Противопоказания к путешествию на самолете

Противопоказания к путешествию на самолете thumbnail

Запрет на полёт от врача могут получить те, кому по состоянию здоровья совсем нельзя летать на самолёте, или есть какие-либо ограничения. Перелёт на самолёте, к сожалению, доступен не всем, и иногда безопаснее воспользоваться услугами другого вида транспорта. В отдельных случаях авиаперелёт может сказаться на безопасности окружающих пассажиров, о чём заранее должен побеспокоиться авиаперевозчик.

Как авиаперелет влияет на организм человека?

За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.

Полёты влияют на:

  • сердечно-сосудистую систему. Перегрузки во время полёта и разреженный воздух за бортом, сглаживаются специальными системами, которыми оборудуются самолёты. Но полностью устранить влияние перепадов высот пока невозможно;
  • нервную систему. Большое скопление народа, волнение во время взлёта и посадки ведут к стрессу, который отнимает много энергии;
  • состояние кожи и слизистых. В самолёте пассажиры испытывают на себе влияние низкой влажности воздуха. Сохнут губы, внутренняя поверхность носа, поверхность глаз, кожа рук;
  • общее физическое состояние организма. Пассажир чувствует усталость и даже разбитость из-за влияния авиаперелёта. Разное давление внутри лайнера и снаружи, долгая сидячая поза без возможности нормально размяться, монотонный гул полёта — факторы, угнетающие организм. При взлёте и посадке у многих закладывает уши, что сказывается на дальнейшем состоянии: «тяжёлая голова», боль вплоть до мигрени, непреодолимое желание спать.

При каких болезнях летать на самолете противопоказано?

Даже здоровые люди испытывают трудности при перелёте, а пассажиры с отклонениями в физическом состоянии зачастую очень рискуют, садясь в самолёт. При некоторых состояниях существует запрет на полёты.

С данными заболеваниями людям нельзя летать на самолете даже с сопровождением:

  • заболевания сосудов: тромбозы глубоких вен, высокое внутричерепное давление, тромбофлебит;
  • заболевания дыхательных органов: астма в стадии обострения, пневмония, лёгочная гипертензия и другие;
  • инфекционные заболевания крови, лёгких, желудка, кожи в стадии обострения. Этот пункт — забота не столько о самом пациенте, сколько об окружающих пассажирах. Многие острые инфекции легко передаются воздушно-капельным путём. В условиях замкнутого пространства самолёта обязательно произойдёт заражение;
  • психиатрические болезни, при которых пассажир может начать непредсказуемо вести себя в салоне лайнера и представлять угрозу окружающим и себе.

Список тех, кому нельзя летать, дополняется беременными женщинами на сроке после 36 недель, младенцами меньше трёх дней от роду. Эти группы лиц допускаются только на борт спасательного самолёта и только в сопровождении врачей. Для полёта необходимы серьёзные медицинские показания.

Можно ли летать при беременности

Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность

Списка болезней, ставящих полёт под вопросом, нет. Любые патологические состояния кровеносной системы, сердца, органов дыхания и перенесённые инфекции требуют предварительной консультации с врачом.

Нельзя летать людям, перенёсшим хирургическое вмешательство в грудную клетку или пневмоторакс менее чем три недели назад. Даже если прошло больше трёх недель, лучше заранее поговорить с врачом и получить одобрение на полёт.

Тем, кто погружался с аквалангом, перед полётом нужно выждать как минимум сутки, чтобы лёгкие оправились от полученной нагрузки.

Если будущий пассажир недавно перенёс инфекцию, он должен пройти карантин от нескольких дней до нескольких недель после выздоровления, прежде чем садиться на борт самолёта.

Можно ли летать на самолете после инсульта?

Консультация специалиста обязательна тем, кто перенёс в прошлом хотя бы один инсульт. Срок давности случая — 5 лет и меньше. Полёт может спровоцировать возвращение патологического состояния и поставить под угрозу жизнь пассажира. Тем, у кого последний инсульт произошёл больше 5 лет назад, и никаких проблем с сосудами за этот период не возникало, летать разрешено без консультаций.

