Противопоказания для машинистов метро

Москва на то и столица, что здесь все сложнее. А какие требования к машинистам метро Москвы, есть ли отличия от других городов? Давайте узнаем.

Хорошая новость в том, что работа машиниста метрополитена является востребованной, постоянные свободные вакансии и набор на обучение претендентов позволяют обновлять штат молодыми кадрами.

Но если внимательно посмотреть на требования к машинистам метро, становится понятно, почему так часто ведётся набор и обучение нового набора.

Если верить объявлениям, то любой мужчина, отслуживший в армии и возрастом до 35- 40 лет может пройти обучение и стать машинистом электропоезда метро. На самом же деле требования к машинистам метро очень жесткие.

Машинист метрополитена – требования по типу личности

Серьезные требования к машинистам метро предъявляются к их психологическому типу личности. Для устройства на работу или учебу необходимо пройти психологическое тестирование, определяющее свойства нервной системы, внимания, памяти, переключения с одного действия на другое, помехоустойчивости.

Ведь все знают, что многие психические процессы у человека происходят без его вмешательства и нельзя научиться или воспитать в себе такие процессы, как переключение внимания, устойчивость внимания, скорость реакции. Эти все свойства заложены психологическими типами личности и изменить их практически невозможно.

Машинист метро – требования по здоровью

Машинисты метро должны переносить перегрузки, электромагнитное излучение, вибрацию, работу в ночное время. Чтобы удовлетворить серьезные требования по здоровью, машинисту метро необходимо быть крепким физически, не иметь хронических заболеваний.

Кандидат в машинисты получает направление на медицинскую комиссию, в которую входит более 20 врачей. Особое внимание уделяют зрению, цветоощущению, не допускается дальтонизм. Кроме этого, обязательная проверка психиатра и нарколога.

Если перед приёмом на работу претендент прошел медицинскую комиссию, это не означает, что на год можно забыть о здоровье. На самом деле медицинский осмотр каждый машинист и помощник машиниста проходят перед началом каждой смены.

Проводится замер давления, сердцебиения, тест на алкоголь. Если какие-либо параметры неудовлетворительные, машиниста могут отстранить от рейса. Кроме того, работник должен выйти на работу отдохнувшим и в хорошем настроении.

Если машинист испытывает стресс, уставший, напряжённый – это тоже повод отстранить его от рейса. Такие повышенные требования к здоровью машиниста метро не случайны, ведь от его состояния зависят сотни и тысячи жизней пассажиров.

Работа машиниста является психологически напряженной. Ответственность за жизни людей, повышенное внимание, готовность действовать в нестандартной ситуации приводят к постоянному нервному перенапряжению.

Невозможно предугадать, что может произойти на пути следования в рейсе, но нужно быть готовыми к действию всегда. Это сказывается на психологическом состоянии работника. Поэтому одно из требований к машинистам метрополитена – постоянная работа с психологом, проведение психологических осмотров перед рейсом.

Требования к машинисту метро Москвы

Помимо психологического и физического здоровья, кандидатам на работу в машинисты нужно обладать серьезными знаниями.

Помимо здоровья, требования к машинистам метро Москвы таковы:

Первое – это уровень квалификации, позволяющий управлять электропоездом по заданному маршруту. Этот уровень получают вместе с образованием, практическими занятиями, стажировками с наставником, успешной сдачей экзаменов и безаварийной работой в течение года.

Второе требование к машинистам метро Москвы – это выполнение всех инструкций при движении, а их насчитывается более 50. На каждую ситуацию, штатную или нештатную, имеется алгоритм действия и соответствующая инструкция. Это позволяет быстро принимать решения, доводить действия до автоматизма.

Это очень помогает в ситуациях дефицита времени. Такие инструкции должны быть выучены и строго соблюдаться, практически каждое действие расписано инструкцией, например: через сколько секунд после объявления о закрытии дверей можно их закрывать, сколько секунд задержки возможно на посадке. Любое отклонение от инструкции может привести к аварии или столкновению со следующим позади электропоездом.

Третье требование к машинисту электропоезда метрополитена – умение оказывать первую медицинскую помощь. В ситуации подземного движения машинист является иногда единственным человеком, способным оказать помощь и спасти жизнь. Нередки случаи падения людей на рельсы, и в таких ситуациях помощь может оказать только машинист.

В требованиях к машинистам электропоезда метрополитена указана обязанность зафиксировать случаи падения в метро и оказать помощь пострадавшему. А при случаях аварийной остановки или аварии в тоннеле, на машиниста возлагается обязанность по эвакуации пассажиров к перрону.

