Противопоказания для работы психолога может быть

План. 

  1. Проблема “модели
    специалиста” психолога труда 
    и профконсультанта
  2. Психолог-профконсультант
    как возможный посредник между самоопределя-ющимся
    человеком и культурой
  3. “Кризисы разочарования”
    и основные этапы развития психолога-профессионала
  4. Интеллигентность
    как возможный ориентир профессионального
    развития психолога-практика
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема “модели
специалиста” психолога 
труда и профконсультанта
 

Сама идея
“модели специалиста”, тем более 
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в “модель” все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать 
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
“профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста”, под который 
можно было бы “подгонять” будущих 
психологов. Скорее всего, такой профиль 
должен включать качества типа “доброта”,
“умение общаться”, “любовь к 
людям (или к детям)”, “порядочность”
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи 
обладали неуживчивым и даже скандальным 
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца “внешней благодетели 
и пристойности”, являя собой 
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как 
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще 
соотнести их с требованиями “профессионального 
профиля специалиста”?

         
Одной из наиболее острых проблем 
при составлении “модели специалиста” 
является проблема построения “модели 
личности специалиста”. Традиционно 
психологи с помощью тестов 
выделяют наиболее выраженные 
по разным шкалам и параметрам 
личностные качества успешно 
работающих специалистов и, таким 
образом, вроде бы и получается
“личностный профиль специалиста”.
Но как измерить в баллах 
способность к творчеству, которое 
само по себе перечеркивает 
все нормы и стандартизированные 
оценки? Как измерить любовь к 
людям, порядочность, профессиональную 
и человеческую совесть? А ведь 
все это является нередко более 
важными составляющими профессионального 
успеха психолога, чем его знания 
и владение методиками.

         
Чтобы хоть как-то выйти из 
тупиковой ситуации, специалисты 
иногда идут “от противного”,
пытаясь выделить явные противопоказания 
для работы в качестве психолога. 
Такими противопоказаниями для 
психолога могут быть:

         
1. Ненависть к людям, стремление
“мстить” им непонятно за 
что. К сожалению, есть такие 
озлобленные люди, которые сами 
нуждаются в психологической 
помощи, и которых самих к людям 
лучше не подпускать. Тем более 
страшно, когда такие “человеконенавистники”
сами умудряются получать дипломы 
о высшем психологическом образовании 
и занимаются психологической 
практикой.

         
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной 
“психолог” просто может оказаться 
опасным для своих клиентов, особенно 
когда он работает с детьми 
и подростками. Заметим, что 
сами школьники, отвечая на 
вопрос: “с каким психологом, с 
какими отрицательными качествами 
Вы не хотели бы иметь дело?”,
в большинстве случаев выделили 
такие характеристики, как “неумение 
общаться” и “психические заболевания”.

         
3. Неумение общаться, неспособность 
выстраивать с людьми отношения 
на взаимоуважительной основе. При 
проведении различных “собеседований” 
с поступающими на психологические 
факультеты абитуриентами сразу 
бросаются в глаза те из 
них, кто ведет себя нагло 
и вызывающе, а главное – постоянно 
перебивает собеседника, стремясь 
подчеркнуть сое превосходство. 
Применительно к будущей работе 
психолога – это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший “профессиональный
грех”.

         
4. Применительно к будущему студенту-психологу 
можно выделить и такие нежелательные 
качества как “лень”, безынициативность, 
а также – пассивную установку 
на то, что преподаватели “должны”
постоянно интриговать и развлекать 
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается 
лишь оценивать, какой преподаватель 
сумел их больше “увлечь”, кто 
“большая/или меньшая очаровашка”
и с каким преподавателем им
“вообще интереснее”. Можно 
представить себе студента-психолога, 
окажись он на лекции тех 
преподавателей, которые, являясь 
признанными авторитетами в своей 
области психологии, никогда не “заигрывают”
со студентами и даже не 
стремятся им непременно “понравиться”.

