Противопоказания для работы в казахстане

Экономика
14:13 07.07.2020(обновлено 15:28 07.07.2020)
Получить короткую ссылку
2934 0 0
Министерство здравоохранения Казахстана совместно с министерством национальной экономики опубликовало приказ от 5 июля 2020 года о санитарных требованиях для различных организаций.
В проверочный лист в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят 24 правила. За нарушение приведенных ниже саннорм, которые актуальны для организации той или иной сферы услуг, руководители организаций могут быть оштрафованы.
Предписания адресованы медицинским, фармацевтическим, торговым, образовательным организациям, а также сфере питания, торговли и услуг: кафе, салонам красоты, химчисткам, СТО, магазинам и прочим.
Также данные требования обязательны для вокзалов и аэропортов, общественного транспорта, отелей, бань, саун, бассейнов, санаториев, а также для коммунальных объектов.
Как отметил заместитель руководителя аппарата бизнес-омбудсмена Шынгыс Темир, за нарушение одного из этих 24 пунктов предусмотрена ответственность согласно статье 425 Кодекса об административных правонарушениях:
- штраф для физических лиц составляет 30 МРП (83 340 тенге);
- штраф для субъектов малого предпринимательства – 230 МРП (638 940 тенге);
- среднего предпринимательства – 310 МРП (861 180 тенге);
- крупного предпринимательства – 1 600 МРП (4 444 800 тенге).
Также он добавил, что если предприниматель обеспечил неснижаемый запас средств индивидуальной защиты для своих работников (маски, перчатки), а его персонал по какой-то причине нарушает требования обязательного использования масок и перчаток, это всецело ответственность работника. То же касается и потребителей.
“Не должен предприниматель платить штраф за покупателя, снявшего маску в его магазине”, – подчеркнул Шынгыс Темир, отметив, что Минздрав согласился с доводами бизнес-омбудсмена.
Проверочный лист в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Наличие установок (приборов) для контроля температуры тела работников, посетителей на входе
- Наличие санитайзеров с кожным антисептиком у входа, в холлах, у входа в лифты, санитарные узлы
- Наличие дезинфицирующих, моющих и антисептических средств
- Наличие в санитарных узлах средств личной гигиены (жидкое мыло, антисептики)
- Наличие и обеспечение на рабочих местах антисептиков
- Наличие журнала мониторинга с отметками выхода сотрудников на работу, причины отсутствия
- Наличие разметки мест посредством обозначений на полу или посредством ограничительных стоек для соблюдения социальной дистанции в местах наибольшего скопления людей, где наблюдается интенсивность передвижения
- Наличие обеспечения предварительной записи, недопущение “зоны ожидания”, обеспечить соблюдение расстояния не менее 1 метра между посетителем (клиентом) и работником
- Соблюдение дистанцирования между столами не менее 1 метра в пунктах общественного питания
- Соблюдение расстояния не менее 2 метров между рабочими местами, наличие разметки границ оптимальных рабочих зон на объектах сферы обслуживания
- Размещение сотрудников в одном помещении с соблюдением социального дистанцирования на расстоянии не менее 1 метра друг от друга
- Обеспечение реализаций продуктов питания в фасованном виде (за исключением ненарезанных овощей и фруктов)
- Проведение профилактических дезинфекционных мероприятий
- Обеспечить исправную работу вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха внутри торговых центров, с обеспечением соблюдения режима проветривания
- Недопущение одновременного скопления посетителей при проведении зрелищных мероприятий (не превышающая 50% проектной мощности)
- Обеспечение наполняемости групп, залов, не более 50% от проектной мощности
- Соблюдение требований к ограничению (запрещению) деятельности объекта (режим работы)
- Обеспечение и своевременная смена средств индивидуальной защиты персоналом в течение рабочего дня (масок каждые 2 часа, перчаток в случае повреждения)
- Наличие у водителя и кондуктора общественного транспорта, включая служебный транспорт, антисептика для обработки рук и средств защиты (маски и перчатки) с обязательной их сменой с требуемой частотой
- Недопущение посетителей (пассажиров) в закрытые помещения, а также в общественный транспорт без защитных масок
- Обеспечение организации по соблюдению дистанцирования не менее 1 метра в местах скопления людей
- Соблюдение требований на ограничение проведения торжественных, поминальных мероприятий
- Соблюдение требований на ограничение участия в массовых мероприятиях, в том числе спортивных и семейных
- Прохождение тестирования после прибытия из стран дальнего зарубежья в сроки, определенные нормативными правовыми актами
Полный текст приказа читайте ниже
Источник
Профессиональные заболевания – хронические или острые заболевания, вызванные воздействием на работника вредных производственных факторов в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей. Что такое профзаболевания и какие меры профилактики профзаболеваний применять расскажет наш эксперт.
