Противопоказания для занятий детей с логопедом
Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ
Положение о логопедической группе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;.
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы дошкольного образовательного учреждения города _____ № _____ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»
1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью
1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:
– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.
2. Организация логопедической работы
2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении
2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
– общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
– фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
– фонетическое недоразвитие (ФН);
– заикание.
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.
2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один – два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.
2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
– недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
– деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
– грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
– нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
– задержку психического развития;
– фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
– заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
– с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповые занятия проводятся:
– с детьми, имеющими общее недоразвитие речи – не менее трех раз в неделю;
– с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;
2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
– в старшей группе – 20-25 минут;
– в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.
2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.
2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство логопедическим пунктом
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая ДОУ:
– обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
– подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
– обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
– обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
– обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
– комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;
– проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
– готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;
– осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
– представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
– поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
– информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;
– ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
– участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
– повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:
– годовой план;
– журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
– перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;
– расписание занятий;
– журнал посещаемости;
– журнал учета детей, зачисленных на логопункт;
– речевые карты;
– индивидуальные тетради для занятий с детьми;
– отчет логопеда за год.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение
5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.
5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.
5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:
– при наличии 2-4 групп – 10%;
– при наличии 5 и более групп – 15%
Источник
Как гласит старинная мудрость: лучше предупредить болезнь, чем потом лечить ее. Данная истина относится и к логопедии. Профилактические занятия с логопедом помогут устранить массу потенциальных проблем в будущем. А в некоторых случаях помощь специалиста является необходимой. Ранние занятия с малышом благоприятно воздействуют на его психическое развитие, формируют правильные артикулярные движения, обогащают словарный запас, развивают фразовую речь.
Логопед – кто это и зачем он нужен?
Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей. С его помощью можно правильно «поставить» звуки, устранить заикания и другие дефекты разговорного жанра.
Помимо этого поход к логопеду открывает массу дополнительных возможностей в плане развития ребенка: физическое формирование речевого аппарата, концентрация зрительного и слухового внимания, проверка соответствия возраста малыша и его интеллектуальной развитости. Диагностика и обучение проходит в форме и игры, которая, без сомнения, придется ребенку по вкусу.
Занятия с логопедом помогут ребенку правильно и быстро формулировать свои мысли. Это дает более широкие возможности для познания окружающей действительности и общения со сверстниками. К логопеду рекомендуется обратиться при наличии следующих нарушений:
- фонематические – нарушения при произношении звука или группы звуков;
- общее недоразвитие речи – нарушения звукопроизношения, дефицит словарного запаса;
- фонетико-фонематические – нарушение звукопроизношения и замена одних звуков другими;
- заикание – непроизвольное повторение слогов и букв, вынужденные остановки во время речи.
Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша
На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.
Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.
Нормы:
- от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
- от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
- до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.
Главные заблуждения родителей:
- речь малыша формируется до 5 лет, поэтому обращаться к специалисту раньше нет смысла – далеко не все родители могут объективно оценить развитость речи малыша. Поэтому важно обратиться к логопеду для достоверного анализа развития ребенка, нарушения которого могут начинаться даже в самом юном возрасте;
- неправильное произношение устранится само собой – некоторые несовершенства речи (замена сложных артикулов на более простые) действительно могут исчерпать себя с возрастом. Однако если к 4-м годам проблема все еще остается, то ее необходимо решать с помощью профессиональной помощи;
- если ребенок не говорит вообще, то логопед здесь не поможет – логопед занимается постановкой речи в самых широких пониманиях слова. Его работа проводится на всех уровнях речевой системы, включая психологический аспект;
- заниматься ребенком можно и без сторонней помощи – многие родители, решающие обучать малыша лично, даже не подозревают, что их собственная фонетика не совсем правильна. Логопед покажет правильное произношение и эффективные упражнения тренировок;
- для достижения результата хватит 1-2-х занятий с логопедом – курс коррекции речи определяется в индивидуальном порядке. Одному ребенку действительно потребуется всего пару уроков, в то время как другому малышу необходимы длительные курсы для устранения проблемы.
Все исследования и необходимые консультации, Вы и ваши дети, можете пройти в Клинике «Заботливый Доктор». Записаться на прием можно по телефонам 244-88-74, 8- 951-661-77-44
Врач логопед клиники “Заботливый Доктор”
Источник