Противопоказания к профессии воспитателя
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Воспитатель детского сада
Специальность:
- СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
- ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Наука, Образование
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
В начало
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
В начало
Область применения
Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.
В начало
Условия труда
Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.
В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
В начало
Профессиональные риски
Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.
Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.
В начало
Источник
Презентация профессии
Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Однако определить точные сроки её появления не представляется возможным. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания.
Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Преимущества профессии: профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия воспитателя относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми (в данном случае с детьми).
Профессия воспитатель относится к классу эвристических, т.к. она связана с воспитанием и обучением детей.
Содержание деятельности
Воспитатель организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами. Развивает у детей сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Способствует укреплению здоровья воспитанников путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно- гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.). Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья. Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Воспитатель должен знать:
- нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
- педагогику и методику дошкольного воспитания;
- детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
- основы дефектологии;
- детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
- различные методики обучения и развития детей;
- правила охраны жизни и здоровья детей;
- основы доврачебной помощи
Воспитатель должен уметь:
- понимать проблемы детей, находить общий язык с любым ребенком;
- поддерживать дисциплину в группе, избегая грубых методов;
- применять на практике различные методики развития, образования и воспитания;
- выявить интересы и склонности каждого ребенка и дать совет родителям по их дальнейшему развитию;
- общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве воспитателя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- интерес и желание к работе с детьми;
- тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
- креативность, творческое мышление;
- хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
- хорошая память;
- постоянный самоконтроль;
- организованность;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь;
- умение управлять коллективом.
Условия труда
Воспитатель работает посменно (день-вечер), в помещении и на воздухе в условиях повышенного внимания.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для воспитателя:
- сердечно-сосудистые заболевания;
- заболевания органов дыхательной системы;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
- хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
- люди, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).
Базовое образование
Профессия подразумевает наличие среднего профессионального либо высшего образования
Пути получения профессии
Получить профессию воспитателя в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2», КГБПОУ «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» (г. Минусинск), КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» (г. Ачинск), КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» (г. Енисейск).
Области применения профессии
Воспитатель может работать:
- в детских садах (государственных или частных);
- в детских домах;
- в центрах социальной помощи семье и детям;
- в развивающих центрах;
- в органах опеки и попечительства.
Перспективы карьерного роста
Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом.
Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр.
Источник
Статья по ОБЖ
Тема «Опасности и риски вашей профессии»
Воспитателя
II квалификационной категории
Некрасовой С.Н.
Москва, 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
1. ОПАСНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Я работаю воспитателем в государственном общеобразовательном учреждении детском саду компенсирующего типа (логопедия).
Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание, в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.
Работу свою считаю очень интересной, творческой. Плюсы профессии: работа с детьми, социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши. Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания.
По моему мнению, опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние : Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: такие как пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.
При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.
Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.
Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.
Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.
Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.
Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.
Рассмотрим пример профессии воспитателя. Казалось бы , что тут может возникнуть неожиданного, тем более аварийного? А вот именно в профессиональной деятельности воспитателя очень часто встречаются острые обстоятельства, когда у него нет времени на раздумье и надо моментально оценить сложившуюся ситуацию, принять решение. Приведу примеры из практики. Случаются травмы детей в группе, на участке для прогулок. Такие как, например, переломы всевозможные, сотрясения, порезы, сильнейшие ушибы. У детей часто бывает носовое кровотечение. Когда такое происходит, все окружающие страшно перепуганы и растеряны. Вот в такой ситуации воспитатель и должен мгновенно среагировать, за доли секунды в его голове проносится поток мыслей, оценивающих обстановку, перебирающих варианты путей выхода. И все они подчинены одной, главной – жизнь ребенка в опасности. Как же в такой ситуации поступает воспитатель? Он сам оказывает потерпевшему первую медицинскую помощь подручными средствами и одновременно требует срочно найти медсестру детского сада, вызвать «скорую помощь». Важно, чтобы в такой ситуации воспитатель не растерялся, обратился за содействием к присутствующим.
Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.
Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми), проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.
Воспитатели относятся так называемым «голосовым» профессиям. Голос в этой профессии важен не только как средство коммуникации, но и как инструмент, необходимый для обратной связи в процессе обучения. Воспитатели – это « группа риска» имеет как общие, так и специфические вредные факторы, которые могут вызвать нарушение голоса. Зная о них, легче понять, какие меры гигиены голоса, профилактики заболеваемости речевого аппарата и недостаточности голосовой функции целесообразно принимать в том или ином случае.
Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.
Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия. Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса. Воспитатели часто страдают от ларингита, потери голоса. Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. Общее утомление, речевое перенапряжение, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.
Агрессия со стороны родителей не так часто встречалась в моей практике, а я работаю воспитателем 10 лет. Но все же, имеет место быть. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, на деструктивное поведение сынишки или дочери! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!
Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.
Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.
Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающих все более угрожающие масштабы. Террористические акты сеют чувство страха, взаимной вражды, подозрительности. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Как яркий пример можно привести террористи́ческий акт в Бесла́не.
2. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше сказанного можно заключить, что профессия воспитателя не такая уж необычная и романтическая профессия. Требует от человека, я бы сказала, порой героических поступков. И все же прекрасно и почетно воспитывать детей. Я свою профессию очень люблю!
Хотелось бы, чтобы государство больше уделяло внимания проблемам безопасности жизнедеятельности работников дошкольных учреждений. Хотелось бы, чтобы руководство сада не нарушало права воспитателей.
Каждый воспитатель, наверное, мечтает о сокращении нагрузок физических, а самое главное эмоциональных на рабочем месте. Должное внимание работникам образовательных учреждений со стороны профсоюза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник /под ред.проф. Э.А.арустамова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 496 с.
- Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система обеспечения. Краткий справочник // Серия: «библиотека заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопастности» / Отв. Редактор Е.С.Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф.Пилипенко – М.: Центр «школьная книга», 2007. – 160 с.
- Новикова У.И.
Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.
- Учебное пособие для проффесииональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений (для очно – заочной и заочной форм обучения). – М.: Изд-во «Бонфи», 2020. – 176 с.
- Материалы с сайта
https://www.sunhome.ru/psychology/1478
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.ols-komplekt.ru/ols/presscenter/publication/index.php?ELEMENT_ID=410
- ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ, ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ И ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Программа первичного инструктажа для воспитателя
- Должностные инструкции для воспитателя.
Источник