Противопоказания для прививки от гриппа для детей
Осенне-зимний сезон в Северном полушарии традиционно ознаменовывается вспышками гриппа. В это время повсюду встречаются чихающие, кашляющие и сморкающиеся люди. Эти симптомы привычны, но не стоит недооценивать вирусную инфекцию. Грипп опасен не столько своим течением, сколько последующими осложнениями. Поэтому лаборатории во всём мире работают над изысканием профилактических средств борьбы с актуальными штаммами.
Вакцинация – самый эффективный метод борьбы с инфекционными заболеваниями. Прививочный препарат состоит из живых ослабленных или инактивированных (целых, фрагментированных) штаммов вируса или их выделенных элементов (гликопротеинов). Вакцина от гриппа выполняет стандартную функцию – знакомит иммунную систему с вредоносными бактериями, чтобы та сумела выработать собственный защитный механизм. При наступлении реальной угрозы ответственные клетки смогут её отразить.
Ежегодно фармакологические лаборатории разрабатывают для населения нашей страны вакцины от гриппа, чтобы предотвратить эпидемию этого крайне опасного своими осложнениями заболевания. Перед началом сезона прививают миллионы граждан Российской Федерации. Большая часть привитого населения переносит вакцинацию в пределах допустимой нормы, однако любая, даже самая очищенная, вакцина от гриппа имеет побочные эффекты, способна вызывать осложнения у пациента. Поэтому у прививки от гриппа есть определенные противопоказания.
Какие могут быть противопоказания у прививки
Вакцинация от гриппа имеет разнотипные противопоказания. Эти ограничения зависят от состава медикаментозного средства (например, используются ли в нём ослабленные или убитые вирионы). Запреты могут вводиться на определённый отрезок времени или бессрочно. Существуют также другие признаки, по которым они относятся к отдельным категориям.
Истинные
К таким относятся ограничения, описанные в аннотации к медикаментозному средству, а также медицинских документах по разработке, организации иммунизационных мероприятий, руководствах для учреждений здравоохранения. Чаще относятся к определённым компонентам вакцины.
Ложные
Или «надуманные» пациентами и неграмотным медперсоналом. Например, принято считать, что ВИЧ-инфицированных людей нельзя прививать. Как раз таким гражданам противогриппозная иммунизация не просто показана, а необходима для поддержания стабильного состояния. Просто таким пациентам нельзя вводить живые вакцины, и не рекомендованы инактивированные цельноклеточные, так как они имеют больше побочных эффектов. А вот состоящие лишь из поверхностных белков или сплит-формы (тоже относятся к убитым антибактериальным средствам) применять разрешается.
Абсолютные
Противопоказания, при которых ставить прививку категорически нельзя, так как это опасно для жизни:
- возраст пациента – до 6 месяцев;
- первый триместр беременности;
- тяжёлые побочные эффекты после последней вакцинации от гриппа;
- иммунодефицит: как первичный (наследственный), так и вторичный (появляется на фоне прививки корь-краснуха-паротит);
- ярко выраженная аллергическая реакция: отёк Квинке, анафилактический шок, энцефалит, судороги, другие симптомы. Общая склонность к аллергическим проявлениям;
- бронхиальная астма;
- хронические заболевания органов дыхательной системы;
- малокровие, другие болезни крови;
- хроническая сердечная недостаточность;
- нарушение функции почек;
- эндокринные патологии;
- любые хронические заболевания в стадии обострения.
Если имеются сомнения относительно принадлежности к одной из перечисленных групп, перед постановкой прививки лучше получить консультацию врача.
Относительные
Сюда относят истинные ограничения, при которых иммунолог принимает решение в пользу проведения инъекционной манипуляции, учитывая определённые факторы. Например, в случае беременности, когда риск для плода не превышает положительный эффект для матери (то есть риск заболевания и последующих осложнений для беременной женщины гораздо выше, чем потенциальный вред плоду). К относительным также можно отнести:
- кашель, насморк;
- ОРЗ, ОРВИ с температурой;
- переливание крови и введение иммуноглобулина и другие.
Постоянные
Характерны для конкретного человека, имеющего определённые заболевания, например, эпилепсию. Это неврологическое нарушение является строжайшим противопоказанием к вакцинации от любого заболевания, не только гриппа.
Временные
Запреты, которые существуют на данный момент, например, простуда. Со временем она пройдет, и врач разрешит вакцинацию.
Общие
Характерны для всех вакцин от гриппа. Описаны в инструкции по применению, получены опытным путем. Сюда входят:
- аллергия на белок куриного яйца;
- гипертония;
- детский возраст до полугода;
- хронические заболевания в момент обострения;
- болезни крови;
- неврологические и сердечно-сосудистые патологии;
- болезни почек и прочие.
Частные
Характерны для конкретной вакцины и не свойственны другим препаратам. Например, живые вакцины нельзя колоть беременным и детям младше 3 лет. А субъединичные и сплит-вакцины таких ограничений не имеют.
Когда нельзя делать прививку от гриппа, или кому вакцина не поможет
Прививка признана самым современным и действенным способом профилактики болезни. Однако, как и любой препарат, вакцина от гриппа может вызывать побочные эффекты у пациента. Чтобы выбрать правильный вариант, нужно обязательно проконсультироваться с иммунологом.
Прививка против гриппа обладает рядом противопоказаний взрослым.
- Если пациент плохо перенёс предыдущую противогриппозную прививку. В такой ситуации рисковать нельзя, иммунолог не даст разрешение на проведение манипуляции, чтобы не возникали характерные осложнения.
- Прививка от гриппа категорически противопоказана аллергикам. В частности, нельзя проводить вакцинирование людям, чей организм не воспринимает белок куриного яйца, так как материал для всех препаратов выращивают на куриных эмбрионах. У хорошо очищенных составов имеются нестрогие запреты в этом случае. Перед инъекцией следует провести аллергопробу.
Некоторые препараты имеют в своем составе антибиотики: «Полимиксин», «Гентамицин», «Неомицин», прочие аналоги, а также октоксинол-9, формальдегид. Эти компоненты могут спровоцировать аллергическую реакцию крайней степени, вплоть до анафилактического шока.
