Противопоказания к совместному пребыванию матери и ребенка

Противопоказания к совместному пребыванию матери и ребенка thumbnail

Обращаем ваше внимание, что данная информация предназначена для специалистов, но может быть рекомендована для ознакомления будущим родителям, которые относятся с недоверием к работе медицинского персонала роддомов. 

Инструкция по совместному прибыванию матери и ребенка (из рекомендации для специалистов)
Совместное пребывание родильницы и новорожденного ребенка в палате послеродового отделения родильного дома значительно снизило частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболевания новорожденных детей. Основной особенностью родильного дома (акушерского отделения) с совместным пребыванием матери и ребенка является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком (пеленание, туалет кожных покровов и слизистых, кормление).

1. Общее положение 
Совместное пребывание родильницы и новорожденного ребенка в палате послеродового отделения родильного дома значительно снизило частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболевания новорожденных детей. Основной особенностью родильного дома (акушерского отделения) с совместным пребыванием матери и ребенка является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком (пеленание, туалет кожных покровов и слизистых, кормление). 
При совместном пребывании матери и новорожденного после родов ограничивается контакт новорожденного с медицинским персоналом акушерского отделения, снижается возможность инфицирования ребенка госпитальными штаммами условно-патогенных микроорганизмов и создаются благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери. 
При таком режиме обеспечивается раннее прикладывание новорожденного к груди матери, происходит активное обучение матери навыкам практического выхаживания и ухода за новорожденным, повышается чувство ответственности у матери за соблюдение личной гигиены и санитарии в палате. 
При совместном пребывании матери и новорожденного они размещаются в боксах или полубоксах (на одну-две кровати). Возможна перепланировка послеродовых палат в ранее построенных родильных домах в палаты совместного пребывания матери и ребенка. 
Совместное пребывание матери и ребенка может быть осуществлено только в обычном, неспециализированном родильном доме, в таких учреждениях около 70% родильниц физиологического отделения в послеродовом периоде могут находиться вместе со своими детьми. 
Каждая палата совместного пребывания матери и ребенка оснащена медицинскими весами для взвешивания новорожденных. Рядом с кроватями матерей устанавливают индивидуальные тумбочки или полочки для хранения белья новорожденного и размещения на них лотка с набором медикаментов по уходу за кожей и слизистыми новорожденного (р-р кислоты борной 2% — 10,0, мазь таниновая 2% — 10 гр.). В каждую палату медицинская сестра отделения новорожденных приносит бикс со стерильным материалом (ватные шарики, бинты, палочки с ватой) и меняет бикс и набор медикаментов по мере использования, но не реже 3 раз в сутки. Все палаты обеспечиваются емкостью для дезинфицирующих средств. 
Для обработки пеленальных столов, тумбочек, весов, кроваток используются: хлорамин Б — 1%, хлорамин Б — 0,75% с 0,5% моющего раствора, дезоксон-1 — 0,1%, дезоксон-1 — 0,05% с 0,5% моющего средства, сульфохлорантин-0,2%, дихлор-1 — 2%, хлордезин-0,5% (протирание предметов — двукратное). 

2. Противопоказания к совместному пребыванию матери и ребенка 
Противопоказаниями со стороны родильницы являются: 
– поздние токсикозы беременных; 
– экстрагенитальные заболевания в стадии декомпенсации; 
– оперативные вмешательства в родах; 
– стремительные и затянувшиеся роды; 
– длительный, более 18 часов, безводный промежуток в родах; 
– наличие повышенной температуры в родах; 
– разрывы или разрезы промежности. 
Противопоказаниями со стороны новорожденного ребенка являются: 
– недоношенность; 
– незрелость; 
– длительно перенесенная внутриутробная гипоксия плода; 
– внутриутробная гипотрофия плода II-III степени; 
– внутричерепная и другие виды родовой травмы; 
– асфиксия при рождении; 
– аномалии развития и уродства внутренних органов; 
– гемолитическая болезнь. 

