Противопоказания к профессии логопед
Презентация профессии
Логопед (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.
Логопедия – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.). На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с особенностями развития велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает логопед. Логопед может работать в специальных дошкольных организациях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в организациях здравоохранения, медико-психологических центрах.
Тип и класс профессии
Профессия логопеда относится к типу: «человек – человек», она связана с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Профессия логопеда также относится к классу «исполнительский».
Исполнительский (алгоритмический
Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.
Содержание деятельности
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В обязанности логопеда входят:
- отбор детей с отклонениями в устной речи в специальные группы;
- определение степени отклонений;
- постановка правильной речи;
- предупреждение дефектов речи;
- организация консультативной сети для педагогов и родителей обучающихся, имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом, основная цель деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи; подготовка
к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями и нарушениями речи; отбор детей с речевыми отклонениями
в специальные учебные группы; определение степени и особенности нарушения, наблюдение за детьми с нарушениями речи и ведения коррекционно-педагогической работы на основе дифференцированного
и индивидуального подхода; содействие социальной адаптации детей, имеющих речевые нарушения; руководство учебной, трудовой
и общественной деятельностью обучаемых.
Требования к знаниям
Специалист должен знать возрастную и специальную педагогику
и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения социальной педагогики и психологии.
Квалифицированный логопед должен знать:
- Свои должностные обязанности;
- Законодательные и нормативные правовые акты;
- Положения, инструкции, другие руководящие материалы;
- Нормы профессиональной этики.
Квалифицированный специалист должен уметь:
- Распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте;
- Проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости;
- Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Успех профессиональной деятельности зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.
Условия труда
Логопед работает в комфортных условиях – в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).
Медицинские противопоказания
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- хроническими инфекционными;
- слухового и зрительного анализаторов;
- речеголосового аппарата;
- опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
Базовое образование
Чтобы стать логопедом, нужно получить высшее образование.
Пути получения профессии:
Профессии логопеда обучают в организациях высшего образования, в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Области применения профессии
- Специальные школы и интернаты,
- Медико-психологические центры,
- Центры развития, медицинские организации,
- Специальные организации и социальные службы в образовании.
Перспективы карьерного роста
Карьерный рост в рамках образовательной или специализированной организации крайне ограничен. Для увеличения дохода необходимо позаботиться о репутации, ведь новые клиенты, прежде всего, появляются за счет личных рекомендаций.
Однако процесс познания себя, саморазвития, повышения личностно-профессиональной компетентности обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность. Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.
Источник
В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.
Кто такой логопед
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.
Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.
Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.
Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.
Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.
Какими личными качествами должен обладать логопед
Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.
Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.
Профессия логопед: плюсы и минусы
В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:
- возможность помогать людям — умение правильно говорить избавляет людей от комплексов и неуверенности в себе, за что они благодарят именно своих учителей;
- востребованность — проявляется в популярности услуг, возможности устроиться на работу в больницу, поликлинику, развивающий центр, отделение реабилитации и т.д.;
- уважение к представителям профессии — логопедов уважают не меньше, чем врачей, при этом учиться нужно не 8 лет, а в среднем 4 года (это можно делать даже заочно или дистанционно);
- разные варианты заработка денег — профессионалы способны работать в бюджетных и платных заведениях, а также вести частную практику;
- ценность опыта — это одно из тех направлений, в котором опыт важен больше, чем «свежие знания», что позволяет спокойно работать до пенсии и даже после ее наступления.
Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.
Известные представители профессии
Левина Роза Евгеньевна
Советский педагог, психолог
Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.
Подробнее
Ляпидевский Сергей Семенович
Русский учёный в области логопедии.
Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.
Подробнее
Обучение на дефектолога
Чтобы работать по направлению, необходимо наличие профильного высшего образования. Для прохождения обучения можно поступить в ВУЗ или, при наличии диплома педагога, окончить курсы переподготовки специалистов. Как показывает практика, работодатели больше доверяют претендентам с высшим образованием по профилю. Сертификаты и дипломы курсов приветствуются в качестве дополнения.
Какие предметы изучаются
Обучение по направлению «Логопедия» подразумевает интенсивную подготовку к взаимодействию с пациентами. По этой причине ставка делается на предметы с уклоном в психологию. Сотрудник такого профиля обязан разбираться в людях, уметь налаживать с ними контакт и располагать к себе.
Независимо от планов на будущее, логопеды должны владеть основами психологии взрослых и детей. Дополнительно даются базовые принципы педагогического образования, проходят курсы анатомии и медицинских причин речевых расстройств.
