
5.8. При разработке и утверждении индивидуальных программ, указанных в п. 5.7 настоящих Методических рекомендаций, в обязательном порядке проводится консилиум, в котором принимают участие работники различных функциональных подразделений Центра и работники других социальных служб, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, внутренних дел, миграционной службы и т.п.). При невозможности их личного участия в консилиуме осуществляется согласование с ними мероприятий, включаемых в индивидуальные программы.
Координация разработки и реализации каждой из индивидуальных программ осуществляется каким-либо функциональным отделением Центра в соответствии с его профилем по решению консилиума, которое утверждается приказом директора Центра.
5.9. Организация процесса социального обслуживания населения в Центре регламентируется планом работы Центра (перспективным и календарным), другими планами, графиками и расписаниями деятельности Центра, разрабатываемыми и утверждаемыми директором Центра самостоятельно.
Источник