3. Организационные мероприятия 
Через 2 часа после родов и осмотра новорожденного ребенка врач-педиатр, заведующий родильным блоком, а при его отсутствии дежурный акушер-гинеколог разрешает перевод родильницы и ее новорожденного в палату совместного пребывания, о чем делает запись в истории родов и истории развития новорожденного. 
Новорожденного в палату к матери доставляет дежурная акушерка и передает его медицинской сестре отделения новорожденных детей. Время передачи медицинской сестре ребенка и состояние новорожденного (характер крика, цвет кожных покровов и др.) отмечается на первом листе истории развития новорожденного и удостоверяется подписями акушерки и медицинской сестры отделения новорожденных. В случае ухудшения состояния ребенка его немедленно переводят в соответствующую палату для проведения интенсивного наблюдения и решения вопроса о его последующем месте пребывания. 
Первый туалет новорожденного ребенка и уход за ним в первые сутки осуществляет медицинская сестра отделения новорожденных и мать. Медицинская сестра обучает мать особенностям ухода за новорожденным, подчеркивая важность соблюдения последовательности обработки кожных покровов и слизистых ребенка (глаза, носовые ходы, подмывание); обучает мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующими средствами. Для подмывания ребенка должно использоваться мыло индивидуального пользования, которое постоянно находится у матери. Для других целей указанное мыло не используют. 
Контроль за культей пуповины и пупочной ранкой осуществляет врач-педиатр. При отпадении пуповины и по назначению врача обработку пуповины осуществляет медицинская сестра. 
Для обхода врача-педиатра в каждой палате медицинская сестра готовит: 
– стерилизационную коробку со стерильными материалами (шарики, вата, палочки с ватой, бинт); 
– стерильные пинцеты для забора стерильного материала и по одному на каждого новорожденного ребенка для обработки пупочной ранки; 
– емкость со спиртом этиловым 95% — 2 мл; 
– емкость с раствором калия перманганата 10% — 2 мл; 
– емкость с раствором перекиси водорода 3% — 2 мл. 
Входя в предбоксник (палату), врач-педиатр и медицинская сестра после двукратного мытья рук с мылом теплой проточной водой одевают халаты, которые выделяются для каждой палаты и меняются ежедневно. 
Медицинская сестра обеспечивает родильниц необходимым количеством стерильных пеленок (25 штук в сутки на 1 ребенка). Сбор использованных пеленок в каждом боксе (палате) производят в баки, имеющие крышки, или педальные ведра с вложенными в них хлопчатобумажными или клеенчатыми чехлами. После окончания пеленания постовая медицинская сестра или санитарка собирает вместе с чехлами использованное белье и (через шахту) спускает его в комнату для сортировки и сбора грязного белья. В палате производят влажную уборку. Медицинская сестра строго следит за своевременной сменой и использованием дезинфицирующих растворов в каждой палате, обучает матерей методам их использования. 
Хранение запасов медикаментов, питьевых растворов и стерильного материала, комплектование наборов для ухода за новорожденными детьми, хранение историй развития новорожденных детей организуют в специально выделенной рабочей комнате для медицинских сестер. Медицинские препараты хранят под замком. 

Источник

Противопоказаниями
со стороны родильницы являются:


поздние токсикозы беременных;


экстрагенитальные заболевания в стадии
декомпенсации;


оперативные вмешательства в родах;


стремительные и затянувшиеся роды;


длительный, более 18 часов, безводный
промежуток в родах;


наличие повышенной температуры в родах;


разрывы или разрезы промежности.

Противопоказаниями
со стороны новорожденного ребенка
являются:


недоношенность;


незрелость;


длительно перенесенная внутриутробная
гипоксия плода;


внутриутробная гипотрофия плода II-III
степени;


внутричерепная и другие виды родовой
травмы;


асфиксия при рождении;


аномалии развития и уродства внутренних
органов;

Читайте также:  Усв ванны показания и противопоказания


гемолитическая болезнь.

3. Организационные мероприятия

Через
2 часа после родов и осмотра новорожденного
ребенка врач-педиатр, заведующий
родильным блоком, а при его отсутствии
дежурный акушер-гинеколог разрешает
перевод родильницы и ее новорожденного
в палату совместного пребывания, о чем
делает запись в истории родов и истории
развития новорожденного.

Новорожденного
в палату к матери доставляет дежурная
акушерка и передает его медицинской
сестре отделения новорожденных детей.
Время передачи медицинской сестре
ребенка и состояние новорожденного
(характер крика, цвет кожных покровов
и др.) отмечается на первом листе истории
развития новорожденного и удостоверяется
подписями акушерки и медицинской сестры
отделения новорожденных. В случае
ухудшения состояния ребенка его
немедленно переводят в соответствующую
палату для проведения интенсивного
наблюдения и решения вопроса о его
последующем месте пребывания.

