Социальный педагог, психолог, врач, социолог

Сфера профессиональной деятельности

  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Медицина
  • Социальная защита
  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Человек» (по характеру труда профессия социального работника связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность. Данная профессия направлена на бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей.
  • Класс профессии: преобразующий (требует от специалиста прежде всего интеллектуальных затрат, знаний возрастной, социальной психологии, психологии девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, стремления к развитию и постоянному обучению).
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)

Социальный работник — квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку — это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

Противопоказания для работы в социальной сфере

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам социального работника относятся:

  • организаторские способности;
  • способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • способность устанавливать контакты с людьми;
  • дисциплинированность;
  • высокая нравственность и ответственность;
  • настойчивость;
  • умение грамотно выражать свои мысли.

Социальный работник должен обладать следующими личностными качествами:

  • аккуратность;
  • терпеливость;
  • коммуникабельность;
  • вежливость и доброжелательность;
  • общительность;
  • умение управлять собой;
  • эмпатия;
  • тактичность;
  • открытость;
  • дипломатичность;
  • милосердие и сострадание.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степению
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Стенокардия ФК III — IV.
  • Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
  • Бблитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
  • Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
  • Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
  • Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
  • Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
  • Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
  • Беременность и период лактации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Социальный работник должен знать:

  • основные принципы социальной политики в РФ, государственные социальные программы;
  • современные теоретические модели социальной работы;
  • различные методы решения социальных проблем, теорию проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
  • биологические, психологические, социальные, экономические, политические и культурные факторы формирования человеческого развития и поведения;
  • возрастные, психосоциальные и этнокультурные особенности функционирования различных групп населения;
  • международно-правовые и национально-государственные нормы социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
  • порядок оформления опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи;
  • порядок оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные организации и т.д.;
  • теорию проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;
  • организационно-правовые механизмы обеспечения социальной защиты населения.

Социальный работник должен уметь:

  • работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;
  • оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т.д.);
  • владеть навыками общения;
  • владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);
  • владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);
  • владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);
  • владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);
  • выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности;
  • использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;
  • уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами;
  • выявлять и решать проблемы, возникающие у получателя услуг;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся пожилым гражданам и инвалидам.

Специализированные медицинские учреждения системы Минздрава, учреждения социальной защиты населения:

  • дома престарелых,
  • приюты для несовершеннолетних,
  • комплексные центры социального обслуживания населения,
  • детские дома и колонии.

Социальный работник работает в помещении, чаще мобильно, реже за рабочим местом. Как правило, это достаточно активная деятельность, требующая подвижности и умения общаться с достаточно большим количеством людей. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива, профессиональное общение происходит непосредственно.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным «донором».

Признаками этого негативного воздействия являются:

  • ощущение эмоционального истощения;
  • наличие враждебности по отношению к клиентам;
  • наличие психосоматического заболевания;
  • нарушение аппетита;
  • негативная самооценка;
  • возрастание агрессивности и чувства вины.

Дополнительными рисками являются физические нагрузки (при работе с мало мобильными людьми).

 Требуемое профессиональное образования

В зависимости от сферы применения, работник должен иметь как общие социологические знания, так и некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, экономики, права, медицины. При работе с детьми становится обязательным педагогическое образование. Однако, в целом, залогом успеха является получение социально-гуманитарного образования.

Образовательные учреждения

Перспективы карьерного роста социального работника связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).

Профессиональный рост социального работника может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем отдела социального обеспечения.