Противопоказания для поступления в вуз эпилепсия

Эпилепсия снова привлекла внимание в связи с недавним приступом известного телеведущего Дмитрия Диброва, свидетелем которого стали сотни посетителей кинотеатра «Октябрь». Ведущему стало плохо прямо во время фотосессии, однако ему тут же вызвали «скорую» и отвезли в больницу с подозрением на эпилептический припадок. Позже, правда, сам телеведущий опроверг наличие у него этого диагноза.
Тем временем сегодня эпилепсией страдает каждый сотый житель на Земле. И диагноз является красной тряпкой для любого работодателя. Поэтому пациенты очень часто скрывают, что больны. Накануне Международного дня эпилепсии, который отмечается в феврале, на конференции в столице обсуждались вопросы социальной адаптации и профессиональной ориентации людей с эпилепсией.
Древние греки считали эпилепсию вмешательством богов в жизнь человека и даже называли болезнь «божественной» или «геркулесовой». Христиане полагали, что ее природа — совсем не божественная, а бесовская. Эпилепсией страдали Юлий Цезарь, Сократ, Мольер, Нобель, Ленин, Наполеон, Флобер, Байрон, Стендаль, Достоевский… Сегодня такой диагноз стоит у 65 миллионов человек в мире, в том числе — более 350 тысяч в России. Ежегодно в мире количество больных увеличивается на 2,5 миллиона. Много это или мало? Как говорят эксперты, людей с эпилепсией сегодня больше, чем с болезнями Паркинсона, Альцгеймера и ДЦП вместе взятыми.
Сегодня наука много поняла о природе этого заболевания, которое относится к разряду хронических патологий нервной системы, но людские предрассудки побороть так и не получается. Поэтому людей с диагнозом «эпилепсия» многие опасаются, обходят стороной, считают ненормальными. В основе болезни — нейронные разряды, которые возникают в различных участках коры головного мозга и выливаются в приступы нарушения двигательных, чувствительных, вегетативных и мыслительных функций, которые пациенты не могут контролировать. Поэтому b[ мучают эпилептические приступы той или иной степени тяжести: в виде кратковременных непроизвольных мышечных сокращений в какой-либо части тела или по всему телу. В тяжелых случаях приступы проходят с потерей сознания и утратой контроля над функциями кишечника и (или) мочевого пузыря.
В мире сегодня эпилепсией страдает не менее 50 миллионов человек. При этом экспертные оценки говорят о том, до 70% пациентов людей с эпилепсией не страдают приступами или могут их контролировать современными лекарствами. То есть почти три четверти пациентов способны жить полноценной жизнью. Однако же очень многие окружающие при слове «эпилепсия» представляют себе бесноватого психически больного, опасного для общества человека. Эти стереотипы распространены и среди работодателей, которые часто отказывают таким пациентам в природе на работе по принципу «от греха подальше». В итоге для многих пациентов жизнь омрачается не только болезнью, но и невозможностью профессиональной реализации.
В ряде случаев опасения работодателей подкреплены документами. Так, российское законодательство устанавливает строгие нормы по ограничению доступа к работе для всех людей с этим диагнозом, независимо от формы эпилепсии и типа приступов. Наши законы содержат списки профессий, где такие ограничения могут быть применены. Так, пациенты с эпилепсией не могут работать «на высоте, с огнем, опасными приборами и механизмами, источниками повышенной опасности». Такие профессии, как водитель, парикмахер, хирург, геолог или спасатель, не могут быть доступны человеку с эпилепсией. Как отмечает юрисконсульт Юлия Прохорова, для пациентов с эпилепсией нашим законом также предусмотрены ограничения на такие виды деятельности, как государственная или муниципальная служба, прокуратура, суды; работа, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также целый ряд профессий, предусматривающих вредные и опасные условия труда. «Свобода труда заканчивается там, где при осуществлении деятельности человек может нанести вред себе или окружающим. Устанавливая подобное ограничение, законодатель в первую очередь думает в том числе и о человеке, который страдает эпилепсией», — считает эксперт.
