Противопоказания для транспортировки пациента
Нетранспортабельность– состояние пораженного (больного), обусловленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.
Нецелесообразность транспортировки может возникнуть в следующих ситуациях:
●при наличии у больных хронических заболеваний в кахектическнх стадиях и последствий перенесенных травм с явно необратимыми изменениями в жизненно-важных органах;
●при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии в т.ч. непроходимость дорог, неблагоприятные метеорологические условия.
проблема транспортабельности остается актуальной и решается на основании оценки тяжести состояния больного в каждом конкретном случае, с учетом абсолютных и относительных противопоказаний. Таким образом, состояние нетранспортабельности условно делится на “абсолютное” и “относительное”.
К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные:
а) в агональном состоянии,
б) при острых нарушениях мозгового кровообращения, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики;
в) при наличии хронических заболеваний в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.
К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие:
а)в состоянии клинической смерти
б) с гипогликемической комой;
в) при коматозных состояниях другого генеза – вопрос о целесообразности транспортировки в каждом случае решается врачом индивидуально (с учетом глубины расстройства функций жизненно важных органов, условий транспортировки.
г) с судорожными синдромами:
д) с острыми психическими заболеваниями в состоянии резкого возбуждения;
е) в состоянии обморока;
ж) с острой задержкой мочи;
з) с экссудативным плевритом при высоком стоянии уровня жидкости и резким смещением органов средостения, сопровождающимся выраженной дыхательной и сердечной недостаточностью ;
и) при закрытом пневмотораксе со значительным количеством воздуха в плевральной полости и резким смещением органов средостении (до операции перевода закрытого пневмоторакса и открытый);
к) при пневмонии, осложненной острой сердечно-сосудистой недостаточностью;
л) с инфарктом миокарда, осложненным острым нарушением ритма и проводимости, ангинозным состоянием, отеком легких, коллапсом;
м) травматическим шоком (при этом важно наряду с ускорением в проведении лечебных мероприятий принять меры к немедленной транспортировке пострадавшего, продолжая лечение в пути);
н) с гипертоническим кризом;
о) с мозговыми инсультами, осложненными эпилептическим статусом или отеком легких;
п) с обильными наружными кровотечениями вследствие ранений, а также носовыми кровотечениями (до оказания помощи в максимально короткие сроки в соответствии с локализацией и характером кровотечения),
р) с астматическим статусом (до купирования или улучшения и стабилизации показателей функции дыхания и гемодинамики);
ПРИМЕЧАНИЯ:- Во всех случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки.
Важнейшие, объективные критерии нетранспортабельности больных
Сердечно-сосудистая система:
а) Артериальное давление (в сравнении с “рабочим” или “привычным” для данного больного) исследуется в динамике при оказании медицинской помощи больному:
АД максимальное
●более 220 мм.рт.ст.;●ниже 90 мм. рт.ст (критическое АД – 60 мм.рт.ст. и ниже);
●нарастающая бледность лица, появление зевоты, сонливость, холодный пот;●АД не определяется.
б) Пульс●чаше 150 уд. в 1 мин;●реже 50 уд. в 1 мин;●отсутствие пульса,
Учитывается также наличие аритмии, наполнение и напряжение, “дефицит” пульса (разница между частотой сердечных сокращений и частотой пульса).
Органы дыхания:
а) Частота, тип дыхания;
●чаще 30 дыхательных движений в мин. (особенно сопровождающееся ортопноэ);
●патологические типы дыхания;●слабое поверхностное дыхание;●отсутствие дыхания;
●клокочущее дыхание.
б) Появление или нарастание влажных хрипов н легких с нарастанием цианоза кожи и слизистых (в сочетании с расстройством гемодинамики или без него).
в) Высокое стояние уровня плевральной жидкости при экссудативном плеврите (выше III ребра), смещение органов средостения;
г) Напряженный пневмоторакс с явлениями смещения органов средостения (до операции перевода закрытого пневмоторакса в открытый на месте или в санитарной машине).
Центральная нервная система:
Резкое нарушение сознания – глубокая кома (арефлексия).
Указанные критерии позволяют не только оценить состояние “нетранспортабельности”, но и эффективность проводимых лечебных мероприятии для подготовки больного к транспортировке. Одним из тестов, свидетельствующих об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакций кровообращения, служит т.н. “отрицательная проба перекладывания” на транспортные носилки. При этом до и после перекладывания измеряется АД при временном прекращении инфузии. Его изменения не должны превышать 10% от исходного
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
после установления показаний к госпитализации
- Наличие оборудованного автомобиля СМП;
- Ориентировочная оценка состояния дорог других технических препятствий на пути к месту вызова, метеоусловий на момент транспортировки.
- Правильная оценка тяжести состояния больного (транспортабельности) и выбор профиля бригады – линейная, специализированная, БИТ;
- При перевозке больного по направлению врача ЛПУ или перетранспортировке из стационара в другой стационар – сопоставить данные осмотра с диагнозом и проведенной терапией, указанными в направлении врача; в необходимых случаях – повторное измерение АД и пульса непосредственно перед транспортировкой (т.н. «проба перекладывания»);
- Тщательная подготовка больного с коррекцией имеющихся нарушений функций жизненно-важных органов и систем и максимально возможной стабилизацией состояния. «Следует отказаться от транспортировки, если состояние пациента слишком нестабильно!» (S.Merlon, A.Hakel 1987 г.).
