Противопоказания к дистанционному обучению

Противопоказания к дистанционному обучению thumbnail

И способы их решения для детей и родителей.

Страну просто лихорадит от новостей о коронавирусе и мерах противодействия ему. Они все больше напоминают сводки с фронта. Школьников защитили заблаговременно — школы закрыты уже три недели, и открыть их не обещают. С 6 апреля ученики, а также их родители приступили к дистанционному обучению. Дело это нелегкое и, можно сказать, опасное. При том опасности эти не явные. Мало кто из нас задумывается о них, когда на горизонте маячит более серьезная, как нам кажется, угроза.

Но если опасность заболеть коронавирусом при условии соблюдения правил изоляции и гигиены достаточно невелика, то те угрозы, о которых мы не задумываемся сейчас, могут доставить нам много хлопот потом, когда COVID-19 будет побежден и все вернется к обычной нормальной жизни. Так давайте вместе рассмотрим все опасности дистанционного обучения и найдем средства борьбы с ними.

1. Стресс

Суть проблемы

И речь сейчас идет не о том стрессе, который мы все сейчас испытываем, читая новости или смотря телевизор. С этим стрессом тоже нужно бороться. Но это другая история, а сейчас нас больше интересует стресс от изменений в формате обучения. Дети привыкают к учителю, к подаче информации, к количеству этой информации. А родители привыкают, что им нужно максимум помочь ребенку с выполнением домашнего задания, а не замещать учителей по всем предметам.

Решение

Чтобы свести стресс от перехода на дистанционное обучение к минимуму, начинайте привыкать к новому режиму постепенно. Выделите время, желательно в первой половине дня, зарегистрируйтесь на обучающих онлайн-ресурсах, повторите пройденные темы по учебникам. Успокаивающие травяные чаи также помогут адаптироваться к новым условиям.

2. Зрение

Суть проблемы

В школе ребенок проводит за партой по 45 минут, потом у него перемена и новый урок. Да, он смотрит на доску, он пишет в тетради. Но все это, как правило, при естественном освещении. Внимание переключается, напряжение глаз снижается. Дома существует опасность создать для глаз то самое перенапряжение. Особенно, если школа собирается полноценно учить детей по интернету. Зрение может пострадать не только у учеников, но и у их родителей, которые и так вынуждены проводить за компьютером больше времени из-за работы на удаленке.

Решение

Для детей необходимо ввести режим работы за компьютером и выполнения заданий. Сразу — не больше 30 минут, а затем перерыв. Взрослым желательно выполнять специальную гимнастику, которая снимает мышечное напряжение, а также поддерживать здоровье глаз изнутри с помощью различных витаминов и БАДов после консультации со специалистом.

3. Гиподинамия

Суть проблемы

О том, что у большинства из нас небольшие квартиры, говорили еще герои известного советского фильма. И хотя с тех пор у некоторых квартиры стали просторнее, они все равно не предназначены для круглосуточного нахождения в них всех членов семьи. Двигаться просто негде. А гулять нельзя… Но недостаток движения вреден, как детям, так и взрослым.

Решение

Нужно обязательно начать делать зарядку по утрам, а также физкульт-минутки в течение дня. Можно даже немного попрыгать (соседи простят, они сами в таком же положении). Если есть возможность ходить по кругу, нужно ходить. Если есть любой тренажер — вообще идеально! Используйте его на полную катушку. Найдите в интернете уроки танцев и танцуйте под них вместе с детьми. Главное — не сидеть или лежать по 24 часа в сутки.

4. Переедание

Суть проблемы

Жить постоянно возле холодильника с ограниченной двигательной активностью и в замкнутом пространстве вредно не только для взрослых, но и для детей. Постоянный просмотр телевизора и видеороликов в интернете способствует поеданию «вкусняшек». Результатом может стать не только лишний вес (да, и у детей тоже), но и проблемы с пищеварением.

Решение

Рецепт прост — контролировать питание! Убрать из доступа все конфеты, печенье, орехи и даже фрукты. Устраивать перекусы только под контролем. Не сидеть перед монитором или телевизором целый день, а играть, выполнять упражнения, читать книги, уроки учить. А то потом придется потратить много сил для исправления ситуации.

5. Осанка и остеохондроз

Суть проблемы

Долгое сидение и даже лежание в одной статичной позе наносит вред спине. У детей портится осанка, возникает сколиоз, у взрослых прогрессирует остеохондроз, отложение солей и другие неприятные состояния позвоночника. Все это приводит в дальнейшем к боли и даже проблемам с движением. А этого совсем не хочется.

Решение

И снова возвращаемся к вопросам физкультуры — зарядка, упражнения, танцы, подвижные игры типа Твистера спасут ситуацию. Можно подумать об изучении и практике йоги. Видеоуроков в интернете много, а для спины очень полезно. За осанкой детей нужно внимательно следить. Чтобы лучше контролировать не горбится ли ребенок, дайте ему походить по квартире с книгой на голове (выбирайте ту, которую не жалко, будет падать). Можно даже устроить соревнования, кто дольше продержится.

Будьте здоровы! Пусть этот карантин не отразится на вашем моральном и физическом состоянии. Делитесь своими рецептами решения поднятых нами проблем. Сидеть дома вместе веселее!

Источник

В списке заболеваний — 60 пунктов

Противопоказания к дистанционному обучению

26 июля. ПРАВМИР. Министерство здравоохранения РФ опубликовало новый перечень заболеваний, с которыми ребенок может обучаться на дому по основным общеобразовательным программам.

Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов.

В ранее действовавший перечень заболеваний внесены уточнения. Изменены названия болезней согласно Международной классификации, а также конкретизированы особенности их течения.

  1. С00-С97 Злокачественные новообразования (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

  2. D30-D61 Апластические анемии (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).

  3. D66-D67 Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени).

  4. D69 Пурпура и другие геморрагические состояния (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

  5. D89 Отдельные нарушения, вовлекающие имунный механизм. (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).

  6. Е10 Сахарный диабет I типа (тяжелой степени).

  7. F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое расстройство). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  8. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  9. F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  10. F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  11. F70-F79 Умственная отсталость. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  12. F84 Общие расстройства психологического развития. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  13. F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  14. F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта). (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  15. F98.1 Энкопрез неорганической природы. (Тяжелой степени, исключается каломазание).

  16. F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).

  17. G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы (Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  18. G24.1 Идиопатическая семейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  19. G24.2 Идиопатическая несемейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  20. G25.3 Миоклонус. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  21. G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  22. G25.5 Другие виды хореи. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  23. G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).

  24. G31.8 Другие уточненные денегеративные болезни нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

  25. G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).

  26. G40 Эпилепсия (С частыми приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне длительного подбора противосудорожной терапии).

  27. G43 Мигрень в тяжелой степени.

  28. G71.0 Мышечная дистрофия. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  29. G71.2 Врожденные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  30. G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  31. G71.8 Другие первичные поражения мышц. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  32. G72.8 Другие уточненные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  33. G80 Детский церебральный паралич. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  34. G82 Параплегия и тетраплегия (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).

  35. H16 Кератит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  36. H20.1 Хронический иридоциклит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  37. H30 Хориоретинальное воспаление. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  38. H46 Hеврит зрительного нерва (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).

  39. H33 Отслойка и разрывы сетчатки. (В течение 1 года после хирургического лечения).

  40. H40.3-H40.6 Глаукома. (В терминальной стадии). Q15.0 Врожденная глаукома. (В терминальной стадии).

  41. I50 Сердечная недостаточность 2 и 3 стадии.

  42. J43 Эмфизема. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

  43. J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).

  44. J96.1 Хроническая респираторная недостаточность 2 и 3 степени тяжести.

  45. K50-K52 Неинфекционный энтерит и колит тяжелой степени.

  46. K72.1 Xроническая печеночная недостаточность тяжелой степени.

  47. K74 Фиброз и цирроз печени (Cостояние после трансплантации печени).

  48. L10-L14 Буллезные нарушения тяжелой степени.

  49. L20-L30 Дерматит и экзема. (Тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

  50. М05-M14 Воспалительные полиартропатии тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

  51. M24 Поражения суставов. (Cостояния после хирургического лечения, требующие длительной иммобилизации).

  52. M30-M36 Системные поражения соединительной ткани. (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).

  53. М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического лечения и требующий иммобилизации.

  54. N01-N08 Гломерулярные болезни тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.

  55. N10-N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени, осложненное течение, состояние после трансплантации почки.

  56. N18 Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени.

  57. Т90 Последствия травм головы. (Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения и т.п.).

  58. Т91 Последствия травм шеи и туловища. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

  59. Т93 Последствия травм нижних конечностей. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

  60. Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Источник

Письмом Министерства просвещения от 19 марта 2020 г. утверждается дистанционная форма дальнейшего обучения. Кто-то обрадовался, кто-то, наоборот, разочарован. Но вне сомнений об этом стоит задуматься всерьез.

Несмотря на видимость удобства, эффективности и простоты дистанционного обучения, существует масса возможностей для общественной деградации. Почему?

Последствия дистанционного обучения

1. Остановка развития речевого аппарата учащихся

Это касается и взаимодействия их с учителями и с другими учениками. Видеосвязь – это хорошо, но многие люди в силу индивидуальных особенностей не решатся высказаться или, наоборот, по интернет-связи они кажутся Пушкиными и Толстыми, в отличие от живого общения.

“Дистанционная форма нацелена на развитие у учащихся навыка правильно формулировать свои мысли и конструктивно обсуждать вопросы” – это звучит так оптимистично! Вопрос: каким образом?

2. Отсутствие визуального контакта

Каждый профессиональный психолог подтвердит, что важным для установления любой коммуникации в общественных группах является непосредственный контакт с людьми. Учителя “за кадром” все будут воспринимать как говорящую картинку, а не как живого человека. Это нужно для того, чтобы воспитать поколение роботов?