А вот врачи придерживаются иного мнения, полагая, что закон излишне суров к людям, которым благодаря терапии удалось достичь долгосрочной ремиссии. Как говорит профессор кафедры нервных болезней лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова Павел Власов, в период ремиссии человек с эпилепсией опасен не более здорового — при условии, что он регулярно принимает лекарства, высыпается и отказался от спиртного: «И если при его форме эпилепсии нет признаков умственной отсталости, ему можно и нужно учиться, строить личную жизнь и карьеру практически в любой сфере. К сожалению, на практике существует чисто формальный подход: современное законодательство не разделяет виды и формы эпилепсии и ограничивает в профессии всех, кому поставлен диагноз «эпилепсия».
В то же время многие пациенты признаются, что просто скрывают свой диагноз при трудоустройстве. Например, как рассказывает пациентка Алина Прибыльнова, эпилепсию у нее диагностировали в 9 лет, что не помешало ей профессионально заниматься танцами, а потом получить диплом инженера-технолога: «Впервые я «вспомнила» о своем диагнозе во время первого трудоустройства. На собеседовании я не сказала о своей болезни, а когда на работе у меня случился приступ, меня вызвали в кабинет директора и попросили написать заявление по собственному желанию». Потом у Алины, к счастью, все же сложилась профессиональная жизнь: новый работодатель поверил в ее силы и не побоялся слова «эпилепсия». Хотя некоторые коллеги признались ей, что если бы не знали Алину как опытного сотрудника, то вряд ли бы согласились принять ее на работу.
Но такой «хеппи-энд» случается далеко не со всеми пациентами этого профиля. Нередко возникают проблемы с обучением детей с таким диагнозом. «Большинство наших пациентов — дети с сохранным интеллектом, — говорит ведущий научный сотрудник отдела психоневрологии и эпилептологии Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Марина Дорофеева. — Однако часто детей с таким диагнозом боятся принимать в детские сады и школы из-за непонимания и страха ответственности со стороны учителей и воспитателей. Однако лечение позволяет помочь добиться полной ремиссии у 70% детей. И они ничем не будут отличаться от своих сверстников».
Почему-то многие считают, что эта болезнь неизлечима. Но это — лишь один из мифов. На самом деле в 70–75% (!) случаев заболевание полностью излечивается. Врачи говорят об этом в случае, если приступов нет на протяжении 5 лет.
Врачи призывают общественность отказаться от стереотипов, а работодателей и руководителей учебных учреждений относиться к людям с эпилепсией без предубеждения. Для начала хотя бы поинтересоваться, о каком типе заболевания идет речь и насколько пациент способен контролировать свои приступы. Пациентам же юристы рекомендуют соотносить свои возможности с требованиями к соискателям тех или иных профессий, а на рабочих местах обращать внимание на безопасность вокруг. Например, если у пациента есть чувствительность к свету, нужно убрать из поля зрения раздражающие сигналы. А еще нужно попытаться рассказать коллегам о своем диагнозе и научить их правильно оказывать первую помощь при приступе.
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28201 от 21 февраля 2020
Заголовок в газете:
«Божественная» трагедия
Источник
Тема: медицинские противопоказания к приему абитуриентов в ВУЗы в Беларуси.
1. ПЕДАГОГИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Неактивный туберкулез органов дыхания — по заключению врачебно-консультативной комиссии территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера).
2. Состояние после радикального лечения злокачественных новообразований — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога.
3. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей в стадии ремиссии — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога и/или
врача-гематолога.
4. Астма, тяжелое течение.
5. Астма, среднетяжелое течение — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание
технологии, профессиональное обучение.
6. Артериальная гипертензия II ст., степень риска — III–IV — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, преподавание технологии, профессиональное обучение.
7. Цирроз печени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, преподавание технологии, профессиональное обучение.
8. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций — противопоказано профессиональное обучение.
9. Заболевания крови: гемолитические анемии, нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния — противопоказано преподавание технологии, профессиональное обучение.
10. Деформация грудной клетки и позвоночника III–IV ст. со значительным нарушением функции органов грудной клетки.
11. Стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов с выраженными ограничениями движений — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, химия, физика, преподавание технологии, профессиональное обучение, социальная педагогика, кроме того, при поражении только верхних конечностей противопоказано музыкальное искусство.
12. Отсутствие двух нижних конечностей при условии протезирования и самостоятельного передвижения — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
13. Отсутствие двух верхних конечностей.