Первый
туалет новорожденного ребенка и уход
за ним в первые сутки осуществляет
медицинская сестра отделения новорожденных
и мать. Медицинская сестра обучает мать
особенностям ухода за новорожденным,
подчеркивая важность соблюдения
последовательности обработки кожных
покровов и слизистых ребенка (глаза,
носовые ходы, подмывание); обучает мать
пользоваться стерильным материалом и
дезинфицирующими средствами. Для
подмывания ребенка должно использоваться
мыло индивидуального пользования,
которое постоянно находится у матери.
Для других целей указанное мыло не
используют.

Контроль
за культей пуповины и пупочной ранкой
осуществляет врач-педиатр. При отпадении
пуповины и по назначению врача обработку
пуповины осуществляет медицинская
сестра.

Для
обхода врача-педиатра в каждой палате
медицинская сестра готовит:


стерилизационную коробку со стерильными
материалами (шарики, вата, палочки с
ватой, бинт);


стерильные пинцеты для забора стерильного
материала и по одному на каждого
новорожденного ребенка для обработки
пупочной ранки;


емкость со спиртом этиловым 95% – 2 мл;


емкость с раствором калия перманганата
10% – 2 мл;


емкость с раствором перекиси водорода
3% – 2 мл.

Входя
в предбоксник (палату), врач-педиатр и
медицинская сестра после двукратного
мытья рук с мылом теплой проточной водой
одевают халаты, которые выделяются для
каждой палаты и меняются ежедневно.

Медицинская
сестра обеспечивает родильниц необходимым
количеством стерильных пеленок (25 штук
в сутки на 1 ребенка). Сбор использованных
пеленок в каждом боксе (палате) производят
в баки, имеющие крышки, или педальные
ведра с вложенными в них хлопчатобумажными
или клеенчатыми чехлами. После окончания
пеленания постовая медицинская сестра
или санитарка собирает вместе с чехлами
использованное белье и (через шахту)
спускает его в комнату для сортировки
и сбора грязного белья. В палате производят
влажную уборку. Медицинская сестра
строго следит за своевременной сменой
и использованием дезинфицирующих
растворов в каждой палате, обучает
матерей методам их использования.

Хранение
запасов медикаментов, питьевых растворов
и стерильного материала, комплектование
наборов для ухода за новорожденными
детьми, хранение историй развития
новорожденных детей организуют в
специально выделенной рабочей комнате
для медицинских сестер. Медицинские
препараты хранят под замком.

Источник

В советские времена проблемы выбора не было. Рожали, как все и за детьми ухаживали как все. Сейчас, к счастью, можно выбрать роддом, отвечающий всем представлениям будущей мамочки о качественном медицинском обслуживании. Один из важных критериев выбора – совместное или раздельное нахождение ребенка с матерью сразу после рождения. У обоих вариантов есть плюсы и минусы. Какие? Об этом – ниже.

Как это происходит?

Когда малыш появляется на свет, практически в любом современном роддоме первым делом его прикладывают к материнской груди на несколько минут. Затем новоявленной маме дают отдохнуть от 2 до 4-х часов. Дальше – малыш остается в детской палате и встречается с мамой только во время кормлений. Либо – отправляется сразу в ее заботливые, но порой еще не опытные руки. Это зависит от способа пребывания мам и малышей в конкретном роддоме. Он может быть раздельным или совместным.

В первом случае родившая женщина отправляется в палату, где вместе с ней находятся еще от 2 до 6 мам. Там она приходит в себя и через 2-4 часа в соответствии с распорядком кормлений в роддоме, ей приносят кроху на «первое свидание». Полчаса-час, затем медсестра собирает аккуратные кулечки и уносит в детское отделение. Если роддом небольшой и между отделениями небольшое расстояние, то мамы слышат, как в детской палате плачут младенцы, когда им проводят медицинские или гигиенические процедуры. Многие детки уже в этом возрасте обладают настолько особенным голосом, что мама через несколько стенок узнает его в общем хоре.

