Противопоказания для профессии учитель
Издавна передавать опыт, знание, прививать молодому поколению моральные, социальные, идеологические ценности отбирали особых людей. Сам же процесс передачи опыта и знаний сегодня именуется педагогической деятельностью.
Не удивительно, что не все граждане годились стать учителями. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, определен на законодательном уровне.
Правовой статус педагога
Педагог – профессиональный специалист, в обязанности которого вменены учеба, воспитание, развитие, образование личностей. Подобная деятельность может осуществляться индивидуально, либо в специальном заведении (садик, школа, училище, специализированное, либо высшее учебное заведение).
Педагогическая деятельность в РФ регулируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Здесь определены основные государственные гарантии, механизмы, как любой гражданин может реализовать свое право на обучение, условия развития всей образовательной системы страны, взаимодействие между участниками этого процесса.
Документ определяет, что педагогический работник – это физическое лицо, которое должно состоять в трудовых отношениях с организацией, ведущей образовательную деятельность. Такой специалист обязан выполнять функции обучения, воспитания, сопровождения учебного процесса.
Процесс образования делится на такие этапы:
- Общее. На этом этапе человек получает общие знания, умения, компетенции, информацию, необходимую для дальнейшего осознанного выбора вида трудовой деятельности, либо для получения профессионального образования. Как правило, это садик, школа.
- Профессиональное. На этом этапе обучающемуся прививают специальные углубленные знания в определённой сфере, которые он сможет использовать в будущем на благо общества. К этой группе можно отнести училища, техникумы, колледжи, институты, академии, университеты.
- Дополнительное. Подобный вид образования направлен на всестороннее развитие личности. Обычно это второе и последующие высшее образование, либо профессиональная научная деятельность, соискательство.
Важно отметить, чтобы стать учителем (преподавателем), будущий педагог должен получить профессиональное образование в педагогической сфере, иметь высокие моральные качества, постоянно быть образцом для подражания.
Помните, правовой статус и критерии определения соответствия педагога возлагаемой на него учебной функции определены законом. К таким специалистам со стороны гражданского общества присутствуют повышенные требования относительно поведения (даже в быту), способа и стиля жизни, общения среди коллег, с окружающими.
Требования к педагогам
Учитывая, что для учебно-воспитательного процесса требуется люди с педагогическим образованием, а также определённым типом характера, к педагогам имеются определенные профессиональные, личностные, моральные требования. Здесь стоит остановиться на таких требованиях, что должны соблюдать учителя:
- выполнение учебной деятельности на высоком профессиональном уровне;
- соблюдение во время процесса обучения нравственных, правовых, этических норм;
- уважение ко всем участникам образовательного процесса;
- проявление инициативы, развития у обучающихся интереса к познанию, развитию, нестандартному мышлению, здоровому способу жизни, активному труду на благо общества;
- использование прогрессивных методов и методик обучения, выполнение заложенных программами обучения нормативов;
- в период обучение постоянный мониторинг и учет психологических особенностей всех участников обучаемого коллектива с последующим индивидуальным подходом к каждому из них;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень, участвовать в программах переподготовки, повышения квалификации, стремиться к применению прогрессивных форм обучения;
- принимать участие в периодических аттестациях педагогических сотрудников;
- придерживаться действующих в учебной организации правил, распорядка, инструкций, следить за своим состоянием здоровья, проходить периодические медицинские осмотры, выполнять требования охраны труда, а также доносить эти знания к обучающимся;
- выполнять нормы устава организации, с которой имеет трудовые отношения.
Помните, если сравнивать педагога с обычным работником, то требования к учителю в разы выше, чем к высококлассному специалисту одиночке. Ведь кроме себя педагог несет ответственность за весь вверенный ему коллектив и конечные результаты его обучения.
Кого не примут на работу преподавателем
Чтобы стать настоящим педагогом необходимо иметь к этому предрасположенность, получить специальное педагогическое образование и длительное время практиковаться. Для этого требуется терпение, желание, определенный склад характера. Но даже при их наличии стать учителями могут не все.
