Противопоказания к физическим нагрузкам детей с нарушением зрения
Группы здоровья детей | Диагноз офтальмологический | показания | противопоказания |
Здоровые дети | Все упражнения в соответствии с возрастом | нет | |
1. Миопия слабой степени; 2. Гиперметропия слабой степени; 3. Аккомодационное косоглазие; 4. Амблиопия | | 1. Большие прыжки 2. Поднятие тяжестей 3. Игры соревнования 4. Висы | |
1. Неаккомодационное косоглазие (отсутствие бинокулярного зрения в очках); 2. Миопия средней степени; 3. Гиперметропия высокой степени. | 1. Бег на время (1-2,5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может). 2. Щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку и другие с приземлением на носок. 3. Наклоны вперед, туловище параллельно полу, руки в сторону, на пояс, к плечам, голову не опускать. . 4. Медленные повороты и наклоны головы. 5. «лодочка». 6. Лазание по гимнастической скамейке. 7. Кувырки в сторону. | 1. Бег на скорость, ускорения, соревновательный бег 2. Прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой), с высоты. 3. Наклоны назад любые, наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик); ходьба в мостике вперед, глядя вниз. 4. Резкие повороты и наклоны головы. 5. Резкие повороты туловища с поворотом головы. 6.любые висы. 7.кувырки вперед и назад. 8.Стойка на лопатках «березка». 9.Участие в соревнованиях | |
а) сходящееся косоглазие | При ходьбе по скамье, бревну смотреть вперед; при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх ; при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть. | Смотреть перед собой, вниз, на предмет в руках, на нос. | |
б) расходящееся косоглазие | При ходьбе по скамье, бревну смотреть ; при игре в мяч выполнять броски в цель, вперед – вниз ; при наклоне головы назад.- глаза закрыть. | Смотреть вдаль, вверх (вдаль) | |
1. Миопия высокой степени; 2. Дети с тяжелой патологией органа зрения: после экстракции катаракты 3. Гиперметропия высокой степени (афакия, артифакия); 4. Дистрофия; 5. ПТОЗ 6. НИСТАГМ | Медленный бег, легкие общеразвивающие упражнения, игры малой и средней подвижности, ЛФК, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения (по показаниям врача) | То же, что и в подготовительной группе (индивидуально) | |
Освобожденные от физкультурных занятий | 1. С отслойкой сетчатки. 2. С острыми воспалительными заболеваниями. 3. Временно, в послеоперационном периоде. 4. С глаукомой | Пальчиковая, дыхательная гимнастика, ЛФК (по назначению врача). Игры малой подвижности. | Все остальные упражнения. |
Слабовидящие дети | 1. С остротой зрения 0,2 на оба глаза. 2. Дети с окклюзией с остротой зрения менее 0,05 | Все упражнения в соответствии с программой с учетом возможностей детей | Нет |
Примечание: при всех заболеваниях специальные упражнения для глаз.
Цель: коррекция и укрепления физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи Программы:
Образовательные задачи:
- Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
- Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
- Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
- Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера
- Развитие пространственно-временной дифференцировки.
- Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Повышение физиологической активности органов и систем организма.
- Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Физкультура
Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
– использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) вщы нагрузки;
– варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
– варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовлеиости;
– варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
– воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давлешя, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у дете! с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями,
– учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; – для улучшения психосоматическое состояния использовать психогимнастику;
– наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;
– при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ;
– лучитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность соразмеряются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз — «пальмингом».
Подвижные и спортивные игры также являются хорошим средством регулирования физической нагрузки Например, использование игр малой и средней интенсивности («Тише едешь — дальше будешь», «Пограничники», «Сделайте, пожалуйста» и др), выполнение задания на внимание (10 шагов вперед, 9 назад, 9 шагов вперед, 8 назад и пр) Используются также сюжетно-ролевые и подвижные игры с корригирующей направленностью (игры с мячом, игры, направленные на развитие слухового осязательного анализаторов, на развитие навыков пространственной ориентировки и пр).
