Противопоказания для управления транспортным средством 2016 беларусь
Многие водители удивляются: зачем вообще нужна эта медсправка? Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль на трассе, не имеет права ее потребовать. Техосмотр можно попросить соседа пройти. Раньше отсутствие медицинской справки было чревато, например, финансовыми неприятностями. В случае ДТП страховая компания могла выставить регрессный иск виновнику. Что изменилось теперь?
Часть первая. Формальности
Еще месяц назад порядок был таков: с истечением срока действия медсправки водительское удостоверение автоматически становилось недействительным (в соответствии со статьей 27 закона о дорожном движении). Большинство узнавало, чем это чревато, только после совершения ДТП. Формальный повод поинтересоваться, а есть ли действующие (это ключевое слово) права у виновника аварии, появлялся у страховщиков. Они отправляли запрос в ГАИ, оттуда его переадресовывали в медицинские учреждения.
Если оказывалось, что медсправка уже просрочена, то наступали финансовые последствия. «Потерпевшему представители страховой компании выплачивали компенсацию, а виновнику ДТП (если у того не было действующей медсправки) предъявляли регрессный иск: ведь он не имел права управления транспортными средствами», — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию. Потом еще ГАИ выставляла претензии в связи с вождением автомобиля без права управления.
Такие случаи, впрочем, редко афишировались и мало обсуждались. Хотя в минской поликлинике № 24 (где проходят медосмотр многие минские водители) сообщили, что каждую неделю приходило по несколько запросов из разных подразделений ГАИ.
Однако с 1 февраля этого года кое-что изменилось — вступили в силу изменения и дополнения в закон о дорожном движении. Новшества касаются в том числе медсправки. Ранее среди оснований, лишающих права управления механическим транспортным средством, было «истечение установленного срока действия справки о годности к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной — до прохождения медицинского переосвидетельствования». Но теперь эта фраза исчезла.
«Получается, даже с просроченной медсправкой водительские права будут считаться действительными?» — этот, казалось бы, несложный вопрос мы переадресовали в УГАИ МВД еще в понедельник (14 февраля). Однако ответа до сих пор не получили, хотя изменения в законе о дорожном движении вступили в силу еще 1 февраля.
По неофициальной информации, якобы юридический нонсенс был устранен, чтобы не считалось, будто медсправка главнее водительского удостоверения. Но что ж — теперь медосмотр водителям вообще можно не проходить?
Это не так. Водительскую медсправку по-прежнему могут потребовать предъявить. Во-первых, при выдаче и обмене удостоверения, выдаче талона к нему, а также при возврате этих документов (например, после оплаты штрафа в ГАИ). Во-вторых, при прохождении техосмотра. И в-третьих, при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.
Кроме того, появилось еще одно основание для лишения права управления механическим транспортным средством — «выдача выписки из медицинских документов, подтверждающей наличие заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами». Это было одним из требований медиков: ведь отобрать справку, выданную на год, два, пять лет, было невозможно, а человек после инфаркта или эпилептического приступа мог вновь сесть за руль. И даже фраза из ПДД, запрещающая «управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии», не останавливала.
Так что проходить медосмотр как минимум раз в пять лет водителям все же придется. Эта процедура порой сильно затягивается. Но если знать свои права, то можно получить заветный квиток гораздо быстрее.
Часть вторая. Медосмотр
Несколько лет назад в Минске пройти водительскую медкомиссию абсолютному большинству автолюбителей можно было только в 24-й поликлинике. Тогда она находилась возле железнодорожного вокзала. В узких коридорах было не развернуться. Неудобно и водителям, и медикам. Сейчас она переехала на ул. Филимонова, 53, а водительские медкомиссии работают и в центральных районных поликлиниках города.
Мы с коллегой решили устроить небольшой эксперимент и пройти медосмотр одновременно: один в 24-й, другой — в районной поликлинике города. Забегая вперед, заметим, что собственно само прохождение медосмотра занимает не так уж много времени, а вот сбор необходимых документов затягивается.
Первым делом записываемся. В районной поликлинике пришлось искать журнал «Для водителей». Зато запись велась уже на следующую неделю! В 24-й тоже можно записаться самостоятельно в журнале, хотя проще позвонить по телефону (8-017-237-05-60, 8-044-735-74-46, 8-029-559-45-77) или оформить заявку в интернете. Но, увы, там предлагалось прийти только через две с половиной недели.
Зато есть время заняться бюрократической зарядкой — сбором нужных документов, решили мы. Что нужно? Паспорт. Ну, тут все понятно. У мужчин еще потребуют военный билет, у женщин — справку от гинеколога. Два фото (3×4) сделать сейчас можно очень быстро. Главная проблема возникла с выпиской из амбулаторной карточки.
