Противопоказания для детей с зпр
Для
того, чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР,
необходимо получить четыре заключения: врача – детского психиатра (для
детей до 3-х лет – невропатолога), логопеда детской поликлиники,
отоларинголога и окулиста и обратиться в ПМПК по комплектованию
специальных детских садов.
Комплектование специального детского сада (групп) для детей с ЗПР
осуществляется на основе “Рекомендаций по приему детей с задержкой
психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы
специального назначения”. Согласно этому документу, в детские сады и
специальные группы для детей с ЗПР должны приниматься в первую очередь
дети с ЗПР церебрально-органического генеза, а также дети с задержкой
психического развития психогенного, соматогенного и конституционального
происхождения. Могут быть приняты и дети с отставанием в развитии из-за
педагогической запущенности, возникшей при неблагоприятных условиях
воспитания.
Противопоказаниями к направлению в группы для детей с ЗПР являются:
умственная отсталость, тяжелая речевая патология, выраженные нарушения
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также задержка
психического развития, осложненная частыми судорожными пароксизмами,
стойким энурезом и энкопрезом. Противопоказанием является также наличие
хронических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,
пищеварения и др.) в стадии обострения и декомпенсации. При обнаружении
на комиссии противопоказаний к приёму, дети направляются в вышестоящую
ПМПК для уточнения состояния и для подбора соответствующего
образовательного или лечебного учреждения.
Предварительная запись на комиссию осуществляется с января по май, при наличии:
– свидетельства о рождении ребенка;
– паспорта родителя (или лица, его заменяющего);
– заключений врача-психиатра, логопеда, отоларинголога, окулиста из районной детской поликлиники или
– направления городской или районной ПМПК или другого “Центра по
комплектованию” . Кроме психолого-педагогического заключения,
направление должно также содержать и заключения медицинских
специалистов.
Во время предварительной записи, родителям выдается “Уведомление” о
постановке на учет, которое содержит номер и дату регистрации и
ориентировочную дату вызова на комиссию. Вместе с “Уведомлением”
родитель получает перечень обязательных и желательных документов, с
которыми следует придти на комиссию, а также контактные телефоны, по
которым можно уточнить дату и время проведения заседания комиссии. О
точной дате и времени проведения комиссии родители оповещаются по
телефону заблаговременно.
Обычно в один день на комиссию приглашаются не более 10 детей.
Обследование ребенка и заполнение необходимой документации длится 40-45
минут. Обследование проводится только с согласия родителей и в их
присутствии. Обследование проводит комиссия в составе: – председатель
комиссии,(если комиссия выездная, то обязательно присутствует заведующая
детским садом) врач, дефектологи, логопеды и психолог.
Результаты обследования обязательно заносятся в протокол, составляется
заключение и рекомендации. В заключении делается вывод о характере и
степени выраженности отставания в развитии познавательной деятельности и
речи и о рекомендуемом образовательном маршруте. Родители должны
ознакомиться с заключением ПМПК и поставить свою подпись в протоколе. В
случае, если у ребенка выявлена или подтверждена ЗПР, родителям
выдается направление в один из специализированных детских садов,
наиболее близко расположенного к месту проживания ребенка. В направлении
указана дата начала посещения указанного детского сада, возрастная
группа и форма обучения (группа полного или кратковременного
пребывания).
Данное направление является необходимым и достаточным документом для
приёма ребёнка в указанный детский сад. Однако, заключение ПМПК носит
рекомендательный характер и, если родители отказываются от направления,
ребенок не может быть принят в спец. Группу без согласия родителей.
По результатам обследования, у членов комиссии могут возникнуть вопросы,
требующие уточнения (точность диагноза, необходимость предварительного
пролечивания ребенка и др.), поэтому комиссия имеет право направить
ребенка на вышестоящую ПМПК или на дополнительное консультирование. При
этом, с очереди ребенок не снимается до уточнения его состояния и
получения выводов специалистов.
Обращаем Ваше внимание, что в некоторых сложных случаях (согласно
“Положению о приеме …”) может быть рекомендовано временное пробное
обучение, после которого ПМПК сможет принять решение о наиболее
целесообразной для данного ребенка форме обучения.
Нужен логопед в СВАО? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Источник
Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.
Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников – об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» – врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.
Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?
Задержка психического развития – это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.
Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.
Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например – читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе – это и есть задача родителей. Есть и другое отношение – «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.
Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?
Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» – не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает – «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» – если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.
К какому специалисту нужно обращаться?
Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.
Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?
После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций – память, внимание, мышление, эмоции… Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) – ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.
Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?
Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.
Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.
В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика – главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.
Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?
Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой – это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу – на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.
Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?
Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.
Беседовал Данила Резак.
Статья предоставлена рекламно-информационным еженедельником ‘Арена’.
Источник
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом « задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения лексико -грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико – фонематического восприятия, снижение слухо – речевой памяти .Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия для выполнения последующих заданий.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети седьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти ( далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов ( в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно – практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно – следственных связях.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико – психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно – профилактических учреждений на медико – педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждения для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
– ЗПР церебрального генеза;
– ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
– ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
– ЗПР психогенного происхождения ( патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
– ЗПР вследствие иных причин.
Другими показаниями к приему в дошкольноые учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально – органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение уловно, на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих форм и состояний:
– олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
– выраженные нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата;
– выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
– шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы;
– выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы;
– частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
– стойкий энурез, энкопрез;
– хронические заболевания сердечно – сосудисой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание: Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа , направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР с учетом уточненного диагноза и на основании решения консилиума или педагогического совета дошкольного учреждения оформляются документы о переводе его в школу для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу в обычный массовый класс или в класс коррекционно – развивающего обучения (КРО).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
– детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
– дошкольные группы при детских домах, детских домах общего типа;
– дошкольные группы при школах – интернатах для детей с ЗПР;
– группы развития или кратковременного пребывания при детских садах либо в общеобразовательных школах, где имеются классы КРО.
Группы комплектуются с учетом возраста детей. 1 подготовительная ( старшая) группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, 2 подготовительная – дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Заведующий ( директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются положением о дошкольном учреждении.
Источник