Показания и противопоказания к физическим упражнениям
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит В П Ермакова, 1990).
1- я группа — основная,
2- я группа — подготовительная,
3- я группа — специальная
К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.
Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.
К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям.
Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения, резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (Гнеушева АН, 1990, Ермаков В П, Якунин ГА, 2000, Ростсмаивили JI H, 1999, 2001).
Ограничения имеют место при следующих заболеваниях увеит (хориоретинлт), свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, афакия, миопия высокой стетени (выше 6,0 D с осложнением на глазном дне), в раннем послеоперационном периоде после замены хрусталика (первые полгода), подеывих (смещение) хрусталика, который происходит вследствие слабости или разрыва связки, поддерживающей его в глазу При наличии эгих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол (разрешается выполнять лишь безопасные элементы футбола, баске”бо/а, хоккея), велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям.
Слабая степень миопии (до 3,0 D) не является препятствием для занятий спортом Плавание (не всем можно нырять и прыгать с вышки, с тумбочки), льжный спорт (лыжные гонки), легкая атлетика (отдельные ее виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахмаы, голбол, торбол, бадминтон и др не только показаны без ограничений, но и оказывают положительное влияние ЕЙ Ливадо (1974), ИВ Сухиненко (1980), РН Азарян (1989) установили, что циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для цилиарнэй мышцы) оказывают благоприятное воздействие на функции миопиче:кого глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза Выбор любого вида спорта для занятий согласовывается с врачом-окулистом.
В старших классах в связи с увеличением объемг школьной программы, дефицита свободного времени, снижением дЕигательной активности значение физической культуры возрастает Тем не менее ЭС Аветисов (1980) рекомендует некоторые ограничения для юношей с миопией от 3 до 6 D исключить преодоление полосы препятствий, класси4ескую борьбу, силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, заменив ис подъемом по канату с помощью ног Школьники старших классов с миопией более 6 D занимаются в специальных группах Для школьников с осложненной миопией рекомендуются ограничения физической нагрузки, согласованные с врачом-офтальмологом.
Сопутствующие заболевания детей с нарушенным зрением также диктуют некоторые ограничения Например, при скошозах противопоказаны прыжки, кувырки, продолжительные висы, поднятие тяжестей. При наличии гидроцефалии чрезмерная физическая нагрузка может вызвать повышение внутриглазного давления. При эпилепсии избыточное увлечение физическими упражнениями на дыхание, на повышенной опоре (бревно, брусья и т. д.), спортивные и подвижные игры высокой интенсивности могут спровоцировать судорожный синдром, а при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей вызвать их гиперактивность. При пиелонефрите противопоказано переохлаждение (занятия на улице в осенне-зимний период, плавание в бассейне).
Несмотря на некоторые ограничения следует отметить, что опасен для здоровья не вид движений, а методика их проведения. Дети с депривацией зрения могут заниматься следующими видами спорта: плавание, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика, отдельные виды борьбы, шашки, шахматы, армрестлинг; спортивные игры для незрячих детей старшего школьного возраста (13—18 лет) — голбол, рол- лингбол, торбол и тенебиль (Маллаев Д.М., 1992, 2002). Участие в соревнованиях детей школьного возраста предусматривает обязательный допуск и контроль врачей: офтальмолога и педиатра.
Таким образом, квалифицированная и своевременная помощь ребенку с депривацией зрения позволит избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и откроет больше возможностей для их полноценного роста и развития.
Источник
За последние несколько лет все большее количество детей страдает от близорукости. Пока родители бьют тревогу, а офтальмологи работают над лечением данной патологии, отвечаем на один из самых распространенных вопросов — можно ли заниматься спортом при близорукости?
Что такое близорукость?
