Противопоказания к игре на гитаре
В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.
Вместо вступления
Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.
Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.
Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.
Заболевания, связанные с игрой на гитаре
Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.
Профилактика: добиться максимального расслабления кисти при игре, особенно при частых монотонных сгибательно-разгибательных движениях. При появлении легкой боли дайте руке отдохнуть. Если к боли прибавляется еще и покалывание в нервных окончаниях, чувство онемения – возьмите музыкальный «отпуск» на 1-2 недели. Также при сочетании с частой работой за компьютером помогут упражнения на инфографике, представленной ниже.
Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).
Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.
Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту.
Неврит – болезнь нервных стволов, возникающая из-за перенапряжения и сдавливания. Одно из самых неприятных заболеваний, так как в худшем случае может привести к деградации мышц рук и их «усыханию». Возникает в результате игры напряженной рукой с большой амплитудой движения.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.
Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.
Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.
Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.
Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.
Как уберечь руки гитаристу: основные рекомендации
- Постарайтесь избегать серьезных механических травм: любые удары, вывихи, переломы, повреждения мышц и тканей режущими предметами оставляют след в организме и могут в определенной степени менять структуру костной ткани, сухожилий и суставов, что, конечно же, отразится на технике игры;
- Не переохлаждайте руки: в зимний период носите варежки, так как они удерживают тепло лучше перчаток, никогда не играйте на гитаре замершими руками!
- Из предыдущего пункта вытекает и следующий: не забывайте о разогреве и разминке перед игрой. Хотите узнать, как разогреваются гитарные легенды? Посмотрите школу Джона Петруччи Rock Discipline, в которой он не один десяток минут рассказывает про правильную подготовку к игре.
- Постарайтесь улучшить образ жизни: не увлекайтесь отравляющими организм веществами типа алкоголя или никотина, уж тем более наркотиками. Не забывайте хорошо высыпаться. Станьте более подвижным: больше двигайтесь пешком, три тренировки по 1 часу в неделю будет вполне достаточно для поддержания физического состояния. Если занимаетесь с отягощением в тренажерном зале или на турнике, избегайте сильных нагрузок на суставы рук и особенности кисти. Обязательно разогревайтесь перед силовой тренировкой. Про сочетание идеальной техники игры и «качалки» можете посмотреть в видео-материалах британского шреддера Рика Грэхэма (Rick Graham).
- Внимательно посмотрите на свой рацион питания: постарайтесь сделать его более разнообразным, избавившись от ненужного «мусора» в виде частого употребления фастфуда, газировок, жирной жареной пищи, сдобных булочек и прочего. Обязательно не реже 1-2 раз в год проходите курс приема витаминов и микроэлементов, так или иначе участвующих в поддержании в здоровом состоянии костей, сухожилий и связок (проконсультируйтесь с врачом!)
Как построить занятия на гитаре
ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!
Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.
Намного более грамотный подход – разбивать занятия на блоки не только под разные группы мышц, но и под развитие моста «мозг-мышцы». Немного поясним на примере: как вы думаете, что будет более эффективно и менее травмоопасно
Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.
ИЛИ
Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:
- 20-30 минут разминки;
- 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
- 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
- 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
- 20-30 минут импровизации;
- Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.
Вполне очевидно, что второй вариант даст как равномерную нагрузку на мышцы и суставы рук, так и поможет в развитии координации и музыкального мышления. При этом вы едва ли столкнетесь с перетренированностью и эмоциональным «выгоранием», так как не будете заниматься многочасовой монотонной игрой одинаковых пассажей одной и той же техникой.
Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.
И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!
Источник
Наверняка многие из Вас задумываются над тем, какова польза от уроков игры на гитаре и есть ли она вообще? Зачем заниматься музыкой и в частности гитарой?
В этой статье я опишу полезные качества, которые обретет для себя человек, став гитаристом, если предпочтет уроки гитары другим хобби.