3. Уничтожение метода обучения “вопрос-ответ”

Вопросы, которые появляются у учащихся во время процесса обучения, являются чуть ли не самой важной составляющей в усвоении знаний. Впоследствии именно они перерастают в недостаточное освоение учебной программы и проблемы со сдачей экзаменов.

Во-первых, связаться с учителем теперь будет гораздо сложнее и дольше, чем просто быстро подойти и спросить. Дети просто передумают спрашивать.

Во-вторых, когда ученики будут формулировать вопросы во время конференц-связи, они будут отсеивать в голове “глупые вопросы”, чтобы не показаться отсталым. Зачастую они далеко неглупые и даже оказываются наиболее важными. Но об этом никто никогда не узнает.

4. Подготовка к экзаменам экстерном

Самостоятельная подготовка – это замечательно, но не до такой степени.

Именно ввиду неэффективности экстерна было введено обязательное прохождение обучения в автошколах начинающих водителей (а ранее, как мы помним, можно было сразу идти и сдавать экзамен на знание ПДД).

Чем обучение в школе отличается от курсов водителей? Оно не только не легче, но и сложнее, требует постоянной практики, проведения лабораторных и исследовательских работ. Кроме того, учителя нередко призывали учащихся по всем непонятным вопросам подходить и спрашивать.

Сейчас тоже можно спросить, но сколько времени у ученика уйдет на фотографирование материалов для наглядного изображения учителю и ожидания ответа!

5. Торможение развития социальных навыков

Не бывает идеальных школ, и помимо непосредственно получения знаний учащиеся развивают умение поддерживать общение с одноклассниками как коллегами, находить с ними общий язык. Более застенчивые и замкнутые ученики могут впоследствии преодолеть этот барьер, почувствовав себя значимыми. Кто-то поддержал шутку, кто-то дружески хлопнул по плечу – это мелочи, которые незаметным образом отражаются на уверенности в себе.

Зная любовь современного поколения к общению в соцсетях, нужно делать все возможное для того, чтобы предотвратить переход на искусственный субстрат общения – переписки и звонки. Дети должны уметь держаться, уверенно смотреть в глаза, а не в пол, что дистанционное взаимодействие полностью игнорирует.

6. Отрицательное влияние на здоровье

Да здравствуют сидячий образ жизни и очки для коррекции зрения! В школе дети бегают, общаются, переходят из кабинета в кабинет. А чем ребенок будет заниматься дома в перерыве? Ходить на кухню и опять сидеть? Можете представить себе образ ученика будущего: с искривленной осанкой, лишним весом и в очках.

Можно взять себя в руки – заниматься физическими упражнениями, помочь по хозяйству, – но все ли к этому готовы?

7. Бюрократия: общение с учителями через тьюторов

Тьютор – это своего рода проводник, посредник. Учителя не всегда будут готовы моментально отвечать на вопросы и решать проблемы учащихся на месте, они тоже отдыхают и занимаются своими делами. А гибкий график предоставляет для этого массу возможностей. Функцию связи между учителями и учащимися и будет осуществлять тьютор через специальную платформу.

Если ученику бывает лень подойти к учителю, находящемуся в пару метрах от него, как вы думаете, будет ли у него желание решать вопросы через посредников? Готов ли будет проходить через этот бюрократической механизм?

8. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Учитель, как и учащиеся, не будет замечать уровень понимания в аудитории. “Я же по глазам вижу и твоему поведению, что ты даже не слышал меня!” – так часто говорят учителя, и не зря. Иногда ответ “да” на вопрос “ты все понял?” сразу сводятся на нет, когда педагог наблюдает за ребенком.

Получается, что учитель без конца, подобно радио, будет говорить и говорить, изредка бросая вопрос “всем все понятно?” и получая в ответ хоровое “да”. В учебном классе этот вопрос можно не задавать: если учитель видит, что ученики сильно отвлекаются или молча уставились на него широко открытыми глазами, значит придется объяснять заново.

В дистанционном варианте учитель просто не заметит возможного недопонимания материала отдельными учениками.

Проблемы с внедрением дистанционных технологий

Что делать школе, которой не хватает денежных средств на реализацию этого грандиозного проекта?

Факт: доля государственных расходов на образование в ВВП в России составляет 3,5%. По уровню образованности Россия занимает 8-е место.

О каких дистанционных разработках обучения может идти речь, если даже не у всех школ есть возможность выплачивать заработную плату учителям и предоставлять бумажные учебные материалы?

Финансирование более-менее ощутимо в регионах Центрального округа России. Но я знаю, что даже не во всех школах кабинеты были оснащены компьютерными технологиями для проведения презентаций. Презентаций! А здесь речь идет о более масштабных задумках, которые, несмотря на кажущуюся простоту, потребуют гораздо больше и времени, и финансов.

А теперь попробуйте объяснить суть использования дистанционной формы обучения учителям отдаленных сельских школ. Министерству просвещения еще не смешно?

Источник