Противопоказания для работы психолога может быть
План.
- Проблема “модели
специалиста” психолога труда
и профконсультанта - Психолог-профконсультант
как возможный посредник между самоопределя-ющимся
человеком и культурой - “Кризисы разочарования”
и основные этапы развития психолога-профессионала - Интеллигентность
как возможный ориентир профессионального
развития психолога-практика - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема “модели
специалиста” психолога
труда и профконсультанта
Сама идея
“модели специалиста”, тем более
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в “модель” все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
“профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста”, под который
можно было бы “подгонять” будущих
психологов. Скорее всего, такой профиль
должен включать качества типа “доброта”,
“умение общаться”, “любовь к
людям (или к детям)”, “порядочность”
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи
обладали неуживчивым и даже скандальным
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца “внешней благодетели
и пристойности”, являя собой
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще
соотнести их с требованиями “профессионального
профиля специалиста”?
Одной из наиболее острых проблем
при составлении “модели специалиста”
является проблема построения “модели
личности специалиста”. Традиционно
психологи с помощью тестов
выделяют наиболее выраженные
по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно
работающих специалистов и, таким
образом, вроде бы и получается
“личностный профиль специалиста”.
Но как измерить в баллах
способность к творчеству, которое
само по себе перечеркивает
все нормы и стандартизированные
оценки? Как измерить любовь к
людям, порядочность, профессиональную
и человеческую совесть? А ведь
все это является нередко более
важными составляющими профессионального
успеха психолога, чем его знания
и владение методиками.
Чтобы хоть как-то выйти из
тупиковой ситуации, специалисты
иногда идут “от противного”,
пытаясь выделить явные противопоказания
для работы в качестве психолога.
Такими противопоказаниями для
психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление
“мстить” им непонятно за
что. К сожалению, есть такие
озлобленные люди, которые сами
нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям
лучше не подпускать. Тем более
страшно, когда такие “человеконенавистники”
сами умудряются получать дипломы
о высшем психологическом образовании
и занимаются психологической
практикой.
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
“психолог” просто может оказаться
опасным для своих клиентов, особенно
когда он работает с детьми
и подростками. Заметим, что
сами школьники, отвечая на
вопрос: “с каким психологом, с
какими отрицательными качествами
Вы не хотели бы иметь дело?”,
в большинстве случаев выделили
такие характеристики, как “неумение
общаться” и “психические заболевания”.
3. Неумение общаться, неспособность
выстраивать с людьми отношения
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных “собеседований”
с поступающими на психологические
факультеты абитуриентами сразу
бросаются в глаза те из
них, кто ведет себя нагло
и вызывающе, а главное – постоянно
перебивает собеседника, стремясь
подчеркнуть сое превосходство.
Применительно к будущей работе
психолога – это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший “профессиональный
грех”.
4. Применительно к будущему студенту-психологу
можно выделить и такие нежелательные
качества как “лень”, безынициативность,
а также – пассивную установку
на то, что преподаватели “должны”
постоянно интриговать и развлекать
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается
лишь оценивать, какой преподаватель
сумел их больше “увлечь”, кто
“большая/или меньшая очаровашка”
и с каким преподавателем им
“вообще интереснее”. Можно
представить себе студента-психолога,
окажись он на лекции тех
преподавателей, которые, являясь
признанными авторитетами в своей
области психологии, никогда не “заигрывают”
со студентами и даже не
стремятся им непременно “понравиться”.
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу
следует вспомнить и о неизбежном
формировании у опытных специалистов
индивидуального стиля трудовой
деятельности, который сложно подогнать
под какие-то общепринятые стандарты
и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается
на уже имеющиеся у него
способности и умения, постепенно
приспосабливая их к решению
своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся
качеств и умений нередко возникают
новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется
сложная взаимосвязанная система
адаптированных и новых профессионально
важных качеств. Такую систему
качеств В.С. Мерлин называл
“симптомокомплексом” и отмечал
при этом: “Индивидуальный стиль
деятельности следует понимать
не как набор отдельных свойств,
а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный
результат. Отдельные действия
образуют целостную систему именно
благодаря целесообразному характеру
их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем
внимание, что для полноценного
формирования специалиста-психолога
также важнейшую роль играет
ориентация на какую-то цель (или
даже идею), которая и мобилизует
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения
в вузе, так и постепенно накапливаемый
опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь
– отсутствие такой идеи, что не
позволяет навести порядок в
имеющихся знаниях и умениях,
не позволяет обобщить свой
опыт, так и оставляя его на
уровне “мусора”, т.е. на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей “кучи” из отдельных
впечатлений, знаний, умений и
т.п.