Определение того, что такое профессиональные заболевания, дает Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» Профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных производственных факторов в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей.
Профессиональные заболевания
Т.о. профессиональные заболевания работников возникают вследствие воздействия на работников вредных и опасных факторов. Чтобы не допустить профзаболевания необходимо проводить профилактику и не допускать профессиональное заболевание работников.
В Республике Казахстан среди мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и определению пригодности работников по профессии, выявлению лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание ведущее место занимает проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Профилактика профессиональных заболеваний
Одна из возможных причин низкого уровня выявляемости ранних признаков профзаболеваний – отсутствие специалистов-профпатологов (в поликлиниках и на промышленных предприятиях), участвующих в проведении периодических медицинских осмотров, что может повлечь за собой несвоевременное направление работников с предполагаемым отклонением здоровья на дообследование либо неполучение лечения в реабилитационных центрах или оздоровительных учреждениях. Работодателям рекомендуется:
- своевременная аттестация рабочих мест по условиям труда;
- наблюдение за состоянием здоровья работников посредством организации медпунктов на предприятии;
- организация первой и неотложной помощи;
- подробный анализ несчастных случаев на производстве;
- мониторинг профессиональных заболеваний.
Основные задачи совершенствования системы профилактики и установления профзаболеваний – постоянный мониторинг прохождения медосмотров и получения лечения больными, направленными в соответствии с заключением врачебной комиссии, а также полноты оказания медицинской помощи населению.
Профзаболевания на производстве
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
от 22 мая 2015 года № 379 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для заключения трудовых договоров в сфере тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также для допуска лиц декретированной группы населения к работе. Все случаи профессиональных заболеваний и отравлений подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту их выявления, государственному учету и ведению отчетности государственными органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы. Порядок регистрации, ведения учета указанных случаев заболеваний и отравлений, а также порядок ведения отчетности по ним, определяются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года № 451.
Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах и недопущение профзаболевания на производстве относятся к непременным условиям экономического благополучия нашего общества, следовательно, профилактика профессиональных заболеваний занимает важное место среди мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев, связанных либо с профзаболеванием, либо с травмами, либо с отравлениями на производстве. Профессиональное заболевание на производстве – заболевание, возникающее в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью (определение Международной организации труда). Основные критерии, позволяющие определить профессиональное происхождение заболеваний:
- наличие связи с конкретным производственным фактором (например, пыль – пневмокониоз);
- наличие причинно-следственных связей с производственной средой и профессией;
- превышение среднего уровня заболеваемости у определенной профессиональной группы лиц по сравнению со всей когортой населения.
Международная классификация болезней (МКБ), являющаяся нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов, объединяет семь основных групп:
1) острые и хронические интоксикации и их последствия;
2) болезни, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей;
3) болезни, возникающие при воздействии факторов физической природы (ионизирующих излучений, шума и вибрации, перегревающего и охлаждающего микроклимата);
4) болезни, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов систем;
5) болезни, вызываемые действием биологических факторов;
6) аллергические заболевания;
7) новообразования.
Г. В. Радионовспециалист по безопасности и охране труда, эксперт электронной системы «ACTUALIS: Кадровое дело», г. Алматы
Меры профилактики профессиональных заболеваний
Из мероприятий, снижающих риск развития профессиональных заболеваний или профессионально-обусловленных заболеваний, можно перечислить следующие:
- инструментальные замеры вредных факторов производственной среды;
- профилактика, диагностика и лечение провоцируемых заболеваний;
- раннее выявление групп риска профзаболеваемости;
- предупредительные инженерно-технические и медико-профилактические мероприятия, направленные на улучшение условий труда и т.д.
Все работники, подвергающиеся воздействию вредных факторов производственной среды и трудового процесса, находятся в группе риска развития профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний. Специфические причинные факторы профессиональных болезней могут быть идентифицированы, измерены и взяты под контроль. Другая проблема – установление этой зависимости от условий труда, которая может быть слабой, непостоянной, неясной. Сила возможной причинной зависимости и значимость могут быть различными. Поэтому уровни физических, химических и биологических вредных производственных факторов могут рассматриваться как причинные факторы профзаболеваний. Условия труда на любом предприятии определяются технологией производственного процесса, санитарно-гигиенической обстановкой, созданной на рабочих местах. Они формируют окружающую производственную среду на предприятии, к которой, в том числе, относятся:
- химические вещества;
- пыль;
- шум;
- вибрация;
- электромагнитные волны;
- ионизирующие излучения;
- метеорологические факторы (температура, влажность, подвижность воздуха);
- освещение и другие.
Каждый из этих факторов и их комбинации при отсутствии должных мер защиты оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье работающего. Предупреждение неблагоприятного воздействия производственной среды является основной задачей гигиены труда.
Ж. А. КОНИСОВэксперт электронной системы «ACTUALIS: Кадровое дело, охрана труда», начальник отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды АО «Tin One Mining»
Причины профессиональных заболеваний
Причины возникновения профессиональных заболеваний, связанных с вредными факторами на горнорудном производстве, характеризуются превышением допустимого уровня следующих факторов:
- вибрации;
- неблагоприятного микроклимата;
- пыли;
- физических нагрузок;
- шума и др.
Виды профзаболеваний
Виды профзаболеваний зависят от профессиональных факторов риска заболеваний. Заболевания опорно-двигательного аппарата (рефлекторные синдромы шейного и пояснично-крестцового уровня, шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия) вызываются как профессиональными факторами риска, так и непрофессиональными.
К профессиональным факторам относят факторы труда, трудового процесса, производственной среды. В настоящее время установлено 24 таких фактора, из которых ведущие – динамическая и статическая физическая работа.Факторы риска развития артериальной гипертонии у работников умственного труда можно объединить в группы:
1) биологические (в том числе генетические);
2) профессиональные факторы:
- возраст, в котором была начата работа;
- длительность работы;
- профессиональная принадлежность: цех или заводоуправление;
- характер профессиональной деятельности;
- число дней в неделю со сверхурочной работой;
- количество часов работы в смену в вынужденной позе;
3) социально-бытовые: занятия физической культурой и спортом; характер питания; курение;употребление алкоголя;
4) физиологические: физическая работоспособность; срок развития усталости в течение дня и недели; характер сна и т.д.На развитие профессиональных заболеваний кожи и органов дыхания (аллергия) влияет профессия рабочих, обусловливающая контакт на производстве с соответствующими соединениями аллергенного и неаллергенного действия: аэрозоли металлов (хрома, никеля, кобальта и других); смолы; клеи и др.
Статья представлена в сокращенном варианте. Подробнее читайте в журнале “Нормативные акты по безопасности и охране труда”
Источник
Обязательные медосмотры подразделяются на предварительные, периодические и предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые).
Приказом и.о.министра здравоохранения РК от 15 октября 2020 года утверждены целевые группы лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, а также правила и периодичность их проведения, передает zakon.kz.
Обязательные медосмотры подразделяются на предварительные, периодические и предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые).
Правила также определяют порядок и периодичность проведения обязательных предварительных, периодических, предсменных (предрейсовых), послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, в том числе декретниц.
Данные медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими государственную лицензию установленного образца.