Если в роддоме практикуется совместное нахождение матери и малыша, ребенка приносят в палату к маме через 4 часа после рождения. При условии, что роды прошли нормально и мама не нуждается в дополнительной медицинской помощи. И с этого момента – всё сама. Палаты совместного пребывания обычно рассчитаны не более, чем на троих мам и соответственно троих детей. Медсестра приходит, чтобы обработать пупочные ранки малышам и промыть им глазки. В некоторых случаях, когда мама уходит на медицинские процедуры или выходит к родственникам (если это разрешено в роддоме), она может оставить малыша у медсестер в детской палате. В хороших роддомах с внимательным персоналом можно получить ответы на все вопросы у врача и медсестер. Но в обычном среднестатистическом учреждении за ответом на каждый вопрос (а их у новоиспеченной мамочки немало) порой приходится побегать.

Раздельное нахождение: отдыхать или волноваться?

Плюсы здесь есть и связаны, в первую очередь, с удобством для мамы. У нее есть возможность отдохнуть, прийти в себя после родов, поспать. Каждые 6 часов медсестра приносит ребенка и оставляет максимум на час. То есть в общей сложности не более 6 часов – столько времени малыш проводит с мамой. В остальное время детки спят. Либо медсестры им делают процедуры. Маме остается только гадать: «Как там малыш, не плачет ли, не делают ли ему больно?»

Иногда раздельное нахождение является единственным возможным вариантом. Это зависит от состояния роженицы.

Читайте также:  Противопоказания полыни для печени

Система работает, как часы?

Система раздельного пребывания матери и младенца давно практикуется в роддомах. Врачи и медсестры действуют «по накатанной». Есть распорядок дня: кормление, переодевание, забор крови, прививки. Маме не нужно переживать, что назначена прививка, а малыш спит. Если роддом практикует такую систему десятилетиями, весь персонал привык и сбоев почти не бывает.

Поэтому если выбирать между хорошим роддомом с раздельным нахождением и роддомом так себе, зато с совместным, я бы выбрала первое. И сейчас объясню почему.

К сожалению, в некоторых роддомах с совместным пребыванием, перестроив форму, забывают о содержании. Мамочки, мечущиеся по коридору и ловящие медсестру с вопросом: «Что делать?» в новоявленных «совместных» роддомах не редкость. Объяснить, показать – на это у медсестер не всегда оказывается достаточно времени. Еще одна банальная недоработка – обед для матерей. Не успеешь вовремя подойти за обедом – останешься без него. А это для кормящей мамы «не есть хорошо».

Если вы решили, что совместное нахождение – то, что вам нужно, выбирайте роддом, где подобная система давно отработана, а не введена буквально вчера (или в прошлом году).

Совместное пребывание: преимущества

В последнее время совместное нахождение мамы и малыша в роддоме становится все более популярным. К счастью, несмотря на сложности, о которых говорилось чуть выше, во многих роддомах система прижилась и хорошо работает. Вот возможности, которые она дает молодой маме и новорожденному:

  • Общение с самым близким человеком. Кроха с первых часов окружен маминой заботой. По сути, ему больше ничего и не нужно. Он спокоен и безмятежен.
  • Навыки ухода за малышом. Практически всегда есть возможность, пусть не сразу, задать вопрос по уходу за ребенком медсестре или педиатру. Домой такие мамы приезжают уже подготовленные и родные удивляются: «Как ловко ты справляешься с малышом, будто всю жизнь только этим и занималась!»
  • Мама спокойна, что ребенок получает только грудное молоко или строго определенное, а не какое-то неизвестное питание. «Как он там без меня, не плачет ли?» – эти вопросы при раздельном нахождении тоже добавляют беспокойства. Здесь же – все под контролем.
  • Совместное пребывание в первые же часы полезно для налаживания грудного вскармливания. Малыш всегда при маме и может получить грудь, когда захочет. Молоко приходит быстрее и в нужных количествах. Необходимость докармливать смесью отпадает практически сразу.
  • Частые прикладывания к груди ребенка в первые дни после родов также полезны для женского здоровья. Когда малыш сосет грудь, активнее сокращается матка, возвращаясь в обычное состояние. Значит, процесс восстановления организма после родов проходит быстрее.

***

У меня был опыт как совместного, так и раздельного нахождения с ребенком в роддоме. Со старшим сыном – обычный роддом с раздельным пребыванием, со средним – тот же роддом, но в совместной палате, с младшим – роддом, специализирующийся на совместном нахождении мамы и малыша. Все плюсы и минусы каждого варианта я ощутила на себе сполна. Вывод могу сделать такой: конечно, лучше вместе. Когда малыш рядом 24 часа в сутки, даже мамы первенцев на глазах превращаются в заботливых и умелых родительниц. Что касается необходимости выспаться, то в первую неделю после родов это вполне возможно, даже находясь рядом с малышом, поскольку он очень много спит сам.