Работа машиниста является сложной, связана с движением скоростных электропоездов и перевозкой большого количества людей. Любые перевозки являются зоной повышенного риска, поэтому предъявляются такие высокие требования к машинистам электропоезда метро. Ведь самое главное – это безопасность жизни людей.

Источник

В такой профессии, как машинист метрополитена, возраст и связанные с ним психофизиологические характеристики имеют решающее значение.

Обладая достаточным опытом работы и высоким уровнем профессионализма, машинисты среднего возраста выполняют наиболее сложные, ответственные действия и составляют «ядро» бригадиров и наставников. Если их численность составляет не менее 30 % от численности всего цеха, это служит фактором профессиональной надежности транспортного подразделения в целом.

Столичный метрополитен стремительно развивается, вводятся в строй новые участки, что, естественно, требует притока рабочей силы. При этом ситуация складывается так, что формируется демографический перекос в сторону омоложения кадров. Так, на пусковых линиях количество молодых машинистов со стажем менее двух лет может составлять 20-22 %. В то же время по объективным причинам постоянно (ежегодно на 6-7 % по всему метрополитену) сокращается группа работников в возрасте 45-49 лет. Демографический анализ, проводимый в каждом депо, позволяет выявить наиболее тревожные в этом отношении коллективы.

Существующая в. последние годы тенденция к резкому омоложению кадров опасна, прежде всего, в связи с выраженными проблемами адаптации к новым условиям труда, а также с недостаточно высоким профессиональным уровнем молодых машинистов.

Не может не тревожить тот факт, что группа машинистов предпенсионного возраста (51 год – 55 лет) постоянно сокращается. Причина в том, что около 20% из них страдают хроническими сердечнососудистыми заболеваниями, а значит, входят в группу риска с высокой вероятностью возникновения сердечно-сосудистых осложнений.

Пренебрежительное отношение к своему здоровью, отсутствие своевременной диагностики и профилактики неизбежно снижают показатели профессионального долголетия.

Практика

Многолетний опыт наблюдения за состоянием здоровья машинистов с диагностированной сердечно-сосудистой патологией подчеркивает недостатки традиционного подхода к данной проблеме. Приведем пример. Машинистов ставят на диспансерный учет с гипертонической болезнью 1-й степени. На начальных стадиях гипертонической болезни, как известно, можно достаточно эффективно бороться с недугом с помощью немедикаментозных способов: диеты, фитотерапии, двигательной активности, отказа от вредных привычек оздоровления образа жизни в целом. Однако высокие стрессовые нагрузки и особенности режима труда (рваный суточный ритм) затрудняют профилактику заболевания. В итоге через 7-8 лет неизбежна профессиональная дисквалификация.

Таким образом, у работоспособных людей на рубеже 40-летия упускается «золотой период» немедикаментозной коррекции эпизодической гипертензии (повышения артериального давления), избыточного веса. К 48-50 годам, т.е. за пять лет до достижения пенсионного возраста, мы получаем «проблемного» машиниста с высоким риском сердечнососудистых осложнений.

Идеология безопасности движения, принятая на транспорте, исключает возможность использования такого машиниста без профессиональных ограничений. Возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, работодатель обязан предоставить сотруднику работу в соответствии с его основной специальностью и дать возможность доработать до пенсионного возраста -55 лет. С другой строны, машинист с опасным медико-профессиональным прогнозом сам по себе служит фактором риска на метрополитене – ведь он отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров.

Контроль за состоянием здоровья машинистов должен быть постоянным. Используемая на Московском метрополитене компьютерная система предрейсового медицинского контроля позволяет анализировать состояние машиниста по целому ряду параметров, осуществлять функциональный мониторинг.

Особое внимание уделяется предрейсовым медосмотрам бригад службы подвижного состава. Обязательно дается оценка как гемодинамическим показателям (артериальное давление, пульс), так и психофизиологическим (индекс напряженности Баевского). Что касается измерения АД, важно оценить не только его показатели, но и соотношение верхнего и нижнего, т.н. сердечного давления. Например, если АД составляет 120 на 80 или на 70, – это нормально, но соотношение 120 на 90 должно насторожить. Такие показатели могут быть, в частности, в случаях неправильного, короткими прерывистыми курсами, приема гипотензивных препаратов. Верхнее давление при этом сбивают, а нижнее остается высоким («обезглавленная гипертония»).

В целом многообразные варианты и сочетания нескольких параметров, меняющихся на протяжении длительного времени, создают объективные трудности для цехового терапевта. В связи с этим, а также для большей наглядности и объективности при оценке переносимости профессиональных нагрузок, аналитическим сектором службы подвижного состава Московского метрополитена была разработана методика статистического сканирования («СС-метод»).

