Противопоказания к кунг фу

Противопоказания к кунг фу thumbnail

Наибольший вред здоровью при занятиях цигун, ушу/кунг-фу и тайцзицюань могут нанести попытки их самостоятельного изучения, занятия без личного руководства Мастера или опытного инструктора в соответствующей области, в частности не следует предпринимать попытки осваивать практику по книгам или видеоматериалам. Одна из причин – глубоко индивидуальный подход к особенностям и текущим возможностям каждого отдельного ученика. При попытке самостоятельного освоения возникает вероятность как причинения существенного вреда организму по причине неверного выполнения упражнения, неправильно рассчитанной нагрузки, излишнего усердия, так и отсутствия какого либо эффекта ввиду недостаточности всего вышеперечисленного.

В российской, западной и китайской литературе не выявлено четкого перечня медицинских противопоказаний для занятий цигун, ушу/кунг-фу и тайцзицюань. Однако, перед тем, как приступить к занятиям мы рекомендуем:

    1. Проконсультироваться с лечащим врачом и/или специалистами в области медицины в меру необходимости;
    2. Ознакомиться с рекомендованным перечнем противопоказаний к занятиям спортом, опубликованным на сайте Центра медицинской профилактики, ознакомится с представленным далее перечнем ограничений в занятиях;
    3. Сообщить об ограничениях в занятиях и заболеваниях Мастеру/инструктору, обращать особое внимание на комментарии Мастера/инструктора при выполнении упражнений.

Не являются противопоказаниями, но требуют осторожности:

    • болезни глаз: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, катаракта, отслоение сетчатки, сильно устают глаза;
    • любой день женского цикла.

Не являются противопоказаниями, но требуется предварительная консультация Мастера:

    • специфические хронические заболевания дыхательных путей;
    • злокачественные новообразования;
    • тяжелые болезни спины;
    • значительно пониженное или повышенное артериальное давление.

В перечисленных выше случаях принципиально возможны индивидуальные или групповые занятия. Перед началом занятий просим пройти консультацию у Мастера для принятия решения о возможности заниматься в группе или разработки индивидуальной программы занятий. Запись на консультацию по телефону +7 (963) 644 45 67.

Противопоказания постоянные:

    • беременность, если Вы только начинаете заниматься;
    • общая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшению;
    • психические расстройства;
    • пограничные состояния психики;
    • органические поражения сердца – некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда;
    • заболевания крови;
    • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
    • тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;
    • нейроинфекции;
    • сильные нарушения схемы тела.

Следует отметить, что даже в тех случаях, которые здесь перечислены, практика цигун может принести положительный эффект, но исключительно под руководством и с согласия Мастера. Зачисление на курс в этих случаях возможно только по итогам предварительного индивидуального собеседования.

Противопоказания временные:

    • систематический прием большого количества лекарственных препаратов;
    • обострение хронических заболеваний;
    • послеоперационный период;
    • сильная физическая усталость;
    • перегрев и переохлаждение;
    • температура тела выше 37°С и ниже 36,2°С;
    • тяжелая физическая работа;
    • очень полный желудок.

Школа Мастера Ши Янбина оставляет за собой право отказать в приобретении абонемента без объяснения причин.

Источник

Для устранения причины болезни необходимо преодолеть блокаду энергетического потока. Наряду с применением траволечения, акупунктуры, акупрессуры, массажа и физиотерапии, эта проблема решается эффективными методами искусства кунг-фу, которому подвластны такие хронические и трудноизлечимые заболевания, как гипертония, ревматизм, депрессия и рак. Впрочем, первоначальной задачей искусства являлось улучшение здоровья, а не лечение заболеваний. Предлагаемые упражнения в кунг-фу построены так, что при правильном дыхании, положении тела и других нюансах убираются блокады энергетических потоков (как тромбы в сосудах) и энергетические меридианы продолжают нормальных работу, заложенную в них природой. Вопрос: откуда появляются эти блокады, которые так влияют на здоровье человека? Из-за неправильного образа жизни (нет гармонии с природой), который проявляется в питании, дыхании, занятиях физкультурой, отношения к людям и к своему внутреннему миру. Все это  —  образ жизни, философия жизни, менталитет нации. Начав заниматься кунг-фу, вы сможете изменить все в лучшую сторону.

