Противопоказания к деятельности психолога
Противопоказания к деятельности практического психолога
Противопоказания:
* незрелость личности;
* низкая сила «ЭГО»;
* низкий интеллект;
* отсутствие эмпатии;
* недостаточная независимость мнения;
* невозможность решать свои проблемы;
* излишняя заторможенность;
* плохое сопротивление стрессу;
* потребность в гиперопеке;
* высокая тревожность;
* чувство виновной ничтожности.
Рекомендовано развивать в себе:
– логичность мышления;
– независимость мышления;
– точность;
– изобретательность;
– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).
Культура речи практического психолога
Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла.
Виды речи:
* внутренняя;
*внешняя: устная
письменная.
Профессиональное общение психолога:
* заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе
* подчеркнуть ценность и последствия беседы
* использовать соответст. условия для беседы, виды слушанья, правильную технику слушанья
* учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль собеседника
* уважать его мнение, ход рассуждений
* избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы
* не давать оценок и советов
* ясно и просто формулировать свои мысли
* помнить о целях беседы и её задачах
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
* придерживаться оптимальной интенсивности тока и темпа беседы, соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного
* следить за ходом беседы, поведением собеседника, стараться восстановить контакт при его нарушении
* при официальном общении психолог должен находиться за столом напротив
* при неофициальной беседе – во втором или 3-ем кресле.
Общая характеристика системы «человек – машина» (СЧМC)
Эта система в отличии от других чисто технических систем, характеризуется особенностями, которые присущи человеческой деятельности:
1) универсализм – человек может используя по-новому те или иные свойства системы, применять её для решения других задач. которые не планировались при проектировании системы и не предусматривались инструкцией
2) адаптативность – приспособление системы к изменяющимся условиям, её функционирования (применение алгоритмов, изменение характеристик системы по отношению к входным сигналам)
3) помехоустойчивость – возможно дублирующее восприятие (слух + зрение) для увеличения помехоустойчивости.
4) резервирование – возможно компенсирование в случае отказа машины (те функции, которые подходят по физич. характеристикам для человека) и ликвидация неполадок техники.
5) изменчивость:
* положительная (приспособление к изменениям в работе системы)
* отрицательная (сильная зависимость от факторов, которые могут ухудшить состояние – утомление, болезнь).
СЧМС характеризуется эффективностью:
а) производственной (насколько приспособлен для решения задачи)
б) соц. – личностной (формирование навыка, изменение к цели деятельности)
Свойства СЧМС: (необходимы для решения поставленных задач и адекватности системы):
* информационная организация (наличие всей необходимой информации)
* наличие физических характеристик (устройства включения, переключения)+ мотивы и потребности человека
* обеспечивающие процессы (материально-техническое обеспечение)
СЧМС также характеризуются:
1) выходными показателями
2) ценой функционирования (затраты энергетических и материальных средств + напряжение физических и психических свойств человека).
Классификация СЧМС
Основу СЧМС составляют 4 признака:
1) целевое назначение системы
2) характер человеческого звена
3) тины структуры машинного звена
4) взаимодействие компонентов системы
По целевому назначению системы выделяют:
* управляющие (автомобили, самолёты)
* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)
* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)
* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)
* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).
По характеристикам человеческого звена система делится на:
*моносистемы (один человек и несколько устройств)
* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).
По характеру машинного звена выделяют 4 класса:
1) инструментальные системы (приборы, инструменты)
2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)
3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)
4) технические комплексы (атомная станция с операторами).
По типам связи человек и машина:
* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)
* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)
* регулярные, но эпизодические.
Показатели качества СЧМС
При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:
1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи
2) иметь ясный и однозначный физический смысл
3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить
4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.
Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).
При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:
физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.
При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:
* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)
* процессы, связанные с переработкой информации
* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).
Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности
Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления.
Наиболее характерная черта:
оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи.
Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.
Источник
План.