Уроки гитары культурно воспитывают и дисциплинируют
Как и всякое занятие, имеющее определенную методику, уроки музыки, в частности — гитары, будут вносить в Вашу жизнь какие-то новые интересные алгоритмы, соблюдая которые Вы будете развиваться творчески. Сам по себе процесс воспитания (родителями детей, учителями учеников) включает в себя некую систему поощрений и наказаний, при которой Вы сами можете анализировать свои поступки и поступать правильно. А что есть правильно в воспитании? Когда воспитанник совершает такие поступки, при которых количество замечаний постепенно уменьшается, а число хвалебных восхищений со стороны учителя увеличивается. Таким образом, и постигается любая дисциплина. Играя на гитаре перед репетитором или в школе гитары, Вы разучиваете новый материал, который необходимо будет отработать на следующее занятие. При этом, учитель гитары дает Вам какие-то советы и исправляет ошибки, критикуя и поощряя в той или иной мере Ваши определенные действия. А в процессе самоподготовки вне музыкальной школы, Вас воспитывает и дисциплинирует сама гитара. Вы сами будете слышать и видеть Ваши ошибки. Проанализировав их, Вы будете их постепенно исправлять, потому что при добросовестном отношении к занятиям Вам будет постоянно хотеться играть лучше. Тем самым будете постигать гитарную самодисциплину сами того не понимая. Исключением из правил может быть только тот случай, когда ребенка родители насильно заставляют посещать уроки игры на гитаре, чтобы он потешил их, а не себя. При таком раскладе мотивация ребенка будет минимальной, как и результаты. Помните, при искренней любви к какому-либо творческому занятию (музыка, живопись и т.д.), Вы всё скорее будете становиться цивилизованнее, воспитаннее и интеллигентнее. Подумайте, много ли было в истории музыки невежд? Великие композиторы и музыканты были хорошо воспитанными людьми с хорошими манерами и воспитанием. Думаю, сама музыка тоже сыграла в этом весомую роль.
Терапевтические и оздоравливающие свойства игры на гитаре для организма
Врачи давно обнаружили благотворное влияние хорошей музыки на организм человека. Более того, в процессе прослушивания, как оказалось, участвует не только слух, а и все тело в целом. Г. Бодарецкий, главврач центральной районной поликлиники г. Киева в Шевченковском районе, однажды рассказал о том, что музыка проникает в живой организм не только через уши, а и через кожу, содержащую виброрецепторы. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам одного из органов, оказывая на него стимулирующее воздействие. А в случае с гитарой, сама вибрация будет ощущаться большой площадью тела и кожного покрова. Вследствие этого, какие-то болевые ощущения могут ослабевать или исчезать в целом. Существуют также описанные факты о том, что даже высота нот влияет на здоровье человека. Например, нота «До» ответственна за желудок и поджелудочную железу, нота «Ми» – за органы зрения и слуха, и т.д.
Думаю, что каждый из нас неоднократно ощущал на себе положительное воздействие музыки, которая помогает скрасить долгую поездку, расслабиться после рабочего дня, взбодриться утром, заниматься в спортзале, проводить в комнате уборку и многое другое. Наша жизнь без музыки была бы мрачной и неинтересной.
От себя хочу добавить, что помимо «пассивного» прослушивания музыки, благотворный эффект оказывают успехи самого гитариста. Ведь, согласитесь, приятно же выучить и сыграть без ошибок какое-то красивое произведение? А сыграв его, Вы в полной мере можете ощутить мощный прилив энергии победы над очередной сложностью в жизни, которая тоже окажет весомый терапевтический эффект на Ваш организм.
Но есть небольшая ложка дегтя, которая испортит статистику успешного влияния музыки на организм человека. Это мелодия срабатывания будильника по утрам.
Развитие мелкой моторики пальцев
На гитаре крайне важно извлекать звуки чисто, без дребезжаний и случайных глушений в виде «нотного кашля» (нелитературное примечание автора). В отличии от клавишных музыкальных инструментов, на гитаре это сделать не так-то просто. Нужно подобрать угол дистальной фаланги пальца, под которым она будет жать струну к нужному ладу и рассчитать силу, при которой Вы прижмете струну так, что она зазвучит без дребезга об ладовую пластину. Эти угол и сила подбираются гитаристом опытным путем при помощи советов учителя гитары, тем самым развивая мелкую моторику пальцевых фаланг не хуже, чем лепка пластилиновых поделок.
Кроме того, среди музыкантов чаще встречаются амбидекстеры (люди, одинаково владеющие обеими руками). А это говорит о том, что правое и левое полушарие мозга развиваются равномерно.
Повышение интеллекта. Гитара и логика
Играя с листа разные гаммы, гаммообразные фигурации, каденции, секвенции, аккордовые последовательности и пр. на гитаре, мы можем проследить некую логику построения звуков внутри них. Затем, используя слух и приобретенное логическое мышление, мы можем успешно импровизировать на гитаре, придумывая и подставляя различные ритмические рисунки, скованные определенной логикой, в собственное произведение. Как известно, левое полушарие отвечает за ощущение ритма, правое – слышит тембры и различает мелодию. И это еще раз доказывает, что игра на гитаре помогает синхронно развивать оба полушария головного мозга, так как он воспринимает музыку двумя полушариями одновременно.
Повышение самооценки и приобретение популярности
Безусловно, это – главный фактор, из-за которого подростки после 12-ти лет решают посещать уроки игры на гитаре. Как я описывал ранее, каждое сыгранное без ошибок произведение оказывает положительное воздействие на наш организм, как своего рода маленькая победа. Она же, в свою очередь, ведет за собой повышение самооценки, ведь человек чувствует, что достиг чего-то. Значит, он чего-то да стоит. В случае с гитарой, такие достижения не остаются тайными для друзей и близких гитариста и постепенно его популярность среди людей растет.