Однако если вы практикуете кунг-фу с хореографическими целями, то приобретете лишь качества, присущие хорошему танцору: гибкость, грациозность и способность к расслаблению. Маловероятно, что в результате таких занятий вы сможете похвастаться железным здоровьем, жизнестойкостью, светлым разумом, то есть качествами, приобретаемыми в результате полноценных тренировок.

Гармонизация энергетического потока и повышение остроты восприятия, необходимые для эффективной самообороны и поддержания жизнедеятельности всех систем организма, являются едва ли не главными целями занятия.

Каковы же признаки, свидетельствующие о том, что человек преуспел в гармонизации потока внутренней энергии и достиг возвышенного состояния ума? На продвинутых уровнях изучения ученик без труда посылает поток энергии в любую часть тела по собственному желанию. Например, направляя энергию в ударные точки рук, вы сможете продемонстрировать не меньшую мощь, чем мастер кунг-фу, долго тренировавшийся на мешках с песком. Вы забудете о таких недомоганиях, как простуда, высокая температура, боли в суставах, депрессия, невроз, нервозность и т.д. У вас будут прекрасный аппетит и здоровый сон, работа и отдых станут вам в радость.

Достигнув возвышенного состояния ума, вы обретете покой, умиление и мир в душе, не умаляя, впрочем, остроты восприятия и ясности мысли. Диапазон вашего сознания неизмеримо расширится, и такие отравляющие жизнь многим людям качества, как сплетни и людская зависть, гнев, агрессия, ненависть, гордыня, будут для вас неприемлемы и незначительны. Ваше сознание станет совершенным, и вы решите все проблемы, которые еще вчера казались безнадежными. Вы будете излучать спокойствие и внушать доверие окружающим.

Если это кажется вам преувеличением, то можно посмотреть на уже общепризнанных мастеров Востока. Присущие им качества не являются врожденными, но были приобретены в результате самоотверженного изучения великого искусства кунг-фу. Посмотрите, насколько знаменито во всем мире кунг-фу Шаолиня. Многие люди пытаются понять и изучить его, так как приобретаемые качества удивляют.

(Вон Кью-Кит. Тай-цзи Цюань. Полное руководство

по теории и практике М.: 2001. – 377с.)

Мы не говорим о каких-то далеких и таинственных восточных методиках, которые практически невозможно получить в полном объеме. Мы предлагаем доступную методику здесь, в странах СНГ, методику с четко проработанной и полной системой обучения. В нашем клубе проводилось исследование, в котором приняли участие 62 студента. Были получены положительные результаты.

Источник

Отдавая ребенка в школу, родители задают нам много вопросов. Здесь мы собрали наиболее часто встречающиеся из них. Этот раздел постоянно пополняется. Задайте вопрос, который волнует
именно вас – мы обязательно ответим.

Слово “ушу” состоит из двух иероглифов – “у” и “шу”, что означает “военный, боевой” и “искусство, техника” соответственно. То есть ушу – это китайские боевые искусства во всем своем
разнообразии.

Слово “гунфу” (“кунг-фу” – один из вариантов произношения, кантонский диалект) состоит из двух частей: “работа” и “время”, то есть, все, чему вы уделяете много своего времени, совершая какую-либо
работу, прилагая усилия – это “гунфу”, иначе говоря, “мастерство, совершенство”. В Китае часто можно услышать “Это высокое гунфу” или “В своей каллиграфии он достиг гунфу”.