14. Отсутствие одной верхней конечности — противопоказано, кроме русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, географии, истории, психологии, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
15. Полное нарушение охватывающей и удерживающей функции кисти ведущей руки — противопоказано специальное образование, физика, химия, профессиональное обучение, преподавание технологии, музыкальное искусство.
16. Психические расстройства — вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных особенностей случая (характера течения, наличия и степени дефекта, частоты обострения, уровня социального функционирования, реакции на лечение, средовых и контекстуальных факторов и т. д.).
17. Заболевания центральной и периферической нервной системы при наличии стойких значительных нарушений движений, чувствительности или трофики при условии компенсации функции хотя бы одной руки и возможности передвижения — противопоказано дошкольное образование, специальное образование, химия, музыкальное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии, социальная педагогика.
18. Эпилепсия, за исключением случаев эпилепсии с редкими генерализованными (судорожными и бессудорожными), парциальными, неклассифицированными припадками без интеллектуально-мнестических нарушений и выраженных изменений личности, при наличии критического отношения к заболеванию и сохраненной трудоспособности.
19. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии менее 3 м и разговорной речи — менее 6 м.
20. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии от 3 до 5 м или восприятие шепотной речи на одно ухо на расстоянии 3 м и ближе при нормальном слухе на другое ухо. Резкая степень тугоухости, корригирующаяся слуховым аппаратом, с развитием речи не ниже 3-го уровня — противопоказано специальное образование, музыкальное искусство.
21. Болезни носовой полости, носоглотки со стойким затруднением функции носового дыхания — противопоказано музыкальное искусство.
22. Заболевания, связанные с расстройством функции голосового аппарата (хронические ларингиты и др.), — противопоказано, кроме психологии, социальной педагогики, специального образования.
23. Заикание тяжелой (высокой) степени.
24. Заикание средней (умеренной) и легкой степени — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
25. Нарушения произносительной стороны речи — противопоказано дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, русский/белорусский язык и литература, иностранные языки.
26. Заболевания кожи с локализацией на кистях рук — противопоказаны химия, логопедия. Биология, профессиональное обучение, преподавание технологии — индивидуальный
подход.
27. Понижение остроты зрения с коррекцией ниже 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, иностранных языков, математики, психологии, музыкального искусства.
28. Понижение остроты зрения с коррекцией от 0,5 до 0,3 на лучше видящем глазу и ниже 0,2 на хуже видящем глазу — противопоказано, кроме истории, русского/белорусского языка и литературы, математики, иностранных языков, психологии, музыкального искусства, дошкольного образования, социальной педагогики, мировой и отечественной культуры.
29. Миопия свыше 10,0 D или осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
30. Отсутствие бинокулярного зрения — противопоказано профессиональное обучение, преподавание технологии.
31. Аномалии цветового зрения — противопоказаны биология, география, химия, дошкольное образование, начальное образование, специальное образование, изобразительное искусство.
32. Глаукома — противопоказаны физика, биология, география, химия, начальное образование, специальное образование, черчение, изобразительное искусство, профессиональное обучение, преподавание технологии.
33. Хронические рецидивирующие и прогрессирующие болезни сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва и зрительных путей — вопрос решается индивидуально по заключению врача-офтальмолога.
34. Бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные).
Примечания:
1. Группа специальностей «Образование в области физической культуры» учитана в разделе 34 «Физическая культура. Туризм».
2. Специальность «Хореография» учитана в разделе 3 «Искусство музыкальное. Искусство сценическое и экранное. Народное творчество».
Далее: искусство изобразительное. Искусство декоративно-прикладное. Дизайн.
Источник
Запрещают закончить мед.колледж из-за недавно выявленной эпилепсии
Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!
10211 юристов ждут Вас
Быстрый ответ!
Задать вопрос
Автор вопроса – Анастасия
Россия
Здравствуйте! Год назад у меня был сильный обморок с потерей сознания,после которого выяснилось, что у меня эпилепсия.Я частным образом наблюдалась у врача и лечилась медикаментозно. В течении этого времени приступов не было.Я учусь в медколледже на 3 курсе, по специализации медсестра широкого профиля.В декабре у меня в колледже произошел приступ, в результате которого я была доставлена на скорой помощи в больницу. После этого случая меня отстранили от занятий и сдачи сессии. Директор колледжа потребовал заключение эпилептолога. Окружной эпилептолог написал в заключении эпилептический синдром, указав,что никаких противопоказаний к обучению нет. Но директор к занятию меня не допустила и показала мне “список противопоказаний к поступлению”. Меня вынудили взять академический отпуск, предложили мне пройти обследование в Городском медицинском центре для молодёжи и Псих.диспансере на предмет проф пригодности.Являются ли правильными действия администрации колледжа по отношению ко мне? Если диагноз заболевания подтвердиться могу ли я дальше обучаться с условием, что родители возьмут на себя ответственность за мою жизнь и что в дальнейшем работать в этой сфере я не буду ? Уместен ли “список противопоказаний к поступлению” в данной ситуации, если на момент поступления заболевания у меня не было?
Ответы юристов
Сенин Виктор Алексеевич
(26.12.2012 в 03:52:22)
Привет, Уважаемая Анастасия! Да, эпилепсия – серьезный диагноз Вашего заболевания (не мне медику объяснять!) Существуют жеские требования к поступающим в средние специальные учеьные заведения, они утверждаются на уровне минстерств и ведомств. В данном случае этот документ утержден Минздрав СССР, Минобразования СССР. И этот нормативный акт действует и сейчас. Успокойся, не психуй, я понмаю на всех сейчас обижена и т.д. и т.п. Главное в жизни – сохранить или восстановить здоровье! А все остальное – мелочи…Не горюй, Анастасия! Меня, молодого мужчину, тоже шандарахнул ишемичесский инсульт в 39 лет, я был в шоке! Но вот, уже 9 лет сижу дома и работаю. А что делать? Но пока, думается, не сдаюсь! Так что спокойно лечись, исследуйся по здоровью! Бог даст, восстановишься! Надеюсь помог, но только в моральном плане! Обращайтесь на наш сайт тлт непосредственно vitas654@rambler.ru vitas654@mail.ru или тел.8107778251 НЕ ЗАБУДЬ оставить ОТЗЫВ р моей работе! Спасибо за внимание!
С уважением, Виктор Сенин
ларин иван федорович
(26.12.2012 в 09:19:06)
ДОБРОГО ВРЕМЕНИ,ОТВЕТ В ЛИЧНОМ ПРОФИЛЕ
Хромых Лариса Георгиевна
(26.12.2012 в 09:58:15)
Здравствуйте!
Не думаю, что действия руководителя колледжа в данном случае законны.
Напишите письменное заявление с требованием пояснить причину отстранения Вас от занятий при наличии справки о возможности продолжать обучение.
На момент поступления у Вас заболевания не было и Вы правы, что список ограничений к Вам не применим, а Вот у Вас право на возмещение, причиненого обучением вреда здоровью имеется. Поэтому напишите жалобу в Комитет здравоохранения с требованием провести проверку обоснованности и допустимости учебных нагрузок, кроме того можно написать жалобу в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Если уж Вы утратите возможность работать по избранной специальности – то готовьтесь хотя бы к суду со своим учебным заведением, чтобы получить достойную компенсацию.
Если Вы не достигли 18 лет, то все заявления или жалобы должна подавать Ваша мама, указывая, что действует в Ваших интересах.
Если нужна будет более подробная консультация или помощь в составлении документов – обращайтесь, с удовольствием помогу. Надеюсь смогла Вам помочь, если Вы удовлетворены ответом – оставьте пожалуйста отзыв.
Алистархов Владимир Владимирович
(26.12.2012 в 15:57:42)
Добрый день, Анастасия!
Вас не допустили к занятиям – попросите у директора соответствующий документ о не допущении Вас к занятиям и причинах этого. Если откажутся выдать такой документ то надо направить письменное обращение в образовательное учереждение, как Вам посоветовали выше.
После получения ответа на обращение (ответ Вам направить обязаны) Вам принимать решение обжаловать его или нет, в т.ч. в суд или найти другой выход из сложившейся ситуации. Может быть Вы примите решение о переводе в другое образовательное учреждение в связи со сложившимися обстоятельствами и сменой приоритетов.
_______________________
Пусть сопутствует Вам удача.
Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам |
Источник