Противопоказания к балету детям
Поступление в хореографическое училище состоит из трех туров, к которым дети и их родители должны быть морально готовы. Это первое в их жизни серьезное испытание, которое может либо окончиться успешно, либо обернуться полным разочарованием ребенка в себе.
Выпускники начальных классов будут пробовать свои силы (вернее, демонстрировать свои природные данные) в хореографических училищах страны. Балет – профессия, в которой многое определяется природой: как пойдет процесс обучения и какой репертуар подойдет именно этому артисту. В разных школах разные требования, но можно вывести несколько общих. Рассмотрим подробнее каждое из них!
Пропорциональность телосложения
Зритель, который приходит на балет, должен видеть идеального человека: вытянутые формы тела, узкие бедра и плечи. Предпочтение отдается астенической форме тела, для которого характерны:
- длинные конечности
- небольшой объем мышц
- узкие плечи
- длинная шея
- ярко выраженный свод стопы
Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей, выступающими лопатками и несимметричными ключицами.
Правильная форма ног
Мышцы ног не должны быть сильно развиты, линия ног – прямая. Недопустимы X и О-образные ноги. Большое внимание уделяется осанке и форме позвоночника, поскольку они влияют на наклон головы, форму шеи, выступ лопаток. Неправильная осанка ограничивает подвижность суставов.
Выворотность
Выворотность – врожденная способность к развертыванию ног в тазобедренном суставе параллельно линии плеч. Только при отсутствии костного препятствия становится возможным отводить ногу высоко в сторону. Тогда и создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики.
Ежедневные тренировки позволяют сохранить выворотность. Развернутое бедро является профессиональной необходимостью артиста балета, поскольку расширяет богатство танцевальных движений.
Шаг
Шаг – способность высоко и легко поднимать ноги в выворотном положении. Чем больше угол, тем больше возможностей осваивать движения классического танца.
Подъем
Балетный зритель восхищается высоким подъемом балерины. Подъем зависит от развития продольного свода стопы. Так, плоскостопием (продольным или поперечным) вызывает боль и ограничивает подвижность большого пальца и всей стопы.
Гибкость
Для будущего артиста балета важна широкая амплитуда движений, чтобы сделать их более выразительными. Поэтому огромным преимуществом при поступлении будет тот факт, если ребенок несколько лет до балета занимался гимнастикой. Там его суставно-связочный аппарат был растянут, поэтому в хореографии будет полная свобода движения. В противном случае танец будет жестким и тяжеловатым.
Наследственность
Поступающих детей приводят родители, и приемная комиссия обращает внимание на их рост и телосложение, чтобы посмотреть, как может с возрастом измениться тело ребенка. Иногда дети не вытягиваются в подростковом возрасте, и глядя на родителей, можно на 60% предугадать, как будет проходить процесс формирования телосложения детей.
Прыжок
Прыжок – природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Наталья Осипова – обладательница мужского прыжка. Она летает над сценой так, будто ей не стоит это никаких усилий! Такие способности возможны только от природы. Поступающих проверяют трамплинным прыжком и прыжком на полуприседание (проверка эластичности ахиллесова сухожилия)
Способность к вращению
В занятиях хореографией крайне важен стабильный вестибулярный аппарат. Он корректирует движение тела в пространстве во время вращения.
Музыкальность, ритмичность, танцевальность
Например, поступающий исполняет небольшой фрагмент польки под сопровождение фортепиано. За две музыкальных фразы он должен стабильно попадать в сильную долю, координировать руки, ноги, корпус, лицо, показать свою артистичность.
Здоровье
Проводится медицинское обследование, изучается медицинская карта поступающего. Существует целый перечень заболеваний более чем из 100 пунктов, которые несовместимы с балетом. С этим списком всегда можно ознакомиться заранее на сайте учебного заведения, в которое планируется поступление.
Влюбленность в будущую профессию
Учебный день будущих артистов балета длится 6-8 часов, но нужно что-то большее, чем крепкое здоровье, чтобы все это выдержать. Любовь к своей профессии, неустанный интерес к хореографии и театру способны дать новые силы для учебы.
