Противопоказания к приему в специальную школу

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518
“Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа”

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2001, N 3, ст.216) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. N 1279 “Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 48, ст.5860).

Председатель Правительства
Российской Федерации

М.Касьянов

Москва
11 июля 2002 г.
N 518

Перечень
заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518)

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2014 г.

Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

A15-A19 Туберкулез – любая форма активного туберкулеза

B20-B24 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

А30 Лепра

А50-А53 Сифилис – активная форма

Класс II. Новообразования

C00-C97 Злокачественные новообразования любых локализаций, в том числе злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей

Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

D55-D58 Гемолитические анемии – наследственные и приобретенные (тяжелая форма)

D60-D61 Апластические анемии

Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

E22 Гормонально-активные опухоли гипофиза

E24 Синдром Иценко – Кушинга

E27 Хроническая надпочечниковая недостаточность

E84 Кистозный фиброз (муковисцидоз)

Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения

F00-F05, F06.0-F06.3, F07.0-F07.99 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F10.22-F10.26, F10.3-F10.9; F11.22-F11.26, F11.3-F11.9; F12.22-F12.26, F12.3-F12.9; F13.22-F13.26, F13.3-F13.9; F14.22-F14.26, F14.3-F14.9; F15.22-F15.26, F15.3-F15.9; F16.22-F16.26, F16.3-F16.9; F18.22-F18.26, F18.3-F18.9; F19.22-F19.26, F19.3-F19.9 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F30-F39 Аффективные расстройства

F40-F42; F44 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F71-F79 Умственная отсталость

F84.0-F84.5 Расстройства психологического развития

Класс VI. Болезни нервной системы

G40 Эпилепсия с некупируемыми приступами и деменцией

Класс VII. Болезни глаза и его придаточных аппаратов

H40 Глаукома вторичная (некомпенсированная)

H46 Неврит зрительного нерва

H54.0; H54.3; H54.7 Слепота

Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка

H81.0 Нарушение вестибулярной функции

H90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя (тяжелой степени)

Класс IX. Болезни системы кровообращения

I08.3 Сочетанные (ревматические) поражения митрального, аортального и трехстворчатого клапанов

I13.2 Гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца и почек с сердечной и почечной недостаточностью

I42.0-I42.1 Дилатационная и обструктивная кардиомиопатия

I44.2 Предсердно-желудочковая блокада полная

I47.1 Пароксизмальная наджелудочковая тахикардия с синкопальными состояниями

I48; I49.0; I49.5 Фибрилляция и трепетание предсердий, желудочков, синдром слабости синусового узла (при наличии предсинкопальных или синкопальных состояний)

Класс X. Болезни органов дыхания

J45 Астма – гормонозависимая

J47 Бронхоэктатическая болезнь

Класс XI. Болезни органов пищеварения

K74 Цирроз печени

Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

М32 Системная красная волчанка

М34 Системный склероз (склеродермия)

Класс XIV. Болезни мочеполовой системы

N03 Хронический нефритический синдром

N04 Нефротический синдром – гормонозависимая форма

N18 Хроническая почечная недостаточность

Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хронические нарушения

Q15.0 Врожденная глаукома

Q20.0; Q20.3; Q20.4; Q21.0-Q21.3; Q22.1; Q22.4-Q22.6; Q23.0-Q23.4; Q24.3-Q24.5; Q25.1-Q25.7; Q26.2; Q26.3; Q27.8 Врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения II – А степени, в том числе после коррекции порока

Q56 Неопределенность пола и псевдогермафродитизм

Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

R15 Недержание кала (энкопрез) в сочетании с недержанием мочи (энурез)

Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

T90-T98 Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующие индивидуального ухода за больным

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 “Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа”

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 17 июля 2002 г. N 129, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2873

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Источник

В специальную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи не принимаются дети:

— имеющие снижение слуха;

— требующие специального психофизического ухода;

— больные эпилепсией с частыми припадками;

— инвалиды, не умеющие себя обслуживать;

— дети, речевые нарушения которых могут быть преодолены на школьных логопедических пунктах.

Документы, представляемые на медико-педагогическую комиссию

На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы:

1. Логопедическая характеристика. В ней подробно описывается состояние речевого развития ребенка.

2. Педагогическая характеристика. В ней содержатся сведения о том, какие трудности он испытывает в процессе обучения или воспитания, чем объясняются эти затруднения, какая индивидуальная помощь была оказана ребенку; как реагировал на нее; как: относился к своему дефекту; какие отношения с коллективом ит. д. К характеристике прилагается копия личного дела учащегося и письменные работы, а также табель успеваемости и школьная медицинская карта.

3. Подробная выписка из истории болезни ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники, с заключениями: педиатра, психоневролога, оториноларинголога, офтальмолога, врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).

4. Свидетельство о рождении (предъявляется).

Рекомендации к обследованию детей на ПМПК

При отборе в специальные дошкольные и школьные учреждения важно своевременно отграничить детей с первичными речевыми нарушениями от умственно отсталых, так как у них наблюдаются сходные проявления. Известно, что значительное число умственно отсталых детей имеют различно выраженные нарушения речи, общее недоразвитие, дефекты произношения.

