Противопоказания к реабилитация при бронхите
Число больных респираторными недугами постоянно увеличивается. Причин этому множество – от загрязненного воздуха до невнимательного отношения к здоровью. Лучше всего не болеть, а помощником в этом будет физиотерапия. При бронхите это отличный вариант улучшения состояния человека. О популярных процедурах рассказано в статье.
Показания
Физиотерапию проводят в лечении:
- парезов;
- параличей;
- заболеваний суставно-связочного аппарата кожи;
- органов дыхания;
- нарушений обмена веществ.
По отзывам, такое лечение при бронхите оказывает положительное воздействие. Главное – чтобы все процедуры подбирались специалистом. Еще необходим комплексный подход.
Противопоказания
Физиотерапию не выполняют при:
- злокачественных новообразованиях;
- системных болезнях крови;
- кахексии;
- гипертонии 3 стадии;
- выраженном атеросклерозе сосудов мозга;
- болезнях сердца, сосудов в стадии декомпенсации;
- кровотечении;
- тяжелом состоянии человека;
- лихорадке, если температура тела больше 38 градусов;
- туберкулезе;
- эпилепсии;
- психозах с явлениями психомоторного возбуждения;
- истерии с тяжелыми судорожными припадками.
Особенности лечения
Применение физических факторов для получения необходимого лечебного действия положено в основу физиотерапии. Ее способы проверены временем и считаются одними из безопасных для людей разного возраста. В физиотерапии задействованы знания многих наук: физики, химии, радиотехники, биохимии и прочих.
Физиотерапия при бронхите обычно выполняется в стационаре. Особенности лечения заключаются в следующем:
- Излучение разного типа воздействует на атомы и молекулы в клетках организма человека.
- Из-за этого происходят биохимические изменения внутри клеток.
- Клетки меняют структуру ткани.
- Наблюдается изменение органов. При правильном воздействии на организм оказываются лечебные свойства.
По отзывам, физиотерапия позволяет восстановиться после бронхита. Применяемые методы уменьшают боли и воспаления в проблемном месте, улучшают самочувствие. К их свойствам относят нормализацию кровоснабжения и заживление тканей.
Применяется физиотерапия при беременности, но перед этим необходимо проконсультироваться со специалистом. Не все процедуры способны принести нужный эффект. К тому же все сеансы надо выполнять осторожно.
Польза при бронхите
Количество больных становится все больше. Причем это происходит не только по причине ухудшения экологической обстановки, но и из-за адаптации возбудителей недугов к медицинским препаратам. Прием только лекарств может быть неэффективным в борьбе с воспалением. Патологический процесс происходит под действием патогенной микрофлоры, накапливаемой в большом количестве. А организм не может самостоятельно ее устранить.
Физиотерапия при бронхите позволяет подавить воспалительный процесс, стимулирует отведение мокроты и не допускает разрушение тканей. Процедуры имеют общеукрепляющее действие, позволяют избавиться от боли при кашле, восстановить кровообращение, не допустить гипоксию и уплотнение стенок бронхов. Физиотерапия при хроническом бронхите может использоваться как во время обострений и рецидивов, так и в период ремиссии. В любом случае ожидается положительный эффект. Эффективна физиотерапия при остром бронхите, только требуется подождать нормализации температуры. Процедуры используются и для профилактики и, по отзывам пациентов, оказываются весьма эффективными.
УВЧ-терапия
Это один из популярных методов физиотерапии при бронхите. С ним уменьшается воспаление, снимается спазм дыхательных путей и улучшаются защитные силы организма. Процедура предполагает воздействие электрического поля высокой частоты, энергия которого способна поглощаться тканями организма. В итоге выполняются нужные для выздоровления изменения.
Контакт с пациентом осуществляется через электроды, размещаемые параллельно туловищу на определенном расстоянии. Размер пластин выбирают на основе объема легких. Сеанс длится не более 20 минут. Весь курс составляет до 12 процедур. Выполнять их необходимо регулярно, к примеру, через день.