Закон ограничивает некоторым категориям лиц возможность участия в педагогической деятельности. В этот список включены:
- лица, которых через суд лишили права заниматься воспитательной и педагогической деятельностью;
- граждане, имеющие судимость за убийство, изнасилование, телесные повреждения, посягательство на территориальную целостность страны (учитываются погашенные и непогашенные), либо их преследовали за любые тяжкие уголовные преступления (кроме тех, кто был в установленном порядке реабилитирован из-за политических преследований);
- признанные недееспособными;
- у которых обнаружены хронические заболевания, перечень которых утверждается специальным федеральным органом власти, ответственным за медицину.
Вместе с этим, в законе присутствуют некоторые смягчающие обстоятельства касательно лиц, имеющих судимости. В частности, если такая судимость не касалась жизни, здоровья, образа жизни человека, а также территориальной целостности страны, имела минимальное влияние на социальное общество и было полностью погашено, могут быть допущены к преподаванию по решению комиссии, отвечающей за несовершеннолетних граждан.
Помните, перед тем, как допускать будущего учителя к обучаемым (особенно если это подростки), учебное заведение обязано удостовериться, что в такого человека отсутствуют предусмотренные законом противопоказания.
Недееспособность педагога
Дееспособность, это возможность человека осуществлять трудовую, общественную, гражданскую деятельность и пользоваться всеми правами гражданина. По умолчанию это состояние наступает после достижения 16 лет.
Следовательно, недееспособность – это невозможность выполнять свои обязанности, либо полноценно пользоваться всеми правами из-за психологического расстройства личности, тяжелой болезни, старости, перенесенных травм. Важный момент, в этом состоянии человек не может осознавать значение своих поступков, руководить ими, а также нести ответственность за наступившие последствия.
Если же человек может осознавать значение своих действий, но для того, чтобы правильно себя вести нуждается в посторонней помощи – такое состояние называют ограниченная недееспособность. К этой категории можно отнести лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией.
Признать педагога недееспособным, либо ограниченно дееспособным может только суд. Для этого потребуется:
Подготовить обращение в суд о признании педагога недееспособным. Это могут сделать его близкие родственники, либо орган опеки, прокуратура за представлением учебного заведения.
Провести судебно-психологическую экспертизу состояния здоровья опального педагога. Процедуру предлагают выполнить добровольно, но при определенных обстоятельствах можно направить и на принудительное прохождение экспертизы.
Получить медицинское заключение о состоянии здоровья, а также судебное решение об установлении факта недееспособности конкретного учителя. Назначить ему опекуна.
Решение суда об признании педагога недееспособным является основанием для прекращения с ним трудовых отношений. Иными словами, больше он не сможет работать с обучаемыми, а передаётся органам опеки, для назначения опекуна.
Помните, недееспособность – одна из причин, по которой с педагогом могут прекратить трудовые отношения без его согласия.
С каким заболеванием нельзя работать в образовании
На законодательном уровне для определенной категории граждан, имеющих опасные для окружающих заболевания, установлен запрет на педагогическую деятельность. Полный перечень таких заболеваний определен правительственным постановлением РФ от 01.12.2004 № 715.
Тут были выделены социально значимые, а также заболевания, опасные для окружающих.
В перечень вошли такие наименования заболеваний:
- туберкулез;
- заболевания, что передаются половым путем;
- гепатит В, С;
- ВИЧ инфекция;
- различные злокачественные новообразования (онкологические болезни), сахарный диабет;
- расстройства психики, поведения;
- болезни, вызваны повышенным кровяным давлением;
- различные вирусные лихорадки;
- наличие в активной стадии чумы, холеры, педикулеза, акариаза, дифтерии, сибирской язвы, малярии, короновирусной инфекции.
Важно отметить, что если человек переболел одной из таких болезней и на момент прохождения медицинской комиссии имеет иммунитет, ограничение действовать не будет.
В то же время, при наличии активной фазы болезни, либо при хронических (неизлечимых) болезнях, из-за которых может пострадать сам будущий педагог (например, сахарный диабет, давление), либо причинить вред свои ученикам (расстройства психики, поведения, туберкулез) его попросту не допустят к выполнению преподавательской деятельности.
Кроме этого, если человек страдает алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, имеет зависимость от игр, и это имеет документальные подтверждения (медицинские заключения, судебные решения, постановления полиции) ему также могут отказать в трудоустройстве на должность преподавателя.
Помните, прохождение медицинской комиссии – это обязательный этап трудоустройства в любое учебное заведение, а дальше периодически в процессе преподавания.
