Противопоказания к психологическому консультированию

В виду поразительной неинформированности публики насчёт возможностей и ограничений традиции КПТ (что выяснилось дополнительно и на этом форуме) – решил “запилить” небольшой справочный материал и по этой теме. Т.к. в моей практике это направление – фундаментельное и ведущее, также это поможет клиентам сориентироваться.
Основные Проблемы и Задачи, с которыми работает КПТ
Как известно – в основном и прежде всего когнитивно-поведенческая терапия разрабатывалась и продолжает развиваться в области эмоциональных расстройств (клинических и не-клинических). Таким образом, основными категориями проблем, для которых именно КПТ является “золотым стандартом” в цивилизованных странах, являются:
1) Депрессия и спектр депрессивных состояний
2) Фобии (социофобия, агорафобия и другие специфичные варианты), генерализованное тревожное расстройство (ГТР) и весь спектр тревожно-фобических расстройств.
3) В частности – также ОКР (Обсессивно-Компульсивное Расстройство, или “невроз навязчивостей”), ПТСР (Пост-Травматическое Стрессовое Расстройство) и Паническое Расстройство (Панические Приступы/Атаки).
4) Также, есть большой массив материалов и свидетельств, показывающий эффективность КПТ в работе с различными видами расстройств “агрессивного спектра” (гнев, ненависть, обида, ревность-зависть и т.п.); однако чаще всего это за пределами строго клинической практики.
5) Кроме этого – КПТ является популярным сопроводительным вмешательством и при “большой психиатрии” – к которой традиционно относятся Шизофрения (во всех её формах), Биполярно-Аффектное Расстройство и иные психотические/суб-психотическое состояния.
Естественно, если речь о той или иной форме “психиатрии”, т.е. расстройств явно клинического уровня – КПТ не является “унитарным” подходом к лечению, а только частью комплексной системы терапии. Так:
– Показана повышенная эффективность “гибрида” из КПТ и фармакотерапии (медикаментозной), в частности, при большом депрессивном расстройстве;
– Дополнительно – комбинация КПТ и гипнотерапии такеж демонстрирует хороший прирост эффекта (при этом не влияя на стоимость и продолжительность терапии); в частности, это справедливо для острых стрессовых расстройств и совладания с болевыми синдромами.
Также – существуют продвинутые формы КПТ, специально разработанные для эффективной работы с Расстройствами Личности: речь о Схема-Терапии (Д. Янг) и Диалектической Поведенческой Терапии (М. Линехан). Таким методами успешно лечатся такие расстройства, как нарциссическое, пограничное, обсессивно-компульсивное (ригидное) и некоторые иные.
Спектр аддиктивных расстройств, или “зависимостей” (алкоголизм, наркомания, не-химические аддикции включая “любовную” и т.п.) – также исследован, но опять же, одна и сама по себе КПТ личность из аддикции не вытаскивает. При этом, как часть системной работы (в которую также обычно входят регулирующая обстановка, определённая медикаментозная помощь и “трудо-терапия”) – КПТ рекомендована и в этих случаях.
Консультирование методами КПТ.
Традиционно – консультирование “приравнивается” к терапии, если используется не-медицинская модель психопатологии. Однако, тем не менее – когнитивно-поведенческая традиция “подписывается” под такой дискриминацией (т.е. “больная” и “здоровая” психика имеют место быть).
В таком случае – если речь о психологическом консультировании, то подразумевается работа со здоровыми людьми, без клинических расстройств, по решению их эмоциональных, практических трудностей и по достижению жизненных целей; методы КПТ в этом плане также эффективны, а конкретнее – в следующих областях:
– Эмоциональные проблемы и расстройства, не являющиеся клиническими “диагнозами”, но так или иначе создающие трудности индивиду в его жизнедеятельности (те же депрессивные, тревожные и т.п. состояния и реакции).
