Противопоказания для работы на азс
В России насчитывается около 45 000 автозаправочных станций (АЗС) общего назначения. Контролировать бесперебойную работу заправочной станции, быть ответственным за ее безопасность, руководить приемом нефтепродуктов призван оператор АЗС. Это серьезная работа с большим количеством обязанностей.
Оператор и заправщик – одно и то же?
Заправщик АЗС – сотрудник станции, который заправляет автомобиль топливом, пока клиент оплачивает покупку, а иногда самостоятельно берет деньги у водителя и потом заправляет машину. Работает на улице, на территории станции. Этот сотрудник обязан разбираться в вопросах противопожарной безопасности, охраны труда, приема нефтепродуктов, заправки автомобиля. Труд заправщика больше физический. Как правило, это чисто мужская профессия.
Оператор, в свою очередь, – это кассир, продавец нефтепродуктов. Работает он в помещении, принимая деньги от клиентов и запуская с помощью компьютера топливо на колонки. Обязанностей и ответственности у оператора больше, поэтому и зарплата – выше. Труд оператора в основном интеллектуальный. Примечательно, что большинство операторов – женщины.
Условия работы
Профессия оператора АЗС предполагает посуточный сменный график работы. Как правило, это сутки/трое, то есть сутки работы, трое – на отдых. Большинство компаний предоставляет своим сотрудникам официальное трудоустройство согласно ТК РФ с социальными гарантиями (больничный, отпуск).
Оператор весь свой рабочий день должен пребывать на заправочной станции.
Требования к кандидатам на должность оператора
Опыт пользования кассой будет несомненным преимуществом для освоения этой специальности. К обязательным требованиям можно также отнести:
– наличие среднего профессионального образования;
– коммуникабельность;
– грамотную речь;
– уверенное владение ПК;
– желание работать с людьми.
Стоит добавить, что в работе оператора АЗС приветствуются такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственность, стрессоустойчивость, умение мирно разрешать конфликтные ситуации. Что касается профессиональных навыков, то многие компании предлагают бесплатное обучение операторов АЗС при трудоустройстве.
Необходимые знания для работы
Оператор должен знать:
- устройство и принцип действия заправочного оборудования, правила безопасности при его эксплуатации;
- способы измерения, назначение и правила пользования контрольно-измерительными приборами;
- название, основные характеристики, сорт и марки продаваемых нефтепродуктов;
- регламент получения и порядок оформления документации на принимаемое и реализуемое топливо;
- принципы безопасного хранения нефтепродуктов и заправки автомобилей;
- способы оказания первой доврачебной помощи;
- основные методы пожаротушения.
Должностные обязанности
Рабочее место оператора АЗС располагается за кассовым аппаратом, в здании станции. Кроме координации работы станции, в обязанности оператора входит заполнение документов и ведение всей бумажной работы. В некоторых случаях операторы руководят заправщиками АЗС.
При возникновении аварийных ситуаций на станции оператор должен быть готовым самостоятельно решить проблему, а при необходимости – оказать помощь пострадавшим.
Условно обязанности оператора АЗС можно поделить на три периода:
- заступление на дежурство;
- время дежурства;
- сдача смены.
Начало смены
Придя на дежурство, оператор обязан:
– проверить исправность работы кассы и инструментов, наличие необходимых материалов (кассовая лента и другое);
– убедиться в наличии на рабочем месте документации по утвержденному перечню;
– оформить прием денежных средств в кассе;
– проверить по счетчикам и принять имеющееся в емкостях количество топлива;
– убедиться, что на территории АЗС и на рабочем месте порядок.
С момента вступления на смену оператор до конца дежурства несет ответственность за все, что будет происходить на станции.
Период дежурства
Во время смены в должностные обязанности оператора-кассира АЗС входят следующие.
1. Предоставление бесперебойного отпуска топлива покупателям.
2. Во время приема топлива прекращение торговли с оповещением клиентов информационной табличкой, по завершению операции – возобновление продаж.
3. Прием поступающих нефтепродуктов. Сюда входит:
– изучение документации на груз;
– проверка уровня топлива в бензовозе и емкости АЗС до слива;
– слежение за сливом из бензовоза в емкости;
– визуальный осмотр бензовоза, чтобы убедиться, что он пуст;
– замер уровня после слива в емкостях.
4. Фиксация всех измерений и событий в сменный журнал.
5. Поддержка чистоты и порядка на территории заправочной станции.
6. Составление кассовой отчетности.
7. Передача в установленное время денежных средств инкассаторам, согласно правилам передачи.
Во время дежурства запрещено оставлять рабочее место пустым без разрешения начальника.
Отпуск топлива
Заправка транспортных средств происходит с помощью смесе-, масло- и топливораздаточных колонок.
Нефтепродукты предоставляются потребителям по специальным талонам, за наличные деньги или по безналичной форме оплаты с помощью пластиковых карт. Порядок учета талонов на топливо регламентирован в инструкциях.