- Проблема “модели
специалиста” психолога труда
и профконсультанта - Психолог-профконсультант
как возможный посредник между самоопределя-ющимся
человеком и культурой - “Кризисы разочарования”
и основные этапы развития психолога-профессионала - Интеллигентность
как возможный ориентир профессионального
развития психолога-практика - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема “модели
специалиста” психолога
труда и профконсультанта
Сама идея
“модели специалиста”, тем более
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в “модель” все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
“профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста”, под который
можно было бы “подгонять” будущих
психологов. Скорее всего, такой профиль
должен включать качества типа “доброта”,
“умение общаться”, “любовь к
людям (или к детям)”, “порядочность”
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи
обладали неуживчивым и даже скандальным
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца “внешней благодетели
и пристойности”, являя собой
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще
соотнести их с требованиями “профессионального
профиля специалиста”?
Одной из наиболее острых проблем
при составлении “модели специалиста”
является проблема построения “модели
личности специалиста”. Традиционно
психологи с помощью тестов
выделяют наиболее выраженные
по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно
работающих специалистов и, таким
образом, вроде бы и получается
“личностный профиль специалиста”.
Но как измерить в баллах
способность к творчеству, которое
само по себе перечеркивает
все нормы и стандартизированные
оценки? Как измерить любовь к
людям, порядочность, профессиональную
и человеческую совесть? А ведь
все это является нередко более
важными составляющими профессионального
успеха психолога, чем его знания
и владение методиками.
Чтобы хоть как-то выйти из
тупиковой ситуации, специалисты
иногда идут “от противного”,
пытаясь выделить явные противопоказания
для работы в качестве психолога.
Такими противопоказаниями для
психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление
“мстить” им непонятно за
что. К сожалению, есть такие
озлобленные люди, которые сами
нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям
лучше не подпускать. Тем более
страшно, когда такие “человеконенавистники”
сами умудряются получать дипломы
о высшем психологическом образовании
и занимаются психологической
практикой.
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
“психолог” просто может оказаться
опасным для своих клиентов, особенно
когда он работает с детьми
и подростками. Заметим, что
сами школьники, отвечая на
вопрос: “с каким психологом, с
какими отрицательными качествами
Вы не хотели бы иметь дело?”,
в большинстве случаев выделили
такие характеристики, как “неумение
общаться” и “психические заболевания”.
3. Неумение общаться, неспособность
выстраивать с людьми отношения
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных “собеседований”
с поступающими на психологические
факультеты абитуриентами сразу
бросаются в глаза те из
них, кто ведет себя нагло
и вызывающе, а главное – постоянно
перебивает собеседника, стремясь
подчеркнуть сое превосходство.
Применительно к будущей работе
психолога – это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший “профессиональный
грех”.
4. Применительно к будущему студенту-психологу
можно выделить и такие нежелательные
качества как “лень”, безынициативность,
а также – пассивную установку
на то, что преподаватели “должны”
постоянно интриговать и развлекать
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается
лишь оценивать, какой преподаватель
сумел их больше “увлечь”, кто
“большая/или меньшая очаровашка”
и с каким преподавателем им
“вообще интереснее”. Можно
представить себе студента-психолога,
окажись он на лекции тех
преподавателей, которые, являясь
признанными авторитетами в своей
области психологии, никогда не “заигрывают”
со студентами и даже не
стремятся им непременно “понравиться”.
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу
следует вспомнить и о неизбежном
формировании у опытных специалистов
индивидуального стиля трудовой
деятельности, который сложно подогнать
под какие-то общепринятые стандарты
и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается
на уже имеющиеся у него
способности и умения, постепенно
приспосабливая их к решению
своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся
качеств и умений нередко возникают
новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется
сложная взаимосвязанная система
адаптированных и новых профессионально
важных качеств. Такую систему
качеств В.С. Мерлин называл
“симптомокомплексом” и отмечал
при этом: “Индивидуальный стиль
деятельности следует понимать
не как набор отдельных свойств,
а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный
результат. Отдельные действия
образуют целостную систему именно
благодаря целесообразному характеру
их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем
внимание, что для полноценного
формирования специалиста-психолога
также важнейшую роль играет
ориентация на какую-то цель (или
даже идею), которая и мобилизует
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения
в вузе, так и постепенно накапливаемый
опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь
– отсутствие такой идеи, что не
позволяет навести порядок в
имеющихся знаниях и умениях,
не позволяет обобщить свой
опыт, так и оставляя его на
уровне “мусора”, т.е. на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей “кучи” из отдельных
впечатлений, знаний, умений и
т.п.