Совершенствовать свое мастерство можно в любой области, требующей от вас значительных затрат времени и максимальной самоотдачи – будь то музыка, кулинария или ушу (Например, название нашей
Ассоциации – “Чжен Гунфу” (“Истинное мастерство”), хотя также может называться школа каллиграфии или игры на флейте). Поэтому, если кто-то говорит, что он занимается кунг-фу, следующим вопросом
должно быть: “В какой области?”.

Путаница в этих терминах возникла, когда европейцы впервые познакомились с боевыми системами Китая. Так, на вопрос “Чем вы занимаетесь?”, например, к шаолиньскому монаху, можно было услышать
ответ: “Кунг-фу” (“Совершенствую свое мастерство в боевом искусстве”), что понималось, как особый вид боевого искусства. 

Тем не менее, несмотря на явную анекдотичность своего происхождения, термин “кунг-фу” надежно вошел в сознание людей.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, в какую секцию лучше отдать ребенка, можем посоветовать найти хорошую школу ушу, в которой он сможет заниматься кунг-фу:)

Это очень индивидуально. Важен не возраст, а готовность ребенка к занятиям. Конечно, прекрасно, если ребенок способен к этому с 4 до 6 лет. Это прекрасный возраст для начала занятий. Не
утрачены первичные природные навыки – чувство равновесия, растяжка, брюшное дыхание, у детей мягкая хрящевая ткань и подвижные суставы…

Читайте также:  Противопоказанием для психоанализа является

Нужно понимать и ограничения, налагаемые этим возрастом. Занятия для 4-летних – игра, они неспособны к длительным, серьезным и целенаправленным усилиям, образному мышлению, восприятию идей и
концепций, поэтому, речь об обучении боевому искусству пока не идет. Мы лишь готовим ребенка к такому обучению, развивая тело, и уже к 7 годам мы имеем прекрасный фундамент для быстрого
продвижения.

Не стоит переживать, если ваш ребенок в 4 года оказался не готов к занятиям. Все дети развиваются сугубо индивидуально. Просто придите попозже, когда ваш малыш подрастет. Это не соревнование «Кто
раньше начал», все успеется в свое время.

Как таковых, противопоказаний нет. Вопрос лишь в степени интенсивности тренировок для детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Обязательно
проинформируйте тренера о заболеваниях ребенка! В зависимости от их сложности детям показаны или индивидуальные тренировки, или занятия в группе с менее интенсивными нагрузками. В любом случае
это позитивно скажется и на здоровье ребенка, и на его взаимоотношениях со сверстниками. Как говорит мастер, если вы ожидали найти 100 рублей, а нашли 10, это все равно хорошо. Так что
занимайтесь на здоровье!

Пользы от занятий настолько много, что мы уделили этому вопросу целый раздел. В сжатом виде о пользе ушу можно прочитать
здесь.

Все просто. Вам нужно попасть на пробное занятие. Для этого заполните форму ниже и ждите приглашение.

Если до этого вы хотели бы пообщаться с нами и задать все волнующие вас вопросы – смело звоните, мы будем рады помочь!

Не стоит бояться экипировки. Она как раз и предназначена, чтобы защищать от неприятностей. А по поводу травматизма… Когда вы встали утром с постели и пошли на работу, это тоже может закончиться
травматично. Все, что нужно об этом знать – не зевать и внимательно слушать тренера. Будет ребенок делать так, как говорит тренер – будет в безопасности, в обратном случае никто не может ничего
гарантировать. От несчастных случаев не застрахован никто.

Конечно, намного безопаснее заниматься боевыми искусствами умозрительно, но вас наверняка волнует вопрос, сможет ли ваш ребенок применить знания на практике и защитить себя. Невозможно научиться
плавать, не войдя в воду. В любом случае нужно пробовать. Вопрос, будет ли этот опыт опасным и экстремальным, или, в случае с опытным наставником, контролируемым и  позитивным.