Курсы
Прохождение курсов для получения профессии логопед актуально для лиц с педагогическим образованием. В этом случае они могут прослушать программу переподготовки специалистов продолжительностью 1 тыс. часов. После этого нужно сдать ряд тестов и экзаменов, чтобы получить допуск к работе с пациентами. При отсутствии педагогической базы прохождение программы переквалификации не дает права работать по профилю.
ВУЗы
Для поступления на направление «Логопедия» или «Дефектология» в один из ВУЗов обычно не нужно сдавать экзаменов. Достаточно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и биологии. В качестве дополнительной дисциплины выступают обществознание, литература или математика. В некоторые ВУЗы все же иногда дополнительно сдается вступительное испытание, позволяющее пройти на бюджетное место.
В Москве лидерами подготовки по этому профилю считаются МПГУ, Институт социальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, РГПУ имени Герцена. Высокий уровень подготовки гарантирован в Государственном университете имени Пушкина в Санкт-Петербурге.
Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии.
Где можно работать
Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых. Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу. Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.
Сколько получают
У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.
По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.
Зарплата на 31.10.2020
Россия
10000—50000 ₽
Москва
20000—60000 ₽
Перспективы профессии
Одним из минусов логопедии считается то, что в ней практически нет карьерного роста. При наличии административных талантов такой сотрудник может стать руководителем направления или коррекционного центра. Чаще всего дефектологи так и остаются рядовыми сотрудниками. Правда, тот, кто делает осознанный выбор профессии и имеет четкий план развития, нередко даже на такой позиции достигает отличных результатов. Чаще всего это становится возможным благодаря открытию частной практики.
Итог
Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учитывать ее особенности и минусы. На первое место в этом плане выходят серьезные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это отличная возможность помогать людям, которые в этом нуждаются, и повышать качество их жизни.
Источник
Л о г о п е д – (гр. Logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной, устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим специалиста по детской логопедии.
Л о г о п е д и я – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов в воспитании детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.)
На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.
В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает.
Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектные. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает л о г о п е д.
^
Л о г о п е д может работать в специальных дошкольных учреждениях (дет сады), школах (коррекционные классы), в учреждениях здравоохранения.
Специфика профессиональной деятельности л о г о п е д а определяется конкретными условиями рабочего места.
Рассмотрим педагогический аспект л о г о п е д и и.
Содержание труда логопеда в образовательном учреждении заключается в проведении работы по выявлению и исправлению нарушений устной речи учащихся.
В обязанности логопеда входит:
-
проведение диагностической, систематической консультационной и коррекционной работы с учащимися, педагогами и родителями; -
отбор детей с отклонениями в устной речи в спец. группы; -
определение степени отклонений; -
постановка правильной речи; -
предупреждение и устранение дефектов речи; -
организация консультативной сети для педагогов и родителей учащихся, имеющих отклонения в устной речи.
В своей работе логопед пользуется ручными, электрическими (телефон) с р е д с т- в а м и т р у д а. Но основными средствами его работы являются грамотная, четкая, убедительная речь, где немаловажную роль играют голосовые характеристики и деловое поведение.
П о х а р а к т е р у работа логопеда определена:
-
законодательными, руководящими материалами; -
правилами, инструкциями, методическими нормативными актами; -
профессиональными этическими нормами.
Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
Ф у н кц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители, педагоги).
К о н т а к т ы у логопеда м н о г о ч и с л е н н ы е, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители, учителя.
О т в е т с т в е н н о с т ь у логопеда обычная за свои профессиональные действия.
Логопед работает в помещении в комфортных условиях (кабинет, письменный стол, телефон).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда вносят следующие факторы:
-
постоянное общение с людьми; -
необходимость работать с детьми с выраженными дефектами речи.
^
-
нервно-психическая устойчивость; -
хорошая долговременная память; -
выносливость слухового и речеголосового аппаратов; -
грамотная, четкая правильная речь.
^
-
умение управлять собой; -
социальный интеллект (способность понимать поведение других людей); -
наблюдательность; -
коммуникативные и организаторские способности.
^
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
-
нервно-психическими; -
сердечно-сосудистыми; -
хроническими инфекционными; -
слухового анализатора; -
речеголосового аппарата.
^
Необходимы хорошие знания по русскому языку и литературе, биологии (анатомии), истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ
Профессию логопеда можно получить в высших учебных заведениях.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Педагог по коррекционной работе.