- Обострение хронических болезней также является противопоказанием для вакцинации от гриппа у взрослых, но временным. Когда острые симптомы пройдут, наступит ремиссия, можно будет ставить вопрос об иммунизации пациента.
- Иммунизация категорически противопоказана при наличии острого инфекционного процесса в организме. Например, острый полирадикулит, вызывающий частичное онемение конечностей и снижение чувствительности мышц. Если заболевание не проходит в короткие сроки, то проводить вакцинацию ни в коем случае нельзя, так как реакцию на прививку предсказать невозможно.
- Серьёзные неврологические заболевания, например, эпилепсия, также являются противопоказанием к прививкам.
- Врождённый или приобретенный иммунодефицит, болезни почек, крови, гипертоническая болезнь, другие отклонения. Но это частные и относительные противопоказания, так как таких пациентов нельзя прививать живыми и убитыми цельноклеточными вакцинами. Субъединичными и расщеплёнными (содержат фрагменты вируса гриппа) пациентов прививают под строгим наблюдением врача, учитывая соотношение пользы от вакцинации и степени риска заболевания гриппом и последующих осложнений.
- Беременность в первом триместре. Беременных женщин прививают, начиная со второй половины беременности, однако лучше подождать до третьего триместра, когда плод полностью сформирован. Решение о вакцинации принимает пациентка. Если она соглашается на прививку, то врач учитывает все противопоказания и возможные побочные эффекты. Беременным противопоказаны живые и цельноклеточные препараты.
- Кормящим матерям, как и беременным женщинам, нельзя колоть живые и цельноклеточные препараты. Однако привить пациентку неживой субъединичной или расщеплённой вакциной не то что можно, а даже нужно, потому что её ребёнок также получит своеобразную «прививку» от гриппа с молоком матери.
- Относительным противопоказанием являются хронические болезни лёгких и дыхательных путей. При таких проблемах не рекомендуют использовать отечественные препараты «Гриппол» и «Гриппол плюс». Второй также нежелателен, хоть и не содержит некоторые консерванты, в отличие от «Гриппола», которые увеличивают риск развития побочной реакции. Тем не менее, действие вакцины может оказаться плачевным.
Более подробно о том, при каких болезнях не следует проводить иммунизацию взрослым (в том числе пожилым людям) и детям, расскажет специалист.
Кому из детей противопоказаны прививки от гриппа
Немало противопоказаний для прививки от гриппа есть и у детей. Стоит рассказать, при каких условиях и болезнях придётся отказаться от вакцинации.
- Детский возраст до 6 месяцев. Существует мнение, что до полугода ребёнка защищает иммунитет матери, который временно сохраняется в его организме, поэтому делать прививку ребенку до 6 месяцев не следует за редким исключением.
- ОРВИ, ОРЗ на момент вакцинации и короткий период после заболевания. После полного выздоровления должен пройти 1 месяц.
- Хронические заболевания в период обострения также являются противопоказаниями от прививки маленьким детям.
- Тяжёлая реакция на вакцину от гриппа в прошлый раз.
- Делать прививку нельзя при аллергии на куриный белок и прочие компоненты препарата.
- Живые вакцины тяжелее переносятся организмом и вызывают больше побочных эффектов, хотя формируют иммунитет лучше, чем инактивированные. Они противопоказаны детям до 3 лет.
- Любая вирусная и бактериальная инфекция в организме на момент прививки.
- Такие симптомы, как насморк, кашель (даже аллергический) – достаточные противопоказания к любой вакцине от гриппа.
Общие правила предосторожности
Есть список рекомендаций, которые следует соблюдать перед процедурой, а также после неё, чтобы прививка от гриппа не вызвала побочные эффекты.
- Перед процедурой следует отказаться от посещения людных мест, чтобы не заразиться гриппом или другим вирусным заболеванием. Иначе есть риск привить человека, когда тот уже болен, но ещё не знает об этом. Ослабленный иммунитет плохо справится с компонентами вводимого препарата.
- Избегать места скопления людей в течение двух недель после прививки, так как иммунитет к вирусу гриппа вырабатывается именно в этот период времени. Организм несколько ослаблен иммунной борьбой, поэтому риск подцепить другой вирус, в том числе гриппа, только с другим штаммом, повышается в несколько раз.
- Отказаться от алкоголя.
- Не употреблять в пищу экзотические фрукты, морепродукты, чтобы снизить риск развития аллергии. За несколько дней до и после процедуры отдавать предпочтение простой, привычной еде.
- Приходя с улицы, тщательно мыть руки, а также ополаскивать слизистые оболочки. Для носа можно использовать спрей физраствора, а орошать горло и промывать глаза лучше фурацилином. Чтобы очистить глаза, раствор фурацилина наносят на ватный диск и промывают глаз от внешнего края к внутреннему. Для каждого глаза – отдельный ватный диск.
- В течение 10 дней после вакцинации не следует сдавать анализ крови, так как результат будет ложным.
- В течение первых суток после прививки пить больше жидкости. Для этого лучше подойдут простая питьевая вода или черный чай. От зелёного чая лучше отказаться, так как он снижает давление, а гипотония входит в список побочных эффектов вакцинации.
Что будет, если проигнорировать противопоказания
К вопросу о вакцинации необходимо подходить ответственно. Если проигнорировать противопоказания или нарушить технологию проведения процедуры, то прививка от гриппа спровоцирует серьёзные побочные эффекты.
Самой высокой реактогенностью обладают живые вакцины. Среди инактивированных вакцин побочные эффекты больше характерны для цельновирионных (цельноклеточных) препаратов, чем для сплит и субъединичных.
Причиной возникновения осложнений может стать невнимательность лечащего врача, который упустил из виду какие-то противопоказания к прививке или посчитал их недостаточно серьёзными, а также ошибки медперсонала во время проведения процедуры или низкое качество препарата.
Осложнения делятся на два вида: местные, системные. Местные возникают в месте инъекции (появляется припухлость, сопровождающаяся покраснением и болезненностью, более высокой температурой участка по сравнению с окружающими тканями). Системные проявляются во всем организме:
- повышение температуры;
- отёк Квинке;
- фарингит;
- насморк;
- общее недомогание;
- диарея;
- временная гипотония и прочие.