«СС-метод» представляет собой графическое отображение основных параметров в виде линейчатой ЕхсеЬдиаграм-мы, в которой отклонения в сторону превышения утвержденных норм проецируются вправо, а отклонения со снижением – влево.

Статистически это выражено в виде обозначения количества отклонений от нормы в процентном исчислении. Величина «столбика-вектора» (соответствующего цвета и направления) пропорциональна частоте выявленного отклонения в соответствующем квартале. Таким образом, «СС-метод» отражает как количественное (% случаев), так и временное (поквартальное) изменение основных параметров функционального статуса. Благодаря простоте и наглядности метода пользователь имеет возможность мгновенно оценить, прежде всего, ведущие тенденции в функциональном состоянии машиниста, особенно, когда имеет место разнонаправленность «столбиков-векторов» (например, выраженная гипертензия (повышение артериального давления) на фоне снижения «индекса напряженности» в сочетании с нарастающей тревожностью).

Результат

В результате мониторирования формируются группы риска по различным показателям.

Группа риска по засыпанию за контроллером – ручкой, с помощью которой машинист управляет электродвигателем метропоезда.

При формировании этой группы учитывается целый ряд факторов риска, относящихся не только к состоянию здоровья, но и к обстоятельствам быта. В нее, в частности, входят те, кто совмещает работу с учебой (велика вероятность, что при таких нагрузках они недосыпают); сотрудники, у которых в семье есть маленькие дети; те, кому приходится издалека добираться до места работы.

Группа с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений (группа машинистов с частым кризоподобным подъемом АД с эпизодами нарушения сердечного ритма).

 Группа риска по ненадежности заступления.

В нее входят те машинисты, которые по данным функционального мониторинга не могут быть допущены к работе сразу после того, как приезжают в депо к началу смены. Причиной может быть высокое артериальное давление или другие показатели, которые через некоторое время приходят в норму. Таких машинистов приходится отправлять в резерв, что нарушает ритмичность в организации движения поездов.

Часто повторяющееся зачисление в резерв свидетельствует о функциональных нарушениях в состоянии здоровья, которые могут обернуться серьезными заболеваниями, если своевременно не обратить на них внимания.

Мы вызываем тех, кто оказался в группах риска, беседуем с ними, даем советы, как изменить свой образ жизни, какие немедикаментозные методы использовать, чтобы состояние здоровья улучшилось. Большую роль в этом может сыграть семья, поэтому иногда приглашаем для беседы жен наших машинистов, рассказываем о том, что предпринять для того, чтобы мужьям легче было переносить производственные нагрузки, как правильно питаться, какой должна быть двигательная активность и т.д.

Если за полгода наблюдения улучшения показателей не происходит, это говорит о том, что сотрудник не изменил образ жизни или что данные профессиональные нагрузки ему не подходят. В таком случае мы делаем пометку для работодателя: «Медико-профессиональный прогноз неудовлетворителен».

Данные ежедневных предрейсовых медосмотров собирают в единую базу. Еженедельно на Московском метрополитене проводятся Дни безопасности, в которых участвует и медицинская служба. Мы выборочно проверяем группы риска нескольких депо (всего их 15), проводим разъяснительные беседы с машинистами. Осуществляется оперативный анализ изменений в функциональном состоянии машинистов, выявляются сотрудники, имеющие признаки выраженного переутомления, дезадаптации  или вызванной стрессом гипертензии и тахикардии.

В результате вышеперечисленных мероприятий значительно возросла группа молодых машинистов с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу, поставленных на диспансерный учет; сократилось количество инфарктов миокарда у машинистов до 50 лет; уменьшилось количество преждевременных медицинских дисквалификации.

Паспорт профессионального здоровья

Наиболее типичные сканграммы позволяют в предельно короткое время оценить как тяжесть адаптационных отклонений, так и реакцию машиниста на лечебные и реабилитационные мероприятия. Сканграммы используются нами для составления «Паспорта профессионального здоровья машиниста».

Этот документ имеет принципиальное отличие от традиционно используемых медицинских документов. Он отражает многообразие функциональных и психофизиологических изменений в состоянии здоровья в тех случаях, которые при обычном медицинском осмотре могут пройти незамеченными или сойти за вариант нормы, позволяет определить основные тенденции на пути от абсолютного здоровья к стойкому хроническому заболеванию. При этом «Паспорт» лишен субъективных составляющих, таких как жалобы, оценка самочувствия, настроения, и основывается на статистически выверенных показателях, на принципах доказательной медицины.

На наш взгляд, проблемы профессионального долголетия должны решаться в конкретном коллективе на основе демографического мониторинга, оценки коллективного здоровья и организации комплекса профилактических мер.

Объективная оценка резервов здоровья каждого машиниста позволяет формировать «группы риска», определять медико-профессиональный прогноз.