Артист балета-одна из немногих профессий, которой начинают учиться в столь юном возрасте. Ребенок действительно становится избранным, если он соответствует всем балетным стандартам, которые с каждым годом ужесточаются. Но за данные, которые дала ему природа, придется расплачиваться здоровьем в ходе своей профессиональной жизни.
???? Отдавать ли ребенка в балет?
???? Пуанты и ноги балерин
???? Как балерина готовит пуанты к работе
Источник
Балет стал фитнесс-трендом. Классическая хореография и боди-балет делают походку грациозной, а тело подтянутым и сексуальным.
Опубликовано: 21 июля 2016 г.
О девушках и женщинах с красивой «лебединой» осанкой, двигающихся женственно, изящно, говорят: ну просто балерина! Профессиональные артисты балета начинают занятия в детстве и трудятся у станка каждый день. Но освоить классические па или элементы боди-балета, как утверждают педагоги, можно в любом возрасте. Конечно, через месяц вы не встанете на пуанты и не будете крутить по 32 фуэте, но скоро заметите, как изменилась пластика движения, тело стало слушаться, лишний вес уходит и – да-да! – улучшается настроение.
Балет или боди-балет?
Классическая хореография – это основа всей танцевальной культуры. Классика нужна и артистам, которые занимаются современным танцем, и тем, кто танцует народные. Танцора, с хорошей классической подготовкой, всегда видно: он и движется, и ходит, и даже стоит немного иначе. При должном усердии и внимании встать на пуанты и научиться крутить фуэте может каждый. Но стоит помнить: это дело не недель и не месяцев, а, скорее, нескольких лет тренировок. Если вам хочется танцевать в «Лебедином озере» или «Щелкунчике», вам на занятия классическим балетом. Боди-балет – это фитнес-программа, включающая упражнения на растяжку элементы классики, йоги и пилатеса. Он появилась в расписании фитнес-клубов где-то в середине 90-х и сразу стал популярным. Боди-балет рекомендуют тем, кто желает научиться лучше владеть своим телом, добавить гибкости, приобрести грацию и исправить осанку, но при этом не готов слишком интенсивно трудиться у станка. Словом, это несколько смягченный и адаптированный для всех вариант балета. Чтобы понять, какое направление вам больше нравится – сходите на бесплатный пробный урок.
Классическая хореография: для тела и души
Занятиям у станка предшествует партерная гимнастика. Эти упражнения похожи на йогу или пилатес, их выполняют на полу. Они улучшают растяжку, укрепляют мышцы спины, увеличивают выворотность ног и в целом способствуют тренировке всех основных мышечных групп. В зависимости от подготовки учеников, партерной гимнастикой занимаются от двух до нескольких месяцев. Затем переходят к станку. Надо научиться вставать в балетные позиции (тут и пригодится способность выворачивать ноги от бедра до кончиков пальцев), а также держать руки правильно, для них тоже существует своя схема позиций.
На первоначальном этапе упражнения выполнять довольно легко, например, плие (приседания) или батманы (отведение и приведение ноги). Дальше все усложняется: из выученных отдельных элементов вы начнете составлять комбинации. Сначала упражнения делают, держась за станок двумя руками. Потом одной. Затем начинается «середина» – упражнения и комбинации без поддержки. Все эти па отлично развивают координацию движений, умение держать равновесие, приводят в тонус мышцы.
Непременное условие классики – постоянный контроль за своим телом: надо втягивать живот и подтягивать ягодицы, следить, чтобы спина была ровной, носок – оттянутым, колени – вытянуты. При этом движения должны быть не «деревянными», а грациозными. В упражнения «на середине» входят также прыжки и махи ногами. По своему воздействию урок балета (а длится он обычно полтора часа) схож с интервальной или кардиотренировкой.
Противопоказания к занятиям балетом и боди-балетом:
- Варикозное расширение вен.
- Артроз, недавние травмы колена, щиколотки.
- Сильно выраженное плоскостопие.
- Проблемы с позвоночником, межпозвонковые грыжи.