Может ли судимый быть педагогом
По общему правилу, имеющий судимость человек не должен привлекаться к образовательному процессу. Но законом предусмотрены для бывших осужденных некоторые поблажки. В частности, исключения могут быть применены:
- Относительно лиц, которых преследовали по политическим мотивам, а дальше в установленном порядке реабилитировали.
- Если человека незаконно помещали для принудительного лечения в психиатрическое медицинское заведение, а потом реабилитировали.
- Незаконно осужденных за клевету.
- Когда преступление, совершенное человеком, было в установленном порядке погашенным (снятым), не считается тяжелым, а также не присутствует в перечне, определённом законом.
Важно отметить, что на момент обращения человека в комиссию по делам несовершеннолетних, отвечающую за рассмотрение подобных вопросов и принятие решения о допуске лица к педагогической практике, уголовное преследование было уже прекращено.
Помните, если совершенное в прошлом преступление не считается тяжелым, особо тяжелым, умышленным, не включено в определенный законом список, гражданин может претендовать на педагогическую вакансию. Но решение принимается специальной государственной комиссией по несовершеннолетним.
Вебинар по теме «Правовой статус педагогических и иных работников»
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Нравственная нечистоплотность.
3. Рукоприкладство.
4. Грубость.
5. Беспринципность.
6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
7. Безответственность.
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Деятельность понимается нами, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.
Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат (см. схему 6).
СХЕМА 6
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по А.Н. Леонтьеву)
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165).
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
— предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. М., 1990. С. 151);
— социальность— деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999, С. 166);
— сознательность— в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую (Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978, С, 103—104).
Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
Потребность — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Цель— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Задача — данная в определенных условиях цель деятельности (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156), которая должна быть достигнута при преобразовании этих условий.
Действие — единица деятельности, произвольная преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997. С. 120).
Операция — способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.
К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.
Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты.
Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Источник
Перечень требований к личности учителя в современных реалиях
Противопоказания к педагогической деятельности
Личностные социально-профессиональные ориентиры
Гуманистическая составляющая личности преподавателя
Познавательная составляющая личности преподавателя
Рассматривая любой вид профессиональной деятельности, можно заметить, что к нему есть ряд требований, главным из которых является проявление высокого профессионализма. Роль учителя крайне важна в жизни каждого человека, поэтому к его личности выдвигаются повышенные требования. Об этом писали многие известные педагоги.
Перечень требований к личности учителя в современных реалиях
Основа данного списка неоднократно приводилась в книгах по истории педагогики. Развитие общественных отношений привело к тому, что он был расширен, а сами требования ужесточились. Современный учитель должен:
• Быть корректным в общении, отличаться гибкостью ума и любознательностью, обладать чувством юмора, быть доброжелательным по отношению к окружающим, терпеливым, воспитанным, проявляющим мудрость, уважаемым коллегами и учащимися, иметь хорошо поставленную речь.
• Обладать повышенной работоспособностью, уметь сосредотачивать внимание на важных вещах, быть устойчивым к раздражающим факторам, отличаться спокойствием, уметь быстро восстанавливать собственные силы.
• Быть сдержанным, уравновешенным, собранным, уметь четко излагать свои мысли.
• Обладать способностью быстро переключаться между различными видами деятельности, легко адаптироваться к изменению условий, уметь устанавливать деловые контакты и естественно себя вести в обществе плохо знакомых людей.
Противопоказания к педагогической деятельности
Профессия учителя подойдет далеко не каждому. Отказаться от ее получения следует людям, которые:
• Обладают низкоуровневыми убеждениями и идеалами;
• Являются эгоистичными и корыстолюбивыми;
• Равнодушно относятся к детям;
• Имеют низкий уровень развития интеллекта;
• Отличаются слабой силой воли, безынициативны, вспыльчивы;
• Являются носителями определенных психических заболеваний;
• Имеют нарушения в работе опорно-двигательной системы;
• Имеют ярко выраженные дефекты речи или слуха.
Все перечисленные выше противопоказания выявляются на стадии профессионального отбора.
Рассмотрение учителя как субъекта профессиональной деятельности
Такое понятие, как высококомпетентный труд, подразумевает под собой ведение педагогической деятельности на высочайшем уровне, что предполагает наличие тесного общения между коллегами, реализацию личностных особенностей учителя, достижение высоких результатов в образовательно-воспитательном процессе.