Конечно, все индивидуально. Не всегда есть возможность выбрать вариант пребывания в роддоме: вместе с ребенком или отдельно. В этом случае не стоит расстраиваться, ведь роддом – это всего несколько дней. Дома, в спокойной обстановке, вы сможете расслабиться и наверстать все, чего на ваш взгляд, вам и малышу не хватило в медучреждении. 

Источник

22 Июля 2015

views.png 28,664

На сегодняшний день, пожалуй, не найдешь в нашей стране такого роддома, где бы не были созданы условия для совместного пребывания матери и ребенка. Во многих роддомах созданы семейные родзалы, которые по своему виду и уровню комфорта напоминают гостиничные номера.

В них женщина рожает малыша и остается до выписки. Существуют также палаты совместного пребывания в послеродовом отделении. Это одно- , двух-, максимум трехместные палаты, где есть все, что необходимо, чтобы мама и малыш после родов чувствовали себя комфортно.

А ведь еще 15 лет назад о таких условиях женщины могли только мечтать. Да и вообще женщинам внушалась мысль, что после родов маме нужно отдохнуть, выспаться и восстановить силу. А малыш при этом пусть побудет под присмотром медицинского персонала. Так больше шансов, что с ребенком ничего не случиться и вовремя будет выявлена патология, если вдруг она у ребенка имеется. К сожалению, и сегодня из уст «заботливых» бабушек можно услышать те же советы. Их, конечно, понять можно, они просто не знают, что первые дни после родов могут протекать как-то по-другому. Не знают они так же и того, что ранний послеродовый период – это самый чувствительный период в жизни мамы и дитя. Поэтому самой природой задумано им быть вместе. А иначе, может возникнуть масса проблем. Но давайте обо всем по порядку.

Однако, давайте сразу внесем ясность. Мы будем говорить о круглосуточном совместном пребывании матери и ребенка, т.е. когда сразу же после родов мама и малыш не расстаются и 24 часа в сутки находятся вместе. Любое разделение мамы и ребенка, даже самое непродолжительное, может иметь непредсказуемые результаты.

Начнем с медицинской точки зрения. В раннем послеродовом периоде могут развиться серьезные проблемы со здоровьем, как матери, так и ребенка. Если они не будут своевременно выявлены и решены надлежащим образом, то могут привести к отдаленным негативным последствиям в их состоянии. Совместное пребывание позволяет создать максимально благоприятные условия для эффективного послеродового ухода и минимизировать вероятность развития послеродовых осложнений.

Читайте также:  Противопоказания для водительских прав

Какие же есть преимущества совместного пребывания для мамы и для малыша?

Преимущества совместного пребывания матери и ребёнка для мамы
 

Послеродовый период – это время, когда органы женщины возвращаются в их исходное состояние и устанавливается лактация. Физиологические изменения происходят 6-8 недель после родов. Первая неделя после родов ассоциируется с наиболее серьезными изменениями: создается базис для восстановления здоровья женщины, происходит взаимная адаптация матери и ребенка. В этом плане совместное пребывание с ребенком способствует физиологическому течению всего послеродового периода.

  • Матка быстрее возвращается к прежним размерам: этому способствуют частые прикладывания малыша к груди. В процессе сосания ребенком груди в организме мамы вырабатывается гормон окситоцин, который заставляет матку сокращаться.
     
  • Меньше риск возникновения ранних и поздних послеродовых кровотечений: также благодаря гормону окситоцину.
     
  • Быстрее налаживается грудное вскармливание и меньше вероятность возникновения проблем с грудью и лактацией, у женщин быстрее прибывает молоко и его вырабатывается столько, сколько нужно малышу. Кроме того, совместное пребывание положительно влияет на продолжительность грудного вскармливания.
     
  • Рутинная практика разделения мам и детей может негативно повлиять на продолжительность грудного вскармливания. Все исследования, изучавшие этот вопрос, показали, что количество матерей, которые прекратили кормление грудью в период от одного до трех месяцев после родов, было значительно выше среди тех, которые были разделены с ребенком после родов.
     