Нужно определиться, для чего занимается ребенок. Если только защитить себя – легче купить пистолет и не тратить годы счастливого детства на тренировки, усилия, работу над собой и воспитание
характера. Только неудобно получится, если пистолет отобрали, выходит, за душой уже ничего и не осталось… Другое дело, если цель – самосовершенствование и рост личности. Тогда ребенок будет
спокойно воспринимать не только встречу с залетными хулиганами, а куда более широкий спектр жизненных невзгод. Всем известно, что исход  уличного конфликта определяется, выберет ли субъект
нападения роль жертвы или победителя. А вот эта роль, роль победителя, психология победителя – очень недешевая вещь. Ее в магазине не купишь. Она воспитывается, нарабатывается и завоевывается
большим трудом. За который ребенок потом сам себя и уважает. И его уважают. И уверенно он себя чувствует по жизни. И никто у него этого не отберет и в карман себе не положит… И нападать на него
не сильно и хочется… Одним словом, ушу – это больше, чем настучать кому-то по голове. Это практика внутренней культуры. Проблема только в том, что практика эта длительная, и требует больших
усилий, и не каждый к этому готов.

Вы очень правильно подходите к вопросу. Конечно, сложно сопротивляться соблазну отдать ребенка в первую попавшуюся секцию рядом с домом. Но когда речь идет о долгосрочной выгоде – здоровье,
развитии, успехе ребенка, стоит все же вопросы логистики отодвинуть на второй план. И очень внимательно сравнить преимущества разных школ. Ведь выбранное единоборство войдет в вашу жизнь надолго,
поэтому к его выбору стоит подойти очень серьезно. Чтобы помочь родителям разобраться в этом вопросе, мы написали целую статью “Какое боевое искусство выбрать для ребенка?”, а чтобы вы могли оценить преимущества нашей школы – “10 причин выбрать нашу школу”.

Нужно определиться, что такое «хороший результат». Совершенство в ушу? – Его достичь невозможно. Мастерство? – На это понадобится вся жизнь. Остаются промежуточные результаты. А здесь как в
музыкальной школе. Вот мы научились определять месторасположение нот на инструменте – результат?, конечно… Но достаточный ли, чтобы считать, что музыкальный инструмент освоен? Нет, далеко не так.
Вот играем гаммы, развиваем беглость пальцев – по сравнению с предыдущим, прекрасный результат. Может, на гаммах и остановимся? Нет, идем дальше. Научились играть «В траве сидел кузнечик»…
Обучение закончено? Вряд ли…  Дальше идут этюды, все интереснее и интереснее… Вот так 7 лет ежедневной многочасовой практики и вы… стали мастером? – нет, просто научились играть. До реальной
свободы самовыражения, полета вдохновения, импровизации – далеко, вы просто приобрели необходимую базу, набор инструментов. Поэтому, критерия, сколько «нужно» заниматься не существует. Его
определяете вы. Сколько нужно вам. Где находится ваша планка. А аппетиты, возможности и цели у всех разные.

Поздравляем вас! У вас нормальный, здоровый ребенок. Было бы намного хуже, если он был неактивным. Далее, какую именно энергию вы хотите, чтобы он потратил? Есть энергия физическая,
эмоциональная, творческая, психическая, много разных видов энергий… Опять же, каждая из них имеет свою направленность – позитивную или деструктивную.

Что дальше? Дальше закон о сохранении и превращении энергии. «Потратить» энергию невозможно. Можно лишь направить ее или преобразовать. По сути, это обмен энергии ребенка на новые качества,
и чем больше у ребенка энергии, тем серьезнее капиталовложение он может сделать. Вопрос в том, на что вы хотите, чтобы ребенок обменял свою энергию? Музыка, рисование, ушу… Он не станет менее
активным, но приобретет новые навыки. Если вы ожидаете, что ребенок после тренировки придет домой обессиленным и упадет, то ваше ожидание оправдано на полчаса. Дети быстро восстанавливаются.
Причем, восстанавливаются в движении.

Движение очень важно. Таким образом ребенок познает мир, себя, свои возможности. Таким образом он растет, развивается, формирует свое тело и «стереотипы движения», которые останутся с ним на всю
жизнь (будет ли он группироваться, когда падает, сутулиться, «косолапить», как мишка или переваливаться при ходьбе, как пингвин).

