Противопоказания для работы на экскаваторе

Противопоказания для работы на экскаваторе thumbnail

Ключевые проблемы:
Какие профзаболевания характерны для экскаваторщиков?
Что такое вибрационная болезнь и нейросенсорная тугоухость?
Как снизить уровень профболезней экскаваторщиков?

Какие профзаболевания характерны для экскаваторщиков

Работа машиниста экскаватора связана с вредными факторами производства. Некоторые из них характерны вообще для профессии, другие зависят от мест выполнения работ. Эти факторы вызывают определенные профболезни.

Виды профзаболеваний экскаваторщиков

Наиболее часто машинисты экскаваторов сталкиваются с такими болезнями, как:

нарушения опорно-двигательного аппарата;
вибрационная болезнь;
нейросенсорная тугоухость;
бронхиальная астма;
хроническая обструктивная болезнь легких;
пылевые заболевания легких (пневмокониозы);
нарушения нервной системы;
кардиологические заболевания.

Из перечисленных профзаболеваний первые три связаны непосредственно с управлением экскаватором. Остальные развиваются в зависимости от мест работы.

Как места выполнения работ влияют на профзаболевания

В различных условиях работы экскаваторщики могут подвергаться воздействию токсических веществ, аэрозолей, пыли. Так, на добыче угля на открытых угольных разрезах наблюдается влияние аэрозолей преимущественно фиброгенного действия и токсических веществ. Среди них выделяют диоксид азота, бенз(а)пирен, диоксид серы и др. Запыленность карьеров также оказывает вредное действие. Аналогичный вредный фактор влияет на здоровье рабочих при добыче торфа.

Для карьеров, где добывают природный камень, гранитный щебень, базальт и другие твердые породы, на первое место выходят вибрация и шум. Это обусловлено применением гидромолотов.

Общая и локальная вибрация присутствуют в любых условиях работы машиниста экскаватора.

Вибрационная болезнь и нейросенсорная тугоухость

Одни из наиболее частых проблем экскаваторщиков – вибрационная болезнь и нейросенсорная тугоухость. Первая вызвана общей и локальной вибрацией. Локальной вибрации подвергаются в основном руки. Общая вибрация передается всему организму через опорные поверхности (пол, сиденье, обрабатываемое изделие, на котором вынужден стоять рабочий). Тугоухость же возникает от повышенного шума внутри кабины, вызванного как шумами работающих агрегатов экскаватора, так и внешним воздействием.

Вибрационная болезнь

Общую вибрацию подразделяют на три категории.

Транспортная вибрация. Среди ее источников: сельскохозяйственные и промышленные тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины, автомобили и т.  д.
Транспортно-технологическая вибрация. К источникам транспортно-технологической вибрации относят: экскаваторы (в том числе роторные), промышленные и строительные краны и проч.
Технологическая вибрация. В числе ее источников: станки металло- и деревообрабатывающие, кузнечно-прессовое оборудование, литейные и электрические машины и т.  д.
В производственных условиях встречается сочетание локальной и общей вибрации с преобладанием одной из них (комбинированная вибрация). Вибрационная болезнь обычно возникает при превышении предельно допустимого уровня вибрации.

Предельно допустимый уровень (далее – ПДУ) вибрации – это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего трудового стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Однако соблюдение ПДУ вибрации не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных работников.

Обычно заболевание развивается исподволь в течение 5 – 7 лет работы на машинах. Чаще начинается с неспецифических проявлений: головных болей кратковременного характера, повышенной раздражительности, потливости, болей в конечностях. Однако иногда вибрационная болезнь возникает и раньше.

ПРИМЕР

Сотрудник устроился на работу машинистом экскаватора в карьере по добыче известняково-доломитового щебня. Работа была связана с общей вибрацией кабины экскаватора, шумом, повышенной запыленностью. Поскольку экскаваторщику назначили сдельную оплату, он работал по 10 часов в день, делая редкие перерывы на обед и отдых. Так машинист старался заработать как можно больше за короткий промежуток времени. Через 7 лет после начала работы он стал жаловаться на зябкость и онемение в ногах, побеление кончиков пальцев ног, боли в пояснице. А после посещения врача ему поставили диагноз «вибрационная болезнь».

Причинами стали нарушение режима труда и отдыха, а также повышенный уровень общей вибрации.

