Противопоказания для работы учителем


В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения (ч. 2 ст. 331 ТК РФ).
Первое ограничение– лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 “О трудовых книжках”) лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).
Второе ограничение– наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за преступления: убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией, оставление в опасности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления (удочерения), кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, коммерческий подкуп, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, пиратство, незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, вовлечение в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятий проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, жестокое обращение с животными, государственная измена, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным Флагом Российской Федерации.
Третье ограничение– наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.
Четвертое ограничение– признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Пятое ограничение– наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).
Периодичность освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей, а также для работы в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем психиатрических противопоказаний.
Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счет средств учредителя. Так, к примеру, в п. 4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), к числу вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса отнесено перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22); работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха (п. 24).
Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 40927 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ
48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;
——————————–
<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации <6>;
——————————–
<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца:
стенокардия ФК III – IV;
с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;
аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 – 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 – 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 – 3 степени;
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 – 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 – 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
вульгарная пузырчатка;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации <7>;
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;
——————————–
<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.
Источник
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Нравственная нечистоплотность.
3. Рукоприкладство.
4. Грубость.
5. Беспринципность.
6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
7. Безответственность.
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Деятельность понимается нами, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.
Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат (см. схему 6).
СХЕМА 6
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по А.Н. Леонтьеву)
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165).
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
— предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. М., 1990. С. 151);
— социальность— деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999, С. 166);
— сознательность— в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую (Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978, С, 103—104).
Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
Потребность — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Цель— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Задача — данная в определенных условиях цель деятельности (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156), которая должна быть достигнута при преобразовании этих условий.
Действие — единица деятельности, произвольная преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997. С. 120).
Операция — способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.
К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.
Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты.
Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Источник