Но сходные по своим внешним признакам речевые нарушения обусловлены разными причинами.

Дефекты речи у умственно отсталых детей, как отмечает Р. Е. Левина, представляют собой вполне закономерное явление, если учесть пониженную способность умственно отсталых детей к наблюдению и сравнению правильного и неправильного произношения, к вычленению и обобщению фонематических признаков языка, пониженную познавательную активность. Столь же закономерно влияние нарушений обобщающих процессов на формирование смысловой стороны речи.

Правильное диагностирование детей в условиях краткосрочной работы приемно-отборочной комиссии весьма сложно. Эта задача усугубляется еще и тем, что у ряда детей с речевыми нарушениями при неблагоприятных условиях воспитания и обучения может возникнуть как вторичное явление отставание общего развития. Последнее обстоятельство в комплексе с недоразвитием речи нередко способствует ошибочному отнесению умственно отсталых детей к числу речевых, и наоборот, речевые дети считаются умственно отсталыми. Чтобы избежать подобной ошибки, важно выявить причины, обуславливающие отклонения в речевом развитии ребенка.

Разница между ними наглядно проявляется при обследовании различных сторон их познавательной деятельности. Умственно отсталый ребенок поставленную перед ним познавательную задачу решает на очень низком уровне обобщения или совсем не может ее решить.

Правильно подойти к анализу нарушения речи у детей с достаточной степенью достоверности, определить, имеет ли данный ребенок нормальный или первично сниженный интеллект, можно лишь при совместной комплексной работе врача и логопеда, владеющего методами как логопедического, так и психолого-педагогического обследования ребенка.

Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Поэтому обследование ребенка на медико-педагогических комиссиях начинает врач-психоневролог. Учитывая анамнестические данные (особенности раннего развития, появления речи, перенесенные заболевания, бытовые условия и т.д.), он выявляет неврологические особенности. Однако результаты исследования, полученные врачом, не являются решающими для отбора. Основное значение должно придаваться логопедическому обследованию.

В процессе дифференциальной диагностики детей необходимо исходить из следующих положений:

1. Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребенка. При этом проверяются не столько знания ребенка, сколько выявляются его умственные способности. Обследуя ребенка в диагностических целях, логопед или педагог должен применять такие задания, которые помогли бы выявить наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракцию. Устанавливается, умеет ли ребенок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, найти сходство или различие, обобщить окружающие предметы по какому-либо признаку, отнести их к определенной категории и т.д., т. е. отобрать сложные и многообразные связи действительности.

2. Диагностическое обследование каждого ребенка должно состоять из двух частей: констатирующей, т. е. выявления того, на каком уровне он может выполнить стоящую перед ним познавательную задачу, и обучающей с целью выявления характера усвоения ребенком нового материала. Значимость анализа особенностей усвоения ребенком нового материала («зоны ближайшего развития» — по Л. С. Выготскому) постоянно подчеркивается советскими психологами. При этом большое значение для правильное суждения об умственном развитии ребенка имеет учет реакции ег на помощь — способствует ли она преодолению встречающихс затруднений и насколько существенно влияет на его дальнейшу самостоятельную деятельность.

3. При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельност Поэтому в процессе обследования следует обращать внимание на то, проявляет ли ребенок интерес к тому, что делает, или нет, насколько он внимателен, устойчив или быстро отвлекается с одно вида деятельности на другой, как относится к успехам и неудачам своей работе, каковы трудности, умеет ли он их преодолевать и т. Особенности процесса деятельности являются неоценимым материалом для правильного суждения о ребенке. Быстрый переход одного вида деятельности к другому, стереотипные и инертные действия, не связанные с заданием, отсутствие анализа собственных неудач — все это является отличительными чертами умственно отсталого ребенка.

4. Обследование ребенка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту, и в случае необходимости упрощать их до тех пор, пока ребенок не будет справляться с новой для него формой деятельности. Диагностика не должна производиться на основе обследования, проведенного с помощью одного какого-либо приема, метода или одного вида деятельности, а только на основе комплексного исследования, при котором используется совокупность приемов и методов с учетом всех данных о ходе развития ребенка, с обязательными дополнительными упражнениями, позволяющими довести до понимания ребенка поставленную перед ним задачу.

Медико-педагогическая комиссия должна располагать определенным ассортиментом игрушек, разнообразными играми, пирамидками, звучащими игрушками (необходимыми для исследования слуха), предметными, сюжетными и серийными картинками, а также картинками, разрезанными на части, цветными палочками для счета и специально подобранными математическими задачами, текстами для чтения и письма и другими дидактическими материалами.

Материал для обследования познавательной деятельности ребенка предъявляется преимущественно в наглядной форме.

Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребенка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приемы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.

Обследование ребенка на ПМПК, кроме исследования речи, включает:

1. Счет и счетные операции (материал подбирается с учетом возраста и программных требований дошкольного и школьного учреждения).

2. Конструктивную деятельность.

3. Логическое мышление.

4. Состояние слуха.

При отграничении детей с первичными речевыми нарушениями следует иметь в виду, что у них может иметь место недоразвитие познавательной деятельности, которое носит вторичный характер, в то время как у умственно отсталых это недоразвитие имеет первичный характер.