Вибрационная болезнь сопровождается дегенеративными изменениями опорно-двигательного аппарата. Причины: функциональная механическая нагрузка, хроническая микротравматизация, ангиотрофические изменения.

Типичные синдромы заболевания различают в зависимости от действующего вибрационного фактора. Это может быть ангиодистонический синдром, чаще при воздействии вибрации высокочастотного спектра, либо полиневропатия от вибрации с преобладанием в спектре низких частот. Последняя характерна для машинистов экскаваторов.

Болезнь может проявляться в следующих симптомах:

– вегетативно-сосудистые нарушения конечностей;
– приступ «белых пальцев», спастическое состояние капилляров;
– нарушение кожной температуры;
– болевые феномены;
– нарушение кожной чувствительности, изменение ее по периферическому или сегментарному типу;
– вегетативные отклонения;
– эндокринные нарушения;
– головокружение;
– нистагм;
– атаксия;
– меньероподобные кризы.

Проявления характерны для определенных стадий болезни и зависят от типа вибрации: высокочастотная, средняя или низкочастотная.

Один из основных признаков данной патологии – вегетативно-вестибулярный синдром. Он проявляется в виде несистематизированных головокружений, быстрого укачивания и тошноты вследствие постоянного вращения кабины экскаватора. Головокружения могут усугубляться и приводить к травмам других работников и авариям.

Нейросенсорная тугоухость

Профессиональная нейросенсорная тугоухость развивается при воздействии производственного шума, превышающего ПДУ (80 дБА). Источники шума – двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические инструменты, молоты, дробилки, станки и др.

В группы риска входят в том числе машинисты сельскохозяйственной и мелиоративной техники, строительных машин.

Шум и вибрация при длительном воздействии, даже на уровне предельно допустимых параметров, приводят к поражению рецепторов в улитке. Сочетание обоих факторов дает неблагоприятный эффект в два с половиной раза чаще, чем один шум или одна вибрация.

Таким образом, риск развития тугоухости у машиниста экскаватора, работающего, например, на открытом угольном разрезе, гораздо выше, чем на разработке торфа или рытье траншей под газопровод.

Производственный индустриальный шум, превышающий ПДУ, оказывает на организм двоякое воздействие – специфическое и неспецифическое. Специфическое воздействие шума сказывается на слуховом анализаторе, его звуковоспринимающей части. А длительное неспецифическое воздействие производственного шума вызывает поражение нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость развивается обычно при длительном (не менее 10 лет) стаже работы в условиях воздействия шума. Время развития заболевания до появления клинических симптомов составляет не менее пяти лет. Причем высокочастотный шум носит более повреждающий характер, чем низкочастотный. Быстрее прогрессирует тугоухость в случае, когда шум носит импульсный, неравномерный и неритмичный характер. Потенцируют негативное действие шума вибрация и высокая степень психоэмоционального напряжения.

Среди специфических жалоб работников: шум, звон, писк в ушах, снижение слуха на оба уха, непостоянное головокружение, неустойчивая походка и др. При дальнейшем развитии болезни изменяется функциональное состояние вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Также снижается статическая выносливость мышц, появляется тремор пальцев вытянутых рук, неустойчивость в позе Ромберга. Присутствуют и другие признаки.

Различают три степени хронической двухсторонней нейросенсорной потери слуха от воздействия производственного шума:

– легкая;
– умеренная;
– значительная.
В двух последних случаях работник признается нетрудоспособным в своей профессии по состоянию слуха.

Как снизить уровень профболезней экскаваторщиков

Пути снижения факторов риска при работе на экскаваторе не отличаются от общих правил профилактики. Хотя и имеют некоторые особенности.

Например, используя отечественную технику, нужно больше обращать внимание на шум и микроклимат в кабине. Иностранная техника отличается более комфортными условиями для работы. К вибрации эти различия относятся в меньшей степени, хотя локальная вибрация на таких марках экскаваторов, как МТЗ-82, будет выше, чем, например, на JBC.

Основное правило профилактики вибрационной болезни – это максимально возможное снижение действия вибрации на организм (меры санитарно-технического, санитарно-гигиенического и медицинского характера). Для профилактики неблагоприятного воздействия локальной и общей вибрации работающие должны использовать средства индивидуальной защиты: рукавицы или перчатки (меры санитарно-гигиенического характера). Работая в условиях сильной вибрации (при использовании гидромолота), нужно позаботиться, чтобы вибрация на ноги передавалась меньше. Для этого на пол кабины кладут специальные мягкие коврики.

К мерам медицинского характера относятся предварительные и периодические медицинские осмотры (с выявлением признаков вибрационного поражения и противопоказаний для работы при воздействии вредного фактора). Так, противопоказаниями к приему на работу, связанную с воздействием вибрации, являются эндокринные заболевания, поражения вестибулярного и слухового аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы желудочно-кишечного тракта. Также работа в условиях воздействия вибрации противопоказана лицам с облитерирующим эндартериитом, болезнью Рейно.

Другие меры медицинского характера, направленные на профилактику вибрационной болезни, – регламентированные перерывы, внутрисменные физиотерапевтические процедуры, санаторное лечение. Так, следует делать 10-минутные перерывы после каждого часа работы; обязателен обеденный перерыв, а также два перерыва для проведения комплекса производственной гимнастики и физиотерапевтических процедур (на 20 минут через 2 часа после начала смены и на 30 минут через 2 часа после обеденного перерыва). Продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации не должна превышать 15–20 минут, а суммарное время контакта с вибрацией – 2/3 всего рабочего времени. По окончании работы рекомендуются физиотерапевтические процедуры: прием душа (веерный или типа Шарко), теплые ванны для рук, массаж верхних конечностей.

Профилактика нейросенсорной тугоухости состоит из организационных, технических и медицинских мер.

Организационные и технические мероприятия направлены на создание малошумной техники и оборудования, а также на снижение уровней шума в источниках его образования и распространения. Это достигается посредством конструктивных технологических и эксплуатационных мероприятий, в том числе применения средств звукоизоляции и звукопоглощения, а также индивидуальной защиты органов слуха (противошумные вкладыши, наушники, шлемы)1. Противошумам предъявляется ряд требований, главные из которых – эффективность ослабления шума, удобное и безвредное использование. Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором, в зависимости от уровней и спектра шума, и контролем за правильностью их эксплуатации.

Эффективна замена шумных процессов бесшумными, ударных – безударными, замена металла в некоторых деталях незвучными материалами, применение виброизоляции, глушителей, демпфирования, звукоизолирующих кожухов и др.

Медицинские меры профилактики профессиональной нейросенсорной тугоухости заключаются в строгом соблюдении регламентов предварительных и периодических медицинских осмотров (Порядок проведения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Цели их проведения:

– рациональный профессиональный отбор при приеме на работу в «шумовую» профессию;
определение профессиональной пригодности работающих в условиях воздействия производственного шума;
– формирование групп диспансерного учета;
– реабилитация работников с нарушением слуха и риском развития профессиональной нейросенсорной тугохости.

Медицинские противопоказания к приему на работу, связанную с воздействием интенсивного шума, таковы:

– cтойкое понижение слуха хотя бы на одно ухо, любой этиологии;
– отосклероз и другие хронические заболевания уха с заведомо неблагоприятным прогнозом;
– нарушение функции вестибулярного аппарата любой этиологии, в том числе болезнь Меньера;
– наркомания, токсикомания, в том числе хронический алкоголизм, выраженная вегетативная дисфункция, артериальная гипертензия (все формы).

При начальных признаках воздействия шума на орган слуха работник признается профессионально пригодным при условии ужесточения мер профилактики и использования мер оздоровления. Прекращение контакта с шумом при начальных признаках воздействия шума на орган слуха приводит к стабилизации процесса и частичному восстановлению остроты слуха, реже – к обратному развитию неспецифических изменений со стороны нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Рациональное трудоустройство в более поздние сроки – запоздалая мера. Она не позволяет восстановить здоровье и трудоспособность больного, поскольку к этому времени больной достигает значительного возраста, нарастают инволютивные (возрастные) изменения, прогрессируют сопутствующие заболевания (в частности сосудистые и атеросклеротические изменения) и развиваются новые.

Ответы на ваши вопросы

Может ли вибрационная болезнь проявиться через год работы?