– Проблемы, связанные со стрессом и его контролем; как вмешательства при кризисных инцидентах, так и профилактические методы обучения и тренировки навыков совладания со стрессом. Сюда же можно вольно определить и весьма эффективные стратегии КПТ для совладания с хроническими болями (и иными вариациями того, что традиционно именуют “психосоматикой”).
– Проблемы практические (“поведенческие”): к ним можно отнести – дефицит мотивации и дисциплины (напр., прокрастинация), “перфекционизм”, отсутствие целей либо умений по их достижению, и многое иное.
– Проблемы межличностные, социальные: взаимоотношения всех сортов (Детско-Родительские и иные Семейные; Парные-Романтические; Деловые и Партнёрские, и т.п.).
Показания для КПТ
Здесь рассмотрим требования к клиенту, которые являются желательными для получения максимальной выгоды от когнитивно-поведенческой терапии. Насчёт расстройств – см. выше.
Вообще, здесь хороший и ёмкий образ уместен – КПТ подходит для всех, кто в плане развития психики и когнитивных функций в частности хотя бы равен школьнику 10-12 лет. Почему именно этот возраст – по Пиаже, здесь уже формируются формальные умственные операции; а согласно Олпорту – именно в этом же возрасте начинает развиваться рациональный самоконтроль.
Более специфически – речь о том, что для получения пользы от КПТ много, в принципе, не нужно:
– Когнитивный уровень, как уже указано, на стадии формальных операций; две основных функции этой стадии развития – уверенное абстрактное мышление (т.е. умение оперировать идеями и понятиям, нежели только образами и предметами) и способность к гипотетико-дедуктивному рассуждению. Также некоторые авторы сюда же относят способность к “принятию перспектив” (т.е. изменению “точки отсчёта”, отвлечению от исключительно собственной “эгоцентрической” перспективы) и мета-когнитивную осознанность (т.е. “думать о том, как я думаю”).
+ Плюс, конечно, все продукты развития предыдущих стадий: в частности, сенсо-моторное и пространственное (“кинестетическое”, на что делают упор в телесно-фокусированных подходах) и наглядно-образное и символическое мышление (которое акцентируют “имагинативные” направления, типа НЛП, ЭОТ и ИНП).
– Хотя бы минимально эффективные способности к поддержанию само-дисциплины и, желательно, мотивации в самостоятельной работе (это входит в “рациональный самоконтроль”, по Олпорту).
– Отсутствие критических дефектов и дефицитов внимания, памяти и речевого поведения (т.е. владение языком общения устно и письменно).
Стоит при этом отметить, что существуют и модификации КПТ (в основном поведенческой направленности), специально адаптированные для детской “аудитории” и пациентов с дефицитами в развитии. Тем не менее, основные методы работы ориентируются именно на указанные требования.
UPD. от коллег: всё вышесказанное в силе – но стоит добавить, что гуляющий в народе миф о специфических складах личности, которым подходит та или иная терапевтическая модель – не совсем миф. Так, КПТ в первую очередь ориентируется на людей с такими хорошо развитыми и выраженными атрибутами, как системное аналитическое мышление, способности к выявлению алгоритмов и общих принципов, привычка полагаться на разум, нежели на интуицию и эмоции. Хотя выглядит как обычные возможности взрослого человека.
И из практики можно сказать – да, работать с персонажами, демонстрирующими заметный “ранг” в указанных атрибутах (это, как правило – врачи, инженеры, юристы, программисты…), для специалиста КПТ не работа, а “песня” (в том ключе, что продуктивность вмешательств заметно выше). Впрочем, если клиент из “иной категории” – это всё достаточно быстро развивается.
“Противопоказания” для КПТ.
Вообще говоря, их нет 🙂 Никакого формального списка проблем и расстройств, при которых, например, “КПТ нельзя, но гештальт/психоанализ/ТОТ можно”, не существует и быть не может.