         
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу 
следует вспомнить и о неизбежном 
формировании у опытных специалистов 
индивидуального стиля трудовой 
деятельности, который сложно подогнать 
под какие-то общепринятые стандарты 
и профили. Общая логика формирования 
индивидуального стиля профессиональной 
деятельности психолога предполагает 
следующие важные моменты:

         
1. Сначала психолог опирается 
на уже имеющиеся у него 
способности и умения, постепенно 
приспосабливая их к решению 
своих профессиональных задач.

         
2. Далее на основе имеющихся 
качеств и умений нередко возникают 
новые, ранее отсутствующие качества.

         
3. Наконец, постепенно формируется 
сложная взаимосвязанная система 
адаптированных и новых профессионально 
важных качеств. Такую систему 
качеств В.С. Мерлин называл 
“симптомокомплексом” и отмечал 
при этом: “Индивидуальный стиль 
деятельности следует понимать 
не как набор отдельных свойств, 
а как целесообразную систему 
взаимосвязанных действий, при помощи 
которой достигается определенный 
результат. Отдельные действия 
образуют целостную систему именно 
благодаря целесообразному характеру 
их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем 
внимание, что для полноценного 
формирования специалиста-психолога 
также важнейшую роль играет 
ориентация на какую-то цель (или 
даже идею), которая и мобилизует 
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения 
в вузе, так и постепенно накапливаемый 
опыт самостоятельной практической 
работы. Самое печальное здесь 
– отсутствие такой идеи, что не 
позволяет навести порядок в 
имеющихся знаниях и умениях, 
не позволяет обобщить свой 
опыт, так и оставляя его на 
уровне “мусора”, т.е. на уровне 
несистематизированной, не связанной 
общей идеей “кучи” из отдельных 
впечатлений, знаний, умений и 
т.п.

         
Можно также выделить основные 
этапы формирования индивидуального 
стиля деятельности психолога:

На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, “как положено”. Именно это 
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение 
следующих подэтапов:

общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник “в целом” уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять 
еще не может;

освоение 
отдельных действий и операций, а 
также – отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;

освоение 
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
“правильному” образцу).

На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные 
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в 
целом) может позволить себе некоторое 
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:

возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как 
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);

Читайте также:  Биоптрон противопоказания при беременности

проба и освоение
отдельных действий по-новому;

постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального 
стиля профессиональной деятельности.  

Самое главное 
при формировании индивидуального 
стиля труда – не спешить и всегда
иметь обеспеченные “тылы” в 
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования 
при выработке новых способов
деятельности.

         
Наблюдения за студентами и 
уже работающими специалистами 
позволяют выделить одну интересную 
закономерность. Обычно студенты 
и начинающие психологи, стремящиеся 
повысить свою готовность к 
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию 
своих знаний, а по возможности 
и умений. Взрослые, уже работающие 
психологи по мере своего профессионального 
развития постепенно переключаются 
со знаний и умений на ценностно-смысловые 
аспекты своей деятельности. Они 
все больше ставят перед собой 
вопрос о смысле своего “пребывания 
в психологии”, о том, что 
они могут дать психологии, и 
насколько она может обогатить 
их как личностей. В связи 
с этим возникает вопрос: стоит 
ли торопить события и ставить 
такие ценностно-смысловые вопросы 
уже перед студентами и начинающими 
психологами, или лучше подождать, 
пока они сами не “созреют” 
для таких вопросов. Мы считаем, 
что и здесь недопустимы какие-то 
стандартные подходы, поскольку 
все специалисты, и все студенты-психологи 
– разные, то и сроки “созревания”
у всех тоже разные. А у кого-то 
такого “созревания” вообще может 
не наступить, хотя он может 
вполне эффективно выполнять 
свои профессиональные обязанности 
и даже считать себя зрелым 
психологом. Стоит ли разочаровывать 
таких психологов-специалистов, тем 
более что они даже приносят 
пользу окружающим.

