Противопоказания к нахождению ребенка в школе интернате
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518
“Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа”
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2014 г.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2001, N 3, ст.216) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. N 1279 “Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 48, ст.5860).
Председатель Правительства | М.Касьянов |
Москва
11 июля 2002 г.
N 518
Перечень
заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518)
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2014 г.
Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
A15-A19 Туберкулез – любая форма активного туберкулеза
B20-B24 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
А30 Лепра
А50-А53 Сифилис – активная форма
Класс II. Новообразования
C00-C97 Злокачественные новообразования любых локализаций, в том числе злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей
Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
D55-D58 Гемолитические анемии – наследственные и приобретенные (тяжелая форма)
D60-D61 Апластические анемии
Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
E22 Гормонально-активные опухоли гипофиза
E24 Синдром Иценко – Кушинга
E27 Хроническая надпочечниковая недостаточность
E84 Кистозный фиброз (муковисцидоз)
Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения
F00-F05, F06.0-F06.3, F07.0-F07.99 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F10.22-F10.26, F10.3-F10.9; F11.22-F11.26, F11.3-F11.9; F12.22-F12.26, F12.3-F12.9; F13.22-F13.26, F13.3-F13.9; F14.22-F14.26, F14.3-F14.9; F15.22-F15.26, F15.3-F15.9; F16.22-F16.26, F16.3-F16.9; F18.22-F18.26, F18.3-F18.9; F19.22-F19.26, F19.3-F19.9 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F30-F39 Аффективные расстройства
F40-F42; F44 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
F71-F79 Умственная отсталость
F84.0-F84.5 Расстройства психологического развития
Класс VI. Болезни нервной системы
G40 Эпилепсия с некупируемыми приступами и деменцией
Класс VII. Болезни глаза и его придаточных аппаратов
H40 Глаукома вторичная (некомпенсированная)
H46 Неврит зрительного нерва
H54.0; H54.3; H54.7 Слепота
Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка
H81.0 Нарушение вестибулярной функции
H90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя (тяжелой степени)
Класс IX. Болезни системы кровообращения
I08.3 Сочетанные (ревматические) поражения митрального, аортального и трехстворчатого клапанов
I13.2 Гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца и почек с сердечной и почечной недостаточностью
I42.0-I42.1 Дилатационная и обструктивная кардиомиопатия
I44.2 Предсердно-желудочковая блокада полная
I47.1 Пароксизмальная наджелудочковая тахикардия с синкопальными состояниями
I48; I49.0; I49.5 Фибрилляция и трепетание предсердий, желудочков, синдром слабости синусового узла (при наличии предсинкопальных или синкопальных состояний)
Класс X. Болезни органов дыхания
J45 Астма – гормонозависимая
J47 Бронхоэктатическая болезнь
Класс XI. Болезни органов пищеварения
K74 Цирроз печени
Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
М32 Системная красная волчанка
М34 Системный склероз (склеродермия)
Класс XIV. Болезни мочеполовой системы
N03 Хронический нефритический синдром
N04 Нефротический синдром – гормонозависимая форма
N18 Хроническая почечная недостаточность
Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хронические нарушения
Q15.0 Врожденная глаукома
Q20.0; Q20.3; Q20.4; Q21.0-Q21.3; Q22.1; Q22.4-Q22.6; Q23.0-Q23.4; Q24.3-Q24.5; Q25.1-Q25.7; Q26.2; Q26.3; Q27.8 Врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения II – А степени, в том числе после коррекции порока
Q56 Неопределенность пола и псевдогермафродитизм
Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
R15 Недержание кала (энкопрез) в сочетании с недержанием мочи (энурез)
Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
T90-T98 Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующие индивидуального ухода за больным
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 “Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 17 июля 2002 г. N 129, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2873
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Источник
Инструкция
О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты
Утверждено Министерством здравоохранения СССР от 5 сентября 1978 г. № 06-14/12 по согласованию с Госкомтруда СССР от 7 сентября 1978 г. N 2495-МК
I. “Дом-интернат”, “Пансионат ветеранов труда”
Приему в “Дом-интернат”, “Пансионат ветеранов труда” подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.