Можно ли гипертоникам летать на самолёте?

Диагностированная гипертония не считается прямым противопоказанием к полёту. Лучше проконсультироваться у кардиолога, а также запастись необходимыми препаратами, снижающими давление. Если в анамнезе есть инфаркт миокарда, жизнеугрожающие состояния сосудов, лучше перед покупкой билетов пройти обследование сердца и сосудов, чтобы оценить их работоспособность и риски.

Подготовиться к полёту следует тем, кто часто испытывает:

  • мигрени;
  • одышку;
  • спазмы сосудов и тахикардию;
  • стенокардию;
  • проблемы со свёртываемостью крови.

Набор высоты, длительная обездвиженность и спуск могут спровоцировать приступ. Тем же, кто, кроме высокого давления, не имеет больше никаких сопутствующих болезней, полёт разрешён.

Можно ли после инсульта летать на самолете

Аэрофобия

Следует отличать настоящую фобию от дискомфорта при полете. Страхи, связанные с полётом, действиями экипажа и наземных диспетчеров, погодными условиями и прочими моментами, поддаются контролю. Если человеку предстоит лететь, а он боится, стоит воспользоваться разными способами: пообщаться с психологом, поговорить с друзьями, взять с собой на борт талисман, выпить успокоительное, попытаться расставить приоритеты и так далее.

Аэрофобия, клаустрофобия — неконтролируемые состояния психики, при которых полёт или запрещён, или разрешён только с сопровождением. Тем, кто не может совладать со страхом высоты, замкнутого пространства и самолётов, рекомендуется выбрать другой способ передвижения.

Потенциальные проблемы со здоровьем во время полета

Зная специфику путешествий по воздуху, можно предугадать возможные проблемы и подготовиться к ним заранее.

  • обезвоживание — частый спутник длительных перелётов. Чтобы избежать дискомфорта кожи, воспользуйтесь перед полётом кремом. Тетрациклиновая мазь в нос не только избавит от сухости слизистой, но и защитит от бактерий соседних пассажиров. Если есть возможность, наденьте вместо контактных линз очки, чтобы не нагружать оболочку глаз;
  • проблемы с кровообращением. Сюда можно отнести проявления настораживающих симптомов: боль в ногах, их отёчность, онемение конечностей, носовые кровотечения, сильные головокружения, боль в ушах;
  • проблемы с дыханием: внезапная одышка, головокружения, ощущение нехватки воздуха, панические атаки и так далее;
  • психологические проблемы: агрессия, страх, тремор и другие неврологические проявления стресса.

Если вы предполагаете, что в полёте могут возникнуть проблемы, лучше не отправляться в путешествие без сопровождения. Если сидящий рядом человек имеет медицинское образование — это прекрасно. Но можно просто объяснить сопутешественнику, как оказать помощь прямо на борту при возникновении нестандартной ситуации, и она, скорее всего, не возникнет. Спокойствие — главный козырь в борьбе с патологическими состояниями при перелёте.

Можно лиМеицинское сопровождение в самолете

Как подготовиться к перелету, если лететь необходимо?

Нередко возникает необходимость лететь во что бы то ни стало. Первое правило при любых сомнениях нужна консультация. Лечащий врач объяснит особенности течения вашего заболевания, возможные трудности в полёте и способы справиться с ними:

  • избежать отёков и снизить нагрузку на сосуды конечностей поможет компрессионное бельё, удобная сменная обувь для перелёта;
  • не допустить проблем с сердечной мышцей и повышение давления поможет соблюдение режима питья (лучше выпить несколько стаканов воды перед полётом и в течение путешествия пить не менее одного стакана в час);
  • нагрузку на физическое состояние уменьшит подготовка к смене часовых поясов. От заложенности ушей одних спасает леденец во рту, а других — открыть рот во время взлёта и снижения. Таким образом, давление с обеих сторон барабанной перепонки выравнивается, и заложенности не происходит;
  • предотвратить проблемы с сердцем помогут принятые заблаговременно Валидол или Корвалол — привычное вам разрешённое лекарство;
  • чтобы легче справиться со стрессом, за несколько дней до полёта можно попить лёгкие седативные средства: Тенотен, валериана, пустырник, Новопассит;
  • в путь возьмите с собой подушку под шею, и не забывайте прогуливаться по коридору самолёта минимум раз в полчаса.