Здесь уж никуда не деться: нам обоим пришлось идти в свои поликлиники. Медсестры из доврачебного кабинета вели себя приблизительно одинаково. Обе, всплеснув руками, отказались делать выписку: «Флюорографию не сдавали, прививки тыщу лет не делали! Давайте скоренько-скоренько».
Скоренько не получилось — около кабинета флюорографии собралась огромная очередь, в которую норовили вклиниться почетные доноры и те, кому «только спросить». Прививки и анализы вообще пришлось делать в течение нескольких дней, занимать очередь среди гриппующих и кашляющих пациентов.
Только потом мы узнали: выписку из амбулаторной карты можно было получить проще и без риска подхватить инфекцию, ожидая в очередях. Достаточно написать отказ от прохождения флюорографии и прививок. Просто многие об этом не знают, а медсестры из доврачебных кабинетов о такой возможности не говорят. Что если откажут? В самых запущенных случаях очень помогает фраза «Я буду жаловаться в Комитет по здравоохранению Мингорисполкома». Правда, есть один нюанс — подпортив отношения с медиками в своей поликлинике, пытаться пройти медосмотр там же потом будет уже сложновато. Но в 24-й выписку с отказом примут — проверено!
Сейчас сведения о том, что водитель не состоит на учете в психоневрологическом и наркодиспансере, запрашивают медики. Ехать туда нет необходимости. В обычной поликлинике достаточно написать заявление на имя главврача. «На запрос уйдет не меньше дня», — сразу предупредили в приемной. В 24-й это сделали прямо во время оформления амбулаторной карточки — за несколько минут. Нужно просто подписать заявление (без разрешения человека эти сведения медики запросить не могут).
По оплате. В 24-й придется заплатить 30 210 рублей, в обычной поликлинике — вдвое меньше, чуть больше 14 тысяч. Почему такая разница? Возможно, это связано и с тем, что в 24-й в комиссии восемь врачей: терапевт, хирург, невролог, отоларинголог, офтальмолог, эксперт, а также психиатр и нарколог. Двух последних специалистов в обычной поликлинике не было.
Получалось, что и медосмотр в обычной поликлинике удастся пройти быстрее. Но не тут-то было! Например, ожидание очереди к неврологу и хирургу заняло более полутора часов. Сам осмотр — около пяти минут, причем основное внимание уделялось изучению выписки из амбулаторной карты. Хирург просто поинтересовался, «не беспокоит ли чего», а невролог проверил рефлексы. В то же время в 24-й заставили выполнить весь «комплекс упражнений».
У дверей в кабинет отоларинголога в обычной поликлинике образовались две очереди: те, кто с талоном, и те, кто на профосмотр. Все время они между собой выясняли отношения. Сам осмотр водителей, как нам показалось, был скорее формальным. Это неудивительно: врач за час вынужден был принять около 30—40 человек! Загруженность в 24-й куда меньше, и осмотр у отоларинголога был более тщательным.
Офтальмолог из районной поликлиники попросил распознать на карточках цифры и фигуры и проверил остроту зрения. А вот глазное дно смотреть не стал.
Опять-таки в 24-й визит к окулисту занял куда больше времени. Пожилой врач долго расспрашивал про травмы и даже включал светофоры, которые находились в кабинете, — проверял на дальтонизм.
У обоих терапевтов все ограничилось измерением давления, дежурным вопросом о жалобах и изучением выписки из амбулаторной карты. В 24-й еще предстояло пройти психиатра и нарколога. Правда, они больше наблюдали, чем задавали вопросы.
Общее впечатление совпадает с мнением большинства участников соответствующей ветки на форуме Auto Onliner: в районных поликлиниках города процесс затягивается из-за того, что врачи одновременно принимают и пациентов по талонам, и водителей, пришедших на профосмотр. Осмотр часто бывает формальным, зато там меньше придираются. Визит в 24-ю, возможно, займет меньше времени, но и осмотр там доскональный. Водители, ожидавшие в очереди, рассказывали, что их отправляли на дополнительные обследования при малейшем подозрении. Кроме того, там часто выдают справки не на пять лет, а на три года или меньше.
Часть третья. Комментарий
После прохождения всех формальных процедур мы обратились к медикам за комментариями. На вопросы, которые интересуют многих пользователей форума Auto Onliner, согласилась ответить главврач 24-й минской поликлиники Ирина Жарикова.
— В какое время лучше всего проходить медосмотр? Когда очереди меньше?