Единственные серьёзные противопоказания – острые психотические состояния (галлюцинации, бред и иные позитивные/негативные симптомы) и критические органические нарушения нервной системы, сказывающиеся на когнитивных и волевых функциях. Как можно заключить – это справедливо для любой психотерапии немедикаментозной, не только для КПТ.
Полезные и Предпочтительные Характеристики Клиента для КПТ.
Это не столько показания – сколько “супер-показания”; некоторые особенности и свойства личности клиента, которые позволят ему получить максимум из когнитивно-поведенческой работы (впрочем, можно философски поразмыслить, что эти атрибуты сами по себе позволяют получить “максимум от жизни” вообще…):
1) Активное “партнёрское” участие в терапевтическом процессе (т.е. вовлечение в процесс на равных со специалистом, при сохранении понимания, кому это в первую очередь нужно).
2) Проактивный подход (создание необходимых обстоятельств для изменений).
3) Инициативность и оперативность (готовность решать дела как можно скорее).
4) “Драйв” и решительность в достижении целей (т.е., это твёрдая готовность делать всё, что потребуется, столько сколько нужно, и что бы ни случилось, ради достижения важных результатов).
5) Способности к долговременной концетрации и фокусу внимания на основных вопросах.
6) Реалистичное и адекватное представление о том, чего можно и нельзя достичь с помощью психотерапии и консультирования.
7) “Радикальная” личная ответственность за достижение целей и результатов (это не “отвечать за всё происходящее”, а просто понимать, что в любом случае за тобой определённая доля этой ответственности, который больше ни у кого нет).
8) Способность гибко и оперативно переключаться в мышлении и обсуждении с конкретного уровня на абстрактный, и обратно.
9) Достаточная способность извлекать смысл из метафор, историй и аналогий.
10) “Высокий Порог Фрустрации”: готовность и способность осознанно переживать необходимый дискомфорт ради продуктивной работы.
11) Развитая эмпатия и адекватный (для зрелой личности) уровень эгоцентризма.
12) Креативность и чувство юмора 🙂
Источник
Психотерапия – показания, побочные эффектыПсихотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом. Новые методы исследований с применением фототехнологий могут свидетельствовать о том, что психотерапия приводит в действие не только психические феномены, но и вызывает доказуемые нейробиологические изменения! Условия для проведения психотерапии: • Со стороны врача/психотерапевта: В качестве важнейшего решающего фактора рассматриваются отношения «врач-пациент» (перенос и обратный перенос). Балинтовские группы важны для переработки проблем в отношениях «врач-пациент». Основные элементы психотерапии: Основные элементы психотерапевтического процесса: Психодииамика: внутренние психические процессы, образующие основу здорового и нарушенного переживания событий и поведения, базирующиеся главным образом на психоаналитическом учении о личности и болезни. • Психосоциальные факторы риска: стресс (дистресс), личность группы риска (поведение типа А), жизненные события (критические события) в качестве пусковых механизмов Показания для психотерапии• Психореактивные расстройства: реакции на стресс («стрессовое заболевание»), сомато-психические расстройства (психические реакции на (тяжелые) соматические заболевания (например, у онкологических или диализных пациентов или в трансплантационной медицине)) • Психосоматические заболевания • «Невротический характер»/личностные расстройства: Опасность длительной психотерапии: Возможные негативные эффекты психотерапии: Важно: Обязательным для назначения психотерапии является установление показаний, наличия соответствующей картины болезни и реалистичное целеполагание. Проблемные пациенты, встречающиеся в повседневной врачебной практике (Ermann): – Также рекомендуем “Методы психотерапии и их эффективность” Оглавление темы “Лечение психических заболеваний”:
|
Источник
- Психология
- Психотерапия
- Клиническая психотерапия в общей врачебной практике
Краткосрочная психотерапия показана в тех случаях, когда психогенный фактор достаточно очевиден, когда он является основным для
патологической системы, а характер когнитивных, эмоциональных и связанных с ними соматических нарушений допускает возможность сравнительно быстрой радикальной не только психологической, но и социальной перестройки. ВОП должен реалистично оценить перспективу такой всесторонней реорганизации и, если она практически невозможна в рамках краткосрочной психотерапии, ориентировать лечебный процесс на «долгосрочную технологию». Во всяком случае, дело обстоит именно так с больными, нуждающимися не только в изменении взаимоотношений с микросоциальной средой, но и в реконструкции личности. Их следует направлять на лечение к психотерапевту, т. е. к врачу, специализирующемуся на решении подобного рода задач.
