Противопоказания к профессии психолог

План. 

  1. Проблема “модели
    специалиста” психолога труда 
    и профконсультанта
  2. Психолог-профконсультант
    как возможный посредник между самоопределя-ющимся
    человеком и культурой
  3. “Кризисы разочарования”
    и основные этапы развития психолога-профессионала
  4. Интеллигентность
    как возможный ориентир профессионального
    развития психолога-практика
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема “модели
специалиста” психолога 
труда и профконсультанта
 

Сама идея
“модели специалиста”, тем более 
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в “модель” все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать 
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
“профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста”, под который 
можно было бы “подгонять” будущих 
психологов. Скорее всего, такой профиль 
должен включать качества типа “доброта”,
“умение общаться”, “любовь к 
людям (или к детям)”, “порядочность”
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи 
обладали неуживчивым и даже скандальным 
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца “внешней благодетели 
и пристойности”, являя собой 
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как 
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще 
соотнести их с требованиями “профессионального 
профиля специалиста”?

         
Одной из наиболее острых проблем 
при составлении “модели специалиста” 
является проблема построения “модели 
личности специалиста”. Традиционно 
психологи с помощью тестов 
выделяют наиболее выраженные 
по разным шкалам и параметрам 
личностные качества успешно 
работающих специалистов и, таким 
образом, вроде бы и получается
“личностный профиль специалиста”.
Но как измерить в баллах 
способность к творчеству, которое 
само по себе перечеркивает 
все нормы и стандартизированные 
оценки? Как измерить любовь к 
людям, порядочность, профессиональную 
и человеческую совесть? А ведь 
все это является нередко более 
важными составляющими профессионального 
успеха психолога, чем его знания 
и владение методиками.

         
Чтобы хоть как-то выйти из 
тупиковой ситуации, специалисты 
иногда идут “от противного”,
пытаясь выделить явные противопоказания 
для работы в качестве психолога. 
Такими противопоказаниями для 
психолога могут быть:

         
1. Ненависть к людям, стремление
“мстить” им непонятно за 
что. К сожалению, есть такие 
озлобленные люди, которые сами 
нуждаются в психологической 
помощи, и которых самих к людям 
лучше не подпускать. Тем более 
страшно, когда такие “человеконенавистники”
сами умудряются получать дипломы 
о высшем психологическом образовании 
и занимаются психологической 
практикой.

         
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной 
“психолог” просто может оказаться 
опасным для своих клиентов, особенно 
когда он работает с детьми 
и подростками. Заметим, что 
сами школьники, отвечая на 
вопрос: “с каким психологом, с 
какими отрицательными качествами 
Вы не хотели бы иметь дело?”,
в большинстве случаев выделили 
такие характеристики, как “неумение 
общаться” и “психические заболевания”.

         
3. Неумение общаться, неспособность 
выстраивать с людьми отношения 
на взаимоуважительной основе. При 
проведении различных “собеседований” 
с поступающими на психологические 
факультеты абитуриентами сразу 
бросаются в глаза те из 
них, кто ведет себя нагло 
и вызывающе, а главное – постоянно 
перебивает собеседника, стремясь 
подчеркнуть сое превосходство. 
Применительно к будущей работе 
психолога – это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший “профессиональный
грех”.

         
4. Применительно к будущему студенту-психологу 
можно выделить и такие нежелательные 
качества как “лень”, безынициативность, 
а также – пассивную установку 
на то, что преподаватели “должны”
постоянно интриговать и развлекать 
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается 
лишь оценивать, какой преподаватель 
сумел их больше “увлечь”, кто 
“большая/или меньшая очаровашка”
и с каким преподавателем им
“вообще интереснее”. Можно 
представить себе студента-психолога, 
окажись он на лекции тех 
преподавателей, которые, являясь 
признанными авторитетами в своей 
области психологии, никогда не “заигрывают”
со студентами и даже не 
стремятся им непременно “понравиться”.

         
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу 
следует вспомнить и о неизбежном 
формировании у опытных специалистов 
индивидуального стиля трудовой 
деятельности, который сложно подогнать 
под какие-то общепринятые стандарты 
и профили. Общая логика формирования 
индивидуального стиля профессиональной 
деятельности психолога предполагает 
следующие важные моменты:

         
1. Сначала психолог опирается 
на уже имеющиеся у него 
способности и умения, постепенно 
приспосабливая их к решению 
своих профессиональных задач.

         
2. Далее на основе имеющихся 
качеств и умений нередко возникают 
новые, ранее отсутствующие качества.