Перемены к лучшему
Результат нескольких лет регулярных занятий (2–3 раза в неделю) останется с вами на всю жизнь. «Через год занятий разница между «балетником» и «простым смертным» настолько очевидна, что окружающие будут интересоваться, чем и где вы занимаетесь», – говорит Анастасия Кузнецова. Вы больше не сможете сутулиться, в движениях появится пластичность. После классики лучше удаются практически все виды танцев, от современных до бальных. Все будет получаться гораздо лучше, чем у людей без хореографической подготовки. Кроме физического, балет дает, по словам педагога, и интеллектуально-эстетическое развитие. «Занятия балетом проходят под классическую музыку, а это воспитывает слух, дисциплинирует движения и прививает хороший вкус, – добавляет она. – Люди приходят позаниматься и похудеть, а в результате начинают ходить в театр на балеты, перечитывать классические произведения, которые читали в детстве». Занятия балетом действительно помогают избавиться от лишнего веса. «Наши ученики теряют по 5–12 кг за год», – говорит Анастасия.
Боди-балет: классика-лайт
Занятия боди-балетом напоминают классический балет, большинство упражнений которого специально смягчены, переработаны для новичков. Здесь нет такой жесткой системы, как в классической хореографии. Возможны отступления. Например, инструктор может составить программу, в которой будет больше приседаний (плие) и основное время вы будете отрабатывать именно их. Такие упражнения укрепляют, «вытягивают» мышцы, делая бедра стройнее, а ягодицы более упругими. А может дать более динамичную, где придется постоянно двигаться, особо не заостряя внимание на том, насколько четко выполняются движения. Тогда боди-балет будет подобен кардио- или интервальной тренировкам, которые помогают похудеть и укрепить сердечно-сосудистую систему.
«Помимо того, что вы научитесь красиво двигаться, разовьете гибкость и пластичность, боди-балет поможет вам укрепить мышцы ног, стоп, спины, улучшить растяжку, увеличить амплитуду движений в суставах», – говорит Алексей Соковых. На пробном занятии объясните тренеру, чего вам хочется добиться в первую очередь. В фитнес-версии не уделяется такого пристального, как в классике, внимания предварительной подготовке (партерной гимнастике). Для лучшего эффекта необходимо посещать уроки стретчинга и пилатеса. Ведь танец выглядит красивее, когда вы демонстрируете максимальные возможности своего тела.
Только польза
Во время занятий балетом работают так называемые зеркальные нейроны. То есть, когда вы наблюдаете за танцем другого человека (например, за учителем), у вас «включаются» те же зоны мозга, которые работают, когда танцуете вы сами. Таким образом мозговая активность увеличивается в несколько раз.
- Балет и боди-балет внесут разнообразие в ваш фитнес-план. Они дают хорошую силовую и кардионагрузку, при этом для многих такие уроки гораздо интереснее, чем монотонные занятия в тренажерном зале и на беговой дорожке.
- Классика и боди-балет помогают избавиться от сколиоза и скорректировать осанку, создав прочный мышечный корсет. Особенно это важно для тех, кто ведет сидячий офисный образ жизни.
- Научившись лучше владеть своим телом, держать равновесие, делать прыжки и крутить фуэте, вы с удивлением заметите, что стали меньше запинаться, легче скакать по лестницам, умеете поймать равновесие.
- Необходимость запоминать порой сложные и длинные танцевальные комбинации улучшает мышление и память, развивает логику.
- Как и любые танцы, уроки балета и боди-балета улучшают настроение, стимулируя выработку серотонина («гормона радости»), повышают самооценку, помогают преодолеть застенчивость, больше открыться миру и лучше узнать себя.
текст: Юлия Мишан
Эксперты:
Алексей Соковых, координатор танцевальных
программ федеральной сети клубов «Икс-Фит»,
Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф,
генеральный директор школы-студии «Па-де-ша»
Опубликовано: 21 июля 2016 г.
Источник
Первый отборочный экзаменационный тур
Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы – одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это – выраженный кифоз (сутулость или “круглая спина”), гиперлордоз (“седлообразная поясница”), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина (“килеобразная” или “куриная” грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).
Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, “седлообразной” поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными “саблевидными”, X-образными а) и O-образными б) ногами.
Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.
После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора
На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость – кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника – лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток – сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.
Третий, заключительный, тур отбора
Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую “ласточка”: встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе “ласточка” в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: “Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость… Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство – скрывать свои недостатки за блестками таланта”.
Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы – это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем – это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.
Ссылка на сайт:https://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968
Источник