         
Проблема лишь в том, что 
более важным результатом профессионального 
труда является развитие личности 
самих профессионалов, а это развитие 
связано, прежде всего, с развитием 
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя 
уровни профессионализма, в качестве 
высшего такого уровня называет
“уровень суперпрофессионализма”,
где главным этапом является “этап 
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала”. Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего “акме”, т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).

         
При рассмотрении вопроса, каким 
должен быть специалист по 
профессиональному самоопределению, 
можно обратиться к проблеме “имиджа”
психолога-профконсультанта. Можно 
поставить вопрос так: должен 
ли психолог-профконсультант быть
“узнаваемым” по каким-то специфическим 
признакам? Скорее – да, так как 
это тоже творческая профессия 
(а “творцы” любят выделяться,
им это помогает в работе); сам 
образ также способствует решению 
проблемы клиента (устанавливается 
большее доверие, клиент не 
тратит время на выяснение 
того, “настоящий” перед ним 
психолог или “не настоящий”).

Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют “имидж” “настоящего”
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:

– если он 
всего лишь “делает деньги”,
то должен “нравиться” своей 
клиентуре (как, например, это 
делают многие “целители” и 
“психотерапевты”), для этого 
желательно уметь выглядеть “экстравагантным”;

-если профконсультант 
работает в организации или 
“на фирме”, где свои правила 
поведения и одежды, то придется
“соответствовать” этим правилам;

– если психолог 
служит идее, то обычно он держится 
скромнее;

– если профконсультант 
сам в себе не разобрался, то 
он обычно пробует разные варианты 
поведения (может, сама одежда 
и пробное поведение что-то 
подскажут ему для нахождения 
своего “образа профессионала”).  

Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться 
разными путями.

         
1. Может помочь тремление к 
внешнему сходству с “настоящим” 
специалистом (каким видят его 
многие клиенты и коллеги-психологи, 
слава богу, для этого всегда 
есть множество примеров для 
подражания).

Источник

ИНСТИТУТ 
ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине
«Профессиональная этика психолога» 

на тему:

«Требование
к личности практического психолога» 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка факультета

клинической
психологии

заочного 
отделения

Новосёлова 
Ю. Ю.

Группа 
ППТЗ-21/11-СВС2-1-Б

Проверил:
Доктор Медицинских наук

профессор
Тристан В. Г. 
 

Москва
2011 

Содержание                                                                                                
СТР.   

Введение………………………………………………………………………………
3

Глава 1. Общее 
представление о развитии личности
в профессии……………4

1.1.Проблема 
«модели специалиста» и индивидуального 
стиля 

деятельности 
психолога…………………………………………………………4

1.2. «Кризисы 
разочарования» и основные этапы 
развития психолога–профессионала……………………………………………………………………10

1. 3. Проблема 
профессиональных деструкций в 
развитии психолога………17

Глава
2. Основной инструмент работы практического
психолога  – его личность. Профессиональные
особенности психолога……………………………24

Заключение…………………………………………………………………………..33

Литература…………………………………………………………………………36

Приложение………………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  
Профессиональная деятельность психолога
– это весьма сложная и ответственная область
профессиональной деятельности. Она требует
соответствующего образования, профессионального
мастерства и может затрагивать судьбы
людей.

  
Профессиональная деятельность психолога
связана с познанием сугубо индивидуальных
личностных особенностей людей, их глубоких
внутренних переживаний и состояний. В
процессе работы психолог оперирует информацией,
небрежное использование которой может
нанести непоправимый вред отдельным
людям, семьям, коллективам, авторитету
самой психологии. В то же время психолог
должен вырабатывать предложения и рекомендации
должностным лицам, предоставлять им необходимые
данные о работниках в интересах принятия
управленческих решений, обеспечения
учебной и воспитательной работы с ними,
самостоятельно осуществлять целенаправленное
вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение,
поведение.