Что касается противопоказаний к краткосрочной психотерапии, то пациенты, имеющие множество взаимосвязанных проблем или же испытывающие выраженную тревогу и беспокойство, — не самые адекватные кандидаты для такого лечения. Оно не подходит и для тех, кто убежден в физической природе своего страдания или же скептически относится к психотерапии. Такие пациенты, как правило, отказываются признать, что им нужна психологическая помощь. По этой причине оказание ее возможно лишь в течение длительного времени.
Один из специалистов в области краткосрочной психотерапии, А. Lazarus (1976), создатель метода краткосрочной мультимодальной психотерапии, указывает на существование 8 слагаемых проблемы, которые психотерапевт должен проработать, чтобы получить необходимый лечебный эффект:
- противоречивые, или амбивалентные, чувства или реакции пациента;
- неадаптивное поведение;
- дезинформация (ложные когниции);
- недостаток сведений, опыта;
- межличностное давление;
- физиологические дисфункции;
- внешние стрессоры;
- психотравматический опыт.
«Мне редко попадались пациенты, — пишет он, — у которых не проявлялись бы первые пять проблем. У каждого есть, по крайней мере, одна или две из них. Что-то нарушено, что-то отсутствует, что- то вызывает амбивалентные чувства. Точно так же все мы плохо информированы об определенных предметах или факторах, и в большей или меньшей степени каждый испытывает недостаток в определенных умениях и значительном объеме информации (иными словами, какие-то знания нам в настоящий момент недоступны). Что касается межличностного давления и требований со стороны окружающих, то только отшельник имеет шанс избежать их, но полная и абсолютная социальная изоляция, совершенно очевидно, не является правильным решением;к тому же опыт взаимоотношений с другими людьми совершенно необходим для личности. Если налицо какие-то биологические нарушения или же возникают подозрения в их существовании, требуется тщательное медицинское обследование. По моему опыту, когда частью проблемы являются внешние стрессоры или серьезные травматические события, необходимо принимать их во внимание, и в этом случае эффективность краткосрочного вмешательства значительно снижается. Жертвы острых травматических событий обычно нуждаются в социальной и общественной поддержке в дополнение к специфическому психотерапевтическому вмешательству» (Lazarus А., 2001).
Источник: Под ред. Н. Г. Незнанова, Б. Д. Карвасарского, «Клиническая психотерапия в общей врачебной практике» 2008
А так же в разделе «Показания и противопоказания к краткосрочной психотерапии »
- Понятие краткосрочной психотерапии
- Методы краткосрочной психотерапии, использование которых возможно в общей врачебной практике
- Методы релаксации
- Методы аутогенной релаксации
- Прогрессирующая мышечная релаксация Джекобсона
- Аутогенная тренировка
- Техника аутогенной тренировки
- Методика контроля дыхания
- Методы когнитивно-поведенческой психотерапии
- Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ)
- Общий план терапии
- Этапы лечебного процесса
- Когнитивная терапия
- Стратегии когнитивной терапии
- Этапы лечебного процесса
- Моделирующая психотерапия
- Основные понятия
- Слагаемые технологии моделирующей психотерапии
- Методики АВС-самоконтроля
- Самомониторинг
- Контроль стимула
- Самоподкрепление
- Остановка мыслей
- Рациональная психотерапия
Источник