Как показывает статистика, миопия прогрессирует с каждым годом и, в основном, диагностируется у молодых людей и детей. По некоторым данным близорукостью страдает от двух до шестнадцати процентов школьников. Среди студентов этот процент значительно выше, так как
они больше напрягаются от регулярной работы за компьютером и практикуют подготовку заданий в ночное время суток. Также не стоит забывать, что не последнюю роль в развитие миопии играет наследственность. Однако, как показывают последние исследования, она не всегда является определяющим фактором.
Итак, что же такое близорукость, или миопия? Это такая патология, при которой человек плохо видит предметы, находящиеся на дальних расстояниях. Обычно данное заболевание начинает развиваться в школьные годы, так как большую часть времени ребенок проводит за чтением и письмом на близком расстоянии. При плохом освещении и неправильных условиях для учебы риск развития недуга повышается. С введением информатики в школах и распространением компьютеров, планшетов и смартфонов ситуация становится все более критичной. Если вовремя не спохватиться и не диагностировать близорукость, она перейдет в прогрессирующий характер и в дальнейшим грозит слепотой.
Особенности миопии
Окулисты выделяют несколько степеней заболевания:
- первую (до 3 диоптрий);
- вторую (от 3 до 6 диоптрий);
- высокую (больше 6 диоптрий).
По клиническому течению различают миопию статичную и прогрессирующую. Последняя опаснее всего, так как протекает практически без симптомов, ее развитие может закончиться только в тот момент, когда организм в целом перестанет расти. Иногда показатели такого типа миопии достигают 40 диоптрий и, естественно, сопровождаются осложнениями.
Как понять, что у Вас прогрессирующая близорукость? В первую очередь, падает зрение при рассматривании предметов или объектов на дальних расстояниях. Но при этом стоит отметить, что прогрессирующая миопия легко поддается коррекции, особенно на начальных этапах. Имеется еще такой вид данного заболевания, как регулярная близорукость. Именно она является крайне опасной, поскольку может негативно сказаться на общем состоянии здоровья и в дальнейшем привести к слепоте.
Какие могут быть причины близорукости и как она проявляются у человека?
Ниже мы расскажем о тех факторах, которые могут повлиять на развитие близорукости. Но паниковать не стоит. В любом случае, ответить на вопрос, есть ли у Вашего ребенка или Вас близорукость, может только специалист.
- В первую очередь, стоит говорить о наследственности. Если у Вас в роду были те, кто страдал от миопии, Ваша задача — регулярно посещать кабинет офтальмолога и не игнорировать сигналы своего организма.
- Второй причиной развития могут служить неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Такой вид миопии специалисты называют «профессиональная» и «школьная». Последняя может продолжаться вплоть до полного развития организма, ориентировочно, до восемнадцати или двадцати лет. Об этом мы говорили выше.
- Также, говоря о причинах миопии, окулисты упоминают изначальную слабость аккомодации глаза, несбалансированное напряжение аккомодации или конвергенции.
Какое лечение необходимо при миопии?
Как уже упоминалось, именно в период роста организма близорукость носит прогрессирующий характер. Именно поэтому лечение следует начинать в детском возрасте: корректировать зрение с помощью очков или контактных линз и устранять спазмы ресничной мышцы и явлений астенопии.
При высокой степени миопии офтальмолог может исключить некоторые физические и зрительные нагрузки. Кроме того нужно будет прибегнуть к общеукрепляющим процедурам и методам, а также к специальной терапии.
Близорукость и спорт: имеются ли противопоказания?
Итак, мы подошли к основном вопросам:
- Какими видами спорта может заниматься ребенок при близорукости и может ли заниматься им вообще?
- Есть ли противопоказания?
- Если да, то какие?
Специалисты, в том числе и педиатры, отмечают, что нередко миопия идет рука об руку с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нередко у больных диагностируется рахит или ревматизм. Чтобы понять, какие физические упражнения стоит исключить, учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.