    
В этой связи предъявляется ряд требований
к личности психолога, а так же ряд социально-этических
и профессиональных требований, соблюдение
которых позволяет специалисту сохранять
доверие людей, правильно ориентироваться
в ситуациях конфликта между нормами субординации
и нравственности, потребностями и интересами
отдельных людей и различных групп. 
 
 
 
 
 
 

Читайте также:  Противопоказания к работе сварщиком

Глава 1. Общее 
представление о развитии личности
в профессии.

1.1.Проблема 
«модели специалиста» и индивидуального 
стиля.

    Сама 
идея «модели специалиста», тем более
применительно к такой творческой и сложной
профессии, как психолог, вызывает иногда
сомнение. Обычно приводится примерно
такое обоснование: невозможно втиснуть
в «модель» все характеристики профессиональной
деятельности (вместе с необходимостью
импровизировать в труде), а также невозможно
выделить общепризнанный, стандартно–образцовый
«профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста», под который можно
было бы «подгонять» будущих психологов.
Скорее всего такой профиль должен включать
качества типа «доброта», «умение общаться»,
«любовь к людям (или к детям)», «порядочность»
и т. п. Но, как известно, некоторые (если
не многие) известные психологи обладали
неуживчивым и даже скандальным характером
(например, З. Фрейд) и были далеки от образца,
«внешней благодетели и пристойности»,
являя собой лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как безошибочно
определить именно внутренние достоинства
профессионала да еще соотнести их с требованиями
«профессионального профиля специалиста»?

    И
все–таки для того чтобы, по крайней 
мере, ориентировочно представлять себе,
каким должен быть психолог, обращение
к «модели специалиста» часто оказывается
полезным.

    Известный
психолог А. К. Маркова   выделяет следующие
основные составляющие модели специалиста:

    1)
профессиограмму, то есть описание самой
деятельности психолога;

    2)
профессионально–должностные требования
(минимально необходимые знания и умения
при выполнении определенных профессиональных
задач);

    3)
квалификационный профиль (знания 
и умения работника в соответствии
с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно
важно для психологического понимания
основных требований к психологу описание
самой деятельности психолога, а также
— описание деятельности по разным психологическим
специальностям .

    Также
А. К. Маркова выделяет:

    1)
модель уже действующего (работающего, 
готового) специалиста

    2)
модель подготовки специалиста 
(на основе анализа учебной 
деятельности будущих специалистов и
их ориентации на модель уже готового
специалиста).

    При
описании модели готового специалиста
выделяются: модель деятельности специалиста,
а также — модель личности специалиста.
При описании модели подготовки специалиста
рассматриваются требования к разным
образовательно–возрастным группам обучающихся
или переобучающихся слушателей, а также
учитывается их жизненный и профессиональный
опыт.

    Одной
из наиболее острых проблем при составлении 
«модели специалиста» является выделение
«модели личности специалиста». Традиционно
психологи с помощью тестов выделяют наиболее
выраженные по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно работающих
специалистов и, таким образом, вроде бы
и получается «личностный профиль специалиста».
Способность к творчеству, любовь к людям,
порядочность, профессиональная и человеческая
совесть является нередко более важными
составляющими профессионального успеха
психолога, чем его знания и владение методиками.

    Чтобы
хоть как–то выйти из тупиковой 
ситуации, специалисты иногда идут
«от противного», пытаясь выделить
явные противопоказания для работы
в качестве психолога. Такими противопоказаниями
для психолога могут быть:

    1.
Ненависть к людям, стремление 
«мстить» им непонятно за что..,
к сожалению. Есть такие озлобленные люди,
которые сами нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям лучше
не подпускать. Тем более страшно, когда
такие «человеконенавистники» умудряются
получать дипломы о высшем психологическом
образовании и занимаются психологической
практикой.