Детям нужно и жизненно важно двигаться, иначе они не смогут полноценно развиваться. К сожалению, школа учитывает какое угодно развитие, кроме естественного. Дети сидят неподвижно 6 уроков по 45
минут, часто бегать даже на переменах запрещено – так легче и безопаснее для учителей. После школы дети часами сидят за домашними заданиями, а отдыхают – за телевизором или компьютером. К
сожалению, из-за сегодняшнего малоподвижного образа жизни сколиоз у 10-12 летних уже почти стал нормой.

Иногда родители опасаются, что дети устанут на тренировке, ведь они так устают в школе! Не надо бояться. Устают дети от бездействия. Часто тренировка – это единственная возможность для ребенка
сменить вид деятельности и активно подвигаться. 

Без дисциплины невозможно никого ничему научить. Поэтому, да, конечно, дисциплине уделяется большое внимание, особенно на первых порах. По поводу воспитания в целом, здесь важно, насколько
взгляды тренеров и родителей на педагогику совпадают.

Читайте также:  Противопоказания для занятий синхронным плаванием

Мы имеем доступ к ребенку в лучшем случае по 1,5 часа 3 раза в неделю… Согласитесь, не очень широкий люфт для влияния. Не стоит переоценивать наши возможности. Дети воспитываются через
подражание, а не через слова. Причем, зачастую подражание это происходит на подсознательном уровне – они просто впитывают модели поведения  взрослых и бесконтрольно дублируют их. В зале нет
возможности пережить с детьми те ситуации, которыми полна реальная жизнь, чтобы дать им пример для подражания. Для этого нужно какое-то время жить вместе, хотя бы сходить вместе в поход или
поехать в летний лагерь (что мы настоятельно советуем родителям делать). Хорошо, когда и школа, и родители действуют сообща. Поэтому так важно серьезно отнестись к выбору школы для ребенка,
убедившись, что вы играете на одном поле.

Note:
Please fill out the fields marked with an asterisk.

Источник

Несмотря на различные цели, и боевые искусства, и спортивные единоборства предполагают под собой физическую активность, хоть и разную. А там где физическая активность, там здоровье. Но, в отличие от травмоопасных видов спорта, да хоть от тех же спортивных единоборств, смысл боевых искусств не в том, чтобы навредить другим или себе. Здесь не надо готовиться к бою, который будет через несколько недель и делать перерывы на восстановление от травм. Боевое искусство – это то, чем можно заниматься каждый день до конца жизни. А если заниматься правильно, то не будет ни травм, ни какого-либо другого вреда здоровью.

Так почему же занятия боевым искусством полезны для здоровья? На самом деле, если объяснять общими фразами, все просто. Улучшается то-то и то-то… Можно принять это на веру и, возможно, лучше так и сделать, потому что подробно объяснить процессы, которые происходят в организме при различных видах физической активности, с одной стороны, невероятно тяжело человеку, не знакомому с биохимией и физиологией человеческого тела, а с другой, невозможно до конца в силу скудных медицинских познаний.

Это не значит, что эти процессы не надо изучать, пытаться представить и понять. Наоборот. Тренировка состоит из нескольких составляющих:

1. Дыхательные упражнения
2. Физические упражнения на основные группы мышц
3. Развитие координации
4. Растяжка
5. Работа в парах

Прежде чем говорить о том как происходит какой-то физиологический процесс надо хотя бы примерно описать анатомо-гистологическое строение той части тела, которая за него отвечает.