Оператор-кассир АЗС, отпускающий нефтепродукт, должен:
– следить за исправностью работы топливных колонок;
– смотреть за тем, чтобы водители не совершали переливов бензина и соблюдали правила пожарной безопасности;
– в утвержденном порядке устанавливать погрешность показаний колонок с помощью образцовых приборов;
– отслеживать наличие и целостность пломб на колонках;
– осуществлять визуальный контроль мест заправки транспортных средств на предмет чистоты, возможных разливов нефтепродуктов, при возникновении принимать меры к их устранению.
Все транспортные средства заправляются в порядке очереди, исключение – автомобили специального назначения (пожарные машины, полиция, скорая помощь, снегоуборочная техника, рейсовые маршрутные автобусы), автомобили со скоропортящимися продуктами.
Заправка машин иностранных граждан осуществляется по сервисным книжкам и только за наличный расчет.
Продавать топливо в пластиковые канистры и стеклянные емкости запрещено. Расчет за нефтепродукты осуществляется через кассу с выдачей чека, который содержит информацию о стоимости и количестве продукта.
Сдача смены
1. После окончания дежурства смена передается, согласно инструкции оператора АЗС.
2. Замечания, обнаруженные во время передачи, регистрируются в сменном журнале. Сдающий расписывается в журнале в сдаче смены, а заступающий – в принятии.
3. После завершения дежурства оператор заполняет документ сменной отчетности, который вместе с итоговым чеком и полученными квитанциями (талонами) передается для контроля управляющему заправочной станции.
На современных автозаправочных станциях организована продажа не только нефтепродуктов, но также сопутствующих и продовольственных товаров, услуг. Клиенты могут приобрести необходимые в дорогу вещи: стеклоомывающую жидкость, автомобильные щетки, салфетки для рук, кофе, продукты фастфуда. На некоторых АЗС есть возможность перекусить, подкачать шины, пополнить счет мобильного телефона и так далее. Оператор станции должен разбираться в предлагаемом ассортименте, уметь предлагать товар и быть доброжелательным.
Внештатные ситуации
- В случае нарушения работоспособности электрооборудования, топливораздаточной колонки или кассового аппарата необходимо вызывать мастера-ремонтника и сообщить управляющему или начальнику АЗС.
- При прекращении подачи электроэнергии сообщается в аварийно-дежурную службу организации, поставляющей питание, а также ставится в известность управляющий (начальник) АЗС.
- При возникновении чрезвычайного происшествия или ситуации (наводнение, возгорание, транспортная авария, угроза взрыва и так далее) необходимо сообщить в соответствующую ведомственную службу и управляющему станцией. Далее действовать по обстоятельствам, согласно внутренним инструкциям.
- Все происходящие во время смены внештатные события и ситуации должны отражаться в журнале.
- Обо всех ошибках и нарушениях оператор в объяснительной записке в письменной форме уведомляет руководство.
Обучение
На оператора заправочных станций (код профессии: 15594) обучают в сертифицированных учебных центрах. Подготовительные курсы оператора АЗС длятся 1-2 месяца (60-80 академических часов). Во время обучения студенты знакомятся с основными правилами безопасности работы заправочной станции и протекающими на ней процессами, фундаментальными принципами обслуживания клиентов, правилами приема нефтепродуктов, профилактики и устранения аварийных ситуаций.
Программа обучения оператора АЗС включает в себя изучение следующих тем:
– правовые нормы и законодательные акты, регламентирующие работу оператора автозаправочных станций;
– виды нефтепродуктов, их свойства и характеристики;
– описание и принцип работы заправочного оборудования;
– типы заправочных станций, варианты их расположения на местности;
– способы контроля перемещения топлива, организация приемки, распределения и реализации (отпуска);
– осуществление замеров с использованием метрологических приборов (мерник, метрошток, цилиндр);
– проведение проверки контрольно-измерительных приборов;
– требования к кассовой и отчетной документациям;
– охрана и гигиена труда, принципы энергетической, экологической и пожарной безопасности;
– правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;
– профессиональная этика работников сферы обслуживания.
В качестве дополнительных дисциплин могут быть изучены: выявление признаков подделки денежных знаков, порядок приема оплаты по пластиковым картам, защита от гипноза, способы определения остатка нефтепродуктов в резервуарах, заполнение актов на возврат денежных сумм, оформление протокола на причинение ущерба компании покупателями, практические занятия по приему талонов на топливо, пользование компьютерной программой для отпуска бензина и другие.
Форма обучения – очная, включает в себя практические занятия по оформлению документов.
По окончанию обучения выдается удостоверение по профессии установленного образца.
Оплата труда
Зарплата оператора АЗС зависит от типа заправки, удаленности ее от населенного пункта, от компании-владельца, региона расположения и от выполняемых функций (разряда).
Средняя заработная плата за 2017 год составила 23-30 тысяч рублей в месяц. Наибольшее число вакансий на должность открыто в Московской, Ленинградской и Свердловской областях. Самой высокооплачиваемой профессия оператора АЗС является в Республике Башкортостан (40 тысяч рублей), далее идут Кировская (31000 рублей) и Калужская (29800 рублей) области.
Источник
Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для операторов заправочных станций
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе в качестве оператора заправочной станции (далее оператор АЗС) могут быть допущены лица старше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для работы операторами АЗС, пошедшие перед допуском к самостоятельной работе:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарной безопасности с присвоением I группы по электробезопасности.
1.2. Операторы АЗС обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенный уровень статического электричества;
— токсичность нефтепродуктов и их паров.
1.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий операторы АЗС обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:
— костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей или костюм из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон;
— халат и брюки из смешанных тканей;
— ботинки кожаные с жестким подноском;
— перчатки с полимерным покрытием;
— перчатки резиновые;
— маска или полумаска со сменными фильтрами.
Зимой дополнительно:
— костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей на утепляющей прокладке или из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон на утепляющей прокладке;
— ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
— перчатки с полимерным покрытием, нефтеморозостойкие;
— перчатки шерстяные (вкладыши).
1.4. При нахождении на территории строительной площадки операторы должны носить защитные каски.
1.5. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, операторы АЗС обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации.
1.6. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.7. Операторы АЗС обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы операторы АЗС обязаны:
— надеть спецодежду, спецобувь установленного образца, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы;
— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
— проверить рабочее место и подходы к нему, а также подъезды к месту заправки на соответствие требованиям безопасности, убрать все мешающие в работе предметы;
— проверить состояние трубопроводов и отсутствие утечки;
— оценить надежность крепления заземляющих проводов;
— проверить состояние общего и местного освещения рабочего места;
— проверить наличие первичных средств пожаротушения.
2.2. Операторы АЗС не должны приступать к работе при:
— неисправности трубопроводов и наличии утечки горючих материалов;
— неисправности защитного заземления;
— недостаточной освещенности или захламленности рабочих мест и подходов и подъездов к ним;
— отсутствии средств пожаротушения.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это операторы АЗС обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При сливе нефтепродуктов в резервуары автозаправочной станции операторы АЗС должны проследить, чтобы перед сливом нефтепродуктов автоцистерна была установлена по ходу движения, с тем, чтобы был обеспечен свободный выезд с территории АЗС на случай аварийной ситуации.
3.2. Перед началом слива нефтепродуктов операторы АЗС обязаны:
— убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры;
— убедиться в исправности сливного устройства автоцистерны;
— прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
— не допускать движения автотранспорта на расстоянии ближе 3 м от сливных устройств резервуаров АЗС.
3.3. Процесс слива нефтепродуктов в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны.
3.4. Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары АЗС должен быть герметизированным. Слив падающей струей не допускается.
3.5. Слив производится при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник прикрепляют сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.
3.6. Снимается заземление после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров, сначала от заземляющего устройства, а затем — с корпуса цистерны.
3.7. При обнаружении утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен.
3.8. При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила:
— расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1 м;
— мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м — вручную, с заглушенными двигателями;
— все операции по заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе.
3.9. Облитые нефтепродуктами поверхности транспорта до пуска двигателя водители обязаны протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты должны засыпаться песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории автозаправочной станции в специально отведенные места.
3.10. Запрещается заправлять автомобили (кроме легковых), в которых находятся пассажиры.
3.11. Заправка автомашин с горючими или взрывоопасными грузами должна производиться на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.
3.12. Запрещается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы.
3.13. Операторам АЗС во время работы запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости;
— мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;
— заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
— заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, а также гусеничные тракторы;
— отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;
— допускать присутствие посторонних лиц на территории АЗС;
— производить ремонт электрооборудования на АЗС. В случае неисправности электрооборудования следует вызвать электрослесаря.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении пожара операторы АЗС обязаны вызвать пожарную команду, приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы.
4.2. При обнаружении утечки нефтепродукта в топливораздаточной колонке операторы АЗС должны отключить колонку и вызвать специалистов для ремонта.
4.3. До устранения неисправности работа колонки запрещается.
4.4. При обнаружении утечки нефтепродукта из резервуара операторы АЗС должны вызвать аварийную службу, освободить территорию АЗС от автотранспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смены.
4.5. В случае обнаружения загазованности в здании АЗС операторы АЗС должны проветрить здание естественной вентиляцией (открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смен.
4.6. При проливе (переливе) нефтепродуктов операторы АЗС обязаны прекратить все технологические операции, освободить территорию АЗС от автотранспорта, удалить пролитый нефтепродукт, место пролива засыпать песком.
4.7. При невозможности ликвидировать аварийную ситуацию своими силами — сообщить диспетчеру нефтебазы и вызвать аварийную службу.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. По окончании работы операторы АЗС обязаны:
— привести в порядок рабочее место;
— снять спецодежду и защитные средства и оставить их обязательно в индивидуальном шкафчике в раздевалке на работе;
— не оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены;
— сообщить сменщику или мастеру обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы.
Скачать Инструкцию
Источник