Учитель в качестве субъекта должен:
• Обладать необходимыми психофизиологическими свойствами, т. е. Иметь природные задатки к выбранной профессии;
• Быть направленной личностью;
• Обладать необходимым уровнем знаний.
Педагог, являющийся настоящим профессионалом своего дела, должен придерживаться четко очерченной профессиональной позиции. Это будет способствовать его выражению в качестве субъекта, выбранного вида деятельности.
Позиция, занимаемая учителем, может быть разделена на две составляющих. Первая из них – это профессиональная позиция, вторая – социальная. Последняя позиция формируется на основе взглядов педагога, его личностных ценностей и идеалов, выделение которых произошло еще в детско-юношеском возрасте. Что же касается профессиональной позиции, то на нее оказывается влияние рабочих установок и индивидуальных особенностей личности, которыми являются характер и тип темперамента.
В процессе рассмотрения данного вопроса можно выделить два понятия. Первое из них – это «педагогический талант», представляющий собой наличие у индивидуума природных способностей, которые позволяют ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Второе понятие – «педагогическая квалификация». Она базируется на уровне подготовки человека к тому, чтобы работать учителем. Это значит, что у него есть соответствующее образование, все необходимые умения и навыки. Благодаря всему, что написано выше, не составит труда сделать вывод, что стать настоящим профессионалом своего дела в области педагогики можно только при условии наличия врожденного таланта к данной области, который гармонично дополнен полученными знаниями.
Личностные социально-профессиональные ориентиры
В процессе формирования профессиональной направленности личности преподавателя на нее оказывается влияние со стороны множества факторов. Это ценности педагогической деятельности, гуманистические установки, связанные с выбранной профессией, развитие рефлексии и ряда других способностей. Их учет позволяет построить конструктивный диалог с окружающими и успешно взаимодействовать с ними.
Учитель, личность которого педагогически направлена, испытывает неподдельный интерес к работе. Ему доставляет удовольствие общение с учениками, он творчески подходит к выполнению своих прямых обязанностей, занимается самообразованием и стремится всячески повысить уровень квалификации. Такой преподаватель не мыслит своей жизни без процесса профессионального самопознания, который требует осознания педагогом существующих правил и норм, формирования рабочего кредо, создания некого эталона в профессиональном плане и соотношения себя с ним. Также, учитель, будучи педагогически направленной личностью, обязан производить оценку собственной деятельности и деятельности коллег. Это необходимо для повышения уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Гуманистическая составляющая личности преподавателя
Наличие педагогической направленной в личности учителя свидетельствует о том, что он стремится либо самоутвердиться в профессиональном плане, либо желает создать для учащихся такие условия, в которых они могли бы всесторонне развиваться. Если преподавателем выбирается последний вариант, то это говорит о том, что его личность обладает гуманистической составляющей. Это значит, что педагог превыше всего ставит человеческую личность, признает ее право на всестороннее развитие и готов всячески этому способствовать.
Учитель, отличающийся гуманностью, проявляет человеколюбие и человечность по отношению к окружающим. Он всегда уважает тех, с кем ему приходится общаться. В педагогической деятельности гуманистическая направленность подчеркивает то, что преподаватель всегда учитывает интересы детей. Это приводит к тому, что в момент реализации профессиональных целей он руководствуется принципами личностно-ориентированной педагогики, т. е. создает оптимальные условия для развития личности. Что касается формирования гуманистической направленности, то данный процесс зависит от системы ценностей педагога.
Познавательная составляющая личности преподавателя
Рассматриваемая в заданном ключе познавательная направленность представляет собой культуру мыслительной деятельности учителя, о которой свидетельствует наличие диалектичности. Последняя дает возможность выявлять противоречия среди составляющих педагогических явлений. Подобное отношение к вещам позволяет преподавателю представлять педагогическую деятельность в виде процесса, внутри которого ведется борьба старого и нового. Ее результатом выступает постоянное развитие. Также учитель понимает, что может оказывать влияние на данный процесс, и занимается этим.
Смотрите также:
Личность в современной педагогической науке
Анкетирование педагогов
Анализ педагогической деятельности
Авторитет педагога истинный и ложный
Источник