Противопоказания к медицинской реабилитации у детей
Некоторые детки рождаются с отклонениями, а у других патологические изменения проявляются с возрастом. В обоих случаях необходима медицинская реабилитация детей. Это борьба за будущее здоровое развитие ребенка. Главным отличием от простого лечения является нормализация жизнедеятельности с учетом возраста малыша.
Главная цель реабилитации – возврат пациенту утраченных возможностей, навыков, здоровья, адаптация в социум, бытовую жизнь.
Медицинская реабилитация детей — это комплекс мер для максимального восстановления здоровья ребенка в физическом и психическом плане.
Виды мед реабилитации детей
По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.
Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.
Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.
Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.
Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.
Существуют такие основные виды реабилитации:
- Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
- Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
- Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.
Обратите внимание! Социум играет важную роль в здоровом развитии подрастающего поколения.
Суть, особенности реабилитации
Основная суть – это максимальное восстановление здоровья в физическом и психическом плане. Проводят реабилитацию центры, организации по здравоохранению. Также ею стоит заниматься дома самостоятельно.
Первым местом, где начинается восстановление, является роддом. Дальше следует поликлиника, различные консультации, стационарное лечение. Когда малыш подрастает, возможно дальнейшее лечение в специальных санаториях, лагерях, интернатах, школах, садиках, диспансерах.
Чтобы улучшить состояние ребенка, развить его возможности, используют определенные программы, которые назначает непосредственно доктор. Это может быть:
- ЛФК для детей;
- физиотерапия;
- медикаментозное лечение.
Стоит заметить! Начать реабилитацию рекомендуется как можно раньше. Тогда вероятность возврата утерянных способностей либо развитие имеющихся существенно возрастет.
Учитывая способности детского организма, реабилитация обладает определенными особенностями:
- составляется индивидуальный план (с учетом имеющихся изменений, нарушений, характеристик пациента), по которому проводят все назначенные комплексы по реабилитации;
- самая высокая эффективность проявляется, если лечение начато на первых стадиях болезни, отклонения;
- применяется комплексный подход;
- все предписания выполняются ежедневно, не пропуская;
- реабилитация преследует цель полного восстановления либо приспособления к сложившимся обстоятельствам.
При хронических формах болезней (полиомиелит, пороки, астма) суть реабилитации для ребенка заключается в поддержке организма, компенсации утраченных функций для заболевшего органа.
Дети находятся на учете, регулярно проходят осмотры. Например, медицинская реабилитация детей с ДЦП может происходить длительное время, с периодическими обострениями. Главное, не сдаваться, а продолжать лечение.
Средства реабилитации
Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.
Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:
- место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
- восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
- лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
- все лечебные этапы проводят комплексно;
- назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
- цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.
Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.
Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).
Этапы медицинской реабилитации ребенка
Существуют государственные программы по реабилитации детей с определенными болезнями, разработана медицинская реабилитация детей инвалидов, которая состоят из таких этапов:
- Клинический. Происходит в стационаре. Работа направлена на пораженные системы организма, которые необходимо вылечить либо улучшить. Также готовит малыша к дальнейшей работе над своими отклонениями. Чтобы максимально помочь ребенку, на этом этапе включают все методы: медикаменты, массаж, диета (при острой фазе болезни – разгрузочная, во время выздоровления – высококалорийная, с витаминами, легкой усвояемостью), ЛФК, физиотерапия. Результаты достижений фиксируют после различных анализов (биохимия, показатели функциональных возможностей, ЭКГ).
- Санаторный. Важный период, когда пораженные системы приходят в норму. Здесь больше внимания уделяется не только физическому состоянию, но и психическому (учитывается характер ребенка). Проводят мероприятия по закаливанию организма, чтобы поскорее повысить иммунитет, нормализовать основные показатели здоровья. Если данный этап выполняется правильно, организм начинает нормально расти и развиваться. Важно поддерживать положительные эмоции у малыша, полноценный сон, качественное питание, отличное самочувствие. Завершают этап при исчезновении патологий.
- Адаптационный. Тут уже нормализируются практически все показатели состояния организма, малыш возвращается в обычную жизнь. Процедуры также продолжают подбирать индивидуально, и постоянно их выполняют. Проводят его как дома, так и в предназначенных для этого центрах. Под конец этого периода, здоровье дитя должно быть восстановлено либо максимально улучшено.
Проводя реабилитационные мероприятия, их обязательно заносят в личную карточку пациента.
Важны личностные качества, положительная жизненная позиция. Обучайте свое чадо основным правилам, которые нужно соблюдать в обществе.
