Противопоказания к артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это подготовительный этап перед постановкой звуков. Выполняется данная гимнастика для того, чтобы сформировать чёткие, плавные движения речевых органов, которые требуются для правильного звукопроизношения.

Упражнения для артикуляционной гимнастики отбираются в зависимости от того, произношение каких звуков предстоит исправлять.
Только благодаря достаточной подвижности органов речи можно добиться чёткого и красивого произношения звуков.
Всем известно, что при произнесении любого звука органы речи должны занять определённое положение. Когда мы говорим, то не произносим отдельные звуки, они складываются в слоги и слова, поэтому органы речи должны без труда менять свою позицию.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов: статические и динамические.
Для того, чтобы научиться удерживать артикуляционную позу, выполняются статические упражнения: «Блинчик», «Чашечка», «Парус», «Горка».
Динамические упражнения («Лошадка», «Вкусное варенье», «Дятел», «Гармошка», «Катушка», «Маляр») требуют повторов движений и способствуют отработке переключаемости с одной позиции речевых органов на другую.
Подбирая упражнения, направленные на подготовку органов речи к постановке определённого звука, ориентируются на правильную артикуляцию данного звука. Здесь нужно обратить внимание на положение губ, языка, на точность выполнения движений и на выработку достаточной воздушной струи.

Сначала артикуляционные упражнения отрабатываются с ребёнком логопедом, а затем уже – дома с родителями, так как необходимо закрепление вырабатываемых движений.
Тренируя речевые органы, нужно соблюдать следующие правила.

• Заниматься желательно регулярно.

• Материал, подобранный для артикуляционной гимнастики, должен постепенно усложнятся.

• Чтобы занятие было увлекательным, проводить его лучше в форме игры.

• Все упражнения рекомендуется выполнять, расположившись перед зеркалом. Ребёнку нужно видеть лицо взрослого, как образец.

• Включаем только одно новое упражнение, остальные – повторяем и закрепляем.

• Если малышу даётся какое-нибудь движение с трудом, то не стоит вводить новые движения, лучше продолжать работать с пройденным материалом.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

– взрослый рассказывает ребёнку, как нужно выполнять упражнение;

– показывает, как правильно его выполнять;

– просит ребёнка повторить за ним.

После нескольких пробных выполнений с обязательным зрительным контролем у ребёнка должен получиться необходимый артикуляционный уклад.
Взрослому следует обращать внимание на то, насколько точно, правильно и в каком темпе ребёнок выполняет движения.
Не у всех детей овладение двигательными навыками занимает одинаковый промежуток времени, поэтому нужно набраться терпения и отрабатывать движения столько, сколько потребуется.
Артикуляционные позы и движения будут считаться усвоенными только тогда, когда ребёнок сможет выполнить их без ошибок и без зрительного контроля.
Вполне возможно, что родителям некоторые упражнения тоже покажутся сложными. Уверена, что логопед, который занимается с вашим ребёнком, всё уточнит и поможет вам.
Также вам могут помочь следующие пособия:
Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика».
Анищенкова Е. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».
Нищева Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей».

«Вкусные упражнения»

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Таким образом, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых воспитанником движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно помогать ему (медицинским шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Главное, подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  3. Полоскание горла.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ и языка.

«Улыбка» – улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Заборчик» – улыбнуться , зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Трубочка» – рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать «трубочку» верхними зубами.

«Бублик» – сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Чашечка» – широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Часики» – улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.

«Качели» – широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.

«Вкусное варенье» – рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!), нижней губой не помогать.

«Иголочка» – (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Индюк» – открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

«Горка» – широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Маляр» – открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.

«Грибочек» – улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Гармошка» – улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

«Конфета» – рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.

«Наказать непослушный язычок» – рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.

«Почистим зубки» – открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.

«Лошадка» – улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.

«Барабанщик» – приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(выполняются с закрытым ртом).

  1. Опускание головы вниз.
  2. Запрокидывание головы назад.
  3. Поворот головы вправо-влево.
  4. Наклоны головы вправо-влево.
  5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани. В русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Источник

  Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете,  а вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.                                       

   Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

   Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

   Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

   Поэтому целью артикуляционной гимнастики  является – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,  необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.  Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

     Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
 Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.

2. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.

4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

  На начальных  этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.  

   Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

   Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

   В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки,  «Сказки о весёлом язычке».

   Таким образом,    артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

    Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

   А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ. 

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам
2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем
4.Улыбка – Трубочка. Чередование положений губ.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть

Повторю – ка всё опять.

Упражнения для губ и щек

1. Похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси,

Мышцы расслабляются… Лопатка получается

Ты под счёт её держи… До пяти.. До десяти…

2.  Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать
2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала, почти круглая она.
3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.
Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)

1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Влево – вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов. 
2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

4. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.
6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.
8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

      Выше я вам перечислила приёмы, которые используются в работе с детьми.

Источник