УВЧ-терапия эффективна для устранения признаков грибкового, вирусного, бактериального бронхита. Еще ее используют при пневмонии. Хоть данные недуги отличаются по возбудителю и последствиям, все равно кашель при них считается одним симптомом. Как свидетельствуют отзывы, УВЧ-терапия облегчает состояние уже через несколько сеансов, но для лучшего эффекта требуется прохождение всего курса.
Электрофорез
Этот вид физиотерапии при бронхите у взрослых способен усилить эффект лекарств и ускорить выздоровление. Способ основан на взаимодействии электрического тока с препаратом, введенным больному. Данный сеанс повышает результат лечения при острой и хронической форме бронхита.
При ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) нередко прописывается электрофорез с эуфиллином детям. Сеанс полностью безболезненный и нормально переносится. У некоторых родителей появляются сомнения, может ли выполняться электрофорез во время кашля. Данная процедура является эффективной и безопасной, облегчает отхождение мокроты и расширение дыхательных путей.
УФО
Физиотерапия при бронхите в поликлинике может выполняться в виде УФО. Ультрафиолетовые лучи имеют иммуностимулирующий, бактерицидный эффект. УФО грудной клетки помогает в лечении вирусных, бактериальных респираторных недугов.
После физиолечения у детей и взрослых происходит активизация процессов репарации. При наличии бронхита это нужно для быстрого восстановления слизистой дыхательных путей и нормального функционирования. Облучение выполняют с 1 дня болезни, при этом захватывается шея, грудина, межлопаточная часть.
Сеансы надо выполнять ежедневно, только не забывать чередовать переднюю и заднюю поверхности. При острой форме недуга курс равен 4 процедурам, а при хроническом для полного восстановления их надо провести до 12.
Массаж
Данная процедура является одной из простых и доступных. Постукивания пальцами, растирания позволяют улучшить кровообращение, расширяют бронхи и стимулируют кашель. Сеанс длится 5-10 минут. Для этого применяют теплое масло. Курс включает 5 и более сеансов.
Легкий и правильный массаж считается абсолютно безопасным. Его преимущество в том, что воздействие только внешнее. Исключаются такие осложнения, как аллергия, индивидуальная непереносимость. Не требуется специальное оборудование. Поэтому это отличный метод физиотерапии при бронхите в домашних условиях. У детей и взрослых с такой процедурой выздоровление наступает быстрее.
Ингаляции
По отзывам, это не менее эффективный метод лечения. Его тоже можно использовать дома. Ингаляции оказывают кроме бронхорасширяющего действия антибактериальный, отхаркивающий эффект. Этот вид физиотерапии подходит беременным и детям.
На сегодняшний день есть много паровых ингаляторов и небулайзеров. Жидкими компонентами могут быть:
- травяные настои и масла;
- медицинские растворы;
- минеральная вода.
Из трав выбирают ромашку, календулу, шалфей. Перед такими процедурами нужно проверить склонность к аллергии. Из медицинских растворов часто используют натрия хлорид.
Магнитотерапия
Этот метод эффективен в лечении различных лор-заболеваний, включая бронхит. Физиопроцедура устраняет воспаление, стимулирует обновление тканей, улучшает обмен. С ней облегчаются симптомы заболевания.
Водные процедуры
Чтобы физиотерапия была эффективна при бронхите, ее совмещают с закаливанием водными процедурами. Помогают соляные и хвойные ванны, обтирания, циркулярный душ. Врачи рекомендуют ходить в бани и сауны, накладывать согревающие компрессы.
Комплексное физиолечение
В комплексном физиолечении применяется несколько методик, усиливающих эффект друг друга. Это позволяет получить быстрый и качественный результат. С воспалением бронхов помогает бороться электрофорез, воздействие ультразвуком и массаж.
Все методы не только благоприятно влияют на отхождение мокроты и восстановление слизистой, но и повышают чувствительность тканей к остальным аппаратным процедурам. К примеру, электрофорез с бронхорасширяющими или муколитическими средствами выполняется перед курсом массажа. Такая физиотерапия при обструктивном бронхите считается достаточно эффективной.
При комплексном подходе важно учитывать индивидуальное течение заболевания пациентов. Необходимо придерживаться некоторых правил:
- Только одна процедура должна быть выбрана в качестве основной. Остальные будут вспомогательными, поэтому не могут нагружать организм.
- В 1 день не проводится больше 2 процедур. Еще в 1 день не используются разные методики, которые воздействуют на общее состояние организма, во избежание утомления.
- Физиолечение нужно отложить при проведении диагностих мероприятий (зондирование, томография).
- Ультрафиолетом нельзя облучать участки с кожной эритемой.
В детском возрасте
Физиотерапия при бронхите у детей тоже весьма эффективная, только при выполнении такого лечения важно учитывать некоторые особенности:
- Толщина кожи меньше по сравнению со взрослыми.
- Возбуждающие процессы от сеанса способны быстро распространяться по нервным волокнам.
- Организм ребенка наиболее восприимчив к такому лечению.
- Желательно выбирать лишь местные процедуры, которые не способны оказывать эффект на организм в целом.
- При переутомлении или после приема пищи процедуры не выполняют.
При выборе физиотерапии при бронхите ребенку желательно выполнить массаж, наложить компресс, использовать ЛФК, ингаляции, ДВМ-терапию. Такое лечение позволяет уменьшить дозировку лекарственных средств, назначаемых детям, или сократить длительность лечебного курса. Пациентам разного возраста при бронхиальной астме данные сеансы облегчают приступы и уменьшают их количество. Согласно отзывам, такая терапия помогает детям быстрее справиться с недугом.
Профилактика обострений
Многие дети, у которых выявлен бронхит, могут скоро опять заболеть. Связано это с 2 причинами:
- Лечение выполнено не до конца.
- После выздоровления не соблюдались правильные условия и режим ребенка.
Чтобы не допустить обострения, необходимо придерживаться простых правил:
- Требуется вести активный, здоровый образ жизни. Необходимы закаливания, плавание, больше прогулок, отдых на курортах, в санаториях.
- Важно следить за климатом в помещении. Подходящая влажность составляет 60 %, а температура – 20 градусов.
- При обильном питье и увлажнении слизистой носа получится не допустить засыхания мокроты и пересушивания слизистых.
- Рацион, насыщенный витаминами, укрепляет иммунитет естественным способом, а также повышает сопротивляемость инфекциям. Прополис при бронхитах имеет сильный антибактериальный эффект и в начале недуга способен заменить лекарства.
Все это легко обеспечивается в домашних условиях без лишних денежных трат. Благодаря тщательному контролю за здоровьем получится не допускать осложнений, это намного лучше, чем постоянное лечение в больницах.
Источник
Õàðàêòåðèñòèêà áðîíõèòà êàê âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ, ïîðàæàþùåãî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Îñîáåííîñòè ñàíàòîðíî-êóðîðòíîãî ëå÷åíèÿ. Îñíîâíîå ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè è èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãîñóäàðñòâåííîå àâòîíîìíîå ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå Ìóðìàíñêîé îáëàñòè
«Êîëüñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»
Ïðîãðàììà ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèòå
Ðàáîòó âûïîëíèëà:
Âðóáëåâñêàÿ Å.
Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:
Êîíäðàòüåâà Ò.Þ.
Àïàòèòû – 2015
Áðîíõèò – ýòî âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå. Äàííîå âîñïàëåíèå ïîðàæàåò ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ëåãêèõ è áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Áðîíõèò áûâàåò äâóõ âèäîâ: îñòðûé è õðîíè÷åñêèé. Ñèìïòîìû îñòðîãî áðîíõèòà äëÿòñÿ îò íåñêîëüêèõ äíåé äî òðåõ-÷åòûðåõ íåäåëü. Òàêèå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû äëÿ âñåõ ÎÐÇ-çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ïðîõîäÿò ñ ïîðàæåíèåì áðîíõèàëüíîãî äåðåâà. Ñèìïòîìîì õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ íåïðåêðàùàþùèéñÿ êàøåëü. Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ äàííîãî âèäà áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíîå êóðåíèå è ïîðàæåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé.
Âñå áîëåçíè íàøåãî îðãàíèçìà âûçâàíû çàãðÿçíåíèåì æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Òàê, õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, êàê íè óäèâÿòñÿ ìíîãèå ëþäè, òîæå â êàêîé-òî ñòåïåíè ñâÿçàí ñ ýòèì.
Èç ðàçëè÷íûõ èñòî÷íèêîâ èçâåñòíî, ÷òî ÷àùå âñåãî áðîíõèòîì áîëåþò ëþäè â ïîæèëîì âîçðàñòå, òî åñòü ñòàðøå 50 ëåò. ×àùå âñåãî áðîíõèòîì ñòðàäàþò ìóæ÷èíû, ïðèìåðíî â 2-3 ðàçà ÷àùå, ÷åì æåíùèíû. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ÷àùå âñåãî ïðèâîäèò ê ëåòàëüíîìó èñõîäó. Ïðè÷èíû òàêîãî èñõîäà – ñòðåìèòåëüíîå ðàçâèòèå ëåãî÷íî-ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ïàòîëîãè÷åñêîå ðàñøèðåíèå âîçäóøíûõ ïðîñòðàíñòâ.
ÕÎÁ, èëè ïî-äðóãîìó õðîíè÷åñêèé îáñòðóêòèâíûé áðîíõèò, òàêæå ÿâëÿåòñÿ âîñïàëèòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, è îíî òàêæå ïîðàæàåò áðîíõè. Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò íàðóøàåò ïðîöåññû âåíòèëÿöèè ëåãêèõ, ñòîèò çàìåòèòü, ÷òî òàêîå ïîëîæåíèå ïîñòîÿííî óõóäøàåòñÿ. Ãëàâíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæèòåëüíûé êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ìîêðîòû, îäûøêà.
Ðàçëè÷àþò îñòðûé è õðîíè÷åñêèé áðîíõèò.
Îñòðûé áðîíõèò
Ýòî îñòðîå âîñïàëåíèå òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà, âûçûâàåìîå âèðóñàìè, áàêòåðèÿìè, õèìè÷åñêèìè è äðóãèìè ôàêòîðàìè.
Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè
Óìåíüøåíèå âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â áðîíõàõ è âîññòàíîâëåíèå èõ äðåíàæíîé ôóíêöèè; ïðîôèëàêòèêà õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà è ïíåâìîíèè; ïîâûøåíèå èììóíèòåòà. áðîíõèò ëåãêîå êóðîðòíûé ðåàáèëèòàöèÿ
Îñîáåííîñòè ËÔÊ
ËÔÊ íàçíà÷àþò ïî ñòèõàíèè îñòðîãî ïðîöåññà. Ïðèìåíÿþò âíà÷àëå ñòàòè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à ïîçæå äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, äåëàÿ àêöåíò íà âûäîõå è íà îòêàøëèâàíèè ìîêðîòû, è îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ.
Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà
Âíà÷àëå ìàññèðóþò ñïèíó â ÈÏ ëåæà íà æèâîòå, à çàòåì ëåæà íà ñïèíå – ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè. Ðóêè ìàññàæèñòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ðåáðàì è ñêîëüçÿò îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó âî âðåìÿ âäîõà, à âî âðåìÿ âûäîõà – ê ãðóäèíå, ñæèìàÿ ãðóäíóþ êëåòêó. Ïðè ýòîì ðàçäðàæàþòñÿ ðåöåïòîðû àëüâåîë, êîðíÿ ëåãêîãî è ïëåâðû, ÷òî âîçáóæäàåò äûõàòåëüíûé öåíòð è àêòèâíûé âäîõ.
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò
Äëèòåëüíî ïðîòåêàþùåå ïîðàæåíèå áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ãèïåðñåêðåöèåé è íàðóøåíèåì áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè. Ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå ïîðàæàþòñÿ íå òîëüêî âñå ñòåíêè áðîíõà, íî è îêðóæàþùàÿ ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê àòåëåêòàçàì, ýìôèçåìå ëåãêèõ, ïíåâìîñêëåðîçó, áðîíõîýêòàçàì è õðîíè÷åñêîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ðàçëè÷àþò îáñòðóêòèâíûé è íåîáñòðóêòèâíûé áðîíõèò. Ïðè íåîáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå âíåøíåå äûõàíèå íå íàðóøåíî, îäûøêè íåò. Ïðè îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå îòìå÷àþòñÿ îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå è ñòîéêèå íàðóøåíèÿ âåíòèëÿöèè
Çàäà÷è ðåàáèëèòàöèè
Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà, óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â ëåãêèõ, ëèêâèäàöèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà, óëó÷øåíèå îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.
Îñîáåííîñòè ËÔÊ
Ïðèìåíÿþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ è ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ – íà óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì è äðåíàæíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ îòêàøëèâàíèÿ ìîêðîòû.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå
1. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà æèâîòå, ïðàâàÿ íà ãðóäè. Íîæíîé êîíåö êóøåòêè ïðèïîäíÿò íà 30 ñì. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí – 20-40 ñåêóíä.
2. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê ó ïëå÷. Ïîäíèìàíèå ëîêòåé ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ – âäîõ. Îïóñêàíèå ñ íàäàâëèâàíèåì íà ïåðåäíåáîêîâûå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè, ïîäíèìàíèå ãîëîâû âïåðåä – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).
3. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàçâåäåíèå ðóê â ñòîðîíû – âäîõ. Ïîäòÿãèâàíèå ðóêàìè ñîãíóòûõ íîã ê ãðóäè – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ (5-6 ðàç).
4. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñîãíóòû ñ îïîðîé íà ñòîïû. Ïîäíÿòü òàç – âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).
5. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïåðåéòè â ïîëîæåíèå ñèäÿ – âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).
6. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Êèñòè ðóê â ïîëîæåíèè «çàìêà» íà ãðóäè. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ âåðõíåé ÷àñòüþ òóëîâèùà è ïîäíÿòûìè ðóêàìè âïðàâî. Çàòåì âëåâî, 5-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ñâîáîäíîå.
7. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ çà ãîëîâó – âäîõ. Îïóñêàíèå ðóê ñ îäíîâðåìåííûì ïîäíèìàíèåì ïðÿìîé íîãè – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé íîãîé. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.
8. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ðàçâåäåíèå ïðÿìûõ ðóê â ñòîðîíû ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû – âäîõ. Ñâåäåíèå ðóê âïåðåä, ñêðåñòèòü èõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó è ãðóäü, îäíîâðåìåííî ñæàòü ãðóäü êèñòÿìè – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5- 6 ðàç).
9. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ïîâîðîò òóëîâèùà ñ íàêëîíîì åãî âåðõíåé ÷àñòè ïîî÷åðåäíî âïðàâî è âëåâî, ñâîäÿ ðóêè äî êàñàíèÿ èìè ïîëà – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).
10. ÈÏ – ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà íàä ãîëîâîé, ïðàâàÿ âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ – âäîõ, îïóñêàíèå åå ñî ñæàòèåì ëàäîíüþ ãðóäíîé êëåòêè – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç. Ïðè ëîêàëèçàöèè ïðîöåññà â ëåâîì ëåãêîì – òî æå íà ïðàâîì áîêó äëÿ ëåâîé ðóêè è óïðàæíåíèÿ ¹ 10, 11, 12 è 13.
11. ÈÏ – òî æå. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïðàâîé ðóêîé âïåðåä, çàòåì íàçàä, 4-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï áûñòðûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå, ðóêà íàïðÿæåíà.
12. ÈÏ – òî æå. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé ðóêè ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ – âäîõ. Îïóñêàíèå è ïîäòÿãèâàíèå ðóêîé ïðàâîé ñîãíóòîé íîãè ê ãðóäè – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí (5-6 ðàç).
13. ÈÏ – òî æå. Îòâåäåíèå ïðàâîé ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà äî ïîëîæåíèÿ ëåæà íà ñïèíå – âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ, íàêëîí òóëîâèùà äî êàñàíèÿ ïîëà ðóêîé – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).
14. ÈÏ – ëåæà íà æèâîòå. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ ñ îïîðîé íà êèñòè. Ïåðåõîä â ïîëîæåíèå óïîðà íà êîëåíÿõ, ñåñòü íà ïÿòêè – âäîõ, âåðíóòüñÿ â ÈÏ ñ ïðîãèáàíèåì ñïèíû – âûäîõ. Îòêàøëÿòüñÿ. Òåìï ìåäëåííûé (5-6 ðàç).
15. ÈÏ – òî æå. Îòâåäåíèå ðóêè â ñòîðîíó ñ ïîâîðîòîì âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà – âäîõ. Âåðíóòüñÿ â ÈÏ – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4- 5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé.
16. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ëåâàÿ ðóêà íà ãðóäè, ïðàâÿ íà æèâîòå. Òðåíèðîâêà áðþøíîãî äûõàíèÿ – 20-40 ñåêóíä. Òåìï ìåäëåííûé, âûäîõ óäëèíåí.
17. ÈÏ – ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïîäíèìàíèå ðóêè ââåðõ çà ãîëîâó – âäîõ. Îïóñêàíèå ðóêè ñ ðàññëàáëåíèåì – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç êàæäîé ðóêîé. Òåìï ìåäëåííûé.
18. ÈÏ – òî æå. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ ñ îäíîâðåìåííûì ñæèìàíèåì è ðàçæèìàíèåì ïàëüöåâ ðóê. Òåìï ìåäëåííûé, äûõàíèå ñâîáîäíîå (5-6 ðàç).
Îñîáåííîñòè ìåòîäèêè ìàññàæà
Ïðîâîäÿò ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè, ñäàâëèâàíèå åå íà âûäîõå (àêòèâèçàöèÿ äûõàíèÿ) è ïåðêóññèîííûé ìàññàæ â ïðîåêöèè áðîíõîâ. Ïðè õðîíè÷åñêîì îáñòðóêòèâíîì áðîíõèòå òàêæå ïîêàçàí ìàññàæ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ïîñëå ìàññàæà áîëüíîìó äàþò ïîäûøàòü óâëàæíåííûì êèñëîðîäîì 5-10 ìèíóò.
Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå
Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ëèö ñ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ êàê â ìåñòíûõ ñàíàòîðèÿõ, òàê è íà êëèìàòè÷åñêèõ êóðîðòàõ. Ê êëèìàòè÷åñêèì êóðîðòàì îòíîñÿòñÿ êóðîðòû, ðàñïîëîæåííûå íà ïîáåðåæüå ×åðíîãî, Áàëòèéñêîãî ìîðåé, à òàêæå Òèõîãî îêåàíà (ñàíàòîðèè Ñî÷èíñêîé, Ãåëåíäæèêñêîé, Ëåíèíãðàäñêîé, Âëàäèâîñòîêñêîé ãðóïï). Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïàòîëîãèåé îðãàíîâ äûõàíèÿ ïðîâîäèòñÿ è â êóðîðòàõ ãîðíîé çîíû (â Êèñëîâîäñêå, Íàëü÷èêå, Êèðãèçèè, íà Àëòàå).