У нас экскаваторщик работал меньше года и стал жаловаться на боли в коленях. Говорит, что это из-за вибрации. Может ли так быстро проявиться вибрационная болезнь, если экскаватор современный, Komatsu 240. И как нам поступить теперь с работником?
Марина ЗАЙЦЕВА, специалист по охране труда (Кострома)

Да, вибрационная болезнь может проявиться и в гораздо ранние сроки, чем через 5–10 лет работы. Все зависит от условий труда. Импортная техника не гарантирует полную защиту работника от вредного воздействия вибрации. Возможно, у него имеется индивидуальная чувствительность к вибрации. Вам следует отправить сотрудника на медосмотр, чтобы в дальнейшем врачи направили его в профпатологический центр, где и установят, имеется ли связь между болезнью и работой. Дальнейшие действия работодателя будут зависеть от рекомендаций врачей.

Можно ли работать с вибрационной болезнью?

Машинисту экскаватора поставлен диагноз – вибрационная болезнь I степени. Можно ли ему дальше продолжать работу в этой должности?
Михаил КОНОВАЛОВ, инженер по охране труда (Кировочепецк)

Как правило, при вибрационной болезни I степени трудоспособность сохраняется. Возможность работы в той же должности должен определить врач. В любом случае такому сотруднику нужно внимательнее относиться к режиму труда и отдыха, проходить профилактическое лечение один раз в год. В этот период рекомендуется переводить работника на один-два месяца на другую работу.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:
1 На машинистов экскаваторов действуют не только шум и вибрация, но и пыль, аэрозоли, токсические вещества.

2 Наиболее распространенные болезни экскаваторщиков: поражения опорно-двигательного аппарата, вибрационная болезнь, нейросенсорная тугоухость.

3 Вибрационная болезнь экскаваторщиков развивается за 5–7 лет, а при предрасположенности организма она может возникнуть намного раньше.

4 Основное правило профилактики вибрационной болезни – это максимально возможное снижение действия вибрации на организм (меры санитарно-технического, санитарно-гигиенического и медицинского характера).

5 Для профилактики вибрационной болезни обязательно необходимо каждый час устраивать перерывы по 10 минут и два перерыва для производственной гимнастики.

6 Для профилактики развития нейросенсорной тугоухости необходимо использовать противошумы, наушники, вкладыши, а при начальных стадиях болезни – прекращать контакт с шумным производством (временно переводить на другую работу и т.  д.).

Сергей БАБАНОВ, заведующий кафедрой профессиональных болезней и клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор (Самара)

Источник: e.otruda.ru

282 × 192

Источник

Машинист экскаватора.                          

История экскаватора

Экскаватор – землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов на грузовой транспорт. Но экскаватор может выполнять и несвойственные ему функции, например, забивать сваи или выполнять снос аварийных зданий.

Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «вынимаю, долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.

Идея постройки землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, который ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен эскиз грейфера для землечерпалки, созданный им в 1500 году, позднее да Винчи принимал участие в строительстве каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть исторические факты того, что в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение получило развитие во Франции и в Америке.

В 1795 году известный американский изобретатель, создавший первый практически пригодный пароход, Роберт Фултон сконструировал и первый четырехколесный грейдер-элеватор. Однако испытана машина была только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. Но в 1796 году на дноуглубительных работах в английском порту Сандерленд была применена ковшовая драга с приводом от паровой машины. Построена она при участии изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. За один рабочий ход ковши доставали со дна гавани до полутора тонн грунта, что примерно в 4 раза превышало производительность ручной драги.

Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы: в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан—Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала. А уже 1862 году на улицах Парижа появился первый паровой каток с обеими ведущими осями. Изобретателем машины был механик Балейсон. Однако паровые катки большого распространения не получили. Ведь для поддержания необходимого давления в его котле требовалось сжигать 60— 80 килограммов топлива в час.

На территории США дальнейшим стимулом к совершенствованию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века.

паровой экскаватор

Дефицит рабочих рук и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор (рис.1) предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.

Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек, а усовершенствованные позже машины были способны заменить до 180 рабочих.

локомобиль с грейфером

В Германии применялись «строительные локомобили», оснащенные одноканатными грейферами (рис.2).

Землеройные машины активно развивались во второй половине 19-го века, т.к. активно строились железные дороги и каналы, потому стали появляться новые экскаваторы, более усовершенствованные модели. Только Россия по старинке использовала ручной труд, и лишь во время строительства Транссибирской магистрали стали применять экскаваторы. Первый российский экскаватор был выпущен на Путиловском заводе в 1902 году. Это был железнодорожного типа неповоротный экскаватор, оснащенный съемным ковшом 1,5 куб. м и 2,3 куб. м, и его производительность составляла в час 100-290 куб. м.(рис.3). Также иногда в строительстве применяли плавучие неполноповоротные экскаваторы, оснащенные прямой лопатой.

экскаватор ковровец

Дальнейшее развитие землеройной техники происходило повсеместно и имело лавинообразный характер. Возникали все новые типы и конструкции экскаваторов как в «Старом Свете», так и других странах, в том числе и в России.

Освоение гусеничных тракторов позволило уже в начале 20 века использовать их как базу для землеройных машин, которые стали широко применяться при строительстве дорог, водных путей, в горнодобывающей промышленности.

Применение новых машиностроительных технологий во второй половине ХХ века позволило существенно усовершенствовать экскаватор, наряду с разработкой дополнительного оборудования он стал действительно универсальной машиной.

 

Общая характеристика профессии машиниста экскаватора

Машинист экскаватора управляет землеройной машиной, предназначенной для разработки грунта при строительстве фундамента здания, дорог, канатов и других сооружений. Наряду с основными производственными операциями (наполнение ковша грунтом, подъем и опускание ковша, поворот стрелы к месту выгрузки ковша, перемещение экскаватора) машинист осуществляет техническое обслуживание машины, несложный ремонт, учитывает объем произведенной работы, расход горюче-смазочных материалов. Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения и слуха. Профессия связана со значительными физическими нагрузками. В труде экскаваторщика сочетаются элементы исполнительской и самостоятельной работы.

Профессия имеет 4-8 разряды.

Срок обучения на машиниста экскаватора 2-4 мес.

Требования к машинисту экскаватора

Знать устройство и технические характеристики обслуживаемых экскаваторов;

– принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования экскаватора

– рациональные режимы работы экскаватора и приемы выемки грунта;

– приемы управления механизмами экскаватора при разработке тяжелых и легких грунтов;

– способы разработки забоя.

машинист экскаватора обучение

В зависимости от квалификации (профессия имеет 4-8 разряды):

4-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью до 0,15 м3.

5-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,15 м3 до 0,4 м3.
Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью до 1000 м3/ч.

6-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,4 м3 до 1,25 м3.
Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью свыше 1000 м3/ч до 2500 м3/ч.

7-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 1,25 м3 до 4 м3.
Роторные экскаваторы производительностью свыше 2500 м3/ч до 4500 м3/ч.

8-й разряд

Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 4 м3 до 9 м3.
Роторные экскаваторы производительностью свыше 4500 м3/ч.

Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения, слуха (экскаваторщик на слух определяет едва заметные отклонения в работе двигателя и механизмов, сигналы транспортных средств об их готовности грузить грунт). Машинисту экскаватора необходимы базовые знания в области физики, основы горного дела, черчение.

Близкие профессии (специальности): Машинист бульдозера, машинист автогрейдера.

Медицинские противопоказания

К неблагоприятным факторам профессии машиниста экскаватора, отрицательно сказывающимся на здоровье работающего, относятся повышенный уровень шума, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды, поэтому существует перечень ограничений для приема на работу и обучение по этой специальности: болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), язвенная болезнь желудка, заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хронические заболевания легких, а также болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания. Для подтверждения профессиональной пригодности по здоровью необходимо прохождение специальной медицинской комиссии.

обучение на экскаватор

Трудоустройство по специальности

Выпускники, закончившие курсы по специальности машинист экскаватора востребованы в строительных организациях, предприятиях по добыче и транспортировке нефти, газа и других полезных ископаемых, строительстве автодорог и т.д.

Профессия экскаваторщика относится к одной из самых уважаемых рабочих профессий и необходима не только в строительстве и в горнодобывающей промышленности, но и коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях. Не случайно люди, избравшие для себя эту профессию, всегда востребованы и имеют хорошее вознаграждение за свой труд в виде высокой зарплаты и всевозможных льгот и компенсаций. Устроиться работать экскаваторщиком можно после соответствующего обучения или переподготовки. Скорее всего, долго работу искать не придется в силу того, что экскаваторщики нужны везде.

ekskavator obuchenie

Другие специальности:

  • Машинист катка
  • Стропальщик
  • Тракторист
  • Копровщик
  • Газорезчик
  • Трубопроводчик линейный
  • Водитель погрузчика
  • Машинист бульдозера

Источник