— В декабре и летом людей обычно меньше. Сейчас в связи с получением новых водительских удостоверений поток возрос. Призываем всех записываться заранее, но кто-то приходит внезапно. Мы не отказываем, принимаем, однако это занимает больше времени, чем по записи. Придется подождать. Кстати, утром в понедельник почти всегда пусто и в будни после 18:00.
Всего по статистике в 2008 году к нам обратились 106 тысяч водителей, в 2009-м — 94 тысячи, в 2010-м — 114 тысяч.
— Вообще медосмотр водителей — не формальность ли?
— Отнюдь. Несмотря на то что у нас, по сути, проводится скрининговое обследование, многие заболевания выявляются впервые именно здесь. Например, сердечно-сосудистые, органов зрения и слуха. Во время обследования у терапевта многие узнают, что у них повышенное давление — совсем не рядовой, между прочим, фактор. Это первый звоночек. Значит, есть риск сердечно-сосудистых заболеваний. Это уже основание отправить на дополнительное обследование.
У нас работают опытные медики, которые могут даже по косвенным признакам диагностировать серьезное заболевание. Как-то пришел водитель, которому нужно было продлить медсправку. Невролог обратил внимание, что у мужчины абстинентный синдром и дрожат руки, ему предложили прийти повторно через неделю. А у того через несколько минут случился эпилептический приступ. В поликлинику, как оказалось позже, он приехал за рулем.
— Некоторые аварии случаются из-за того, что водителю становится плохо прямо за рулем…
— Об этом я и говорю. Значит, были предпосылки. По статистике в 35—40 лет у мужчин нередко случается так называемый внезапный инфаркт, но ранее наверняка были симптомы, на которые они не обратили внимания. Скажем, повышенное давление. Конечно, в каждом случае все решается индивидуально, однако к таким пациентам у нас повышенное внимание.
— В каких случаях могут отправить на дополнительное обследование?
— Все это регламентировано документами Минздрава (постановления министерства № 89 от 18.12.2002 и № 78 от 28.04.2008). С повышенным артериальным давлением — в кардиодиспансер, с сахарным диабетом — в эндокринологический диспансер, с обмороками — в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Это не значит, что в выдаче справки откажут. Но мы должны быть уверены, что человек способен управлять автомобилем безопасно.
— На нашем форуме многие жаловались, что врачи из 24-й часто придираются. Из-за обморока, который случился 10 лет назад в душном автобусе, отправляют на допобследование.
— Обмороки могут говорить о том, что у человека не в порядке сосуды. Из всех пассажиров автобуса только он один потерял сознание. Почему? В экстремальной, стрессовой ситуации, что часто бывает на дороге, это может проявиться опять. Водителей, у которых ранее были такие проблемы, мы направляем на дополнительное обследование для уточнения диагноза.
— А что насчет заболеваний легких?
— Допустим, у человека бронхиальная астма. Кажется, какое противопоказание для управления автомобилем? А теперь представьте ситуацию: у водителя случается приступ и он не знает — то ли ему ингалятор искать, то ли руль держать.
— Водители часто интересуются: каким должно быть зрение, чтобы можно было управлять без очков?
— Лучший глаз — не менее 0,6, худший — не менее 0,2.
— А когда нужен рецепт на очки?
— В случае если они имеют сложные стекла. Рецепт на очки или линзы желательно иметь с собой. Но при его отсутствии мы можем проверить силу очковых линз на платной основе — около 6 тысяч.
— Тот, у кого были разрывы сетчатки, может забыть о получении медсправки?
— Почему? Все решается очень индивидуально.
— Многие спрашивают, зачем нужен военный билет? Неужели нет доверия к выписке из амбулаторной карты?
— Ситуации разные бывают. Подлогов много, обманов тоже. У нас был такой случай. Первоначально человек принес выписку из амбулаторной карты, в которой были указаны данные о всех перенесенных заболеваниях. При прохождении комиссии было выявлено, что у него есть противопоказания к вождению. Этот человек обманным путем хотел получить медсправку в своей поликлинике. Однако в ГАИ из 24-й уже поступили сведения, что он не годен к управлению транспортными средствами.
В военном билете тех, кто не служил в армии, указана причина, по которой была предоставлена отсрочка. В том числе по медпоказаниям, а в амбулаторной карте такая информация часто отсутствует.
Вообще когда-то наверняка будет сделано единое информационное пространство между медучреждениями, и запросить данные из амбулаторной карты не составит труда. Но пока эти пробелы есть, и мы вынуждены подстраховываться.
— Что делать, если водитель потерял медсправку?
— Приехать к нам и получить дубликат. Нужен паспорт, два фото 3×4, 3600 рублей и соответствующее заявление. Оформляется в течение получаса.
UPD!
В начале марта мы получили ответ из УГАИ МВД на наш запрос, о котором говорилось в статье (см. выше).
Вот ключевая цитата: «…новая редакция статьи 27 закона о дорожном движении не содержит такого основания для прекращения права управления транспортным средством, как истечение срока действия медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами».
Там также уточняется: «В соответствии с частью 10 статьи 23 закона о дорожном движении, контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:
– при выдаче и обмене водительского удостоверения, выдаче талона к нему, а также при их возврате;
– при выдаче разрешения на допуск транспортных средств, самоходных машин к участию в дорожном движении;
– при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними».
Источник
На Национальном правовом интернет–портале опубликован принятый Минздравом новый перечень заболеваний и противопоказаний, при которых не допускается вождение автомобиля. Документ, несмотря на специфичность, вызвал немалый резонанс. Что и понятно. Автомобиль есть едва ли не в каждой семье, и желающих сесть за руль не убавляется. С другой стороны, редко кто приходит на водительскую медкомиссию без волнения. Ведь, как едко шутят медики, нет здоровых людей, есть недообследованные… Так что же изменилось при определении пригодности к управлению машиной? Попробуем разобраться.
Нормативные документы, регламентирующие состояние здоровья водителя, существовали и раньше. Открываю новую редакцию соответствующего перечня и, честно говоря, испытываю чувство растерянности. Нашел лишь несколько позиций, когда вождение противопоказано однозначно. Например, беременность с определенной стадии. А также хроническая сердечная и дыхательная недостаточность. Или вот еще. При заболеваниях нервной системы и психических расстройствах вопрос о допуске к управлению автомобилем решает врачебно-консультационная комиссия. И только в случае устойчивой ремиссии в состоянии здоровья. Только через год, если не будет противопоказаний, медики могут разрешить сесть за руль после трансплантации сердца. Есть и ряд других ограничений. Но в большинстве случаев болезнь не будет препятствием для получения водительского удостоверения и медицинской справки для вождения. Даже когда рост потенциального водителя составляет 145 сантиметров и ниже, если у него плохое, но поддающееся коррекции зрение, или тугоухость, с которой можно справиться, то врачи подойдут к каждому случаю индивидуально и, скорее всего, вынесут положительный вердикт. Вот что сообщили по поводу изменений в Минздраве:
— Новая редакция перечня заболеваний и противопоказаний, препятствующих вождению автомобиля, вызвана тем, что за последнее время медицина существенно шагнула вперед. Появились более эффективные средства лечения и реабилитации. А современные автомобили стали более простыми в управлении. Теперь, если есть возможность скорректировать зрение до допустимых уровней с помощью линз, человек будет признан годным к управлению машиной. Или возьмем проблему глухоты. Раньше это было почти абсолютное противопоказание к вождению транспортного средства. Теперь к таким людям медики будут подходить индивидуально с учетом конкретных обстоятельств. Новые возможности появляются у людей с заболеваниями внутренних органов. Так, раньше вопрос о допуске к вождению мог рассматриваться лишь через год после имплантации стимулятора сердечного ритма. Сейчас — через три месяца. Послабления коснутся и водителей, перенесших стентирование и ангиопластику, а также страдающих артериальной гипертензией. Интервалы между медицинским переосвидетельствованием для них увеличены в 2 — 3 раза.
Новый документ вступит в силу уже менее чем через две недели. Напомним также, что с прошлого года значительно упростилась процедура сбора медицинских справок. Теперь, если вы в течение года проходили диспансеризацию или обследование, то соответствующие документы можно представить непосредственно водительской медкомиссии. Другое дело, что у врача остается право потребовать дополнительного обследования, если возникают какие–либо сомнения по поводу физического состояния водителя.
А как смотрит на изменение ситуации с медосвидетельствованием водителей ГАИ? Вот что говорит начальник пресс–службы УГАИ Мингорисполкома Жанна Юран:
— Отправляясь в путь, водитель всегда должен иметь действительную медицинскую справку. Инспектор имеет право проверить ее наряду с другими документами, а также при возврате их после изъятия. Проверяется справка и при прохождении техосмотра. Не советую документ подделывать. В прошлом году в Минске было возбуждено 39 уголовных дел за подделку водителями документов, в основном это были медсправки.
Вроде все знают, но напомню: езда за рулем без медицинской справки запрещена. А нарушение этого правила грозит штрафом. Забыли дома — наказание может быть относительно небольшим. Закончился срок действия или нет в принципе — пострадаете значительно ощутимее, как не имеющий права управления автомобилем. Так что лучше заранее побеспокоиться о соблюдении необходимых формальностей. Тем более что теперь препятствий к этому стало меньше.
bibikov@sb.by
Советская Белоруссия № 62 (24944). Вторник, 5 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник