Противопоказания к работе с детьми
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ
48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;
——————————–
<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 – 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации <6>;
——————————–
<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца:
стенокардия ФК III – IV;
с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;
аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 – 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 – 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 – 3 степени;
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 – 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 – 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 – 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 – 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
вульгарная пузырчатка;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации <7>;
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;
——————————–
<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.
Источник
Депутаты Госдумыљапеллируют к Трудовому кодексу, который предусматривает медицинские ограничения для педагогов. По закону об образовании, список заболеваний должен быть утвержден отдельным документом, которого на сегодняшний день нет.
Сейчасљпроцедура приема на работу слишкомљпроста – учителю нужно пройти медосмотр. Справку от психиатра у педагога не спросят. Более того, – как рассказала заместитель начальника управления образования Екатеринбурга Марина Хайдукова, школа не имеет права, запрашивать информацию о психическом здоровье своего сотрудника: “К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда, либо по медицинским показаниям, а так же лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливает правительство РФ. При приеме на работу мы им не пользуемся. Он должен пройти медосмотр в соответствии с требованиями, принести санитарную книжку, где должны быть прививки и флюорография. То есть справку из психдиспансера мы не запрашиваем. Ее у нас в перечне необходимых документов нет”.
Эксперты отмечают, что определить перечень недопустимых для педагогов болезней достаточно сложно. Включение в список легко передающихся инфекционных болезней, споров не вызывает. Гораздо больше вопросов – в отношении психического состояния человека. По мнению ректора медицинской академии Сергея Кутепова, в каждом случае нужен индивидуальный подход: “Определить четко перечень заболеваний – это очень сложно, продолжительно и нужно подойти к каждому человеку индивидуально. Конечно, ограничения должны быть, но они выявляются не при однократном посещении врача той или иной специальности, в первую очередь тех, кто страдает психическими расстройствами. Это самое тяжелое для школьника, когда педагог неадекватно реагирует или вообще по сути своей не может быть педагогом. Я думаю, что этот процесс сейчас не решить. В принципе этот вопрос не готов к разрешению”.
Детские психологи поддерживают необходимость включения психических заболеваний (например, шизофрении ) в перечень недопустимых для педагогов болезней. Больной человек может воспринимать окружающих, в том числе и детей, как угрозу. Впрочем. и обычная неврастения может травмировать детскую психику, – считает медицинский психолог Любовь Митяшева: “Детей надо защищать от произвола взрослых и эти вопросы должны определяться специалистами, врачами. Тяжелые психические заболевания, при которых бывают припадки – могут испугать детей. Не обязательно быть психически больным, чтобы принести вред. Психопатия не считается психической болезнью, это патология характера, но при этом вред детям может быть нанесен значительный. В первую очередь, мне кажется, нужно проводить тестирование, которое выявляет людей, доброжелательно настроенных к детям. Люди, которые не любят детей, не должны идти в школу, а это вообще может быть не связано с психическим заболеванием”.
Дума одобрила законопроект о составлении перечня недопустимых для педагогов болезней при одном условии: ко второму чтению в него необходимо внести изменения, которые не позволят школам оказывать давление на педагогов.
Источник
Безусловно, медосмотры важны и могут сделать образовательный процесс продуктивнее, ведь количество больничных и карантинов при своевременной диагностике сократится. Однако организация проведения медосмотров вызывает много вопросов, и мы ответим на самые популярные из них.
Как часто проводится медосмотр педагогов
Работники школ (лицеев, гимназий, вузов и пр.) должны проходить медосмотр со следующей периодичностью:
- Предварительный медосмотр и освидетельствование у психиатра в период трудоустройства, до начала непосредственной работы в школе.
- Раз в год – текущий обязательный медосмотр.
- Раз в пять лет – освидетельствование у психиатра, от которого сотрудник может отказаться, но в этом случае работодатель может отстранить его от работы.
- Внеочередные медосмотры по решению работодателя (например, в связи с эпидемиями, плохой экологической обстановкой в регионе).
Каждое учебное заведение самостоятельно составляет план медосмотров на будущий год – этот документ согласовывается с руководством и медицинской организацией, и все сотрудники проходят обследование в соответствии с графиком. Поскольку работодатель действует в интересах учащихся, и посещения врачей, и лабораторные исследования для педагогов бесплатны. Если педагог не смог присутствовать на медосмотре в обозначенные сроки, его могут принять в любой день в дальнейшем – эта возможность также указывается в договоре с медучреждением.
Зачем нужен медосмотр педагогических работников
Педагог не сможет устроиться на работу в учебное заведение без медицинской книжки. В этом документе собрана вся информация об обследованиях, результаты анализов, сведения о вакцинации, данные о перенесенных инфекционных заболеваниях. В медкнижке также указывают сведения о гигиенической подготовке педагога и аттестации, в ней же ставится допуск к работе.
Предварительный медосмотр дает работодателю представление о физическом и психическом состоянии будущего сотрудника, позволяет на ранней стадии выявить некоторые заболевания и сделать пребывание детей и подростков в учебном заведении безопаснее. Именно на этом этапе определяется профессиональная пригодность педагога.
Ежегодный медосмотр нужен для динамического наблюдения за состоянием здоровья педагогов, своевременного выявления опасных инфекционных, паразитарных или профессиональных заболеваний, предупреждения несчастных случаев во время работы. Такой контроль также помогает выявить у сотрудника противопоказания к дальнейшему выполнению трудовых обязанностей и сформировать группы риска по развитию некоторых профессиональных заболеваний.
Освидетельствование у психиатра проводят с целью определения наличия у сотрудника психического расстройства и установления взаимосвязи этого расстройства с последствиями работы. При приеме на работу психиатр (или комиссия) определяют, в частности, способен ли человек работать с детьми. Такой осмотр проводят только при наличии письменного направления будущего работодателя.
Каких врачей нужно посетить
Прежде чем принять педагога на работу, работодатель должен удостовериться, что потенциальный сотрудник посетил следующих врачей:
- стоматолога;
- дерматовенеролога;
- отоларинголога;
- терапевта.
В рамках предварительного медосмотра также нужно сдать/сделать:
- анализ крови на сифилис;
- мазок на гонорею;
- анализ на выявление брюшного тифа;
- соскоб на энтеробиоз;
- анализ на определение возбудителей кишечных инфекций;
- бактериоскопический анализ на определение заболеваний, передающихся половым путем;
- кал на выявление гельминтов;
- флюорографию.
Этот минимум должен входить в медосмотр учителей, воспитателей, преподавателей вузов и других работников образовательной сферы. Сотрудники спортивных и развивающих секций и организаций детского досуга также должны при устройстве на работу иметь медкнижку с результатами указанных обследований. Даже если работник не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, он должен пройти медосмотр.
Педагоги при трудоустройстве должны также предоставить подтверждение сделанной прививки вакцины против дифтерии и кори – это может быть штамп на соответствующей странице медкнижки или документ, подтверждающий наличие иммунитета к инфекциям (если человек не в курсе, делали ли ему прививки).
Ежегодный медосмотр педагогов включает меньше исследований. Так, работнику нужно будет посетить терапевта, отоларинголога, дерматовенеролога, терапевта, сделать флюорографию, а также сдать анализ крови на сифилис и болезни, передающиеся половым путем, анализ на выявление гельминтов. К тому же педагоги должны прослушать информационный курс о заболеваниях и основных СанПиН.
Каковы санкции за непрохождение медосмотра
Если сотрудник вовремя не прошел ежегодный осмотр или работает без медкнижки, образовательное учреждение может быть оштрафовано. Причем меры за непрохождение медосмотра регламентируются одновременно Трудовым, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях:
Административная ответственность: за непрохождение медосмотра должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 25 тысяч рублей, а юридические лица – на сумму до 130 тысяч. Повторные нарушения предусматривают более высокие штрафы. Кроме того, должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность: педагог без медкнижки или имеющий противопоказания к работе может причинить вред здоровью или состоянию других людей. Если это произойдет, работодатель может быть оштрафован на сумму до 400 тысяч рублей, приговорен к выполнению обязательных или исправительных работ или лишен свободы на срок до года.
Если работник по своей вине пропустил обязательный медосмотр, руководство вправе отстранить его от работы и/или применить дисциплинарное взыскание. При этом на период отстранения зарплату такой педагог получать не будет. Сотруднику следует иметь в виду, что в случае повторного непрохождения медосмотра существует риск увольнения.
Своевременное проведение медицинских осмотров педагогических работников позволит руководству школ или других образовательных учреждений избежать штрафов и защитить своих учащихся.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Министерство здравоохранения инициирует проверку психического здоровья трудоустраивающихся в учебно-воспитательные учреждения. На общественное обсуждение вынесен перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной и иной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов.
Указано, что “с помощью перечня врачебная комиссия уполномоченного органа по здравоохранению может принимать решение об оценке состояния психического состояния гражданина в целях принятия его временно непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, вследствие психического расстройства”.
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями называют хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсию с пароксизмальными расстройствами по международной классификации болезней:
- органические, в том числе и сиптоматические, психические расстройства; психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ;
- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
- аффективные расстройства, поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства зрелой личности и поведения у взрослых, умственная отсталость;
- расстройства психологического развития, неуточненное психическое расстройство.
Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
К видам профессиональной деятельности и категории должностей, имеющих медицинские психиатрические противопоказания, относятся работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, работники детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах и т. д.
К дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям для указанных категорий, согласно перечню, относятся:
- шизофрения с прогредиентным течением со стабильным дефектом;
- все виды умственной отсталости;
- расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
- синдром алкогольной и других видов зависимости (опиоиды, каннабиоиды, седативные средства и др.);
- эпилепсия и синкопальные состояния;
- расстройства настроения и невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (индивидуально).
Справки для последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно перечню заболеваний, выдаются врачом-психиатром медицинской комиссии за подписью руководителя лечебной организации или его заместителями.
Напомним, 15 февраля в новостройке “Арча-Бешик” милиционеры нашли во времянке трупы четырехлетней девочки Нурайым и ее трехлетнего брата Чынгыза. Дети погибли насильственной смертью – от многочисленных ножевых ранений. В убийстве подозревается их собственная мать, уже попадавшая в РЦПЗ. На допросе подозреваемая, работавшая учителем в школе, заявила, что расправиться с детьми решила после того, как поняла, что малыши “грязные”. 17 февраля решением Ленинского райсуда столицы женщину водворили в СИЗО на два месяца. Судья вынес в отношении Амиры Ибраевой постановление о принудительном медицинском лечении в Республиканской психиатрической больнице “Кызыл-Жар” в Джалад-Абадской области. Ибраеву вывезли из СИЗО.
Источник