Высокая (но не завышенная) самооценка очень важна в подростковом возрасте, когда психика ребенка наиболее ранима. Важно, что, играя на гитаре, человек достигает результата сам (как и в случае, например, со спортом), без посторонней помощи. Репетитор по гитаре не в счет. Он только учит. А играет уже сам ученик. Видя свои успехи и обретая популярность среди сверстников, у ребенка укрепляется уверенность в себе и своих силах. Пусть только по гитаре. Но это его достижение, которым он будет гордиться, и развиваться в этом направлении.
Польза при отсутствии вреда
Подход, конечно, субъективный. Но я хотел бы сказать пару слов и об этом. Когда я начинал преподавать в музыкальной школе в 2002 году, директор школы однажды в беседе сказала такую речь, которую я помню и храню в памяти до сих пор: «Даже если из этих деток не получатся великие гитаристы, то, по крайней мере, во время занятий гитары они не делают ничего плохого: не бьют окна, не курят, не употребляют наркотики». Чтобы было понятнее чем именно меня зацепила эта фраза, уточню, что школа, в которой я начинал работать, находилась на окраине города. Из мест развлечений и культурных секций в том микрорайоне не было ничего, кроме моих уроков гитары и уроков фортепиано. Сами понимаете, при отсутствии развлечений от государства, люди придумывают свои в частном порядке. Спешу сообщить, что те дети, с которыми я начинал работать тогда, стали успешными в жизни и создали прочные семьи. Хотелось бы думать, что уроки гитары в этом так же отыграли свою роль, потому что, возможно, именно моменты самоподготовки или нахождение детей тогда на моих занятиях удержало их от совершения каких-то нехороших действий. А прогрессом, как известно, можно считать не только изменение в лучшую сторону, а и отсутствие изменений в худшую.
Психологическое развитие, эмоциональный подъем и профилактика депрессии
Я не являюсь специалистом в психологии, но сошлюсь на Дейла Карнеги, как одного из авторитетов в этой науке: «Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных». К чему я это упомянул? Сейчас объясню. На сегодня у каждого из нас просто бешеный ритм жизни. Особенно в мегаполисах. Один лишь утренний путь на работу или учебу может являться увлекательным квестом или даже триллером с погонями (за транспортом), убийствами (времени ожидания на остановках), драмами (голодный котенок с добрыми глазами по пути в офис, грустные смс от жены за то, что забыл вынести мусор) и проч. У нас столько всяких дел, что некогда выдохнуть. Но, несмотря на все это, находятся люди, у которых находится время на то, чтобы приуныть. Уныние переходит в грусть, грусть в тоску, тоска в депрессию, о которой все друзья по социальным сетям узнают по ленте новостей, которая будет завалена черно-белыми фотографиями и грустными афоризмами. Короче, товарищи! Хочется приуныть – слушайте нескучную музыку или играйте на гитаре. И никакая тоска до Вас не доберется.
Специалисты-медики в качестве музыкального антидепрессанта рекомендуют слушать Моцарта. От музыки которого, кстати, не то что у людей депрессия проходит, а и ощутимо повышаются надои у коров! Товарищи, даже коровы понимают Моцарта! Поэтому пора завязывать с русским рэпом, попсой и клубняком, если Вы еще этого не сделали!
Воспитание индивидуальности вкусов и стиля
Я многократно слышал истории про вечно пьяных, обкуренных, потлатых, потных и вонючих металлистов. Это все – стереотипы, так как обычный обыватель (бабка под подъездом) по одежде вряд ли сможет оценить внутренний мир и специализацию человека. Но, как показывает практика моего общения в кругах музыкантов, гитаристы, с которыми я общаюсь, тщательно соблюдают личную гигиену (особенно следят за руками, скрупулезно выковыривая грязь из-под ногтей), ведут здоровый образ жизни, вместо приписываемого им аморального и имеют собственный стиль, который не заключается в ношении костюма на все случаи жизни в виде засаленной футболки «Metallica», рваных черных джинсов и каких-то стоптанных кроссовок. Нет, уважаемые читатели. Практикующие профессиональные музыканты, а не дворовые распЕватели песен и распИватели спиртных напитков, имеют свой имидж и стиль. Он может выражаться как в различных крупных предметах одежды (костюмы, рубашки, плащи и т.д.), так и в мелких аксессуарах (кольца, браслеты, подвески, банданы и пр.). А аморальное поведение скорее является исключением из правил, а не владеет подавляющим большинством гитаристов.
Ниже я приведу фото нескольких из сотен примеров имиджа для молодежи, представлять которых, думаю, не имеет смысла.
Если Вам понравилась статья, пишите внизу комментарии, делитесь ссылкой с друзьями и много играйте на гитаре.
С уважением, Алексей Грифф
Источник