Системные осложнения у детей проявляются в виде общего плохого самочувствия, снижения аппетита, повышения температуры тела.
Однако, если соблюдать меры предосторожности, учесть все противопоказания и провести вакцинацию по установленным правилам, то многих побочных явлений можно избежать после прививки от вируса гриппа.
Источник
Полезную и особенно нужную в 2020 году вакцину колоть можно не всем и не всегда.
Фото: Иван МАКЕЕВ
В сентябре 2020 года в Москве начнут свою работу передвижные медпункты, в которых всем желающим можно будет бесплатно привиться от гриппа. Вакцинация станет доступной не только в поликлиниках, но и по всему городу. Машины, в которых можно будет сделать прививку, разместятся вблизи станций метро, медицинские палатки развернутся в торговых центрах. Привиться лучше даже тем, кто обычно пренебрегает вакциной, уповая на силу своего иммунитета. В коронавирусном году грипп никому совсем не нужен. Поэтому при первой же возможности – уколитесь.
Но предварительно вспомните, а нет ли у вас противопоказаний к прививке от гриппа. Кому стоит отложить прививку, мы узнали у кандидата медицинских наук, врача-терапевта, пульмонолога Сеченовского Университета Владимира Бекетова.
В коронавирусном году грипп никому совсем не нужен. Поэтому при первой же возможности – уколитесь.
Фото: Иван МАКЕЕВ
Важно помнить, что все абсолютные противопоказания к любому препарату для вакцинации всегда прописаны в инструкции, отмечает эксперт. Поэтому достаточно ввести названия современных наиболее используемых вакцин для профилактики гриппа в поисковик в интернете (это «Гриппол», «Ваксигрип», «Флю-М», «Ультрикс», «Совигрипп»), чтобы прочитать о том, при каких болезнях и состояниях прививку делать не стоит.
– Для нашего российского научного и медицинского сообщества, для пульмонологов и вирусологов, большая гордость состоит в том, что в России появилась очень хорошая и конкурентоспособная, эффективная и качественная вакцина «Флю-М», применение которой успешно началось прошлой осенью, и я уверен, что вакцина в этом сезоне тоже будет активно применяться, так как по набору штаммов она соответствует актуальной эпидемиологической обстановке в мире, – говорит врач-терапевт, пульмонолог Владимир Бекетов.
В сентябре 2020 года в Москве начнут свою работу передвижные медпункты, в которых всем желающим можно будет бесплатно привиться от гриппа.
Фото: Иван МАКЕЕВ
КОМУ ТОЧНО НЕ СТОИТ КОЛОТЬСЯ
Абсолютным противопоказанием является индивидуальная непереносимость компонентов вакцины, которая проявилась в прошлые прививки.
– Речь о серьезной негативной реакции на вакцину. Не покраснение места укола или кратковременное повышение температуры, или неважное самочувствие на сутки – двое, а действительно серьезные реакции вплоть до анафилактического шока, потери сознания, либо развитие других состояний, угрожающих жизни, – уточняет врач-терапевт, пульмонолог Владимир Бекетов.
Вакцинация станет доступной не только в поликлиниках, но и по всему городу.
Фото: Иван МАКЕЕВ
КОМУ МОЖНО, НО С ОГОВОРКАМИ
Если острых аллергических реакций на вакцину с вами не случалось, и раньше вы переносили вакцинацию нормально, то поводом отложить прививку на время до выздоровления могут стать:
– повышенная температура тела;
– катаральные явления, то есть любые воспаления слизистых оболочек, либо кишечника, которые приводят к выраженным симптомам истечения слизи. По сути, это сопли, фарингиты – заболевания, связанные с воспалением горла; тонзиллиты – воспаления миндалин (особенно с гнойными пробками);
– диарея;
– бактериальные или грибковые воспаления, такие как, например, цистит.
– Надо быть достаточно аккуратными при вакцинации людям с хроническими заболеваниями, особенно с ревматоидными, аутоиммунными. Потому что их лечение направлено на то, чтобы снижать иммунитет. Это не столько опасно, сколько делает прививку бессмысленной – формирование необходимого защитного титра антител не случится, – объясняет Владимир Бекетов.
Машины, в которых можно будет сделать прививку, разместятся вблизи станций метро, медицинские палатки развернутся в торговых центрах.
Фото: Иван МАКЕЕВ
– Современные вакцины от гриппа являются неживыми вакцинами (произведены без использования живого вируса, – прим. ред.), они безопасны, хорошо изучены, переносятся легко, – продолжает эксперт. – И я бы отметил крайнюю важность вакцинации от гриппа, особенно в условиях возможной второй волны пандемии новой коронавирусной инфекции.
Врач говорит о том, что на ранних стадиях заболевания будет сложно отличить грипп от COVID-19, и если пациент будет привит от гриппа, специалистам будет гораздо проще в лечении, можно будет исключить этот вирус.
– Кроме того, в этом году мы ожидаем наслоения трех эпидемий: ОРВИ, гриппа и COVID-19. Поэтому в этих условиях, если есть возможность достоверно защититься хотя бы от одного из этих заболеваний, конечно, это стоит сделать, – считает врач-терапевт, пульмонолог Владимир Бекетов.
Привиться лучше даже тем, кто обычно пренебрегает вакциной, уповая на силу своего иммунитета.
Фото: Иван МАКЕЕВ
ВАЖНО
Вакцина от гриппа разрабатывается с использованием куриных эмбрионов. Это долгие годы являлось противопоказанием для вакцинации людей, у которых есть аллергия на белки куриного яйца, на так называемые овальбумины.