Полёт на самолёте — это стресс для организма и проверка работы всех его систем. Справиться с ними поможет подготовка, которую лучше начать за несколько дней до вылета. Людям с серьёзными проблемами — заболеваниями сердца, сосудов, лёгких, нервными расстройствами — бывает запрещено летать. Лучше получить разрешение и рекомендации у лечащего врача. Если ожидается длительный перелёт, бывает удобно разбить его на несколько, чтобы дать организму возможность отдохнуть от скованной обстановки лайнера.

Источник

Состояние здоровья — важный пункт при организации полетов. Ведь человек с серьезными противопоказаниями может просто скончаться в самолете. А люди с вирусными и бактериальными инфекциями, когда они заразные, могут посадить на больничный весь рейс. Поэтому состоянию здоровья пассажира уделяется особое внимание. 

Официальные требования

Несмотря на то, что однозначного и законодательно прописанного запрета на перелеты для людей, которым нездоровится, нет, существует ряд правил в разных кодексах, которые следует учитывать. Так, обычно за состояние своего здоровья при перелете пассажир ответственен сам: это прописано в п.108 ФАП82 («Общие правила воздушных перевозок»). Однако если его недомогания слишком очевидны или у персонала авиакомпании может возникнуть подозрение на заразную инфекцию, то в салон заболевшего человека не пустят. Тут работают другие пункты Федеральных авиационных правил и Воздушного кодекса.

В числе основных запретов на перелет называют обычно три явных состояния:

  • Инвалидность. В одном самолете не может сразу разместиться несколько человек с ограниченными возможностями, например, с колясками и т. д.: тут стоит заранее уточнять при бронировании, нет ли других особенных пассажиров, купивших билеты раньше.
  • Вирусная инфекция. Могут потребовать справку от врача о том, что вы не заразны.
  • Избыточный вес. Здесь авиаперевозчик может потребовать выкупить два места сразу.

Также есть риск остаться за бортом и у беременных. Следует изучать внутренние правила перевозчика по данному вопросу: некоторые запрещают полеты с 7-8 месяца, другие и вовсе перекрывают доступ практически на все время.

Противопоказания к путешествию на самолете

Для кого опасно

Есть ряд заболеваний, с которыми врачи советуют летать осторожно. Ведь есть риск заработать серьезные осложнения. Так, в списке самых распространенных проблем, с которыми не стоит рисковать, сердечно-сосудистые заболевания. В числе противопоказаний к перелетам в данном случае называют:

  • Инфаркт, состоявшийся за 4-6 недель до полета;
  • Стенокардия нестабилизированная;
  • Сердечная недостаточность с застойными явлениями;
  • Гипертензия, не поддающаяся контролю;
  • Проведенное за 10 дней до полета коронарное шунтирование;
  • Аритмия неконтролируемого характера;
  • Заболевания сердечного клапана.

При наличии таких диагнозов человека можно перевозить только в специально оборудованных медицинских самолетах. Тем же, у кого сердечные патологии попроще, стоит все же предварительно убедиться, что на борту есть запас кислорода для экстренных случаев. Уведомить авиакомпанию о потенциальной необходимости такого оборудования следует заранее.

Противопоказания к путешествию на самолете

Еще одно опасное состояние — тромбоз вен. Он может оказаться достаточно серьезной проблемой при длительных перелетах. Как отмечает ВОЗ, риск закупорки сосудов оторвавшимся тромбом увеличивается вдвое после перелета, длящегося дольше 4 часов.

Респираторные патологии также особо опасны при полетах. Особенно если речь идет о патологиях, связанных с одышкой. Так, нельзя лететь при ОРВИ и пневмонии. Аккуратнее стоит быть астматикам: при обострении заболевания от перелетов лучше отказаться.