Предварительные обязательные медосмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
При прохождении предварительного осмотра, работник или лицо, поступающее на учебу, самостоятельно предоставляет сведения о наличии у него хронических заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся медицинскими противопоказаниями к труду в условиях тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда.
Медицинские работники при проведении предварительного осмотра в случае выявления заболеваний направляют обследуемого на дообследование с проведением лабораторных и инструментальных исследований.
Данные предварительного осмотра заносятся в медицинскую карту амбулаторного пациента по утвержденной форме, с оформлением заключения о соответствии или несоответствии состояния здоровья работника или лица, поступающего на учебу, к выполняемой работе и наличии у него противопоказаний к труду (учебе).
Лицам, прошедшим предварительный осмотр и признанным пригодными к работе с вредными производственными факторами, выдается медицинская справка по утвержденной форме.
Периодические обязательные медицинские осмотры проводятся с целью обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Периодические осмотры проводятся с периодичностью через каждые 6 и 12 месяцев, в зависимости от целевых групп.
При проведении периодического осмотра работающих с вредными производственными факторами территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе на транспорте):
– осуществляют контроль за полнотой охвата, качеством и своевременностью проведения медицинского осмотра;
– участвуют в обобщении результатов медицинского осмотра работников;
– представляют санитарно-эпидемиологическую характеристику условий труда по запросу:
медицинской организации, обслуживающей организацию (предприятие), на которой (ом) работает (ал) работник;
медицинской организации по месту прикрепления работника;
медицинской организации, оказывающей специализированную помощь по профессиональной патологии;
физических и юридических лиц, предоставившим работу работнику.
Приказ вводится в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования (20 октября).
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Источник
Зайнагуль Салтаева работает в алматинском кафе, в котором большинство сотрудников – люди с ментальными расстройствами. Социальный проект помогает им реализовать себя. Зайнагуль работает уже три года и доросла до должности помощника администратора.
Теперь у девушки другая мечта – научиться водить автомобиль. Но в её случае это может быть проблематично. В Казахстане людям с ментальными особенностями отказывают в выдаче водительских удостоверений не только в случаях, когда речь идёт о серьёзных расстройствах, наподобие шизофрении, но и при некоторых видах хронической депрессии.
Зайнагуль Салтаева / Фото Алмаза Толеке
“Я хотела бы обучиться вождению. Мне кажется, в моём случае это возможно. Любой человек – в первую очередь человек. Я нормально ориентируюсь в пространстве, у меня не такой страшный диагноз”, – рассказывает Зайнагуль.
Советское наследие
Во времена СССР водить личный и общественный транспорт нельзя было просто при наличии самого факта постановки на учёт. В приказе Министерства здравоохранения СССР №555 от 1989 года сказано, что противопоказаниями являются:
“Хронические психические заболевания и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному диспансерному динамическому наблюдению. Вопрос о допуске лиц с выраженными формами пограничных нервно-психических расстройств, пограничной умственной отсталостью и задержками умственного развития решается в индивидуальном порядке (переосвидетельствование через 3 года)”.
“Любой человек, который состоял на учёте, а на учёт ставили всякого, кто хоть один раз обратился с жалобами на бессонницу или плохое настроение в связи со смертью близкого человека, например, получал множество ограничений, – рассказала директор Российской независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова. – Нельзя водить машину, нельзя выезжать за границу и так далее”.
После распада Союза в независимом Казахстане стали появляться новые законы, которые определяли порядок выдачи водительских прав. 18 июня 2002 года в РК вышло постановление Правительства № 668 “Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, а также работ, связанных с источником повышенной опасности”.
В нём лаконично сказано, что общие психиатрические противопоказания применяются для всех видов работ, связанных с источником повышенной опасности. В перечень входит вождение автомототранспорта, общественного транспорта.
В Законе РК “О безопасности дорожного движения” от 1996 года сказано, что удостоверение на право управления транспортными средствами выдаётся лицам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Ситуация в России и Казахстане
В России в 2015 году правительство утвердило новый список заболеваний, с которыми нельзя водить автомобиль. В него вошли практически все психиатрические диагнозы.
Вот их список:
- органические, включая симптоматические, психические расстройства (F00 — F09)*;
- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (F20 — F29);
- расстройства настроения (аффективные расстройства) F30 — F39 ;
- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40 — F48);
- расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60 — F69)
- умственная отсталость (F70 — F79).
- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10-F16, F18, F19);
- эпилепсия (G40).
В Казахстане такой список утвердили в 2016 году. Он во многом схож с российским, но в нём есть существенные исключения. К примеру, в РФ в списке противопоказаний – все органические, включая симптоматические, психические расстройства. Если свериться по кодам Международной классификации болезней, то это коды с F00 по F09. В Казахстане же некоторые коды по этому типу заболеваний исключены.
Вот казахстанский список:
Иллюстрация Informburo.kz
Такая же ситуация с расстройствами настроения. Например, в Казахстане при биполярном расстройстве в стадии текущей ремиссии (код F31.7) вождение автомобиля допускается. В России на любой стадии этого расстройства вам откажу в выдаче водительского удостоверения.
Скандал вызвал тот факт, что в РФ в графу противопоказаний “Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте” включили коды F64 “Расстройства половой идентификации” и F65 “Расстройства сексуального предпочтения”. Российские медиа цитировали недружелюбные заявлениями о том, что трансгендерным людям и другим “извращенцам” запретят водить машины. Минздрав РФ опроверг это, уточнив, что запрет распространяется лишь на тех, кто страдает хроническими и затяжными психическими расстройствами, которые проявляются часто и болезненно.
В Казахстане же коды “Расстройства половой идентификации” и “Расстройства сексуального предпочтения” не были включены в список противопоказаний.
“Любая болезнь в стадии ремиссии, если человек адаптирован, может работать, может не быть препятствием для выдачи прав. Но это формально, по закону. А фактически мы действительно сталкиваемся с тем, что у наших пациентов, практически у всех сейчас отбирают право вождения, – прокомментировала ситуацию в России директор Российской независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова. – Прокуратура получает информацию о том, что они наблюдаются или наблюдались когда-то в психоневрологическом диспансере, подаёт в суд, и суд отбирает у них права. Это очень репрессивно в отношении наших больных. Это отражает нашу общую дискриминационную политику. Это началось после того, как Медведев сказал, что у нас очень много душевнобольных за рулём”.
Кому и почему нельзя водить машину в Казахстане сегодня?
Старший врач РГП на ПХВ “Республиканский научно-практический центр психического здоровья” МЗ РК Наталья Логачёва объяснила журналисту Informburo.kz, почему те или иные диагнозы могут сделать человека опасным на дороге.
Людей с различными ментальными расстройствами ограничивают в праве вождения, потому что при ряде диагнозов нарушаются объективное восприятие реальности, внимание, когнитивные способности. Учитывается и эмоционально-волевая сфера: склонность к перепадам настроения, самоповреждению, вспыльчивость и так далее.
Шизофрения и шизотипические расстройства в Казахстане полностью включены в список противопоказаний для вождения, исключений здесь нет.
“Потому что заболевание подразумевает нарушение мышления, эмоционально-волевой сферы и нарушение критики. Это те базовые вещи, которые не позволяют быть адекватным на дороге”, – объяснила Наталья Логачёва.
В случае стойкой ремиссии в течение трёх лет и снятия диагноза человек может получить водительские права. Но сняться с учёта не так-то просто и доступной статистики по тому, сколько людей получили права из-за ремиссии, нет.
“Шизофрения – это такое заболевание, при котором в любой момент может быть рецидив. К нам сейчас многие приезжают из регионов, потому что на местах врачи не снимают диагноз. Не хотят брать на себя ответственность и отправляют к нам в Республиканский центр, – говорит заместитель генерального директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья Куаныш Алтынбеков. – Мы полностью обследуем у профессоров кафедры. Если мы видим, что человек три года не попадал в больницу, не принимает сейчас лекарства, то мы пересматриваем диагноз и отправляем с выпиской по месту жительства. Там уже комиссия ВКК решает, снимать его с учёта или нет”.
В казахстанском списке ментальных расстройств, при которых не выдают водительские права, есть такие диагнозы, как, например, расстройства настроения. Это, к примеру, “рекуррентное депрессивное расстройство”, при котором человек периодически впадает в депрессию на протяжении жизни. В списке много заболеваний, связанных с расстройством настроения, включая биполярное аффективное расстройство.
Фото с сайта Zakon-auto.ru
Психиатры объясняют это тем, что человек с перепадами настроения может бессознательно стремиться навредить себе, у него также могут быть суицидальные мысли. Кроме того, такие люди часто принимают медицинские препараты, которые могут сказаться на концентрации внимания.
“Здесь включены только маниакальные, депрессивные и смешанные фазы, хронические состояния. А в ремиссии, в принципе, вождение позволительно”, – говорит Наталья Логачёва.
Интересны также противопоказания, связанные с расстройствами личности и поведения в зрелом возрасте. В список запретов включены только два кода – F60.2 и F60.3. Это диссоциальное расстройство личности и эмоционально неустойчивое расстройство личности.
При диссоциальном расстройстве запрет связан с тем, что психиатры характеризуют человека как бессердечного и равнодушного к чувствам других со стойкой позицией безответственности. Например, в Казахстане подобный образ ассоциируется с явлением “усеновщина”.
Читайте также:
Что такое усеновщина? Объясняют психолог, юрист и политолог
“Ему наплевать, что происходит на дороге. Должны его пропускать или нет. Неспособность поддерживать взаимоотношения. Если какой-то конфликт, то сразу драка. Низкая толерантность к фрустрациям, низкий порог разряда агрессии, человек всё время готов к насилию. Он не способен испытывать чувство вины, – объяснила Наталья Логачёва. – Эмоционально неустойчивый тип личности, как правило, импульсивный. Он характеризуется взрывчатостью, брутальностью. Невозможно, чтобы такой человек находился за рулём”.
Все коды, касающиеся когнитивных нарушений, в Казахстане безапелляционно включены в список противопоказаний.
“Вся умственная отсталость включена, – говорит Наталья Логачёва. – Нехватка умственного потенциала, чтобы сообразить, что происходит на дороге, замедленная реакция всё-таки не позволяет этим людям быть за рулём. Тем более есть два варианта – торпидный, который нескоро сообразит, что происходит, либо, наоборот, возбудимый, который неадекватно будет реагировать”.
Наталья Логачёва уверена, что казахстанский список заболеваний, при которых нельзя садиться за руль, не нуждается в гуманизации и пересмотре.
“Этот список уже гуманный, над ним же работала группа специалистов. Если даже есть диагноз, но идёт ремиссия, то пожалуйста. В список включены заболевания, которые являются хроническими. Достаточно серьёзная психиатрия. Не все шифры включены в этот перечень, а только некоторые”, – уточнила психиатр.
Борьба с дискриминацией водителей с ментальными расстройствами
В разных странах подход к тому, допускать людей с теми или иными диагнозами к вождению или нет, разный. Это говорит о том, что норма – довольно относительная вещь. В странах с более либеральным подходом во главу угла ставятся инклюзивность и создание возможностей для человека вне зависимости от возможностей его здоровья. На Западе система допуска к вождению для людей с ментальными расстройствами более гибкая.
По сведениям Driver and Vehicle Licensing Agency (Британское агентство по лицензированию водителей и транспортных средств), если у человека, к примеру, шизофрения, то выдача ему прав может быть рассмотрена, если он оставался стабильным в течение как минимум 3 месяцев, придерживается плана лечения, не принимает медикаментов, которые могут помешать вождению, и в данный период объективно воспринимает реальность. При деменции и когнитивных нарушениях вопрос о доступе к рулю решается индивидуально.
Гульжан Амангельдинова, социальный работник проекта Training cafe Ale Pub и “Жизнь под защитой”: “Это проект, который спонсируется Фондами Трафигура, Сорос-Казахстан, ПРООН Казахстан и поддерживается управлением занятости и социальных программ города Алматы. Суть проекта – дать людям с ментальными особенностями возможность полноценно участвовать в социальной жизни, снизить дискриминацию таких граждан, которая распространена в Казахстане”.
Участники инклюзивного проекта для людей с ментальными расстройствами
Гульжан Амангельдинова считает, что казахстанские нормы дискриминируют людей с ментальными расстройствами в области вождения автомобилей.
“Вот возьмём западный опыт: человек не допускается к вождению, если у него нет дееспособности. Но если у нас всех подряд могут лишить дееспособности в своих интересах, то там, чтобы получить такой статус, люди должны пройти несколько обследований. Им могут в течение года не выдавать права, но по истечении года они могут ещё раз пройти обследование и обновить права или сдать на на них, – говорит Гульжан Амангельдинова. – Там попроще с этим. В Штатах такое точно практикуют. У человека может не быть ни рук, ни ног, но он всё равно водит машину, потому что для него её приспосабливают. Это вопрос прав человека, там они намного более защищены, чем у нас”.
По словам Гульжан, вопрос постановки диагноза также может быть субъективен. К примеру, в некоторых случаях, когда человеку ставят диагноз “умственная отсталость”, вполне может оказаться, что с когнитивными возможностями у него всё в порядке, но есть проблемы с социализацией и воспитанием.
Читайте также:
“У нас считают, что шизофрения заразна”. Как живут казахстанцы с психическими расстройствами
Гульжан считает, что в Казахстане ещё много стигматизации людей с ментальными расстройствами, которая досталась нам в наследство с советских времён.
“Если вдаваться в это, то это полная дискриминация, – говорит Гульжан Амангельдинова. – Это ещё советский подход: рулят те, кто находится в большинстве. И они же создают нормы. Но норма на самом деле – сложнейшее понятие, и никто не знает, где эта норма. Вообще человеческая природа очень сложна. Когда прежде пытались объяснить поведение людей, которые страдают депрессией или биполярным расстройством, легче было сказать, что их надо изолировать, потому что это пугает, в первую очередь. И, во-вторых, думать о чём-то лишний раз не хотелось. Но наша психиатрия меняется. Есть очень хорошие специалисты, которые понимают, что сейчас слово “норма” мы должны рассматривать по-иному”.
В казахстанских условиях лишены возможности водить не только люди с ментальными расстройствами, но и с другими ограничениями возможностей здоровья. К примеру, если у человека отсутствуют определённые фаланги пальцев, он также не допускается к вождению.
Йоханне Акбергеновой 27 лет. Ей отказали в получении водительских прав. У девушки с рождения нет левой кисти. При этом она легко управляется с вождением велосипеда и плаванием. Она уверена, что могла бы водить и автомобиль.
“Отсутствие кисти левой руки в моём случае – это врождённая патология, те есть мне 27 лет, и все эти годы я живу с этим. В первый раз я пыталась получить информацию в 18-19 лет. В моём родном городе мне сообщили, что я должна пройти медкомиссию и экзамен нужно будет сдавать только на механике. Я отправилась в поликлинику, у меня не было мысли, что я могу получить отказ. Мне казалось, что права не выдают только слепым, совсем безруким, безногим. Я была уверена в своих силах, ведь, несмотря на свой дефект, я умела кататься на велике и плавать без всяких протезов. Это был шок, что мне отказали на медкомиссии. Мне говорили друзья и знакомые, что существуют специальные машины, напомнили про автомат-машины – всячески поощряли и поддерживали в моём стремлении сесть за руль, будучи женщиной и инвалидом. Всё это время меня не покидало желание получить права, потому что машина – это необходимость, это безопасность, сколько приходится слышать о том, что девушка села в такси, а её увезли в неизвестном направлении, изнасиловали или убили”.
И Гульжан Амангельдинова, и её российская коллега, директор Российской независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова, считают, что система ограничений для водителей с ментальными расстройствами должна быть более гибкой, учитывать текущее состояние человека, а не категорично лишать его возможности передвижения