Ôîðìèðîâàíèå ïðîãðàììû ðåàáèëèòàöèè òðåáóåò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê êàæäîìó áîëüíîìó. Âûáîð êëèìàòè÷åñêîé çîíû, âðåìåíè ïðåáûâàíèÿ â ñàíàòîðèè, ïîäáîð ôèçèîòåðàïèè ïðîâîäÿòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèíè÷åñêîãî âàðèàíòà çàáîëåâàíèÿ, ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ îñëîæíåíèé è ìíîãèõ äðóãèõ ôàêòîðîâ.
Ëå÷åíèå â ñàíàòîðèè íà÷èíàþò ñî ùàäÿùåãî êëèìàòîäâèãàòåëüíîãî ðåæèìà. Åñëè îáùåå ñîñòîÿíèå õîðîøåå, àäàïòàöèÿ ïðîòåêàåò áëàãîïîëó÷íî, òî ìîæíî ïåðåâîäèòü áîëüíîãî íà òîíèçèðóþùèé ðåæèì, à â äàëüíåéøåì — è íà òðåíèðóþùèé ðåæèì.
Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ïîñëå îñòðîãî èëè õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà
 ñëó÷àå ïîëíîãî âûçäîðîâëåíèÿ ïîñëå îñòðîãî áðîíõèòà ïîêàçàí îòäûõ â ëþáûõ íåñïåöèàëèçèðîâàííûõ äîìàõ îòäûõà è òóðáàçàõ. Åñëè æå áðîíõèò ïðîòåêàë ñ îñëîæíåíèÿìè, òî ïî ïðîøåñòâèè 2–3 ìåñÿöåâ ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ òàêèå áîëüíûå äîëæíû íàïðàâëÿòüñÿ íà êëèìàòîòåðàïåâòè÷åñêèå êóðîðòû. Áîëüíûì, ïåðåíåñøèì áðîíõèò ñ çàòÿæíûì òå÷åíèåì, ñ íàëè÷èåì îñòàòî÷íûõ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ ïîêàçàíû ñàíàòîðèè ñ ìÿãêèì ùàäÿùèì êëèìàòîì. Ëó÷øå îòäàòü ïðåäïî÷òåíèå êóðîðòàì, íàõîäÿùèìñÿ â òîé æå êëèìàòè÷åñêîé çîíå, â êàêîé ïîñòîÿííî æèâåò ïàöèåíò.  ýòîì ñëó÷àå ïðîöåññ àäàïòàöèè ïðîèñõîäèò ëåãêî è áåç îñëîæíåíèé.
Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî îñòðîãî áðîíõèòà çà÷àñòóþ ðàçâèâàåòñÿ àñòåíè÷åñêèé ñèíäðîì âïëîòü äî âåãåòîñîñóäèñòîé äèñòîíèè. Ïðè òàêîé ñèòóàöèè ëó÷øå âñåãî íàïðàâèòü áîëüíîãî íà êóðîðòû ñ ãîðíûì êëèìàòîì (êóðîðòû Êàâêàçà, Êèðãèçèè, Àëòàÿ), à òàêæå â ðàéîíû Ïðèáàëòèêè, Äàëüíåãî Âîñòîêà. Ê óñëóãàì ïàöèåíòîâ â ñàíàòîðèÿõ èìååòñÿ îáøèðíàÿ ïðîãðàììà îçäîðîâèòåëüíûõ ïðîöåäóð. Èíäèâèäóàëüíî ïîäáèðàåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå, ïðîâîäèòñÿ ôèòîòåðàïèÿ.  çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà è ñîñòîÿíèÿ èììóííîé ñèñòåìû íàçíà÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå ôèçèîïðîöåäóðû. Àêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ óëüòðàçâóêîâûå èíãàëÿöèè ñî ñëèçåðàñòâîðÿþùèìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ àêòèâíîñòè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник