Противопоказания игре на скрипке

Противопоказания игре на скрипке thumbnail

Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.

Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?

Уроки музыки для ребенка

Уроки музыки для ребенка

Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».

А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.

Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.

Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.

Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.

Геморрой в 79% случаев убивает пациентаГеморрой в 79% случаев убивает пациента

Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?

«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям

Уроки музыки для ребенка

Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.

На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.

Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:

  • Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
  • Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
  • Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
  • Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
  • Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
  • Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.

Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы

Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы

Фортепиано

Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.

Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.

И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.

Скрипка

Скрипка

Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.

Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.

Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.

Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.

Гитара

Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.

Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.

Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.

Читайте также:  Противопоказания к грязелечению сакскими грязями

Флейта

Флейта

Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.

Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.

Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.

Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.

Саксофон

Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.

Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.

Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.

Аккордеон, баян

Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.

Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.

Занятия вокалом для детей

Занятия вокалом для детей

Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.

Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.

Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.

На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.

К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.

Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.

Комментарий эксперта

Пеер Абильгаард, психотерапевт, музыкант, основатель Кельнского Института здоровья музыкантов

Пеер Абильгаард, психотерапевт, музыкант, основатель Кельнского Института здоровья музыкантов

Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.

Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.

Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.

Источник

Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.

Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.

Саксофон

Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.

Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.

Флейта

Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.

Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Читайте также:  Все о мед пиявках и противопоказание

Гитара

Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне – попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).

Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).

Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.

А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!

Источник

Раздел:
Образование, развитие

В блог
Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ситуация, которую я затянула, срочно требует разрешения. Дочке 9 лет.
Два года отзанимались в муз.школе по классу скрипки. Летом у дочери обнаружили проблемы со спиной (нарушение осанки, пока не сколиоз, но левое плечо выше правого стабильно). Занимались (и продолжаем) ЛФК, планируем в уч.году бассейн. Пока четких полож.результатов нет. Ортопед и врач ЛФК категорически не настаивают на том, чтобы бросали инструмент, динамику надо наблюдать. Но что-то мне грустно, у дочки астеническое сложение (худенькая, тонкокостная), папа и дедушка высокие, скоро половое созревание во время которого сколиоз ведет себя непредсказуемо.
Короче, надо нам со скрипкой наверное расставаться. Ну почему меня эта ситуация так мучает? Скрипка у нас идет хорошо (я не музыкант, но от нашего педагога только нас выставляют на концерты), бросать обидно (в первую очередь мне, я не знала, что есть во мне эта мамская гордость, типа «а наша то…..»), а дочка даже не знаю 🙁 инструмент ей нравиться, но не до фанатизма, в конце года заниматься приходится заставлять, расстроилась, когда обсуждали, что инструмент придется менять, но не очень сильно. Вопрос бросать или не бросать вроде решили, но я до сих пор не могу заставить себя позвонить педагогу 🙁 А вдруг, а может ситуация с осанкой исправиться..? Или игра не стоит свеч? Выскажитесь по ситуации, плиз. Чувствую мне хороший пинок нужен.
И вопрос тем, кто разбирается в муз.школах. Перейти можем на фортепиано (один год отзанимались как на втором инструменте). Какие бывают отделения? В смысле я знаю, что фортепиано у нас есть на фольклорном отдел и на джазовом, а что еще бывает? Дочь петь очень любит (и по хору у нее тоже все хорошо), что-то такое бывает? Понимаю, вопросы дилетантские, завтра иду в школу, надо теоритич. подготовиться.
PS. У меня еще полугодовалый малыш, последний год был трудный, дочку и подзапустила. Дочка с мужем в отъезде сейчас, так что решение полностью на мне 🙁

30.08.2007 13:51:21, мама скрипичной девочки

16 комментариев

Сколиоз- профессиональное заболевание не только скрипачей, аккордеонистов но и спортсменов, занимающихся ассиметричным видом спорта (фехтование,бокс, теннис, метание ядра, бадминтон и даже гимнастика). Нагрузка больше ложится на одну сторону тела, следовательно мышцы левой и правой стороны развиваются не одинаково. Так что, дорогие родители, не надо грешить на “неправильную постановку” и делать виноватым учителя. Прежде чем отдать свое чадо на спорт или музыку поинтересуйтесь, чем это чревато.
03.07.2017 23:06:50, kassio

Девочки, всем спасибо! Разговаривала сегодня с директором и очень долго с педагогом. Пока остались на скрипке, проблема еще в том, что на фоно перевестись не получится только на домру или виолончель. Но смысла не вижу, там тоже на спину нагрузка. Договорились пока заниматься (и спиной в том числе естественно)и смотреть динамику, директор еще посоветовала хорошую массажистку (как раз по нашим проблемам, не одни мы такие к сожалению). Оч. с пониманием отнеслись, директор сказала, что если будет регресс, то вопрос на контроле стоит, будем искать выход, м.б. рассматривать другие отделения.
31.08.2007 22:59:08, Автор

Левое плечо выше правого – это от неправильной постановки. Вероятно, педагог неверно поставила девочке руки, она зажимается, отчего перекашиет плечики.

Мой мальчик занимается на скрипке 4 года, последний год – с опытным педагогом, которая занимается тем, что переставляет всё заново. И плечики стали нормально. НИгде ничего не перекашивается. И техника и виртуозность улучшилась на глазах. ИМХО, все дело в постановке, и если ребенок не хочет бросать скрипку, то я бы не стала дергать.

31.08.2007 00:45:11, Natem

Наташ, спасибо. Вашего отклика ждала. Я поэтому и колебалась, что проблемы с осанкой не только из-за скрипки. Будем работать и смотреть на результаты.
31.08.2007 22:53:38, Автор

Я не стала забирать, хотя у нас то же самое – скрипка и нарушение осанки. Он у меня не столько вкалывает, чтобы это реально влияло. Да и сидение за партой по-моему больше навредит.
30.08.2007 22:28:58, Ольга Оводова

Нам пришлось оставить фортепиано потому как прослеживалась неприятная тенденция со зрением и спиной. Сделали выбор в пользу плавания, хотя в музыкалке были успехи очень неплохие.
30.08.2007 16:49:07, А*лён*А

Кроме всегопрочего, надо следить за тем, как стоит и инструментом.
30.08.2007 15:36:22, Караул

Поговорите с педагогом в первую очередь – она знает вашего ребенка и может дать совет.
Про свой опыт – у меня дочь на домре занимается и есть проблемы со спиной тоже, не сколиоз пока, но ЛФК – наш лучший друг.
Дочь упорно делает упражнения для спины и за год мы достигли хороших результатов.
Нагрузку на позвоночник дает любой инструмент (хотя скрипка, конечно, особенно), без настоятельных рекомендаций я бы инструмент не меняла – лучше потратить время и силы на поиск адекватных врачей ЛФК и комплексов упражнений, которые помогут ребенку изменить ситуацию. Я понимаю, что с младшим это непросто, но все получиться – было бы желание.
30.08.2007 14:01:50, Иртим

Прислушайтесь к мамам скрипачей:)
Все будет отлично:)
31.08.2007 01:00:48, Иртим

По-моему “игра не стоит свеч”.Ну переведёте Вы девочку на фортепиано и что? Мой сын занимается по классу фортепиано и там тоже большая нагрузка на спину.Отдавайте обязательно в бассейн и ходите на ЛФК.
30.08.2007 13:57:37, ольгастик

Бассейн и ЛФК обязательно, но музыку бросать совсем я такое даже дочери не смогу озвучить. Она очень музыкальная, это то что у нее получается хорошо, то что ей нравиться. Нагрузка на спину на фоно естественно есть, но она более равномерная, кстати когда наша за фоно спинка ровненькая.
30.08.2007 14:20:57, Автор

пока врачи не требуют отказаться от занятия на скрипке, продолжайте. на скрипке, кстати, тоже с ровной осанкой надо играть. если устает стоя заниматься, пусть сидя играет.
у меня старшая на скрипке, в 5 класс ДМШ идет. у нее со спиной проблем нет. зато младшая (10 лет), которая на ф-но, имеет сколиоз 1 степени. устает спину держать, но за 4 года занятий уже привыкла что за ф-но надо спину держать. вот за уроками расслабляется:( ЛФК отходили весной, на массаж стоим в очереди (в нашей поликлинике она длится в среднем 3 месяца), над бассейном думаю, куда идти. проблема еще в том, что дочь, хотя обожает плавать в море, терпеть не может бассейн.
30.08.2007 14:51:25, ALora

Спасиб, только я боюсь если врачи потребуют мы уже не на год младше сможем перевестись, а сильно ниже. Она еще когда играет пузо вперед выпячивает, ЛФКшный врач сказала, что и кифоз м.б. Дома за осанкой пытаемся следить, а как в школе педагог не знаю:( Да, еще скоро половое созревание там сколиоз оч. сильно прогрессировать может. (похоже я себя уговариваю)
30.08.2007 15:10:34, Автор

ну, пусть на два класса по специальности ниже перейдет, это же индивид. занятия. на хор, сольф, музлитру все равно с ровесниками будет ходить. я так музыкалку заканчивала, с разницей в год, по спец выпускные сдавала на год позже.
30.08.2007 15:15:04, ALora

Ага, спасибо
30.08.2007 15:23:53, Автор

Где отдохнуть этой осенью? Круизы по рекам и озерам России

  • Мы конечно же еще не техничны в нужном объеме, особенно правая рука отстает (смычок), т.к. ребенок – левша. Может, из-за этого на нас так и давят? дорогие девушки, выручите, плиз… я в игре на скрипке не понимаю ваще ничего, ну просто совсем! а у ребенка за месяц знания пока…

  • Музыкалка, по классу скрипки. У кого дети или знакомые занимаются – напишите, насколько это сложный инструмент? Не отобьет ли у ребенка Все же эти дети опережают тех, кто приходит в 7 и позже. И бросают школу куда реже.У нас, по крайней мере:-) 09.06.2006 10:49:52, Караул.

  • Вопрос к скрипачам. кто на какой скрипке играет? бюджет 10 тыс. ( нужна половинка) кратенько ситуация: у нас Потому что хорошие маленькие скрипки – явление не частое. У кого дети занимаются скрипкой – подскажите! Нужна подушка под скрипку.

  • не преувеличивайте:) ну первые полгода может и нужно потерпеть, пока ребенок только-только руки ставит, но потом вполне переносимо, и Когда дочь сказала, мама я устала и мне тяжело, мы это дело бросили. Игра на скрипке это серьезный и упорный труд и не каждому по силам.

  • По вопросу – ни в коем случае никакие пальцы подписывать не нужно, от этого больше вреда (я Возможно, не помогу, тк мой ребенок занимается в 3 классе и флейтой, а не скрипкой. Моя тоже в 4 (по семилетке), как у автора, но она пока ” бросила “, педагог именно требовала…

  • После прослушивания мне сообщили что ребенок захотел на скрипку и таки ее советуют. Думаю, что зубрить- плохой метод для маленького ребенка, нужна ИГРА! Из-за этого злиться и психует. Но, если я предлагаю бросить музыку – категорически против.

  • Моей маман сразу сказали, что скрипку бросать надо, но она уперлась, и я Послать своего ребенка на скрипку может только враг, а не родитель. 12.01.2002 23:20:38, ХХХ. У меня мелкая третий год ходит на ЛФК.А массаж нужен 4 раза в год, спать на твердом и без подушки.

  • Т.е. нам ходить никуда не надо, ребенка прям с продленки забирают когда надо. После прослушивания мне сообщили что ребенок захотел на скрипку и таки ее советуют. 3. зависит от одаренности вашего ребенка. кому-то нужно помощь, кто-то справляется сам.

  • Все равно, что это будет – детские занятия нужны не для профессии, а для искоренения природной лени. Хотя у нас таки да, именно скрипка. Был период, когда ребенок собирался бросать, надоело, но мне стало жалко, и я стала думать, как охоту вернуть…

  • Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки. Родителям музыкантов, особенно скрипачей. Раздел: Образование, развитие ( если у ребенка сколоз нужно бросать скрипку ?)

Источник