– Современные вакцины от гриппа, такие как «Ультрикс» или «Флю-М», практически не вызывают аллергической реакции на овальбумин или, если и вызывают, то очень небольшую, поскольку в этих препаратах количество овальбумина стремится к нулю, – поясняет врач-терапевт, пульмонолог Владимир Бекетов. – Это говорит о том, что людей, которым можно безопасно и эффективно прививаться от гриппа, становится с каждым годом все больше.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Когда начнут делать прививки от коронавируса: россиян разделили на три группы
После массового тестирования на добровольцах начнется прививочная кампания для всех россиян (подробности)
Источник
Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ
Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ
Íàñòóïàåò îñåíü è âñåì, êðîìå ò¸ïëîé îäåæäû, çîíòèêîâ è êðåïêîé îáóâè íóæíà äðóãàÿ, íå ìåíåå âàæíàÿ çàùèòà. Ñ íàñòóïëåíèåì õîëîäîâ è ìîêðîé ïîãîäû ÷åëîâåêó íåîáõîäèìà ïîìîùü îò ìèêðîîðãàíèçìîâ, êîòîðûå íàñ àòàêóþò ñ íà÷àëà îñåíè è äî ãëóáîêîé âåñíû. Ñàìîå âðåìÿ ïðèíÿòü ìåðû ïî çàùèòå îò ãðèïïà.
Íà ñåãîäíÿ îäèí èç ïðåäëàãàåìûõ âðà÷àìè ìåòîäîâ áîðüáû ñ âèðóñîì – ýòî âàêöèíàöèÿ. Ñòîèò ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Êîìó îíà ïîêàçàíà? Êòî äîëæåí âîçäåðæàòüñÿ îò äàííîé èíúåêöèè? Êàê ïðàâèëüíî ïîäîéòè ê âûáîðó çàùèòû è êàêèå ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè íóæíî ñîáëþñòè äî è ïîñëå âàêöèíàöèè?
Êàê äåéñòâóåò âàêöèíà îò ãðèïïà
Ïðèâèâêà îò îäíîé èç ñàìûõ ãðîçíûõ èíôåêöèé, êîòîðàÿ åæåãîäíî óíîñèò äåñÿòêè òûñÿ÷ ëþäñêèõ æèçíåé, íå ðàáîòàåò êàê ëåêàðñòâî. Îíà íå ñïàñàåò óæå çàáîëåâøèõ, êàê äóìàþò, ìíîãèå. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà – ýòî ñðåäñòâî, êîòîðîå ïîìîãàåò çàïóñòèòü ñîáñòâåííûå çàùèòíûå ñèëû îðãàíèçìà, ïîìîãàåò åìó áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèåé, ïîäãîòàâëèâàÿ åãî ê âñòðå÷å ñ âèðóñîì.
Êàêîé ñîñòàâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Îí ìîæåò îòëè÷àòüñÿ, òàê êàê âàêöèíû ìîãóò áûòü:
- æèâûå, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ëèáî îñëàáëåííûå ìèêðîîðãàíèçìû,ëèáî âîçáóäèòåëè íå âûçûâàþùèå çàáîëåâàíèÿ, íî ñïîñîáñòâóþùèå ôîðìèðîâàíèþ èììóíèòåòà ïðîòèâ ãðèïïà;
- èíàêòèâèðîâàííûå, òî åñòü óáèòûå.
Ïîñëåäíèå ïîëó÷àþò ïóò¸ì âûðàùèâàíèÿ âèðóñà ãðèïïà íà êóðèíûõ ýìáðèîíàõ, ïîñëå ÷åãî èõ î÷èùàþò îò ïðèìåñåé è îáåçâðåæèâàþò ôèçè÷åñêèìè èëè õèìè÷åñêèìè ìåòîäàìè (ôîðìàëüäåãèä, óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå è òàê äàëåå).
Èíàêòèâèðîâàííûå âàêöèíû, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîäðàçäåëÿþòñÿ:
- íà öåëüíîâèðèîííûå âàêöèíû – â èõ ñîñòàâå ñîäåðæàòñÿ ÷àñòèöû âèðóñà èëè âèðèîíû;
- ðàñùåïë¸ííûå èëè î÷èùåííûå, êîòîðûå íå ñîäåðæàò ëèïèäîâ è êóðèíîãî áåëêà;
- ñóáúåäèíè÷íûå, ñîñòîÿùèå òîëüêî èç äâóõ âèðóñíûõ áåëêîâ,ó÷àñòâóþùèõ â ôîðìèðîâàíèè èììóííîãî îòâåòà.
Êîãäà äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû. Íóæíî âíèìàòåëüíî ÷èòàòü èíñòðóêöèþ, òàì óêàçûâàþò â òå÷åíèå êàêîãî âðåìåíè âûðàáàòûâàåòñÿ èììóííàÿ çàùèòà. Ëþáàÿ ïðèâèâêà îò ãðèïïà ñïîñîáñòâóåò âûðàáîòêå àíòèòåë â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà. Ïîñëå ÷åãî ïðè âñòðå÷å ñ ðåàëüíûì âèðóñîì â æèçíè ýòè çàùèòíûå êëåòêè íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü. Èììóíèòåò ÷åëîâåêà áûñòðåå ñïðàâëÿåòñÿ ñ ãðèïïîì è çíà÷èòåëüíî ëåã÷å ïåðåíîñèò âñå ñèìïòîìû èíôåêöèè, â òîì ÷èñëå îòñóòñòâóþò òÿæ¸ëûå îñëîæíåíèÿ.
Ñêîëüêî äåéñòâóåò ïðèâèâêà îò ãðèïïà? Çàâèñèò îò âàêöèíû.  îñíîâíîì ïðåïàðàòû çàùèùàþò îò âèðóñà â òå÷åíèå 6 ìåñÿöåâ. Íî íåêîòîðûå çàùèòÿò îò ãðèïïà ìèíèìóì íà äåâÿòü ìåñÿöåâ è äî ãîäà.
Ïî÷åìó íóæíà ïðèâèâêà îò ãðèïïà
 íàøå âðåìÿ èçîáðåòåíî òàê ìíîãî ñðåäñòâ áîðüáû ñ ãðèïïîì, ïî÷åìó æå âðà÷è íàñòàèâàþò íà ïðîâåäåíèè èììóíèçàöèè ïðîòèâ ýòîãî âèðóñà? Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó è äëÿ ÷åãî? Êàêèå ñóùåñòâóþò äîâîäû çà è ïðîòèâ ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû íóæíî âñïîìíèòü íåñêîëüêî âàæíûõ ôàêòîâ î ñàìîì âèðóñå.
1. Âñå çíàþò î ñïîñîáå ïåðåäà÷è ãðèïïà âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóò¸ì, íî ìíîãèå çàáûâàþò, ÷òî çàðàçèòüñÿ ìîæíî äàæå ïðè ðàçãîâîðå ñ áîëüíûì ÷åëîâåêîì.
2. Êàê ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ âèðóñ
Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä âèðóñà î÷åíü êîðîòêèé, âñåãî 1-2 äíÿ, â ýòî âðåìÿ ñèìïòîìû îòñóòñòâóþò, à ìèêðîîðãàíèçì óæå àêòèâíî ðàçìíîæàåòñÿ.
3. Ïðè÷èíû ïîâòîðíûõ ýïèäåìèé ãðèïïà – ýòî óíèêàëüíàÿ èçìåí÷èâîñòü áåëêîâ ìèêðîîðãàíèçìà, ïîýòîìó ëþäè, ïåðåáîëåâøèå îäíèì âàðèàíòîì áîëåçíè, ìîãóò çàáîëåòü ïðàêòè÷åñêè ñðàçó äðóãèì òèïîì ãðèïïà.
4. Âèðóñ ðàçìíîæàåòñÿ ìîëíèåíîñíî ïîñëå ïîïàäàíèÿ íà âåðõíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ñïóñòÿ âñåãî 8 ÷àñîâ, åãî êîëè÷åñòâî óâåëè÷èâàåòñÿ â òûñÿ÷è.
5. Îïòèìàëüíûå ñðîêè âàêöèíàöèè îò ãðèïïà – ýòî íà÷àëî îñåíè (ñåíòÿáðü è îêòÿáðü) òàê êàê íà âûðàáîòêó çàùèòû íóæíî êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè, â ÿíâàðå âàêöèíàöèÿ ïðàêòè÷åñêè áåñïîëåçíà, ÷òî íóæíî ïîìíèòü åñëè ïîÿâèëîñü æåëàíèå ïðèâèòüñÿ.
6. Áîëåçíü ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì îñëîæíåíèÿì: ïíåâìîíèÿ, çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è ãîëîâíîãî ìîçãà, ëåòàëüíûå èñõîäû.
7. Åñëè ëå÷åíèå íà÷àòî ñ îïîçäàíèåì – îíî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óæå íåýôôåêòèâíî.
Íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà âçðîñëîìó ÷åëîâåêó, âåäü åãî îðãàíèçì ïî ñðàâíåíèþ ñ ðåá¸íêîì ëåã÷å ïåðåíîñèò ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ? Ïðèâèâêà íóæíà âñåì, îñîáåííî îïðåäåë¸ííûì êàòåãîðèÿì íàñåëåíèÿ, îòíîñÿùèìñÿ ê ãðóïïå ðèñêà:
- êàòåãîðèÿ ÷àñòî äëèòåëüíî áîëåþùèõ;
- ëþäè íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè âíóòðåííèõ îðãàíîâ;
- ëèöà ïîæèëîãî âîçðàñòà;
- ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè;
- ðàáîòíèêè äåòñêèõ äîìîâ, øêîë è ñàäèêîâ;
- ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè îíêîëîãèè? – äà, âñåì ëþäÿì ñî ñíèæåííûì èììóíèòåòîì îíà ïîêàçàíà;
- âñå ëþäè, äëèòåëüíî íàõîäÿùèåñÿ â îðãàíèçîâàííûõ êîëëåêòèâàõ (ïðîæèâàþùèå â îáùåæèòèè, äîìàõ ïðåñòàðåëûõ).
Êàê è ãäå äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà
Ãäå ìîæíî ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Âàêöèíàöèþ ïðîâîäÿò ÷àùå â ïîëèêëèíèêå. Íî äîïîëíèòåëüíî ïðèâèâêó ìîæíî ñäåëàòü è â äðóãèõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå åñòü ñïåöèàëüíîå îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå è ðàçðåøåíèå íà ïðîâåäåíèå òàêèõ ïðîöåäóð:
- â ìåäèöèíñêîì êàáèíåòå äåòñêîãî ñàäèêà èëè øêîëû;
- â îáîðóäîâàííûõ êàáèíåòàõ íà ïðåäïðèÿòèÿõ;
- â áîëüíèöàõ;
- íà ïëàòíîé îñíîâå ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â ìåäèöèíñêèõ êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèÿõ.
Êàê â ïîëèêëèíèêå ñäåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åñëè ÷åëîâåê îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå ðèñêà – âàêöèíàöèÿ ïëàíèðîâàòüñÿ äîëæíà çàðàíåå.  ýòîì ñëó÷àå ó÷àñòêîâàÿ ìåäñåñòðà ñîñòàâëÿåò ñïèñêè íóæäàþùèõñÿ è ïðèãëàøàåò èõ íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà âî âðåìÿ íà÷àëà ñåçîíà ïðîñòóäû. ×åëîâåê ïðèõîäèò íà ïðè¸ì, åãî îñìàòðèâàåò âðà÷, íàïðàâëÿåò íà îáñëåäîâàíèÿ, ïîñëå êîòîðûõ åñëè ÷åëîâåê çäîðîâ – îí íàïðàâëÿåòñÿ â ïðîöåäóðíûé êàáèíåò íà ïðèâèâêó.
Äðóãîé âàðèàíò, åñëè ÷åëîâåê îáðàòèëñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû ñäåëàòü ïðèâèâêó íà ïëàòíîé îñíîâå (òî åñòü îí íå âõîäèò â ãðóïïó ðèñêà). Òîãäà âàêöèíó íóæíî ïðèîáðåñòè çà ñâîé ñ÷¸ò (ìîæíî âûáðàòü èç èìåþùèõñÿ â ïîëèêëèíèêå èëè çàêàçàòü â äðóãîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè), çàïèñàòüñÿ íà ïðè¸ì ê âðà÷ó, êîòîðûé è íàïðàâèò íà âàêöèíàöèþ.
Êóäà äåëàþò ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Ââåäåíèå âàêöèíû äåëàåòñÿ ïîäêîæíî èëè âíóòðèìûøå÷íî â äåëüòîâèäíóþ ìûøöó. Ïîäêîæíî ââîäèòñÿ ïðåïàðàò â ïëå÷î èëè â ïîäëîïàòî÷íóþ îáëàñòü. Æèâûå âàêöèíû ìîæíî ââîäèòü èíòðàíàçàëüíî.
Ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì ïðèâèâêó îò ãðèïïà
Îäèí èç âàæíûõ âîïðîñîâ, ñâÿçàííûé ñ âàêöèíàöèåé ïðîòèâ ãðèïïà – ìîæíî ëè ïðèâèâàòü áåðåìåííûõ? Ýòà îñîáàÿ êàòåãîðèÿ ïàöèåíòîâ, ëå÷åíèå êîòîðûõ ïðîâîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì. Èì çàïðåùåíû ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåïàðàòû îò ãðèïïà, à ïðèâèâêè ïîä çàïðåòîì, âåäü íèêòî íå çíàåò, êàê âàêöèíà îòðàçèòñÿ íà çäîðîâüå áóäóùåãî ðåá¸íêà.
Òàê ìîæíî ëè äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Íà áîëüøèíñòâå àííîòàöèé ê ïðåïàðàòàì íàïèñàíà ñòðîêà, ÷òî áåðåìåííûì ìîæíî èñïîëüçîâàòü åãî â ñëó÷àå, åñëè ïîëüçà ïðåâûøàåò ïðåäïîëàãàåìûé âðåä áóäóùåìó ðåá¸íêó. È ýòî ïîíÿòíî, âåäü âñå ëåêàðñòâåííûå è ïðîôèëàêòè÷åñêèå ïðåïàðàòû íå òåñòèðóþòñÿ íà áåðåìåííûõ æåíùèíàõ. ×òî êàñàåòñÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà – å¸ ðàçðåøåíî äåëàòü áåðåìåííûì æåíùèíàì, íî âûáèðàòü íóæíî êà÷åñòâåííóþ èíàêòèâèðîâàííóþ âàêöèíó.
Ìîæíî ëè êîðìÿùåé ìàìå äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? – äà, ìîæíî è íåîáõîäèìî. Îñëàáëåííûé ïîñëå ðîäîâ îðãàíèçì æåíùèíû êðàéíå âîñïðèèì÷èâ ê èíôåêöèÿì, à ãðèïï ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæ¸ëûì ïîñëåäñòâèÿì, åñëè èììóíèòåò ñëàá (êîðìÿùèå ìàìû ïëîõî ñïÿò è ìíîãî íåðâíè÷àþò). Êðîìå ýòîãî, òàêèå ïðèâèâêè åù¸ îäèí ñïîñîá çàùèòèòü ìàëûøà, âåäü âñå çàùèòíûå êëåòêè ïåðåäàþòñÿ ðåá¸íêó ñ ìàìèíûì ìîëîêîì.
Ìîæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ïðè ïëàíèðîâàíèè áåðåìåííîñòè? – íå òîëüêî ìîæíî, íî è íóæíî.  ïåðèîä ïîäãîòîâêè æåíùèíû ê áåðåìåííîñòè íóæíî ìàêñèìàëüíî çàùèòèòü îðãàíèçì îò âîçìîæíûõ èíôåêöèé. Ãðèïï âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè íå òîëüêî ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ðàçâèòèÿ ïëîäà, íî è ê âûêèäûøó. Ïîýòîìó ïðèâèâêà ñïàñ¸ò ìàìó îò èíôåêöèè è áóäóùåãî ìàëûøà.
Ïðèâèâêà îò ãðèïïà â äåòñêîì âîçðàñòå
Ñòîèò ëè ðåá¸íêó äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Çà÷åì ìàëûøà âàêöèíèðîâàòü? Èç-çà ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè è òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, êîòîðîå ãðîçèò ìíîãî÷èñëåííûìè îñëîæíåíèÿìè, ïðèâèâêà ïîêàçàíà âñåì äåòÿì, îñîáåííî îñëàáëåííûì è ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Äåòè òîæå âõîäÿò â êàòåãîðèþ íóæäàþùèõñÿ, ïîýòîìó èõ ïðèâèâàþò áåñïëàòíî.
Íî ó âàêöèíàöèè îò ãðèïïà ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé åñòü ñâîè îñîáåííîñòè, à èìåííî:
- äåòåé ïðàêòè÷åñêè íå ïðèâèâàþò ñ ðîæäåíèÿ;
- âîçðàñò, îïòèìàëüíûé äëÿïðîâåäåíèÿ ïðèâèâêè îò ãðèïïà – íà÷èíàÿ ñ 6 ìåñÿöåâ;
- áîëüøèíñòâî âàêöèí ââîäÿò ìàëûøàì äâóêðàòíî;
- ïðèâèâêó îò ãðèïïà äåëàþò â îáëàñòü áåäðà.
Ýòîìó åñòü îáúÿñíåíèÿ. Ìàìèí èììóíèòåò äåéñòâóåò ïðèáëèçèòåëüíî 6 ìåñÿöåâ – ïîýòîìó ðåá¸íêà ïðèâèâàþò ñ ïîëóãîäà. Âàêöèíó äåëàþò äâàæäû âòîðóþ ñïóñòÿ ìåñÿö, ÷òîáû èììóíèòåò ëó÷øå ñðàáîòàë. Äåëî â òîì, ÷òî âçðîñëûå âñòðå÷àëèñü ñ âèðóñîì â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ, ó íèõ ñðàáàòûâàåò èììóííàÿ ïàìÿòü. Ó áîëüøèíñòâà ìàëåíüêèõ äåòåé å¸ íåò.
Ñ êàêîãî âîçðàñòà ìîæíî äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà ðåá¸íêó? Áîëüøèíñòâî âàêöèí îò ãðèïïà äåòÿì ìîæíî äåëàòü òîëüêî ñïóñòÿ 6 ìåñÿöåâ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà.  ðåäêèõ ñëó÷àÿõ âàêöèíàöèþ äåëàþò äî øåñòè ìåñÿöåâ, ïî ñòðîãèì ïîêàçàíèÿì.
Ïî÷åìó ìàëûøåé ïðèâèâàþò, ââîäÿ ïðåïàðàò â îáëàñòü áåäðà? Ýòî îïòèìàëüíîå ìåñòî äëÿ âàêöèíàöèè, åñëè âäðóã ðàçîâü¸òñÿ ðåàêöèÿ íà âàêöèíó, ëåã÷å ïðîâîäèòü ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ (íàëîæåíèå æãóòà).
Âàæíûé âîïðîñ, çàáîòÿùèé ðîäèòåëåé – äåëàòü ëè ðåá¸íêó ïðèâèâêó îò ãðèïïà â äåòñêîì ñàäó? Äåòè êàê íèêòî íóæäàþòñÿ â äîïîëíèòåëüíîé çàùèòå îò ãðèïïà.  ñêó÷åííîì êîëëåêòèâå âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü íàìíîãî âûøå. Ïîýòîìó äåòåé îòíîñÿò ê êàòåãîðèè ÷àñòî áîëåþùèõ. Êàê ïðàâèëüíî çàùèòèòü äåòñàäîâñêîãî ìàëûøà îò áîëåçíè?
1. Â èäåàëå äîëæíû áûòü ïðèâèòû âñå äåòè â êîëëåêòèâå.
2. Âçðîñëûõ, ïðîæèâàþùèõ íà îäíîé òåððèòîðèè ñ ðåá¸íêîì òîæå íóæíî ïðîâàêöèíèðîâàòü.
3. Çà òðè äíÿ äî ïðåäïîëàãàåìîé âàêöèíàöèè íóæíî ìàêñèìàëüíî èñêëþ÷èòü êîíòàêòû ìàëûøà ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñîáåííî, áîëåþùèìè.
4. Òðè äíÿ ïîñëå ïðèâèâêè, åãî íåëüçÿ âûâîäèòü â ìåñòà ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëþäåé (òàì ìîãóò îêàçàòüñÿ áîëüíûå ãðèïïîì).
Ëó÷øå åñëè ðåá¸íîê ïîñëå ïðèâèâêè ïîáóäåò äîìà â òå÷åíèå íåäåëè. Òàê, ñíèçèòñÿ âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè îò ãðèïïà, êîãäà èììóíèòåò îñëàáëåí.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèâèâêå îò ãðèïïà
Êàæäàÿ âàêöèíà èìååò ñòðîãèå îãðàíè÷åíèÿ, ñïèñîê òåõ çàáîëåâàíèé è ñëó÷àåâ, êîãäà å¸ ââîäèòü íå ñòîèò èç-çà âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ òÿæ¸ëûõ îñëîæíåíèé.
Êàêîé êàòåãîðèè ëþäåé ïðèâèâêà îò ãðèïïà àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíà?
1. Âñåì, ó êîãî åñòü àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê. Íåëüçÿ ââîäèòü òîëüêî òå âàêöèíû, êîòîðûå ñäåëàíû ñ èñïîëüçîâàíèåì êóðèíîãî áåëêà è ñîäåðæàò åãî ÷àñòèöû. Îá àëëåðãèè íóæíî ïðåäóïðåäèòü âðà÷à.
2. Äåòñêèé âîçðàñò äî øåñòè ìåñÿöåâ.
3. Åñëè ðàíåå áûëè ðåàêöèè íà îäèí èç êîìïîíåíòîâ ïðåïàðàòà – âàêöèíàöèþ ëó÷øå íå ïðîâîäèòü.
4. Âðåìåííûé ìåäîòâîä îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà ïîëó÷àò âñå, êòî çàáîëåë îñòðîé èíôåêöèåé èëè åñëè îáîñòðèëîñü õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî ïîäîæäàòü äî ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ êàê ìèíèìóì 2-4 íåäåëè.
Îíêîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, áåðåìåííîñòü, èììóíîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè. Âñåì, êòî ñòðàäàåò äàííûìè çàáîëåâàíèÿìè, âàêöèíàöèÿ, íàîáîðîò, íóæíà, âåäü ó íèõ ïîâûøåíà âåðîÿòíîñòü ïåðåíåñòè èíôåêöèþ è å¸ îñëîæíåíèÿ â ñåçîí ïðîñòóäû.
Êîìó íåëüçÿ äåëàòü ïðèâèâêó îò ãðèïïà? Åù¸ îäíà êàòåãîðèÿ – ýòî ëþäè ñ íà÷èíàþùèìèñÿ ñèìïòîìàìè. Ãîëîâíàÿ áîëü, ë¸ãêàÿ çàëîæåííîñòü íîñà è îùóùåíèÿ áîëåé â ñóñòàâàõ ìîãóò áûòü íà÷àëüíûìè ïðèçíàêàìè ãðèïïà. Ëþáîå íåçíàêîìîå èëè ìàëîçíà÷èòåëüíîå, íà ïåðâûé âçãëÿä, ïðîÿâëåíèå çàáîëåâàíèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ïðîâåäåíèþ ïðèâèâêè.
Âîçìîæíûå ðåàêöèè è îñëîæíåíèÿ
Íåñìîòðÿ íà øèðîêóþ ïðîïàãàíäó ïðîòèâ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê îò ãðèïïà – ýòî ïðîñòàÿ è íàä¸æíàÿ çàùèòà, åñëè ïðàâèëüíî âûïîëíèòü âñå óñëîâèÿ:
- ìàêñèìàëüíûé âñåîáùèé îõâàò ïðèâèâêàìè îêðóæàþùèõ;
- èçîëèðîâàòü áîëüíûõ, åñëè òàêîâûå åñòü â äîìå;
- íóæíî ïîñòàðàòüñÿ íå ñòàëêèâàòüñÿ ñ áîëüíûìè ëþäüìè, âåäü íà ïðèâèâêó íåðåäêî ïðèõîäÿò óæå çàðàæ¸ííûå ñàìè î òîì íå äîãàäûâàÿñü;
- íóæíî óçíàòü áîëüøå î ñàìîé ïðèâèâêå ó ìåäðàáîòíèêîâ.
Ïî÷åìó ìîæåò áîëåòü ðóêà ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Ðàñùåïë¸ííûå è ñóáúåäèíè÷íûå âàêöèíû èíîãäà äàþò òàêèå ðåàêöèè, íî íåäîëãî. Êðîìå ýòîãî, áîëåçíåííîñòü â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû èñïûòûâàþò ÷àùå âïå÷àòëèòåëüíûå ëþäè.  òå÷åíèå 1-2 äíåé ýòà ðåàêöèÿ ïðîõîäèò.
Ðåàêòîãåííîñòü ó ïðèâèâîê îò ãðèïïà (ñïîñîáíîñòü ïðåïàðàòà ïðèâåñòè ê êàêèì-ëèáî îñëîæíåíèÿì ó ÷åëîâåêà) ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò. Íî êàê ÷åëîâåê îòðåàãèðóåò íà ïðåïàðàò âñåãäà çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà.
×òî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû:
- îäíà èç âîçìîæíûõ ðåàêöèé íà ïðèâèâêó îò ãðèïïà – ýòî àëëåðãèÿ íà êóðèíûé áåëîê èëè êàêîé-ëèáî êîìïîíåíò âàêöèíû;
- îò èíàêòèâèðîâàííûõ âàêöèí èíîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ìåñòíàÿ ðåàêöèÿ â âèäå èíôèëüòðàòà (áîëåçíåííîñòü è ïîêðàñíåíèå â ìåñòå ââåäåíèÿ);
- îäíèì èç ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ ïðèâèâêè îò ãðèïïà ÿâëÿåòñÿ íåçíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû íå áîëåå ÷åì íà 0,5°C, ïîêðàñíåíèå ãîðëà, ÷òî íàïîìèíàåò îñòðóþ âèðóñíóþ èíôåêöèþ è ÷àùå õàðàêòåðíî äëÿ æèâûõ âàêöèí, íî âñå ñèìïòîìû ïðîõîäÿò ñàìîñòîÿòåëüíî,ñïóñòÿ 1-2äíÿ.
Ìîæíî ëè çàáîëåòü îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà? – íåò, òàêîå ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷åíî. Åñòü òîëüêî ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî æèâîé âèðóñ â èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò ìóòèðîâàòü è âûçâàòü çàáîëåâàíèå, íî òàêèõ ôàêòîâ íå áûëî.
Íåîäíîêðàòíî ìîæíî óñëûøàòü èñòîðèè, ÷òî ïîñëå âàêöèíàöèè ÷åëîâåê ïåðåáîëåë èëè ïåðåí¸ñ å¸ î÷åíü ïëîõî. Âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ ïðèâèâîê íèêòî íå çàñòðàõîâàí îò ââåäåíèÿ íåêà÷åñòâåííîé âàêöèíû (ê ñîæàëåíèþ, îá ýòîì óçíàþò òîëüêî ïîñëå âàêöèíàöèè) èëè îò âñòðå÷è ñ óæå áîëåþùèì ÷åëîâåêîì, ïîñëå ÷åãî ìîæíî çàáîëåòü ãðèïïîì. Ìíîãèå çàáûâàþò ðàññêàçàòü âðà÷ó ïðî îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ.
Îñëîæíåíèÿ îò ïðèâèâêè ïðîòèâ ãðèïïà îôèöèàëüíî íå çàðåãèñòðèðîâàíû. Ëþáîé ñëó÷àé òÿæ¸ëîé ðåàêöèè äîëæåí áûòü ðàçîáðàí. Ïðè ïðîÿâëåíèè êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ëå÷åíèå ñèìïòîìàòè÷åñêîå.
Î ÷¸ì íóæíî ïîìíèòü ïîñëå ïðèâèâêè
Ñïðàâèòüñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ïîìîãàåò èíôîðìèðîâàííîñòü î ïðåïàðàòå. Êðîìå ýòîãî, íèêòî íå çíàåò, êàê îòðåàãèðóåò îðãàíèçì íà ââåäåíèå íîâîãî âåùåñòâà. Ïîýòîìó íå ïîìåøàåò çàïàñòèñü ñàìûìè íåîáõîäèìûìè ëåêàðñòâàìè:
- æàðîïîíèæàþùåå;
- ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêîå;
- îáåçáîëèâàþùåå;
- óñïîêîèòåëüíîå íà ñëó÷àé ãîëîâíûõ áîëåé èëè ñëèøêîì âûðàæåííîé ðåàêöèè ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû.
Êàê âåñòè ñåáÿ ïîñëå âàêöèíàöèè?
1. Ìîæíî ëè ïèòü àëêîãîëü ïîñëå ïðèâèâêè îò ãðèïïà? Íåò, ëþáàÿ íàãðóçêà íà ïå÷åíü çàïðåùåíà (à àëêîãîëü, îñòðàÿ ïèùà è âèðóñíûå èíôåêöèè ïðîõîäÿò ÷åðåç íàøó ãëàâíóþ ïèùåâàðèòåëüíóþ æåëåçó). ˸ãêîå, íî ñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå è îòñóòñòâèå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ ïîìîæåò ëåã÷å ïåðåíåñòè âàêöèíàöèþ.
2. Íå íóæíî åñòü ýêçîòè÷åñêèå ïðîäóêòû. Íèêòî íå çíàåò, ÷åì ýòî îêîí÷èòñÿ. Îøèáî÷íî àëëåðãèþ íà êóñî÷åê íåçíàêîìîãî ôðóêòà ìîæíî ïîñ÷èòàòü çà ðåàêöèþ íà ïðèâèâêó.
3. Ñòàðàéòåñü èçáåãàòü ëþäíûõ ìåñò è íå ïîñåùàéòå áîëüíèöû è ïîëèêëèíèêè áåç îñîáîé íàäîáíîñòè. Òàêîå ïðîñòîå ïðàâèëî ñíèçèò âåðîÿòíîñòü âñòðåòèòüñÿ ñ èíôèöèðîâàííûìè âèðóñîì ëþäüìè.
4. Ìîæíî ëè ìûòüñÿ ïîñëå