- Профилактика осложнений или рецидивов жизнеопасных состояний;
- Постоянное наблюдение за состоянием больного во время транспортировки;
- Правильное определение и осуществление способа транспортировки в зависимости от характера заболевания и состояния;
- Проведение по показаниям экстренной медицинской помощи, реанимационных мероприятий в пути следования;
Примечание 4. При появлении ухудшения состояния больного и (или) – признаков клинической смерти в автомобиле СМП, не прекращая интенсивной терапии, доставить пациента в тот стационар, куда предполагалось его госпитализировать или, если стационар находится далеко, то в ближайший – для продолжения реанимационных мероприятий, или констатации биологической смерти в сомнительных случаях;
10. В приемном отделении стационара больной должен быть сдан старшим бригады СМП непосредственно «с рук на руки» дежурному врачу или медицинской сестре (с указанием в сопроводительном листе уровня сознания и гемодинамики);
11. Неукоснительное выполнение правил медицинской этики и деонтологии, а так же юридических норм, в т.ч. касающихся прав пациента (в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан
Прогностическая оценка состояния больного перед транспортировкой (по собственным и литературным данным). Терминология.
Понятия, определяющие возможность транспортировки | Для бригад СМП | |
I | Транспортабельность | ЛБ, ФВБ |
II | Нетранспортабельность а) абсолютная б) относительная (временная) | ЛБ, ФВБ |
III | Нецелесообразность транспортировки | СБ |
Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность» больного.
Нетранспортабельность – это прогностически неблагоприятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти!
Для специализированных бригад основным критерием определения “нетранспортабельности” является понятие т.н. “нецелесообразности” транспортировки, когда риск транспортировки превышает риск самого заболевания (с учетом проблем прогностического, деонтологического и экономического плана).
Однако для всех бригад (без исключения) прогностическая оценка тяжести состояния больного и подготовка к транспортировке с предворительным проведением корригирующей терапии является обязательным! (Ю.М.Михайлов, В.Н.Налитов, 1998; В.А.Михайлович, В.В.Руксин, 1998; Д.В.Михайлович, 2001; Л.А.Мыльникова, 2001; В.А.Фиалко 1996, 2002, 2008 , Территориальный стандарт организации оказания СМП (клинико-такт.алгоритмы 61); МЗ Свердловской обл, ТЦ МК, УГМА, МУ «ССМП», Екатеринбург, 2008, 119 с.).
При решении вопросов транспортабельности, подготовки и проведения госпитализации, выборе объема корригирующей терапии и способа транспортировки – руководствуйся объективными критериями с учетом не только (и не столько) поведения больного или расстояния до стационара, сколько характера и тяжести заболевания.
Состояние нетранспортабельности условно делится: на I – “абсолютное” и II – “относительное”.
• К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные с глубокими, неподдающимися коррекции и восстановлению расстройствами функций систем жизнеобеспечения:
- в агональном состоянии (при условии исключения: ЧМТ, «острого живота», шоке, гипотермии, интоксикаций);
- при неврологических катастрофах различной этиологии, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики (см. ниже);
- при развитии запредельной комы и смерти мозга;
- при наличии – хронических заболеваний (со злокачественным течением) в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.
1. Противопоказания к транспортировке у больных в указанных случаях не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, в общежитии, гостинице, откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести состояния.
В каждом случае из указанных заболеваний и состояний больным должны быть обеспечены преемственное наблюдение и лечение на дому участкового (семейного) врача и консультации специалистов.
• К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие с угрозой развития (или усугубления) жизнеопасных осложнений в пути и требующие временной отсрочки транспортировки (кроме случаев, возникших в автомобиле СМП) на период проведения эффективных лечебных мероприятий на месте происшествия, направленных на предупреждение, устранение осложнений и (или) стабилизацию состояния; обеспечение протезирования нарушенных функций жизненно важных органов в необходимых случаях.
Примечание: 5. Во всех подобных случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, проведения плевральной пункции, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки. Транспортировку осуществляет линейная бригада или по ее вызову, специализированная (БИТ), в зависимости от характера и тяжести заболевания, места случая и возможности выбора бригад.
В необходимых случаях ВБ, находясь в пути с больным, может вызвать (не останавливаясь) «на себя» специализированную бригаду.
Примечание 6. Проба перекладывания на транспортные носилки.
Одним из тестов, свидетельствующим об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакцийкровообращения, служит т.н. проба перекладывания на транспортные носилки.
При этом, до и после перекладывания измеряется САД и определяется частота пульса: при временном прекращении инфузий. Если изменения указанных параметров не превышают 10% от исходного – проба «отрицательная», если превышают – проба «положительная» (К.П.Каверина, 1981, с коррективами В.А.Фиалко, 2010).
2. Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:
- находящихся на улице, в общественном месте, и на производстве (то же в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);
- а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочными и акушерскими) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниях должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (в положении Тренделенбурга) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов.
Инфузионная терапия не должна быть причиной отсрочки транспортировки при внутренних кровотечениях и травматическом шоке.
Назад в раздел научные труды
Источник
Советы по уходу
Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.
9.1. Транспортировка на каталке
Выполнение манипуляции:
– подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
– постелить на каталку простыню (при необходимости – клеёнку), положить подушку, одеяло;
– поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
– приподнять пациента – один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой – под поясницу и ноги;
– уложить пациента на каталку;
– укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
– один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой – сзади каталки лицом к пациенту;
– сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
– транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
– поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
– снять одеяло с кровати;
– переложить пациента на кровать.
9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке
Выполнение манипуляции:
– подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;
– наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
– попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
– придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
– во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.
9.3. Транспортировка на носилках
Для транспортировки на носилках следует приготовить:
– простыню;
– одеяло;
– подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади – у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди – на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз – вперёд ногами.
9.4. Перекладывание больного
Выполнение манипуляции:
– перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
– встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бедер и голени (рис. 81Б);
– одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
– уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
– транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
– в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.
Тестовые задания:
1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.
Источник