         
3. Наконец, постепенно формируется 
сложная взаимосвязанная система 
адаптированных и новых профессионально 
важных качеств. Такую систему 
качеств В.С. Мерлин называл 
“симптомокомплексом” и отмечал 
при этом: “Индивидуальный стиль 
деятельности следует понимать 
не как набор отдельных свойств, 
а как целесообразную систему 
взаимосвязанных действий, при помощи 
которой достигается определенный 
результат. Отдельные действия 
образуют целостную систему именно 
благодаря целесообразному характеру 
их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем 
внимание, что для полноценного 
формирования специалиста-психолога 
также важнейшую роль играет 
ориентация на какую-то цель (или 
даже идею), которая и мобилизует 
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения 
в вузе, так и постепенно накапливаемый 
опыт самостоятельной практической 
работы. Самое печальное здесь 
– отсутствие такой идеи, что не 
позволяет навести порядок в 
имеющихся знаниях и умениях, 
не позволяет обобщить свой 
опыт, так и оставляя его на 
уровне “мусора”, т.е. на уровне 
несистематизированной, не связанной 
общей идеей “кучи” из отдельных 
впечатлений, знаний, умений и 
т.п.

         
Можно также выделить основные 
этапы формирования индивидуального 
стиля деятельности психолога:

На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, “как положено”. Именно это 
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение 
следующих подэтапов:

общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник “в целом” уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять 
еще не может;

освоение 
отдельных действий и операций, а 
также – отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;

освоение 
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
“правильному” образцу).

На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные 
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в 
целом) может позволить себе некоторое 
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:

возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как 
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);

проба и освоение
отдельных действий по-новому;

постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального 
стиля профессиональной деятельности.  

Самое главное 
при формировании индивидуального 
стиля труда – не спешить и всегда
иметь обеспеченные “тылы” в 
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования 
при выработке новых способов
деятельности.

         
Наблюдения за студентами и 
уже работающими специалистами 
позволяют выделить одну интересную 
закономерность. Обычно студенты 
и начинающие психологи, стремящиеся 
повысить свою готовность к 
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию 
своих знаний, а по возможности 
и умений. Взрослые, уже работающие 
психологи по мере своего профессионального 
развития постепенно переключаются 
со знаний и умений на ценностно-смысловые 
аспекты своей деятельности. Они 
все больше ставят перед собой 
вопрос о смысле своего “пребывания 
в психологии”, о том, что 
они могут дать психологии, и 
насколько она может обогатить 
их как личностей. В связи 
с этим возникает вопрос: стоит 
ли торопить события и ставить 
такие ценностно-смысловые вопросы 
уже перед студентами и начинающими 
психологами, или лучше подождать, 
пока они сами не “созреют” 
для таких вопросов. Мы считаем, 
что и здесь недопустимы какие-то 
стандартные подходы, поскольку 
все специалисты, и все студенты-психологи 
– разные, то и сроки “созревания”
у всех тоже разные. А у кого-то 
такого “созревания” вообще может 
не наступить, хотя он может 
вполне эффективно выполнять 
свои профессиональные обязанности 
и даже считать себя зрелым 
психологом. Стоит ли разочаровывать 
таких психологов-специалистов, тем 
более что они даже приносят 
пользу окружающим.

         
Проблема лишь в том, что 
более важным результатом профессионального 
труда является развитие личности 
самих профессионалов, а это развитие 
связано, прежде всего, с развитием 
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя 
уровни профессионализма, в качестве 
высшего такого уровня называет
“уровень суперпрофессионализма”,
где главным этапом является “этап 
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала”. Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего “акме”, т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).

         
При рассмотрении вопроса, каким 
должен быть специалист по 
профессиональному самоопределению, 
можно обратиться к проблеме “имиджа”
психолога-профконсультанта. Можно 
поставить вопрос так: должен 
ли психолог-профконсультант быть
“узнаваемым” по каким-то специфическим 
признакам? Скорее – да, так как 
это тоже творческая профессия 
(а “творцы” любят выделяться,
им это помогает в работе); сам 
образ также способствует решению 
проблемы клиента (устанавливается 
большее доверие, клиент не 
тратит время на выяснение 
того, “настоящий” перед ним 
психолог или “не настоящий”).

Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют “имидж” “настоящего”
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:

– если он 
всего лишь “делает деньги”,
то должен “нравиться” своей 
клиентуре (как, например, это 
делают многие “целители” и 
“психотерапевты”), для этого 
желательно уметь выглядеть “экстравагантным”;

-если профконсультант 
работает в организации или 
“на фирме”, где свои правила 
поведения и одежды, то придется
“соответствовать” этим правилам;

– если психолог 
служит идее, то обычно он держится 
скромнее;

– если профконсультант 
сам в себе не разобрался, то 
он обычно пробует разные варианты 
поведения (может, сама одежда 
и пробное поведение что-то 
подскажут ему для нахождения 
своего “образа профессионала”).  

Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться 
разными путями.

         
1. Может помочь тремление к 
внешнему сходству с “настоящим” 
специалистом (каким видят его 
многие клиенты и коллеги-психологи, 
слава богу, для этого всегда 
есть множество примеров для 
подражания).

Источник

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.

8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
    
9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Источник