Наряду с обследованием слуха, интеллекта на МПК выявляются особенности речевого развития ребенка: уровень связной речи, степень сформированности грамматического строя, характер лексических ошибок, а также пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.

Результаты педагогического изучения ребенка согласовываются с результатами медицинского обследования, на основании чего логопедом совместно с врачом — невропатологом или психиатром составляется общее заключение с обоснованным диагнозом и конкретными рекомендациями о зачислении ребенка в специализированное учреждение.

В случаях расхождения заключения комиссии с диагнозом, который представляется в справках, комиссия решает вопрос о приеме ребенка в школу, руководствуясь своим заключением.

В тех случаях, когда однократное обследование ребенка не дает возможности установить точный диагноз и определить соответствующий тип специальной школы, комиссия может принять решение о зачислении ребенка сроком не более года в соответствующий класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (для окончательного установления диагноза).

По истечении установленного срока на основании изучения обучения ребенка ПМПК принимает окончательное решение об оставлении его в школе или о выводе в другое соответствующее учреждение.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения.

2. Определите состав МПК и организацию ее работы.

3.Каковы основные положения анализа результатов обследования детей на МПК?

 4. Перечислите противопоказания (показания) к зачислению детей в специальные (дошкольные) школьные учреждения, логопедические пункты.

5. Назовите необходимую документацию, предъявляемую на ПМПК.

Источник

Приложение к Положению о спец. общеобр. школе

Приложение

к Положению о специальной

общеобразовательной школе

(школе-интернате)

для детей с особенностями

психофизического развития

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯК ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ (ШКОЛУ-ИНТЕРНАТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Общие противопоказания

к приему в специальную школу (школу-интернат)

  1. Все заболевания в остром периоде.
  2. Все заболевания, требующие стационарного лечения.
  3. Инфекционные и паразитарные заболевания до окончания срока изоляции.
  4. Бациллоносительство (инфекционные и паразитарные болезни).
  5. Инфекционные и паразитарные болезни.
  6. Новообразования (злокачественные).
  7. Туберкулез.
  8. Недержание мочи дневное; недержание кала.
  9. Психические и поведенческие расстройства.

Основные показания и отдельные противопоказания к приему в специальную школу (школу-интернат)

Вид учрежденияПоказанияПротивопоказания
1. Специальная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слухаа) потеря слуха выше 90 децибел, отсутствие речи (глухие);

б) потеря слуха в пределах 50-90 децибел, грубое недоразвитие речи (слабослышащие, 2-е отделение);

в) потеря слуха в пределах 30-50 децибел, относительно развитая речь (слабослышащие, позднооглохшие с развитой речью, 1-е отделение).

Нарушения речи при сохранном слухе.
2. Специальная школа школа-интернат) для детей с нарушениями зренияОстрота зрения от 0 до 0,2 на лучшевидящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения), форма и протекание патологического процесса.
3. Специальная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-дви-гательного аппаратаа) церебральный паралич;

б) последствия перенесенного полимиелита в резидуальном периоде;

в) врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;

г) артрогрипоз;

д) хондродистрофия;

е) миопатия.

Легкие ограничения двигательной активности (1-я степень утраты здоровья).
4. Специальная школа (школа-интернат) для детей с трудностями в обученииНарушения психического развития, обусловленные задержкой или расстройством психического развития:

а) смешанное расстройство учебных навыков;

б) расстройство учебных навыков неуточненное;

в) смешанные специфические расстройства психологического развития;

г) другие общие расстройства развития;

д) специфическое расстройство арифметических навыков;

е) детский аутизм по типу общего нарушения развития.

а) нарушение поведения вследствие семейно-педагогической запущенности;

б) умственная отсталость;

в) значительные нарушения слуха, зрения и речи.

5. Вспомогательная

школа (школа-интер-нат)

а) 1-е отделение: умственная отсталость легкой степени;

б) 2-е отделение: умственная отсталость уме-ренной и тяжелой степени.

а) другие психические и поведенческие расстройства;

б) эпилепсия с частыми судорожными припадками (неконтролируемая лекарственными средствами) и (или) абсансами.

6. Специальная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми на-рушениями речиа) общее недоразвитие речи (I, II, III уровень), препятствующее усвоению программы общеобразовательной школы;

б) дизартрия, осложненная общим недоразвитием речи;

в) ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи;

г) нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;

д) детская афазия;

е) алалия.

а) снижение слуха;

б) системное недоразвитие речи при умственной отсталости;

в) дислалия;

г) дизартрия;

д) ринолалия;

е) нерезко выраженное общее не-доразвитие речи;

ж) нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическими, фонетико-фонематическими нарушениями, нерезко выраженным общим недоразвитием речи;

з) нарушения темпоритмической стороны речи.

Уважаемые посетители сайта Logopedia.by! Если Вы желаете разместить свою публикацию на страницах нашего сайта, свяжитесь с нами по электронному адресу. Размещение публикации и получение свидетельства в электронном виде абсолютно бесплатно.

Смотрите дополнительную информацию здесь >>>

Источник