Органы дыхания подразделяются на воздухоносные пути и дыхательную часть. К воздухоносным путям относятся Полость носа, носоглотка, гортань, трахея и бронхи; к дыхательной части относится паренхима легких – легочные альвеолы, в которых происходит газообмен.

image001

Воздух проходит в гортань через полость носа или рта и глотку (их объединяют под названием «верхние дыхательные пути»). Воздух в полость носа поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан (носовых ходов) сообщается с носоглоткой.

image003

Стенки носовой полости образованы костями и хрящами. Проходя через полость носа, воздух согревается, увлажняется и очищается. В полости носа находятся обонятельные луковицы, благодаря которым человек воспринимает запах. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, затем в ротовую и гортанную части глотки, куда открывается гортань. Воздух сюда может поступать также через рот. Гортань располагается в области шеи на уровне 4 – 6 шейных позвонков. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Поэтому в норме пища и не попадает в дыхательные пути. Гортань служит для проведения воздуха и одновременно является органом звукообразования. Далее гортань переходит в трахею – трубку длиной около 12 см, состоящую из хрящевых полуколец. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два главных бронха (бифуркация трахеи). Главные бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра. В грудной полости расположено два легких. Они имеют форму конуса: верхняя – суженная часть – верхушка, а нижняя – более широкая – основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол – одно из проявлений, например, такого заболевания как бронхиальная астма). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом – 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения – альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). К стенкам альвеол примыкают капилляры. Через стенки альвеол и осуществляется газообмен: в кровь из альвеол поступает кислород, а обратно – углекислый газ. В легких взрослого человека насчитывается около 300-400 млн. альвеол, их общая поверхность составляет около 100 м2. Легкие покрыты серозной оболочкой – плеврой. Плевра состоит из двух слоев – пристеночного и внутренностного. Около каждого легкого плевра образует плевральный мешок. Пристеночный листок прилегает к грудной клетке, а внутренностный – сросся с легким. Между двумя листками плевры имеется щелевидное пространство – полость плевры, в которой находится серозная жидкость, увлажняющая листки плевры, благодаря чему уменьшается трение плевры во время дыхания. В полости плевры воздуха нет и давление там отрицательное. Плевральные полости между собой не сообщаются.

Органы дыхания подразделяются на воздухоносные пути и дыхательную часть. К воздухоносным путям относятся Полость носа, носоглотка, гортань, трахея и бронхи; к дыхательной части относится паренхима легких – легочные альвеолы, в которых происходит газообмен. Воздух проходит в гортань через полость носа или рта и глотку (их объединяют под названием «верхние дыхательные пути»). Воздух в полость носа поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан (носовых ходов) сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами. Проходя через полость носа, воздух согревается, увлажняется и очищается. В полости носа находятся обонятельные луковицы, благодаря которым человек воспринимает запах. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, затем в ротовую и гортанную части глотки, куда открывается гортань. Воздух сюда может поступать также через рот. Гортань располагается в области шеи на уровне 4 – 6 шейных позвонков. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Поэтому в норме пища и не попадает в дыхательные пути. Гортань служит для проведения воздуха и одновременно является органом звукообразования. Далее гортань переходит в трахею – трубку длиной около 12 см, состоящую из хрящевых полуколец. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два главных бронха (бифуркация трахеи). Главные бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра. В грудной полости расположено два легких. Они имеют форму конуса: верхняя – суженная часть – верхушка, а нижняя – более широкая – основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол – одно из проявлений, например, такого заболевания как бронхиальная астма). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом – 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения – альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). К стенкам альвеол примыкают капилляры. Через стенки альвеол и осуществляется газообмен: в кровь из альвеол поступает кислород, а обратно – углекислый газ. В легких взрослого человека насчитывается около 300-400 млн. альвеол, их общая поверхность составляет около 100 м2. Легкие покрыты серозной оболочкой – плеврой. Плевра состоит из двух слоев – пристеночного и внутренностного. Около каждого легкого плевра образует плевральный мешок. Пристеночный листок прилегает к грудной клетке, а внутренностный – сросся с легким. Между двумя листками плевры имеется щелевидное пространство – полость плевры, в которой находится серозная жидкость, увлажняющая листки плевры, благодаря чему уменьшается трение плевры во время дыхания. В полости плевры воздуха нет и давление там отрицательное. Плевральные полости между собой не сообщаются.