Каждый человек полноценен, не зависимо от его физических возможностей. В дальнейшем поддерживать здоровье, наладить социальные связи помогут активные групповые игры на свежем воздухе.
Важно! Главное – заставить ребенка не падать духом, поверить в себя и свои возможности, помочь ему обрести уверенность. При необходимости обращаются к логопеду либо к другой педагогической методике.
К сожалению, некоторые последствия заболеваний откладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь малыша. И для того, чтобы сделать его существование более полноценным, необходима реабилитация. Она поможет вернуть утраченные функции либо компенсирует потерянные возможности. Таким образом, чадо будет чувствовать себя комфортно, ведя обычный образ жизни.
Источник
В 2013 году вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н “О порядке организации медицинской реабилитации”.
В его развитии приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 № 878н утвержден Порядок организации медицинской реабилитации детей.
Он во многом повторяет положения предыдущего приказа, что вполне понятно, но есть и особенности.
Какие ?
Должны учитываться возрастные и анатомо-физиологические особенности детей.
Указано что медицинская реабилитация детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, должна осуществляться в максимально ранние сроки от начала заболевания ребенка, когда риск развития осложнений не превышает перспективы восстановления функций организма или же жизнедеятельности.
Вводится такой критерий, как уровень курации, под которым понимается степень сложности проведения медицинской реабилитации, учитывающая тяжесть состояния ребенка, формы течения заболевания, стадии течения заболевания наличие осложнения основного или сопутствующих заболеваний, ухудшающих течения основного.
Будет 5 уровней курации.
Пятый уровень. При крайне тяжёлым или тяжёлом состоянии с тяжелыми нарушениями функций организма.
Первый уровень. Когда состояние удовлетворительное имеет место лёгкое нарушение функции организма выраженных в терминологии Международной классификации функционирования, хроническое течение заболевания, стадия ремиссии.
Между этими уровнями еще три промежуточных: от четвертого до второго.
Поскольку по приказу 1705н медицинская реабилитация должна осуществляться в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа, то эти этапы конкретизированы для медицинской реабилитации детей сообразно уровням курации и условиям оказания медицинской помощи: амбулаторно, стационарно, в дневном стационаре.
Медицинская реабилитация детей будет осуществляться специалистами мультидисциплинарной реабилитационной команды – группы медицинских работников с чёткой согласованностью и скоординированностью действий, предполагающих индивидуальный подход для каждого ребенка с учетом его особенности.
Лечащий врач медицинской организации, в которой ребёнку оказывается медицинская помощь, определяет медицинские показания и отсутствии противопоказаний к проведению медицинской реабилитации и принимает решение о направлении ребенка на её проведение, сроках реабилитации, этапе и соответствующей группы медицинской организации, оказывающие медицинскую реабилитацию.
Лечащему врачу медицинской организации, оказывающей медицинскую реабилитацию, вменены определённые обязательные действия: конечно же сначала оценка клинического состояния здоровья ребенка перед началом проведения реабилитации, оценка исходного реабилитационного статуса, установление реабилитационного диагноза, оценка реабилитационного потенциала и так далее.
Обязательно формирование индивидуального плана медицинской реабилитации ребенка, в котором должен быть зафиксирован индивидуальный комплекс реабилитационных мероприятий.
Закреплены обязанности специалистов мультидисциплинарная реабилитационной команды.
Определены критерии отнесения медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, к одной из четырёх групп.
Первая группа – региональные медицинские и санаторно – курортные организации, имеющие в своей структуре отделения медицинской реабилитации для детей.
Вторая группа – федеральные санаторно-курортные организации с отделениями медицинской реабилитации для детей.
Третья группа – центры медицинской реабилитации, оказывающие специализированную, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь детям.
Четвёртая группа – федеральные центры медицинской реабилитации для детей и федеральные медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь.
В приложениях к приказу установленные правила организации деятельности отделений медицинской реабилитации для детей с заболеваниями: нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями, заболеваниями органов чувств (зрение или слуха), онкологическими заболеваниями со стандартами оснащения отделения и рекомендуемыми штатными нормативами.
Кроме того, изложены правила организации отделения медицинской реабилитации для детей и центра со штатными нормативами стандартами оснащения.
Обращаю внимания на то, что приказ 878н вступает в силу через год – с 1 января 2021 года, соответственно, 2020 год уйдет на организационные мероприятия, чтобы медицинские организации, оказывающие медицинскую реабилитацию детям, в полном объёме отвечали требованиям данного приказа.
Подписывайтесь на канал медицинского юриста, ставьте лайки, задавайте вопросы!
© Алексей Панов, 2019
Источник
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ПОКАЗАНИЯ К НАПРАВЛЕНИЮ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ В ГБУЗС «ДЕТСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
1. В Центр направляются пациенты:
- с последствиями травм и заболеваний центральной нервной системы (очаговой патологией центральной нервной системы), головы (черепа), слухового аппарата, зрительного аппарата, вестибулярного аппарата по завершении острого периода заболевания или травмы;
- с последствиями травм и заболеваний костей, в том числе лицевого скелета, суставов и позвоночника, костно-мышечной системы и соединительной ткани, периферической нервной системы по завершении острого периода заболевания или травмы;
- по завершении острого периода с последствиями заболеваний сердечнососудистой системы (исключая острое нарушение мозгового кровообращения), органов дыхания, желудочно-кишечного тракта;
- имеющие перспективы восстановления функций (реабилитационный потенциал), не имеющие противопоказаний для проведения отдельных методов реабилитации, не нуждающиеся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения, не требующие круглосуточного медицинского наблюдения и применения интенсивных методов лечения и интенсивной реабилитации.
2. Показания для пребывания на реабилитации в условиях дневного стационара в отделении восстановительного лечения:
2.1 По неврологическому профилю:
- детский церебральный паралич;
- следствие перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения, инфекционно-воспалительных заболеваний головного мозга (энцефалитов, менингитов, травм головного мозга);
- последствия нейроинфекции и нейротравм периферической нервной системы;
- парезы, вследствие родовой травмы плечевого сплетения;
- состояния после операций: удаление доброкачественных новообразований головного и спинного мозга (поздний восстановительный период);
- атаксический синдром;
- миопатический синдром, миалгический синдром;
- нарушения сна;
- невропатический (полиневропатический) синдром;
- радикулярный синдром, дорсалгии, торакалгии;
- синдром двигательных нарушений, дискинетический синдром (дистонии, миоклонус, тремор, хореоататоз);
- тики различных генезов;
- цефалгический синдром;
- другие хронические заболевания или последствия перенесенных острых заболеваний, требующие проведения восстановительного лечения и медицинской реабилитации в условиях дневного стационара (по профилям, указанным в действующей лицензии Центра на осуществление медицинской деятельности).
2.2 По ортопедическому профилю:
- сколиоз, нарушение осанки;
- юношеский остеохондроз позвоночника;
- патология тазобедренного и коленного сустава после стационарного лечения (II, III этап реабилитации);
- ортопедические последствия остеомиелита длинных трубчатых костей;
- восстановительное лечение после иммобилизации конечностей по поводу переломов костей;
- врождённые заболевания стопы;
2.3 По пульмонологическому профилю:
- бронхиальная астма;
- рецидивирующие инфекции верхних дыхательных путей;
- реконвалесценция по острой пневмонии;
- хронические заболевания верхних дыхательных путей, придаточных пазух, наружного слухового прохода и органов рото – и носоглотки.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- все заболевания в остром периоде (в стадии обострения и декомпенсации);
- тяжелое течение заболевания с выраженными двигательными нарушениями: двойная гемиплегия, грубые фиксированные контрактуры; выраженной задержкой психического развития; отсутствие эффекта от предыдущих госпитализаций;
- отсутствие контроля за положением туловища и головы в большинстве позиций у пациентов с двигательными нарушениями старше 5 лет (5 уровень GMFCS);
- отсутствие возможности формирования новых этапов двигательной активности с использованием дополнительных средств опоры или технических средств передвижения при нескольких курсах реабилитации;
- выраженные психические и умственные нарушения (умственная отсталость тяжелой степени, эндогенные заболевания в стадии обострения, в том числе психопатии, психозы, аффективные нарушения, психоорганический синдром);
- эпилепсия с недостигнутой медикаментозной ремиссией, с медикаментозной ремиссией менее 6 мес.;
- все сопутствующие заболевания в острой или обострение хронической стадии;
- пороки сердца в стадии декомпенсации или нестойкой компенсации, нарушения кровообращения 2-4 степени;
- сахарный диабет среднетяжелого и тяжелого течения инсулинозависимый или с недостигнутой медикаментозной компенсацией;
- выраженные аллергические состояния;
- острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
- болезни обмена веществ, требующие специальных диет;
- системные заболевания соединительной ткани, коллагенозы; неспецифический инфекционный полиартрит (септические формы);
- наследственные болезни нервной системы с прогрессирующим течением;
- хронический пиелонефрит с хронической почечной недостаточностью 2-3 степени с выраженным нарушением функций почек, обострение уроинфекции, нарушение функции тазовых органов;
- нарушения тазовых функций.
- болезни крови, за исключением гемофилии на профилактическом лечении факторами свертывания;
- хронический воспалительный процесс;
- выраженный остеопороз;
- менее 60 дней от момента прививки полиомиелита живой вакциной ОПВ (капли в рот);
- туберкулёз и тубинфицирование.
Источник
Фото: pixabay.com
Министерство здравоохранения РФ разработало проект документа, регламентирующего порядок медицинской реабилитации детей. Документ определяет требования к медицинским организациям, проводящим реабилитацию детей на различных ее этапах, их штатное расписание, оснащение, а также методы реабилитации в зависимости от стадии заболевания и состояния ребенка. Медицинскую реабилитацию детей планируется осуществлять как стационарно, так и в условиях дневного стационара и амбулаторно.
В реабилитации детей планируется использовать мультидисциплинарный принцип: с ребенком будут работать лечащий врач (по профилю его заболевания), реабилитолог, физиотерапевт, врач и инструктор-методист по ЛФК, медицинский психолог, а также специалисты по кинезиотерапии, массажу, лечебной физкультуре и физиотерапии. Медицинскую реабилитацию детей планируется осуществлять в плановой форме в виде первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Реабилитационные мероприятия, согласно проекту, будут проводиться стационарно, в условиях дневного стационара и амбулаторно.
При осуществлении медицинской реабилитации будут проводиться следующие мероприятия:
- анализ объективного состояния здоровья ребенка;
- оценка (диагностика) исходного реабилитационного статуса;
- определение этапа медицинской;
- установление реабилитационного диагноза у ребенка;
- оценка реабилитационного потенциала;
- оценка факторов риска проведения реабилитационного мероприятия;
- оценка факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий;
- формирование цели проведения комплекса реабилитационных мероприятий;
- формирование индивидуального плана медицинской реабилитации ребенка;
- осуществление комплекса реабилитационных мероприятий (медицинских услуг) ребенку;
- подбор индивидуальных технических средств реабилитации;
- оценка динамики реабилитационного статуса;
- оценка эффективности проведенного комплекса реабилитационных мероприятий;
- оценка реабилитационного прогноза;
- выдача рекомендаций по дальнейшей тактике ведения ребенка;
- направление отделением медико-социальной помощи детской поликлиникив соответствии с рекомендациями, указанными в выписном эпикризе.
Медицинская реабилитация детского населения будет осуществляться в зависимости от уровня курации (уровня сложности проведения медицинской реабилитации с учетом тяжестисостояния ребенка):
- V уровень курации – крайне тяжелое или тяжелое состояние, острое течение, стадия обострения или рецидива;
- IV уровень курации – тяжелое или среднетяжелое состояние, острое или подострое течение;
- III уровень курации – среднетяжелое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии;
- II уровень курации – легкое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии;
- I уровень курации – легкое состояние, хроническое течение, стадия ремиссии без осложнений сопутствующих заболеваний.
Медицинская реабилитация детского населения осуществляется в три этапа при наличии реабилитационного потенциала:
- Осуществляется в острый период, в стадии обострения (рецидива) основного заболевания или острый период травмы, послеоперационный период при V или IV уровне курации. Проводится низкоинтенсивная медицинская реабилитация (комплекс из двух или трех реабилитационных мероприятий).
- Осуществляется после окончания острого (подострого) периода заболевания или травмы при IV и III уровнях курации. Проводится высокоинтенсивная реабилитация (комплекс из не менее пяти реабилитационных мероприятий).
- Осуществляется после окончания острого (подострого) периода или травмы, при хроническом течении заболевания вне обострения при II и I уровнях курации. Проводится интенсивная медицинская реабилитация (комплекс из не менее трех реабилитационных мероприятий).
Оптимальная продолжительность курса медицинской реабилитации на первом этапе ограничивается периодом нахождения в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии или специализированном отделении медицинской организации. На втором этапе продолжительность курса медицинской реабилитации составляет от 12 до 21 дня, частота курсов колеблется от 1 до 3-4 раз в год в зависимости от нозологии согласно клиническим рекомендациям (протоколам лечения). На третьем этапе проводится интенсивная медицинская реабилитация – комплекс реабилитационных мероприятий, дозированных по времени с учетом толерантности к физическим нагрузкам и исключения риска возникновения осложнений.
Источник