МАССАЖИСТ
^
М а с с а ж и с т – специалист, владеющий приемами механического воздействия – растирания тела человека в профилактических или лечебных целях.
М а с с а ж – французское (первоначальное слово от арабского – растирать, касаться, щупать) – система приемов механического воздействия на кожу и подлежащие ткани человеческого тела.
М а с с а ж служит людям на протяжении многих веков, высоко ценился еще древними греками и римлянами, причем прибегали к нему в древнем мире все, не только атлеты, постоянно участвовавшие в соревнованиях, играх. Римляне часто бывали в общественных банях – термах, где к их услугам были опытные массажисты; а люди зажиточные сооружали бани у себя дома, регулярно применяли массаж. У славян было принято при мытье в банях стегать тело веником. А эти приемы – разновидность массажа.
В наше время известен классический, получивший широкое распространение в Европе, массаж кожи и мышц при помощи рук, а иногда – с применением устройств, призванных облегчить труд массажиста.
Массажист в основном работает руками. Используя особые приемы- поглаживание, разминание, пиление, растирание, покалачивание и др., которые проводятся по определенным правилам специально подготовленным массажистом. При помощи массажа раздражаются рецепторы на коже, мышцах , импульсы передаются по нервам в центральную нервную систему, вызывая ответные реакции организма.
Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, массажист может влиять на состояние коры головного мозга, снимать или повышать активность, возбудимость и даже восстанавливать поврежденные нервные волокна, прекращать боль.
Массаж может быть контактный, бесконтактный и точечный. В настоящее время массаж включается при лечении очень многих заболеваний.
^
Массажист работает в лечебно-профилактических учреждениях, физкультурных организациях, частных медицинских учреждениях, косметических кабинетах и выполняет следующие виды массажа:
Гигиенический массаж – для укрепления здоровья, предупреждения избыточного отложения жира, солей, сохранения фигуры.
Косметический массаж – для предупреждения увядания кожи, образования морщин, выравнивания недостатков лица, шеи.
Спортивный массаж – для сохранения спортивной формы, восстановления сил у спортсменов.
Лечебный массаж – назначают больным людям при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, нарушении обмена веществ и др.
Независимо от места и специфики профессиональной деятельности массажиста в его обязанности входят:
-
проведение любого вида массажа (по назначению врача) при помощи особых приемов (поглаживание, разминание, пиление, растирание, поколачивание и др.).
Основными средствами труда массажиста являются его руки. Они должны быть всегда чистыми, сухими и теплыми. Пальцы с высоким порогом тактильной чувствительности.
Кроме этого, массажист в своей работе использует электрические, механические средства труда- специальные приборы (вибромассажоры) при помощи которых выполняется массаж.
Работа массажиста имеет достаточно четкий характер и определена:
-
правилами, инструкциями и другими руководящими материалами; -
основами анатомии и физиологии человека, строения и свойств кожи; -
знанием причин и проявлений заболевания; -
правилами гигиены, санитарии, нормами охраны труда.
Функционально массажист является исполнителем указаний других людей (врача, клиента). Планирование и распределение собственной нагрузки организует самостоятельно.
Контакты у массажиста многочисленные – с посетителями, клиентами.
Массажист несет ответственность за жизнь и здоровье клиента.
Массажист работает в помещении, которое соответствует определенным санитарным нормам, обеспечивающим чистоту, антисептику, чтобы исключить попадание микробов в организм. Основная рабочая поза – «стоя».
Психофизиологическую напряженность в работу массажиста вносят следующие факторы:
-
физические нагрузки (усталость мышц рук, ног, длительное пребывание «стоя»); -
постоянное общение с людьми; -
возможность опасности, связанной с риском для здоровья клиента (больного).
^
-
нервно-психическая устойчивость; -
физическая выносливость; -
высокая координация и чувствительность пальцев рук; -
хорошая зрительная координация.
^
-
умение управлять собой, личная организованность; -
наблюдательность; -
доброжелательность; -
трудолюбие и работоспособность; -
умение понимать поведение других людей; -
внимательность; -
чистоплотность.
^
Работа массажиста не рекомендуется людям с заболеваниями:
-
нервно-психическими; -
сердечно-сосудистыми; -
хроническими инфекционными; -
аллергическими; -
верхних дыхательных путей; -
опорно-двигательного аппарата.
^
Необходимы хорошие знания по русскому языку и литературе, биологии, анатомии, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессию массажиста можно получить на курсах при наличии медицинского образования.
^
Врач, медсестра.
МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Источник