Читайте также:  Противопоказания керамическая коронка на

Основная функция органов дыхания состоит в снабжении организма кислородом и выведении из него углекислого газа. Акт дыхания состоит из двух моментов – вдоха и выдоха. При вдохе, благодаря сокращению межреберных мышц и диафрагмы, грудная клетка расширяется и поднимается, а диафрагма опускается, вследствие чего поперечный и вертикальный диаметры грудной клетки увеличиваются.

Грудная клетка. Синим цветом обозначена хрящевая ткань. Посредством хрящей ребра крепятся к грудине.

Давление в плевральной полости становится отрицательным. Легочная ткань, благодаря своей эластичности, расширяется и давление внутри легких уменьшается. Так как легкие через дыхательные пути сообщаются с наружным воздухом, то вследствие разности давления при вдохе воздух входит в легкие. Следовательно, вдох происходит активно вследствие сокращения дыхательных мышц.

Путем диффузии кислород воздуха проникает в кровь капилляров, окутывающих альвеолы. Кислород вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов, а избыток углекислоты, содержащийся в плазме крови, выделяется обратно в легочные альвеолы и с выдохом выводится наружу. Выдох происходит пассивно, т. е. мышцы расслабляются, грудная клетка опускается, диафрагма поднимается, легкие спадаются и выжимают находящийся в них воздух.

Общее строение головного мозга человека

Акт дыхания происходит ритмически вследствие возбуждения дыхательного центра, заложенного в продолговатом мозгу. Раздражение дыхательного центра вызывается повышением содержания в крови углекислоты и недостатком кислорода (гипоксемия). Повышенное содержание в крови углекислоты и продуктов обмена (молочной кислоты) вызывает возбуждение дыхательного центра, двигательные импульсы, идущие из дыхательного центра, передаются мышцам грудной клетки и диафрагмы, – и получается вдох.

Расположение клеток дыхательного и сердечно-сосудистого центров.1-ССЦ. 2,3,4- ДЦ

Акт дыхания происходит ритмически вследствие возбуждения дыхательного центра, заложенного в продолговатом мозгу (РИС 4 и 5). Раздражение дыхательного центра вызывается повышением содержания в крови углекислоты и недостатком кислорода (гипоксемия). Повышенное содержание в крови углекислоты и продуктов обмена (молочной кислоты) вызывает возбуждение дыхательного центра, двигательные импульсы, идущие из дыхательного центра, передаются мышцам грудной клетки и диафрагмы, – и получается вдох.

Помимо гуморальных факторов, дыхательный центр регулируется и рефлекторным путем. Рефлексы возникают в рецепторах легких и дыхательных путей. На работу дыхательного центра могут воздействовать раздражения, исходящие рефлекторно и из других органов: кожи, брюшных органов, сосудов. Например, раздражение кожи холодной водой может рефлекторно вызвать возбуждение дыхательного центра. Или при нехватке кислорода мозг пытается скомпенсировать ее усилением деятельности сердца и повышением циркуляции крови в кровеносных сосудах. Частота сокращений сердца увеличивается (кровь и соответственно кислород поступает к органам быстрее). Увеличивается циркулирующий объем крови. Причем он увеличивается быстрее, нежели происходит расширение сосудов, вследствие чего происходит увеличение артериального давления.

Сердечно-сосудистая система

При спокойном дыхании человек в среднем вдыхает и выдыхает по 500 см3 воздуха. При глубоком вдохе человек может дополнительно вдохнуть 1500 см3 воздуха; при усиленном выдохе – дополнительно выдохнуть 1500 см3. Следовательно, после глубокого вдоха здоровый человек может выдохнуть 3500 см3 воздуха (так называемая жизненная емкость легких). У тренированных людей она может достигать 6000 см3. Жизненная емкость легких обеспечивает человеку возможность дышать при значительном сокращении поверхности легких, что наблюдается при многих легочных заболеваниях, например при воспалении легких.

