Противопоказания для транспортировки больных

Противопоказания для транспортировки больных thumbnail

Бабель Алексей Игоревич

Главный врач сети частных пансионов для престарелых, Кандидат медицинских наук,

Противопоказания к транспортировке лежачих больных

перевозка больных

Для больного, находящегося в критическом состоянии, такие незначительные механические воздействия, как качка либо перекладывание на носилки, доставляют огромный дискомфорт и могут существенно усугубить положение. Конечно, речь не идет о таких ситуациях, когда человека необходимо экстренно доставить в больницу с места происшествия. Ведь в таких случаях присутствует угроза не только его здоровью, но и жизни. В данном случае, ни о каких противопоказаниях к транспортировке пациента не может быть и речи, перевозка осуществляется по жизненным показаниям. Устранение всех жизненных нарушений проводится непосредственно в санитарном транспорте. Поэтому всякая нетранспортабельность относительна.

Совсем другое дело, когда лежачего пациента необходимо перевезти, например, из одного отделения лечебного учреждения в другое. Или из поликлиники в определенную больницу, где больному может быть оказана более квалифицированная медицинская помощь, проведены требуемые диагностические мероприятия. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, которые не позволяют им даже подняться с постели, нуждаются в особом уходе. Важным является и соблюдение определенных правил при перевозке таких больных. Говоря о противопоказаниях к транспортировке, подразумевают те патологические процессы, усугубление которых во время перевозки представляет угрозу не только для здоровья, но и для жизни пациента.

В каких случаях перевозка лежачих пациентов недопустима?

Существует ряд противопоказаний, при наличии которых лежачих пациентов транспортировать нельзя, так как это может усугубить течение заболевания. В таких ситуациях необходимо в срочном порядке вызвать специалистов и все лечебные и диагностические мероприятия провести на месте.

К таким противопоказаниям можно отнести:

  • агоническое состояние больного;
  • выраженные судороги;
  • клиническую смерть пациента;
  • инсульты, в результате которых больной теряет сознание и его состояние является приближенным к коме;
  • тяжелые ЧМТ;
  • тяжелую хирургическую патологию (неразрешенную);
  • состояния, возникающие у женщин при беременности, требующие неотложного медицинского вмешательства;
  • наличие расстройства психики, при котором у пациента наблюдается чрезмерная двигательная активность;
  • крайне тяжелое истощение организма больного;
  • бронхиальную астму, протекающую в тяжелой стадии;
  • наличие обширных травм (сочетанных), которые привели к сбою в работе жизненно важных органов;
  • большую кровопотерю;
  • гипертонический криз (АД превышает 230 мм. рт. ст.);
  • инфаркты миокарда в острой стадии, сопровождающиеся острой болью и сердечной недостаточностью;
  • ожог кожных покровов, являющийся глубоким и обширным;
  • шоковое состояние больного, сопровождающееся резким падением верхнего АД (менее 90 мм. рт. ст.);
  • острую дыхательную недостаточность.

Перевозка пациентов с патологиями, перечисленными выше, недопустима. Такие больные признаются нетранспортабельными. Только после оказания больному первой неотложной медицинской помощи и купирования тяжелого состояния, он, с согласия врача либо группы врачей, может подлежать транспортировке.

На сегодняшний день перечень противопоказаний к перевозке лежачих пациентов несколько сократился. Ведь в медицинской практике используются современные методы, направленные на устранение тяжелых состояний. Помимо этого, медицинские учреждения располагают современными реанимобилями, оснащенными по последнему слову техники. Таким образом, негативные последствия, развитие которых у лежачего пациента могут быть спровоцированы его транспортировкой, минимизированы.

Источник

Нетранспортабельность– состояние пораженного (больного), обусловленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.

Нецелесообразность транспортировки может возникнуть в следующих ситуациях:

●при наличии у больных хронических заболеваний в кахектическнх стадиях и последствий перенесенных травм с явно необратимыми изменениями в жизненно-важных органах;

●при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии в т.ч. непроходимость дорог, неблагоприятные метеорологические условия.

проблема транспортабельности остается актуальной и решается на основании оценки тяжести состояния больного в каждом конкретном случае, с учетом абсолютных и относительных противопоказаний. Таким образом, состояние нетранспортабельности условно делится на “абсолютное” и “относительное”.

К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные:

а) в агональном состоянии,

б) при острых нарушениях мозгового кровообращения, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики;

в) при наличии хронических заболеваний в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.

К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие:

а)в состоянии клинической смерти
б) с гипогликемической комой;
в) при коматозных состояниях другого генеза – вопрос о целесообразности транспортировки в каждом случае решается врачом индивидуально (с учетом глубины расстройства функций жизненно важных органов, условий транспортировки.
г) с судорожными синдромами:
д) с острыми психическими заболеваниями в состоянии резкого возбуждения;
е) в состоянии обморока;
ж) с острой задержкой мочи;
з) с экссудативным плевритом при высоком стоянии уровня жидкости и резким смещением органов средостения, сопровождающимся выраженной дыхательной и сердечной недостаточностью ;
и) при закрытом пневмотораксе со значительным количеством воздуха в плевральной полости и резким смещением органов средостении (до операции перевода закрытого пневмоторакса и открытый);
к) при пневмонии, осложненной острой сердечно-сосудистой недостаточностью;
л) с инфарктом миокарда, осложненным острым нарушением ритма и проводимости, ангинозным состоянием, отеком легких, коллапсом;
м) травматическим шоком (при этом важно наряду с ускорением в проведении лечебных мероприятий принять меры к немедленной транспортировке пострадавшего, продолжая лечение в пути);
н) с гипертоническим кризом;
о) с мозговыми инсультами, осложненными эпилептическим статусом или отеком легких;
п) с обильными наружными кровотечениями вследствие ранений, а также носовыми кровотечениями (до оказания помощи в максимально короткие сроки в соответствии с локализацией и характером кровотечения),
р) с астматическим статусом (до купирования или улучшения и стабилизации показателей функции дыхания и гемодинамики);

ПРИМЕЧАНИЯ:- Во всех случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки.

Важнейшие, объективные критерии нетранспортабельности больных

Сердечно-сосудистая система:

а) Артериальное давление (в сравнении с “рабочим” или “привычным” для данного больного) исследуется в динамике при оказании медицинской помощи больному:
АД максимальное
●более 220 мм.рт.ст.;●ниже 90 мм. рт.ст (критическое АД – 60 мм.рт.ст. и ниже);
●нарастающая бледность лица, появление зевоты, сонливость, холодный пот;●АД не определяется.
б) Пульс●чаше 150 уд. в 1 мин;●реже 50 уд. в 1 мин;●отсутствие пульса,

Учитывается также наличие аритмии, наполнение и напряжение, “дефицит” пульса (разница между частотой сердечных сокращений и частотой пульса).

Органы дыхания:
а) Частота, тип дыхания;
●чаще 30 дыхательных движений в мин. (особенно сопровождающееся ортопноэ);
●патологические типы дыхания;●слабое поверхностное дыхание;●отсутствие дыхания;
●клокочущее дыхание.
б) Появление или нарастание влажных хрипов н легких с нарастанием цианоза кожи и слизистых (в сочетании с расстройством гемодинамики или без него).
в) Высокое стояние уровня плевральной жидкости при экссудативном плеврите (выше III ребра), смещение органов средостения;
г) Напряженный пневмоторакс с явлениями смещения органов средостения (до операции перевода закрытого пневмоторакса в открытый на месте или в санитарной машине).

Центральная нервная система:

Резкое нарушение сознания – глубокая кома (арефлексия).

Указанные критерии позволяют не только оценить состояние “нетранспортабельности”, но и эффективность проводимых лечебных мероприятии для подготовки больного к транспортировке. Одним из тестов, свидетельствующих об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакций кровообращения, служит т.н. “отрицательная проба перекладывания” на транспортные носилки. При этом до и после перекладывания измеряется АД при временном прекращении инфузии. Его изменения не должны превышать 10% от исходного

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

после установления показаний к госпитализации

    1. Наличие оборудованного автомобиля СМП;
    2. Ориентировочная оценка состояния дорог других технических препятствий на пути к месту вызова, метеоусловий на момент транспортировки.
  1. Правильная оценка тяжести состояния больного (транспортабельности) и выбор профиля бригады – линейная, специализированная, БИТ;
  2. При перевозке больного по направлению врача ЛПУ или перетранспортировке из стационара в другой стационар – сопоставить данные осмотра с диагнозом и проведенной терапией, указанными в направлении врача; в необходимых случаях – повторное измерение АД и пульса непосредственно перед транспортировкой (т.н. «проба перекладывания»);
  3. Тщательная подготовка больного с коррекцией имеющихся нарушений функций жизненно-важных органов и систем и максимально возможной стабилизацией состояния. «Следует отказаться от транспортировки, если состояние пациента слишком нестабильно!» (S.Merlon, A.Hakel 1987 г.).
  4. Профилактика осложнений или рецидивов жизнеопасных состояний;
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного во время транспортировки;
  6. Правильное определение и осуществление способа транспортировки в зависимости от характера заболевания и состояния;
  7. Проведение по показаниям экстренной медицинской помощи, реанимационных мероприятий в пути следования;

Примечание 4. При появлении ухудшения состояния больного и (или) – признаков клинической смерти в автомобиле СМП, не прекращая интенсивной терапии, доставить пациента в тот стационар, куда предполагалось его госпитализировать или, если стационар находится далеко, то в ближайший – для продолжения реанимационных мероприятий, или констатации биологической смерти в сомнительных случаях;

10. В приемном отделении стационара больной должен быть сдан старшим бригады СМП непосредственно «с рук на руки» дежурному врачу или медицинской сестре (с указанием в сопроводительном листе уровня сознания и гемодинамики);

11. Неукоснительное выполнение правил медицинской этики и деонтологии, а так же юридических норм, в т.ч. касающихся прав пациента (в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан

Прогностическая оценка состояния больного перед транспортировкой (по собственным и литературным данным). Терминология.

Понятия, определяющие возможность транспортировки

Для бригад СМП

I

Транспортабельность

ЛБ, ФВБ

II

Нетранспортабельность

а) абсолютная

б) относительная (временная)

ЛБ, ФВБ

III

Нецелесообразность транспортировки

СБ

Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность» больного.

Нетранспортабельность – это прогностически неблагопри­ятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти!

Для специализированных бригад основным критерием определе­ния “нетранспортабельности” является понятие т.н. “нецелесообразности” транспортировки, когда риск транспортировки превышает риск самого заболевания (с учетом проблем прогности­ческого, деонтологического и экономического плана).

Однако для всех бригад (без исключения) прогностическая оценка тяжести состояния больного и подготовка к транспортировке с предворительным проведением корригирующей терапии является обязательным! (Ю.М.Михайлов, В.Н.Налитов, 1998; В.А.Михайлович, В.В.Руксин, 1998; Д.В.Михайлович, 2001; Л.А.Мыльникова, 2001; В.А.Фиалко 1996, 2002, 2008 , Территориальный стандарт организации оказания СМП (клинико-такт.алгоритмы 61); МЗ Свердловской обл, ТЦ МК, УГМА, МУ «ССМП», Екатеринбург, 2008, 119 с.).

При решении вопросов транспортабельности, подготовки и проведения госпитализации, выборе объема корригирующей терапии и способа транспортировки – руководствуйся объективными критериями с учетом не только (и не столько) поведения больного или расстояния до стационара, сколько характера и тяжести заболевания.

Состояние нетранспортабельности условно делится: на I – “абсолютное” и II – “относительное”.

• К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные с глубокими, неподдающимися коррекции и восстановле­нию расстройствами функций систем жизнеобеспечения:

  1. в агональном состоянии (при условии исключения: ЧМТ, «острого живота», шоке, гипотермии, интоксикаций);
  2. при неврологических катастрофах различной этиологии, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики (см. ниже);
  3. при развитии запредельной комы и смерти мозга;
  4. при наличии – хронических заболеваний (со злокачественным течением) в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.

1. Противопоказания к транспортировке у больных в указанных случаях не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, в общежитии, гостинице, откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести состояния.

В каждом случае из указанных заболеваний и состояний больным должны быть обеспечены преемственное наблюдение и лечение на дому участкового (семейного) врача и консультации специалистов.

• К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие с угрозой развития (или усугубления) жизнеопасных осложнений в пути и требующие временной отсрочки транспортировки (кроме случаев, возникших в автомобиле СМП) на период проведения эффективных лечебных мероприятий на месте происшествия, направленных на предупреждение, устранение осложнений и (или) стабилизацию состояния; обеспечение протезиро­вания нарушенных функций жизненно важных органов в необходи­мых случаях.

Примечание: 5. Во всех подобных случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, проведения плевральной пункции, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки. Транспортировку осуществляет линейная бригада или по ее вызову, специализированная (БИТ), в зависимости от характера и тяжести заболевания, места случая и возможности выбора бригад.

В необходимых случаях ВБ, находясь в пути с больным, может вызвать (не останавливаясь) «на себя» специализированную бригаду.

Примечание 6. Проба перекладывания на транспортные носилки.

Одним из тестов, свидетельствующим об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакцийкровообращения, служит т.н. проба перекладывания на транспортные носилки.

При этом, до и после перекладывания измеряется САД и определяется частота пульса: при временном прекращении инфузий. Если изменения указанных параметров не превышают 10% от исходного – проба «отрицательная», если превышают – проба «положительная» (К.П.Каверина, 1981, с коррективами В.А.Фиалко, 2010).

2. Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:

  1. находящихся на улице, в общественном месте, и на производстве (то же в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);
  2. а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочными и акушерскими) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниях должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (в положении Тренделенбурга) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов.

Инфузионная терапия не должна быть причиной отсрочки транспортировки при внутренних кровотечениях и травматическом шоке.

Назад в раздел научные труды

Источник

Советы по уходу

Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.

9.1. Транспортировка на каталке

Выполнение манипуляции:
– подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
– постелить на каталку простыню (при необходимости – клеёнку), положить подушку, одеяло;
– поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
– приподнять пациента – один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой – под поясницу и ноги;
– уложить пациента на каталку;
– укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
– один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой – сзади каталки лицом к пациенту;
– сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
– транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
– поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

– снять одеяло с кровати;
– переложить пациента на кровать.

9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке

Выполнение манипуляции:
– подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;

Сидячая каталка

– наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
– попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
– придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
– во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.

9.3. Транспортировка на носилках

Для транспортировки на носилках следует приготовить:
– простыню;
– одеяло;
– подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади – у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди – на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз – вперёд ногами.

9.4. Перекладывание больного

Выполнение манипуляции:
– перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
– встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бедер и голени (рис. 81Б);
– одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
– уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
– транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
– в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.

перекладывание больного с кровати на каталку

Тестовые задания:

1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.

Источник