Противопоказанием к направлению в учреждения данного типа являются психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более 1 раза в 2-3 месяца) припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности.
II. “Психоневрологический интернат”
В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психотической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта:
а) шизофрения с выраженным дефектом личности вне обострения психотической симптоматики;
б) различные формы эпилепсии с явлениями слабоумия и редкими (не более 5 раз в месяц) судорожными припадками и эквивалентами;
в) последствия черепно – мозговых травм с явлениями слабоумия;
г) последствия инфекционных и других органических заболеваний головного мозга (энцефалиты, туберкулезные менингиты, менингоэнцефалиты, сифилис мозга и др.) с явлениями слабоумия;
д) последствия хронического алкоголизма с явлениями выраженного органического слабоумия;
е) сосудистые и сенильные заболевания с явлениями слабоумия без выраженного психомоторного беспокойства и длительных или рецидивирующих состояний измененного сознания.
Противопоказанием к направлению в психоневрологический интернат являются острые и подострые стадии психических заболеваний и состояния обострения хронического психического заболевания; психические заболевания, характеризующиеся выраженной психотической симптоматикой, грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих (половые извращения, гиперсексуальность, садистические наклонности, склонность к агрессии, побегам, поджогам, дромомания, отказы от пищи, суицидальные тенденции и т.д.):
а) любые приступообразные или прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
б) эпилепсия и судорожный синдром другой этиологии с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
в) хронический алкоголизм, наркомании, а также другие психические заболевания, осложненные хроническим алкоголизмом или любыми видами наркоманий;
г) выраженные депрессивные и маниакальные состояния различного генеза, затяжные реактивные состояния;
д) выраженные психопатоподобные синдромы, а также психопатии аффективные, эксплозивные, параноидные, паранойяльные, истерические.
III. “Детский дом-интернат”
В детский дом – интернат для детей с аномалиями физического развития принимаются дети с сохранным интеллектом и с нарушениями опорно – двигательного аппарата, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:
– церебральными параличами различной этиологии;
– последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периоде;
– различными врожденными и приобретенными деформациями опорно – двигательного аппарата;
– артрогриппозом, хондродистрофией, наследственными дегенеративными и нервно – мышечными заболеваниями.
Противопоказанием к приему в дом – интернат для детей с аномалиями физического развития являются психические заболевания, олигофрения всех степеней, частые эпилептиформные припадки; психопатоподобные расстройства поведения, некомпенсированная гидроцефалия.
В детский дом – интернат для детей с аномалиями умственного развития принимаются дети со следующими заболеваниями и состояниями:
– олигофрения в степени имбецильности, идиотии;
– эпилепсия (в том числе симптоматическая) с редкими (не чаще 5 раз в месяц) припадками при наличии слабоумия;
– шизофрения с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики;
– слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга;
– умственная отсталость всех степеней, включая дебильность при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соответствующих специализированных школ – интернатов (не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода);
– слепота (слабовидение) или глухота (слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней, включая дебильность при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение в специализированных школах – интернатах.
Противопоказаниями к направлению в детский дом – интернат для детей с аномалиями умственного развития являются:
– шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;
– эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
– психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;
– психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
– любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированных учреждениях просвещения.
Общими противопоказаниями к приему в дома – интернаты являются:
– туберкулез в активной стадии процесса;
– заразные заболевания кожи и волос;
– острые инфекционные заболевания;
– злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы злокачественного процесса;
– венерические заболевания;
– лица, у которых при поступлении в дом – интернат обнаружена повышенная температура или сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в другие учреждения здравоохранения.
Источник
Современные спецшколы — для кого они? Какие условия там предусмотрены для учеников?
Школа-интернат – понятие широкое. Жить и учиться при балетном или музыкальном училище – это одно, а в учреждении для трудных подростков – совсем другое. Но кое-что общее однозначно есть. О том, как меняется жизнь ребенка, попадающего в такое заведение, мы сегодня и поговорим.