    2.
Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
«психолог» просто может оказаться опасным
для своих клиентов, особенно, когда он
работает с детьми и подростками. Заметим,
что сами школьники, отвечая на вопрос,
«с каким психологом, с какими отрицательными
качествами Вы не хотели бы иметь дело?»,
в большинстве случаев выделили такие
характеристики, как «неумение общаться»
и «психические заболевания».

Читайте также:  Противопоказания прививки от кори и дифтерии взрослым

    3.
Неумение общаться, неспособность 
выстраивать с людьми отношения 
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных «собеседований»
с поступающими на психологические факультеты
абитуриентами сразу бросаются в глаза
те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе,
а главное — постоянно перебивает собеседника,
стремясь подчеркнуть свое превосходство.
Применительно к будущей работе психолога,
— это не просто бестактность или невоспитанность,
это препятствие для построения подлинно
диалогического взаимодействия с клиентом
(или с коллегами), это основа будущей манипуляции
сознанием клиента, что для психолога
должно рассматриваться как страшнейший
«профессиональный грех».

    4.
Можно выделить и такие нежелательные
качества, как «лень», безынициативность.

    Существует 
довольно много моделей профессиональной
деятельности практического психолога.
В большинстве случаев речь идет о моделях,
описывающих лишь одно из направлений
работы психолога (консультанта, диагноста,
терапевта). Совокупность характеристик
квалифицированного практического психолога
в сравнении с неквалифицированным безотносительно
к конкретному виду профессиональной
деятельности представлена в следующей
модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994)
(см. приложение №1)

    При
рассмотрении основных требований (и 
противопоказаний) к профессионалу–психологу
следует вспомнить и о неизбежном формировании
у опытных специалистов индивидуального
стиля трудовой деятельности, который
сложно подогнать под какие–то общепринятые
стандарты и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:

    1.
Сначала психолог опирается на 
уже имеющиеся у него способности 
и умения, постепенно приспосабливая
их к решению своих профессиональных задач.

    2.
Далее на основе имеющихся 
качеств и умений нередко возникают 
новые, ранее отсутствующие качества.

    3.
Наконец, постепенно формируется 
сложная взаимосвязанная система 
имеющихся адаптированных и новых 
профессионально важных качеств. 

    Такую
систему качеств В. С. Мерлин  
называл «симптомокомплексом» и отмечал
при этом: «Индивидуальный стиль деятельности
следует понимать не как набор отдельных
свойств, а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный результат.

    Отдельные
действия образуют целостную систему 
именно благодаря целесообразному
характеру их связи» (Мерлин, 1986. — С. 166–167).

    Обращаем 
внимание, что для полноценного формирования
специалиста–психолога также важнейшую 
роль играет ориентация на какую–то цель
(или даже идею), которая и мобилизует
различные знания и умения, приобретаемые
как в ходе обучения в вузе, так и постепенно
накапливаемый опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь — отсутствие
такой идеи, что не позволяет навести порядок
в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет
обобщить свой опыт, так и оставляя его
на уровне «мусора», то есть на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений,
знаний, умений и т. п.

    Можно
выделить основные этапы формирования
индивидуального стиля деятельности
психолога:

    1.
На первом этапе важно осваивать 
профессиональную деятельность 
по уже отработанным схемам 
и процедурам, то есть научиться 
работать так, «как положено». Именно
это гарантирует успешное выполнение
поставленных задач. На данном этапе возможно
выделение следующих подэтапов:

    1.1.
Общая ориентировка в данной 
деятельности, когда начинающий 
работник «в целом» уже знает (или представляет),
как надо работать, но саму работу в целом
выполнять еще не может.

    1.2.
Освоение отдельных действий 
и операций, а также отработка 
отдельных процедур, приемов и методик
работы.

    1.3.
Наконец, освоение деятельности 
в целом (по нормативно–одобряемому,
«правильному» образцу).

    2.
На втором этапе уже более 
опытный специалист (научившийся 
выполнять отдельные задания и даже освоивший
определенные виды профессиональной деятельности
в целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно–одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:

Источник