Методика компьютерной диагностики функциональных отклонений и функциональных заболеваний позволяет цеховому врачу выявить тревожные отклонения на самой ранней стадии. Это существенно повышает эффективность применяемых в настоящее время массовых углубленных медицинских осмотров. Последующее длительное наблюдение за состоянием машиниста позволяет объективно оценить эффективность медицинских и реабилитационных мероприятий.

Таким образом, проблема «профессионального старения» обретает черты управляемого процесса. На Московском метрополитене в течение ряда лет разрабатываются и реализуются комплексные оздоровительные программы, которые рассчитаны не только на решение вопросов успешной адаптации молодых машинистов, но и на увеличение сроков профессионального долголетия тех, кто не одно десятилетие водит поезда столичной подземки, – наиболее квалифицированной части машинистов.

Метрополитен – объект повышенной опасности. От состояния здоровья машиниста зависит не только его личная безопасность, но и безопасность огромного количества пассажиров. Вот почему так важна проводимая здесь кропотливая работа медиков.

Источник

В данной статье я расскажу как проходит трудоустройство в Метрополитен, а именно на должность машинист электропоезда.

УПЦ.

Для этого можно пойти по двум путям. 1 – устраиваться от депо , 2 – от Учебно-производственного центра .

При трудоустройстве от депо , собеседование и психолога проходишь непосредственно в депо.

И именно депо отправляет на прохождение медицинской комиссии.

Рассмотрим вариант трудоустройства от УПЦ.

Начало как и везде банальное отклик на hh.ru, при отправление отклика просят ответить на вопрос- носите ли вы очки ?. ( Как на других сайтах не знаю.)

Кстати при звонке на прямую в колл центр просят все равно оставить отклик на вакансию.

Сайт метро. Требования и условия.

Далее в течение нескольких дней дают обратную связь, уточняют гражданство,наличие необходимых документов и назначают дату прибытия в УПЦ. Время назначают 8-00 и это для всех, так что именно к 8-00 ехать не обязательно, потому что бывают большие очереди.

День назначен время тоже, приезжаем и на проходной показываем паспорт, инструктор ищет нас в списке . В списках мы есть,дальше проходим к стойке информации и в порядке живой очереди подходим к сотруднику который занимается приемом документов. Отдаем заранее сделанные копии нужных документов, фотографии и садимся ждать пока вызовут.

После 15-20 минут ожидания вызывают и выдают направление на прохождение психолога.

Отбор у психолога – это 40 минутный тест на компьютере из различных заданий , и заполнение небольшой анкеты.

Пример одного задания.

Зелёный шарик катается по кругу, и его необходимо остановить в определенном контуре.

Всего заданий 6.

После прохождения теста, психолог выдает заключение годен, и идём снова на стойку информации. Отдаем данное заключение и ждём очереди.

Заключение у психолога бывает трёх типов:

1-годен

2-условно годен

3- не годен

Так же после 15-20 минут ожидания вызывают и выдают направления по месту жительства : Психдиспансер, Наркодиспансер,Выписка и амбулаторный карты за последний год,ЭЭГ( электроэнцефалограмма головного мозга). Со словами : собирайте необходимые документы и приходите снова, нас провожают .

Этапы трудоустройства. Сайт метро .

После сбора всех необходимых справок и выписок, нам выдают направление на медицинскую комиссию и назначают дату комиссии . Медкомиссия проходит в ” МСЧ АМО ЗИЛ” на Автозаводской.

В день медкомиссии необходимо явиться в УПЦ к 8-00. После того как все соберутся и всех проверят к 10-00 везут на служебных автобусах в поликлинику.

Список врачей и анализов :

Тест на наркотики

Кровь из вены

Анализ мочи

ЭКГ

Флюорография

Спирометрия

Аудиометрии

ЛОР

Невролог

Хирург

Дерматовенеролог

Офтальмолог

Терапевт

Тщательно смотрят диагностические исследования ( спирометрия и ЭКГ).

Офтальмолог -100% зрение, хирург – отсутствие варикоза ,терапевт – давление в пределах допустимой нормы. Если все в порядке за день можно управиться. Последний врач терапевт, он ставит печать “годен” отдает бланк и с этим бланком едем в УПЦ . На стойке информации отдаем все полученные в поликлиники документы ,сотрудник проверяет и спрашивает на какой тип состава мы хотим обучаться ( про каждый тип состава есть статья на данном канале). Обучают на Номерные, Русич, Москва. Нам говорят когда и на какой состав начинается обучение , обучение начинается каждый вторник. Так называемая посадка группы.

В следующей статье рассмотрим как проходит обучение, этапы,теория,практика.

Источник