Кто учится в спецшколах
Попадают в специализированные школы-интернаты по разным причинам. В коррекционные – ребята с ограниченными возможностями здоровья, например с проблемами слуха, зрения, нарушениями речи. В специализированных интернатах для талантливых учеников углубленные знания получают будущие математики, физики, химики. В интернатах при крупных творческих или спортивных учебных заведениях живут и учатся в основном иногородние мальчики и девочки, которые решили (или за них решили родители) посвятить свою жизнь искусству или спорту. В школах-интернатах для трудных подростков воспитываются ребята с девиантным поведением.
Одиночество, режим, жестокость
Определение у термина «школа-интернат» вполне безобидное: это «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей и формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей». А что в действительности? Многое зависит от типа интерната. Их бывает два: открытый и закрытый. Первый похож на кадетскую школу: всю неделю дети живут при учебном заведении, а на выходные отправляются домой. Интернаты закрытого типа имеют пропускную систему, жесткий режим, серьезные ограничения.
В какое бы заведение ни попал ребенок, адаптация, как правило, проходит тяжело, даже если речь идет, например, о физико-математическом интернате. Проще тем, кто приходит в такое учреждение из детского дома, где уже имеет опыт проживания отдельно от родителей в коллективе. «Домашним» ребятам не в пример сложнее. «Плакать в подушку» – про это знает, пожалуй, каждый, кто прошел через такую школу. Родных рядом нет, некому пожаловаться, не с кем поделиться – только несколько учителей и преподавателей на большое количество детей.
Вторая сложность – напряженный ритм и распорядок, особенно если речь идет о спецшколах для талантливых ребят. Углубленное изучение отдельных предметов подразумевает повышенную учебную нагрузку, выдержать которую могут не все. То же касается спортивных интернатов.
А самая серьезная проблема интернатов, о которой написано много художественных и не очень произведений – это отношения между воспитанниками. Один и тот же круг общения, да еще в период взросления и формирования социальных ролей в коллективах нередко приводит к тяжелым конфликтам. Детская жестокость, к сожалению, – актуальная проблема даже для элитных спецшкол.
Есть ли плюсы у школы-интерната?
Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:
- беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
- диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
- психокоррекционная работа с детьми;
- консультации родителей или опекунов;
- медико-психологические процедуры.
У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.
Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.
Источник
Далеко не все семьи имеют возможность полноценно содержать своих детей, давая им все необходимое для существования и комплексного развития. При этом у них есть желание сохранить родительские права. Единственным верным вариантом в таком случае станет временное помещение детей в интернат. Но перед выполнением этой процедуры необходимо обязательно ознакомиться с ее особенностями.
Интернатная система
На территории Российской Федерации функционирует огромное количество интернатов, куда можно отправить своих детей. Перед тем как решиться на такой шаг, необходимо подумать над тем, действительно ли стоит это делать. Ведь в некоторых случаях передача сына или дочери на длительный период может спровоцировать негативные последствия в виде лишения родительских прав. И никто не гарантирует того, что в будущем их можно будет восстановить.
Отечественная интернатная система позволяет передать детей на определенное время в закрытый интернат. Правда, перед тем, как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, настоятельно рекомендуется почитать о собственных правах и обязательствах.
Причины необходимости помещения в интернат
Причин, по которым родители принимают решение поместить собственных детей в интернат, бывает достаточно много.
- Отсутствие достаточного материального обеспечения для полноценного содержания всей семьи.
- Постоянное возникновение проблем на психологической почве.
- Передача в интернат как один из способов наказания за очень серьезные проступки – например, за кражу денег с семейного бюджета, очень плохую успеваемость и постоянные прогулы, злоупотребление спиртными напитками (когда на детей влияют плохие компании).
Перед тем как передать свое чадо в интернат, необходимо помнить о том, что его согласие не потребуется, если возраст не превышает десяти лет. Если исполнилось ровно 10 лет, начиная с этого момента сотрудники органов опеки и попечительства должны обязательно уточнить его мнение. При его отказе требования родителей автоматически будут считаться аннулированными. Соответственно, отдать человечка в интернат можно будет при условии одновременного лишения родительских прав.
Срок нахождения
Когда малыш попадает на территорию детского интерната, родители должны согласовать сроки его нахождения. В соответствии с требованиями отечественного законодательства, он устанавливается по общему согласию родителей и руководителя учреждения. Вопрос об определении срока пребывания в интернате также могут согласовать его законные представители.
После того, как срок будет согласован в устной форме, договоренность закрепляют письменно. Для этого составляется соответствующий приказ директора. Группы пребывания (проживания), как правило, находятся на территории интерната на протяжении пяти суток. За это время они будут регулярно получать пятиразовое питание. Воспитанники начальных классов, а также дети с психическими расстройствами, физическими отклонениями, всегда отправляются на дневной сон.
Как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав
Многие задаются следующим вопросом – а можно ли оформить ребенка в интернат, не лишившись при этом родительских прав. На самом деле, такая возможность действительно допускается. В общей сложности, процедура выглядит следующим образом.
- проведение индивидуальной беседы с малышом, психологическая его подготовка к предстоящим события;
- обращение в специализированные государственные органы;
- сбор всех необходимых документов;
- передача собранного пакета бумаг на проверку;
- получение решения;
- проведение индивидуальной консультации с директором интерната для согласования общих и дополнительных условий.
Далее родители могут забрать своего малыша обратно домой, если обстоятельства позволят сделать это.
Куда обратиться
Есть два учреждения, которые придется посетить в обязательном порядке – это представительство органа опеки и попечительства в вашем городе и интернат. Чтобы оформить своего сына или дочь в учреждение, надо предварительно написать заявление и приложить к нему необходимые документы. Их сначала рассмотрят представители ООП.
Если они убедятся в целесообразности помещения детей в интернат, далее родителям надо отправиться к его директору. Согласование всех условий происходит в трехстороннем порядке – между родителями, директором и сотрудниками ООП. Результатом переговоров является составление трехстороннего соглашения.
Здесь указываются такие моменты:
- срок пребывания;
- порядок, согласно которому родители будут встречаться с детьми;
- обязанности учреждения и родителей;
- особенности предоставления психологической, социальной и прочей помощи семье в случае возникновения такой необходимости;
- меры ответственности за невыполнение требований, указанных в соглашении.
Необходимые документы
Помимо заявления в представительство органа опеки и попечительства, к нему прикрепляются дополнительные документы для оформления ребенка в интернат. В этот список входят следующие:
- свидетельство о рождении (если возраст превышает 14 лет – паспорт);
- медицинская карта с полным перечнем результатов проведения анализов, подтверждающих отсутствие острых проблем со здоровьем;
- отдельное заключение от сотрудников медицинской комиссии в случае, если малыш или подросток страдает от ограниченных психических и физических возможностей;
- программа реабилитации для инвалидов (если таковые имеются).
Психологические травмы и иные последствия
Помните, что передача ребенка в интернат может повлечь за собой серьезные психологические последствия. Дети сильно привязаны к своим родителям вне зависимости от того, как последние к ним относятся. Поэтому длительное расставание способно негативно сказаться на их душевном состоянии.
С другой стороны, подростки, нуждающиеся в перевоспитании, просто обязаны пройти этот шаг. Накопленный опыт позволит понять, что может случиться, если они не будут менять что-то в своей жизни. Поэтому перед обращением в интернат обязательно взвесьте все «за» и «против» такого решения.
Другие способы устройства ребенка
Для родителей или законных представителей интернат не является единственным вариантом выхода из ситуации. Существуют альтернативные способы устройства. Например, малышей можно пристроить в группы ночного пятидневного пребывания, если в силу их возраста они ходят в детский садик. По поводу заботы о каждом малыше можно не беспокоиться.
Детям постарше можно предложить кадетские училища или спортивную школу-интернат. Естественно, для попадания туда придется проходить отбор, сдавая экзамены и нормативы. С другой стороны, здесь обеспечивается полноценное питание, обучение и проживание без какой-либо оплаты.
Законодательное регулирование
Процедура регулирования этого вопроса подробно разъясняется в:
- ст. 155.1 Семейного кодекса (СК РФ) «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Постановлении Правительства от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Источник