Вкратце надо сказать зачем вообще мы дышим, каков биологический смысл этого процесса. Кислород – газ, поступающий с вдыхаемым воздухом, является одним из самых (если не самым) важных веществ для человека. Самыми главными его функциями, являются участие в реакциях, при которых происходит синтез молекул АТФ (проще говоря, универсальных единиц энергии). То есть: нет кислорода – нет энергии. Клетки не получают энергии и начинают отмирать. Плюс, кислород с выдыхаемым воздухом выносит с собой излишки углерода в составе углекислого газа (углерод также выводится мочой).

Теперь представьте, что происходит при выполнении дыхательных упражнений. Они конечно очень разнообразны. Например, Вы делаете максимальный вдох, задерживаете дыхание секунд на десять и производите максимальный выдох. Произошло вот что: Ваша грудная клетка увеличилась в объеме, произошло растяжение мышц грудной клетки и диафрагмы (о растяжке и строении мышц и сухожилий речь пойдет ниже), растяжение ребер и их хрящей (улучшается их эластичность и подвижность), растяжение легочных альвеол (увеличение легочного объема, о чем говорилось выше), увеличивается поступление кислорода в кровь и соответственно к органам и тканям. Кислорода поступает более чем достаточно, поэтому стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Проще говоря, человек, выполняющий дыхательные упражнения, имеет больший объем легких, получает больше энергии и более толерантен к физическим нагрузкам, чем человек не тренирующийся. Любые физические нагрузки сопровождаются тренировкой дыхательной системы (например, обычный бег). Плюс дыхательных упражнений в том, что они делают это без излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая неотрывно связана с дыхательной. Не стоит забывать о воздействии дыхательных упражнений и на органы пищеварительной системы.

Теперь стоит поговорить о физических нагрузках и растяжке. Для начала немного о мышечной системе. Мышцы крепятся к костям посредством сухожилий.

Строение мышцы

Это строение так называемой скелетной мышцы. Помимо этих мышц есть также гладкие мышцы внутренних органов и сердечная мышца (миокард, благодаря которому происходят сокращения сердца), деятельность которых мы не можем контролировать сознательно. При выполнении физических упражнений происходит их сокращение, грубо говоря, продольный размер мышцы уменьшается, а поперечный увеличивается. А вот тут самое интересное: если мышцы не растягивать после сокращения, их роста и увеличения силы не будет. Механизм мышечного роста (гипертрофии) еще до конца не ясен, но доказано, что только чередование концентрических и эксцентрических нагрузок (на сокращение и растяжение) приводит к реальному росту показателей силы и объема. Именно поэтому профессиональные культуристы довольно много времени уделяют растяжке.

Предположение, почему происходит гипертрофия и мышечное растяжение все же есть. Интенсивная нагрузка, помимо улучшения кровоснабжения мышцы, неминуемо ведет к ее повреждению. Но там где повреждение, там и компенсаторное восстановление. На месте повреждения образуются новые мышечные волокна, которые синтезируются так называемыми сателлитными клетками. Активируются эти клетки именно благодаря мышечному повреждению. При растяжке мышц повреждение происходит в основном там, где мышечная ткань переходит в сухожильную, соответственно, мышца при восстановлении становится длиннее. Растяжка также полезна для увеличения подвижности и гибкости суставов.

Коленный сустав

Связки, в отличие от сухожилий, содержат в своем составе больше эластических волокон и меньше коллагеновых (обладают больше эластичностью и меньшей упругостью). Они очень хорошо растягиваются, хотя если постоянно не растягиваться они «отвыкают» от нагрузки. Как видно на рисунке связки соединяют кости, образующие сустав, поэтому абсолютно логично, что при их растяжении гибкость сустава увеличивается.

Помимо гипертрофии скелетных мышц, происходит гипертрофия и сердечной мышцы. Но это увеличение миокарда физиологическое, в отличие от патологического