Последние исследования относительно близорукости и занятий спортом показали, что запрещать физические упражнения детям при данном заболевании не стоит. Напротив, спорт играет одну из ключевых ролей в предупреждении развития миопии, положительно сказывается на ее профилактике. Все дело в том, что физические упражнения действительно благоприятно сказываются не только на общем укреплении организма и его функций, но также способствуют увеличению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.
Так, ученые выяснили, что девушки-подростки с близорукостью отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц, так как у них наблюдается понижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление его аккомодационной функции. Для нормализации всех вышеперечисленных процессов окулисты призывают прибегать к бегу, плаванию, ходьбе на лыжах при умеренной интенсивности. Такой подход благоприятно сказывается на гемодинамике и, опять-таки, аккомодационной способности глаз. Однако не рекомендуются упражнения на гимнастических снарядах, прыжки со скакалкой и акробатика — эти физические нагрузки способствуют ишемии глаз и ухудшению работоспособности цилиарной мышцы.
Какие виды спорта нужны учащимся с близорукостью?
В первую очередь, стоит сказать, что физкультура в школе делится на три группы: основную, подготовительную и специальную.
В первую не допускаются дети, у которых острота зрения без коррекции (с помощью очков или линз) ниже 0,5 диоптрий на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 D. Школьникам со слабой степенью миопии разрешаются те игры, где следует постоянно переключать свое внимание, например, такие виды спорта, как волейбол, баскетбол и другие.
Для второй группы детей и подростков не проводятся спортивные тренировки и соревнования какого-либо типа. Вторая степень миопии исключает прыжки в высоту более полутора метров, виды спорта, которые требуют большого напряжения на протяжении достаточно долгого времени.
Школьники, страдающие от миопии (и дальнозоркости в том числе), которая превышает 6 диоптрий не могут заниматься физической культурой. Причем, такое правило распространяется на всех вне зависимости от остроты зрения. Также отметим, что дети с высшей степенью заболевания, которой сопутствуют хронические или дегенеративные глазные патологии, могут заниматься исключительно по индивидуальной программе в специальной группе.
Важным будет сказать, что для детей, страдающих патологией первой и второй степеней существует ряд простых, но, вместе с тем действенных гимнастических упражнений для глаз, которые будут работать вместе с указанными видами спорта и в качестве профилактических. Узнать о них можно у Вашего окулиста. Также этой теме посвящено множество материалов медицинских пособий.
Дополнительная информация
Хочется отдельно отметить детей с высокой степенью близорукости. Дело в том, что им, по большому счету, противопоказаны вообще любые виды спорта, но специалисты все же настаивают на регулярном утреннем ритуале, который будет включать в себя гигиеническую гимнастику продолжительностью не более 10 минут. Она подразумевает выполнение специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нельзя заниматься видами спорта, где нужно прыгать, кувыркаться, стоять на голове и выполнять упражнения, требующие длительного напряжения зрения. Тем учащимся, у которых близорукость выше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу, показаны только занятия лечебной физкультурой (и никакой другой вид спорта).
Тренировки желательно проводить ежедневно. Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего,в тех случаях, когда дети и взрослые не занимаются даже самыми элементарными видами спорта и нарушают нормальный режим зрительной работы: много читают без перерыва в положении лежа, работают при плохом освещении, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются видами спорта, которые им противопоказаны и превышают допустимый уровень физической нагрузки.
Заключение
Резюмируя, можем сделать вывод, что физические упражнения общего характера исключительно благоприятно сказываются на близорукости, так как способствуют ее статичности и работают как профилактический метод при прогрессивной миопии. На сегодняшний момент уже разработан целый ряд лечебных методик для студентов и школьников с близорукостью. Особенность его заключается в том, что, помимо общих упражнений, описываются также и специальные. Такие нагрузки работают над улучшением кровообращения в тканях глаз и глазных мышцах. В первую очередь, задействуется цилиарная мышца, которая напрямую связана с наличием или отсутствием близорукости.
Источник