Можно также выделить основные
этапы формирования индивидуального
стиля деятельности психолога:
На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, “как положено”. Именно это
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение
следующих подэтапов:
общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник “в целом” уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять
еще не может;
освоение
отдельных действий и операций, а
также – отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;
освоение
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
“правильному” образцу).
На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в
целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:
возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);
проба и освоение
отдельных действий по-новому;
постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Самое главное
при формировании индивидуального
стиля труда – не спешить и всегда
иметь обеспеченные “тылы” в
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования
при выработке новых способов
деятельности.
Наблюдения за студентами и
уже работающими специалистами
позволяют выделить одну интересную
закономерность. Обычно студенты
и начинающие психологи, стремящиеся
повысить свою готовность к
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию
своих знаний, а по возможности
и умений. Взрослые, уже работающие
психологи по мере своего профессионального
развития постепенно переключаются
со знаний и умений на ценностно-смысловые
аспекты своей деятельности. Они
все больше ставят перед собой
вопрос о смысле своего “пребывания
в психологии”, о том, что
они могут дать психологии, и
насколько она может обогатить
их как личностей. В связи
с этим возникает вопрос: стоит
ли торопить события и ставить
такие ценностно-смысловые вопросы
уже перед студентами и начинающими
психологами, или лучше подождать,
пока они сами не “созреют”
для таких вопросов. Мы считаем,
что и здесь недопустимы какие-то
стандартные подходы, поскольку
все специалисты, и все студенты-психологи
– разные, то и сроки “созревания”
у всех тоже разные. А у кого-то
такого “созревания” вообще может
не наступить, хотя он может
вполне эффективно выполнять
свои профессиональные обязанности
и даже считать себя зрелым
психологом. Стоит ли разочаровывать
таких психологов-специалистов, тем
более что они даже приносят
пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что
более важным результатом профессионального
труда является развитие личности
самих профессионалов, а это развитие
связано, прежде всего, с развитием
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя
уровни профессионализма, в качестве
высшего такого уровня называет
“уровень суперпрофессионализма”,
где главным этапом является “этап
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала”. Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего “акме”, т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).
При рассмотрении вопроса, каким
должен быть специалист по
профессиональному самоопределению,
можно обратиться к проблеме “имиджа”
психолога-профконсультанта. Можно
поставить вопрос так: должен
ли психолог-профконсультант быть
“узнаваемым” по каким-то специфическим
признакам? Скорее – да, так как
это тоже творческая профессия
(а “творцы” любят выделяться,
им это помогает в работе); сам
образ также способствует решению
проблемы клиента (устанавливается
большее доверие, клиент не
тратит время на выяснение
того, “настоящий” перед ним
психолог или “не настоящий”).
Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют “имидж” “настоящего”
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:
– если он
всего лишь “делает деньги”,
то должен “нравиться” своей
клиентуре (как, например, это
делают многие “целители” и
“психотерапевты”), для этого
желательно уметь выглядеть “экстравагантным”;
-если профконсультант
работает в организации или
“на фирме”, где свои правила
поведения и одежды, то придется
“соответствовать” этим правилам;
– если психолог
служит идее, то обычно он держится
скромнее;
– если профконсультант
сам в себе не разобрался, то
он обычно пробует разные варианты
поведения (может, сама одежда
и пробное поведение что-то
подскажут ему для нахождения
своего “образа профессионала”).
Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться
разными путями.
1. Может помочь тремление к
внешнему сходству с “настоящим”
специалистом (каким видят его
многие клиенты и коллеги-психологи,
слава богу, для этого всегда
есть множество примеров для
подражания).
Источник