Можно также выделить основные
этапы формирования индивидуального
стиля деятельности психолога:
На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, “как положено”. Именно это
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение
следующих подэтапов:
общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник “в целом” уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять
еще не может;
освоение
отдельных действий и операций, а
также – отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;
освоение
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
“правильному” образцу).
На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в
целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:
возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);
проба и освоение
отдельных действий по-новому;
постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Самое главное
при формировании индивидуального
стиля труда – не спешить и всегда
иметь обеспеченные “тылы” в
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования
при выработке новых способов
деятельности.
Наблюдения за студентами и
уже работающими специалистами
позволяют выделить одну интересную
закономерность. Обычно студенты
и начинающие психологи, стремящиеся
повысить свою готовность к
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию
своих знаний, а по возможности
и умений. Взрослые, уже работающие
психологи по мере своего профессионального
развития постепенно переключаются
со знаний и умений на ценностно-смысловые
аспекты своей деятельности. Они
все больше ставят перед собой
вопрос о смысле своего “пребывания
в психологии”, о том, что
они могут дать психологии, и
насколько она может обогатить
их как личностей. В связи
с этим возникает вопрос: стоит
ли торопить события и ставить
такие ценностно-смысловые вопросы
уже перед студентами и начинающими
психологами, или лучше подождать,
пока они сами не “созреют”
для таких вопросов. Мы считаем,
что и здесь недопустимы какие-то
стандартные подходы, поскольку
все специалисты, и все студенты-психологи
– разные, то и сроки “созревания”
у всех тоже разные. А у кого-то
такого “созревания” вообще может
не наступить, хотя он может
вполне эффективно выполнять
свои профессиональные обязанности
и даже считать себя зрелым
психологом. Стоит ли разочаровывать
таких психологов-специалистов, тем
более что они даже приносят
пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что
более важным результатом профессионального
труда является развитие личности
самих профессионалов, а это развитие
связано, прежде всего, с развитием
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя
уровни профессионализма, в качестве
высшего такого уровня называет
“уровень суперпрофессионализма”,
где главным этапом является “этап
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала”. Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего “акме”, т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).
При рассмотрении вопроса, каким
должен быть специалист по
профессиональному самоопределению,
можно обратиться к проблеме “имиджа”
психолога-профконсультанта. Можно
поставить вопрос так: должен
ли психолог-профконсультант быть
“узнаваемым” по каким-то специфическим
признакам? Скорее – да, так как
это тоже творческая профессия
(а “творцы” любят выделяться,
им это помогает в работе); сам
образ также способствует решению
проблемы клиента (устанавливается
большее доверие, клиент не
тратит время на выяснение
того, “настоящий” перед ним
психолог или “не настоящий”).
Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют “имидж” “настоящего”
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:
– если он
всего лишь “делает деньги”,
то должен “нравиться” своей
клиентуре (как, например, это
делают многие “целители” и
“психотерапевты”), для этого
желательно уметь выглядеть “экстравагантным”;
-если профконсультант
работает в организации или
“на фирме”, где свои правила
поведения и одежды, то придется
“соответствовать” этим правилам;
– если психолог
служит идее, то обычно он держится
скромнее;
– если профконсультант
сам в себе не разобрался, то
он обычно пробует разные варианты
поведения (может, сама одежда
и пробное поведение что-то
подскажут ему для нахождения
своего “образа профессионала”).
Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться
разными путями.
1. Может помочь тремление к
внешнему сходству с “настоящим”
специалистом (каким видят его
многие клиенты и коллеги-психологи,
слава богу, для этого всегда
есть множество примеров для
подражания).
Источник
ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Профессиональная этика психолога»
на тему:
«Требование
к личности практического психолога»
Выполнила:
студентка факультета
клинической
психологии
заочного
отделения
Новосёлова
Ю. Ю.
Группа
ППТЗ-21/11-СВС2-1-Б
Проверил:
Доктор Медицинских наук
профессор
Тристан В. Г.
Москва
2011
Содержание
СТР.
Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Общее
представление о развитии личности
в профессии……………4
1.1.Проблема
«модели специалиста» и индивидуального
стиля
деятельности
психолога…………………………………………………………4
1.2. «Кризисы
разочарования» и основные этапы
развития психолога–профессионала……………………………………………………………………10
1. 3. Проблема
профессиональных деструкций в
развитии психолога………17
Глава
2. Основной инструмент работы практического
психолога – его личность. Профессиональные
особенности психолога……………………………24
Заключение…………………………………………………………………………..33
Литература…………………………………………………………………………36
Приложение………………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность психолога
– это весьма сложная и ответственная область
профессиональной деятельности. Она требует
соответствующего образования, профессионального
мастерства и может затрагивать судьбы
людей.
Профессиональная деятельность психолога
связана с познанием сугубо индивидуальных
личностных особенностей людей, их глубоких
внутренних переживаний и состояний. В
процессе работы психолог оперирует информацией,
небрежное использование которой может
нанести непоправимый вред отдельным
людям, семьям, коллективам, авторитету
самой психологии. В то же время психолог
должен вырабатывать предложения и рекомендации
должностным лицам, предоставлять им необходимые
данные о работниках в интересах принятия
управленческих решений, обеспечения
учебной и воспитательной работы с ними,
самостоятельно осуществлять целенаправленное
вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение,
поведение.
В этой связи предъявляется ряд требований
к личности психолога, а так же ряд социально-этических
и профессиональных требований, соблюдение
которых позволяет специалисту сохранять
доверие людей, правильно ориентироваться
в ситуациях конфликта между нормами субординации
и нравственности, потребностями и интересами
отдельных людей и различных групп.
Глава 1. Общее
представление о развитии личности
в профессии.
1.1.Проблема
«модели специалиста» и индивидуального
стиля.
Сама
идея «модели специалиста», тем более
применительно к такой творческой и сложной
профессии, как психолог, вызывает иногда
сомнение. Обычно приводится примерно
такое обоснование: невозможно втиснуть
в «модель» все характеристики профессиональной
деятельности (вместе с необходимостью
импровизировать в труде), а также невозможно
выделить общепризнанный, стандартно–образцовый
«профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста», под который можно
было бы «подгонять» будущих психологов.
Скорее всего такой профиль должен включать
качества типа «доброта», «умение общаться»,
«любовь к людям (или к детям)», «порядочность»
и т. п. Но, как известно, некоторые (если
не многие) известные психологи обладали
неуживчивым и даже скандальным характером
(например, З. Фрейд) и были далеки от образца,
«внешней благодетели и пристойности»,
являя собой лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как безошибочно
определить именно внутренние достоинства
профессионала да еще соотнести их с требованиями
«профессионального профиля специалиста»?
И
все–таки для того чтобы, по крайней
мере, ориентировочно представлять себе,
каким должен быть психолог, обращение
к «модели специалиста» часто оказывается
полезным.
Известный
психолог А. К. Маркова выделяет следующие
основные составляющие модели специалиста:
1)
профессиограмму, то есть описание самой
деятельности психолога;
2)
профессионально–должностные требования
(минимально необходимые знания и умения
при выполнении определенных профессиональных
задач);
3)
квалификационный профиль (знания
и умения работника в соответствии
с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно
важно для психологического понимания
основных требований к психологу описание
самой деятельности психолога, а также
— описание деятельности по разным психологическим
специальностям .
Также
А. К. Маркова выделяет:
1)
модель уже действующего (работающего,
готового) специалиста
2)
модель подготовки специалиста
(на основе анализа учебной
деятельности будущих специалистов и
их ориентации на модель уже готового
специалиста).
При
описании модели готового специалиста
выделяются: модель деятельности специалиста,
а также — модель личности специалиста.
При описании модели подготовки специалиста
рассматриваются требования к разным
образовательно–возрастным группам обучающихся
или переобучающихся слушателей, а также
учитывается их жизненный и профессиональный
опыт.
Одной
из наиболее острых проблем при составлении
«модели специалиста» является выделение
«модели личности специалиста». Традиционно
психологи с помощью тестов выделяют наиболее
выраженные по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно работающих
специалистов и, таким образом, вроде бы
и получается «личностный профиль специалиста».
Способность к творчеству, любовь к людям,
порядочность, профессиональная и человеческая
совесть является нередко более важными
составляющими профессионального успеха
психолога, чем его знания и владение методиками.
Чтобы
хоть как–то выйти из тупиковой
ситуации, специалисты иногда идут
«от противного», пытаясь выделить
явные противопоказания для работы
в качестве психолога. Такими противопоказаниями
для психолога могут быть:
1.
Ненависть к людям, стремление
«мстить» им непонятно за что..,
к сожалению. Есть такие озлобленные люди,
которые сами нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям лучше
не подпускать. Тем более страшно, когда
такие «человеконенавистники» умудряются
получать дипломы о высшем психологическом
образовании и занимаются психологической
практикой.
2.
Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
«психолог» просто может оказаться опасным
для своих клиентов, особенно, когда он
работает с детьми и подростками. Заметим,
что сами школьники, отвечая на вопрос,
«с каким психологом, с какими отрицательными
качествами Вы не хотели бы иметь дело?»,
в большинстве случаев выделили такие
характеристики, как «неумение общаться»
и «психические заболевания».
3.
Неумение общаться, неспособность
выстраивать с людьми отношения
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных «собеседований»
с поступающими на психологические факультеты
абитуриентами сразу бросаются в глаза
те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе,
а главное — постоянно перебивает собеседника,
стремясь подчеркнуть свое превосходство.
Применительно к будущей работе психолога,
— это не просто бестактность или невоспитанность,
это препятствие для построения подлинно
диалогического взаимодействия с клиентом
(или с коллегами), это основа будущей манипуляции
сознанием клиента, что для психолога
должно рассматриваться как страшнейший
«профессиональный грех».
4.
Можно выделить и такие нежелательные
качества, как «лень», безынициативность.
Существует
довольно много моделей профессиональной
деятельности практического психолога.
В большинстве случаев речь идет о моделях,
описывающих лишь одно из направлений
работы психолога (консультанта, диагноста,
терапевта). Совокупность характеристик
квалифицированного практического психолога
в сравнении с неквалифицированным безотносительно
к конкретному виду профессиональной
деятельности представлена в следующей
модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994)
(см. приложение №1)
При
рассмотрении основных требований (и
противопоказаний) к профессионалу–психологу
следует вспомнить и о неизбежном формировании
у опытных специалистов индивидуального
стиля трудовой деятельности, который
сложно подогнать под какие–то общепринятые
стандарты и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1.
Сначала психолог опирается на
уже имеющиеся у него способности
и умения, постепенно приспосабливая
их к решению своих профессиональных задач.
2.
Далее на основе имеющихся
качеств и умений нередко возникают
новые, ранее отсутствующие качества.
3.
Наконец, постепенно формируется
сложная взаимосвязанная система
имеющихся адаптированных и новых
профессионально важных качеств.
Такую
систему качеств В. С. Мерлин
называл «симптомокомплексом» и отмечал
при этом: «Индивидуальный стиль деятельности
следует понимать не как набор отдельных
свойств, а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный результат.
Отдельные
действия образуют целостную систему
именно благодаря целесообразному
характеру их связи» (Мерлин, 1986. — С. 166–167).
Обращаем
внимание, что для полноценного формирования
специалиста–психолога также важнейшую
роль играет ориентация на какую–то цель
(или даже идею), которая и мобилизует
различные знания и умения, приобретаемые
как в ходе обучения в вузе, так и постепенно
накапливаемый опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь — отсутствие
такой идеи, что не позволяет навести порядок
в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет
обобщить свой опыт, так и оставляя его
на уровне «мусора», то есть на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений,
знаний, умений и т. п.
Можно
выделить основные этапы формирования
индивидуального стиля деятельности
психолога:
1.
На первом этапе важно осваивать
профессиональную деятельность
по уже отработанным схемам
и процедурам, то есть научиться
работать так, «как положено». Именно
это гарантирует успешное выполнение
поставленных задач. На данном этапе возможно
выделение следующих подэтапов:
1.1.
Общая ориентировка в данной
деятельности, когда начинающий
работник «в целом» уже знает (или представляет),
как надо работать, но саму работу в целом
выполнять еще не может.
1.2.
Освоение отдельных действий
и операций, а также отработка
отдельных процедур, приемов и методик
работы.
1.3.
Наконец, освоение деятельности
в целом (по нормативно–одобряемому,
«правильному» образцу).
2.
На втором этапе уже более
опытный специалист (научившийся
выполнять отдельные задания и даже освоивший
определенные виды профессиональной деятельности
в целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно–одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:
Источник