Противопоказания к профессии дефектолога
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Учитель-дефектолог
Специальности:
- СПО «Специальное дошкольное образование» (050705); «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (050719);
- ВПО «Логопедия» (050715); «Олигофренопедагогика» (050714); «Специальная дошкольная педагогика и психология»( 050717); «Сурдопедагогика» (050713)
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
- комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция.
В начало
Медицинские противопоказания
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в данной области должен хорошо знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
Учитель-дефектолог должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
- проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.
В начало
Область применения
Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.
В начало
Условия труда
Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.
В начало
Источник
Тип и класс
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Содержание деятельности
осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Должен знать
возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
Должен уметь
проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.
Индивидуальные способности
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества
умение быстро принимать решения;
организаторские способности;
практицизм;
развитая интуиция;
любовь к детям;
психологическая устойчивость;
жизнерадостность;
высокий уровень культуры;
активная жизненная позиция.
Медицинские противопоказания
нарушениями слуха, речи, зрения;
судорогами, потерей сознания;
сердечно-сосудистыми заболеваниями;
расстройствами вестибулярного аппарата;
заболеваниями центральной нервной системы;
психическими расстройствами.
Условия труда
Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Области применения
Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.
Базовое образование и пути получения профессии
Для овладения профессией «Учитель-дефектолог» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Возможно получение высшего образования по специальностям, связанным с логопедией, олигофренопедагогикой, специальной дошкольной педагогикой и психологией, сурдопедагогикой.
Перспективы карьерного роста
Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагатьуправленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.
Профессиональные риски
Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Где обучают
- Магнитогорский государственный технический университет
- Челябинский государственный университет
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Где требуются
- Мой особый ребенок, коррекционно-логопедический центр
- Челябинская областная детская клиническая больница
- Всего вакансий: 2
Источник
Презентация профессии
Логопед (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.
Логопедия – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.). На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с особенностями развития велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает логопед. Логопед может работать в специальных дошкольных организациях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в организациях здравоохранения, медико-психологических центрах.
Тип и класс профессии
Профессия логопеда относится к типу: «человек – человек», она связана с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Профессия логопеда также относится к классу «исполнительский».
Исполнительский (алгоритмический
Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.
Содержание деятельности
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В обязанности логопеда входят:
- отбор детей с отклонениями в устной речи в специальные группы;
- определение степени отклонений;
- постановка правильной речи;
- предупреждение дефектов речи;
- организация консультативной сети для педагогов и родителей обучающихся, имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом, основная цель деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи; подготовка
к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями и нарушениями речи; отбор детей с речевыми отклонениями
в специальные учебные группы; определение степени и особенности нарушения, наблюдение за детьми с нарушениями речи и ведения коррекционно-педагогической работы на основе дифференцированного
и индивидуального подхода; содействие социальной адаптации детей, имеющих речевые нарушения; руководство учебной, трудовой
и общественной деятельностью обучаемых.
Требования к знаниям
Специалист должен знать возрастную и специальную педагогику
и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения социальной педагогики и психологии.
Квалифицированный логопед должен знать:
- Свои должностные обязанности;
- Законодательные и нормативные правовые акты;
- Положения, инструкции, другие руководящие материалы;
- Нормы профессиональной этики.
Квалифицированный специалист должен уметь:
- Распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте;
- Проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости;
- Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Успех профессиональной деятельности зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.
Условия труда
Логопед работает в комфортных условиях – в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).
Медицинские противопоказания
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- хроническими инфекционными;
- слухового и зрительного анализаторов;
- речеголосового аппарата;
- опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
Базовое образование
Чтобы стать логопедом, нужно получить высшее образование.
Пути получения профессии:
Профессии логопеда обучают в организациях высшего образования, в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Области применения профессии
- Специальные школы и интернаты,
- Медико-психологические центры,
- Центры развития, медицинские организации,
- Специальные организации и социальные службы в образовании.
Перспективы карьерного роста
Карьерный рост в рамках образовательной или специализированной организации крайне ограничен. Для увеличения дохода необходимо позаботиться о репутации, ведь новые клиенты, прежде всего, появляются за счет личных рекомендаций.
Однако процесс познания себя, саморазвития, повышения личностно-профессиональной компетентности обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность. Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.
Источник