Аккуратнее стоит быть и людям с аллергией. Во-первых, есть риск анафилактического шока. Во-вторых, следует заранее побеспокоиться о своем питании, заказав специальное меню. Ну и, конечно же, следует держать при себе мини-аптечку, в которой будут все средства для экстренного снятия приступа.

Еще одна проблема для перелетов — анемия. При таком состоянии в крови человека снижается количество гемоглобина. При уровне его ниже 75 г/л возрастает риск развития гипоксии. В этом случае пассажиру будет требоваться кислород в полете. Воздержаться от полетов стоит тем, кто недавно перенес сильное кровотечение, после которого показатели крови еще не пришли в норму.

Со стороны ЛОР-врача также могут быть свои противопоказания к перелетам. Синуситы, гаймориты, полипы в носу нежелательны для авиапутешественников. Но все же при должной подготовке и с наличием всех необходимых лекарств летать с ними вполне возможно. А вот отит, да еще и с перфорацией, когда из уха вытекает жидкость, — это крайне опасная ситуация для полета. 

Противопоказания к путешествию на самолете

Спасение на борту

Все самолеты превентивно обеспечивают специальными средствами, которые позволят спасти жизнь человеку. Так, на борту, согласно пунктам положения правил перелетов, имеется комплект первой помощи. В нем обязательно должны быть такие средства, как:

  • Болеутоляющее;
  • Противорвотное;
  • Средство от диареи;
  • Антигистаминные препараты;
  • Капли для носа;
  • Антациды;
  • Бинты и пластыри;
  • Градусник;
  • Маска для реанимации.

В самолетах более крупных, рассчитанных на большое количество пассажиров, — не менее 250 — в аптечке также могут лежать шприцы, капельницы, катетеры, стетоскоп и тонометр. На борту могут при необходимости даже принять роды: для этого есть все необходимые инструменты, включая зажим для пуповины.

Смотрите также:

  • За буйки не заплывать. Кому вредно купаться и почему? →
  • Жара бьёт по почкам. Как спастись от летних болячек →
  • Меры предосторожности в жаркую погоду. Советы врача →

Источник

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки?
Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен?
Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения обезвоживания?

Противопоказания к путешествию на самолете
Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

  • Подготовка к путешествию

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

  • Проблемы на отдыхе

Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

Противопоказания к путешествию на самолете
Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

  • Особые советы пациентам с распространенными кардиологическими проблемами

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

Полезные адреса

British Heart Foundation, 14 Fitzharding St, London, WIH 4DH, tel 0171 935 0185, fax 0171 486 1273.
The Medical Officer, British Airways PLC, PO Box 10, Healthrow Airport, London TW6 2JA.

Литература

1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998.
2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112.
3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92.
4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.

Обратите внимание!

  • С помощью врача пациент должен проверить, насколько состояние его
    здоровья соответствует требованиям данного транспортного средства,
    и проинформировать соответствующий персонал о своем заболевании
  • Бета-блокаторы могут применяться для предупреждения стенокардии или аритмий, провоцируемых волнением или перевозбуждением
  • Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ или диуретики, должны регулярно взвешиваться на одних и тех же весах, чтобы вовремя обнаружить обезвоживание или задержку жидкости
  • Больным, применяющим антикоагулянты, необходимо провести оценку
    свертываемости крови перед и во время поездки (в случае если она
    продолжается более двух — трех недель)
  • Пациенты, прошедшие курс лечения амиодароном, обладают повышенной чувствительностью к солнечному свету, поэтому им следует избегать длительного пребывания на солнце или применять крем, блокирующий проникновение излучения всего видимого спектра
  • По крайней мере в течение двух недель после инфаркта миокарда
    или хирургических вмешательств на сердце (оптимальное время — 
    шесть недель) путешествия противопоказаны

Опасности и преимущества различных видов транспорта

  • Путешествие на автомобиле

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

  • Путешествие по железной дороге и на автобусе

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

  • Морское путешествие

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

  • Путешествие на самолете

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Источник