Преимущества совместного пребывания матери и ребёнка для ребенка
 

Большинство правил и предписаний по послеродовому уходу в больницах, существовавших до недавнего времени, были установлены с целью предупреждения или сдерживания перекрестного инфицирования и профилактики внутрибольничных заражений. С ростом рождаемости после Второй мировой войны родильные отделения оказались переполненными, и возникла проблема стафилококового поражения кожи новорожденных. Для снижения частоты инфицирования предпринимались разнообразные меры, в том числе изоляция, запрет на вход в детские отделения без специальной одежды, купание с добавлением лекарственных средств и особая обработка пуповины.

Детей сразу же после родов забирали от мам и содержали их в отделении новорожденных. Такая тактика, когда все дети лежали в непосредственной близости друг к другу, но отдельно от своих матерей, увеличивала опасность инфицирования. Это даже было доказано в одном исследовании, проведенном почти 50 лет назад. Было показано, что у детей, которые находились от 8 до 12 часов в день со своими матерями, уровень высевания микробов и инфицирования был ниже по сравнению с детьми, которые находились в детской палате и редко контактировали с матерью. Но должно было пройти полвека, чтобы совместное пребывание матери и ребенка стало рутинным во всех роддомах.

В настоящее время доказано, что совместное пребывание матери и новорожденного в течение 24 часов в одной палате является своеобразным защитным фактором, т. к. новорожденный обсеменяется микроорганизмами матери, а не резистентными к антибиотикам внутрибольничными штаммами.

Кроме того, отсутствие контакта с другими детьми уменьшает риск перекрестного инфицирования новорожденных.

Постоянное пребывание с мамой и сосание груди по первому же требованию
способствуют заселению кишечника ребенка нормальными микроорганизмами и:

  • предупреждают развитее кишечных инфекций;
  • уменьшают вероятность развития тяжелой желтухи;
  • способствует более быстрому восстановлению первоначальной убыли массы тела;
  • позволяет ребенку вместе с молоком получить защитные антитела, укрепляющие его иммунитет.
     

Психологические преимущества для матери и малыша
 

Во многих исследованиях сравнивалось поощрение постоянного пребывания матери и новорожденного малыша в одной палате с раздельным пребыванием матерей и новорожденных в ранний послеродовой период. Было убедительно доказано, что в случае ограничения контакта между матерью и ребенком, матери проявляют меньше материнских чувств, пребывают в состоянии растерянности и имеют более низкую самооценку. Это говорит о том, что разделение матерей и новорожденных увеличивает риск того, что родители первенцев могут не уделять своим детям нужного внимания, а соответственно плохо о них заботиться. В одном исследовании, например, было показано, что с введением в роддомах круглосуточного совместного пребывания матери и ребенка уменьшилось количество отказов от детей!

В условиях круглосуточного пребывания матери и ребенка мама быстрее учится понимать сигналы своего малыша, его потребности и быстрее обучается правилам ухода за ним. Так что уже к выписке она абсолютно уверенно чувствует себя и не боится что-либо сделать не так.
Совместное пребывание также позволяет укрепить эмоциональную и психологическую связь между мамой и малышом, которая начала формироваться еще внутриутробно и продолжает существовать после родов. Это очень важно для психологического благополучия обоих.

Замечено, что у пребывающих раздельно от своих детей мам, чаще наблюдается послеродовая депрессия и психоз. Для детской психики такое разделение после родов также является серьезной травмой, которая может иметь отдаленные последствия. Разделение с матерью приводит к тому, что малыш оказывается в состоянии хронического стресса. В результате возможны нарушения процесса адаптации, а также отклонения и задержки психомоторного развития.

Только что родившийся ребёнок находится в состоянии тревоги. Ведь вся окружающая его обстановка ему незнакома. Мама для него является источником привычных и знакомых с внутриутробного периода ощущений: ее запах, голос, дыхание и ритм сердца, вкус молозива, похожий на вкус околоплодных вод. При встрече в этом незнакомом мире со знакомыми и приятными элементами его тревога снижается, и окружающий мир уже не кажется ему таким страшным. Иногда вся жизнь человека проходит под знаком тревоги, с которой ему не удаётся справиться при рождении. А оборотная сторона тревоги – агрессия.

Психологи и специалисты по детскому развитию утверждают, что разрушение физического и эмоционального контакта с матерью выражается прежде всего в отсутствии благоприятного впечатления о мире, формировании комплекса обиды и тревоги, разрушении чувства уверенности в себе, затрудненной социальной адаптации и антисоциальном поведении.
Таким образом, круглосуточное совместное пребывание является жизненно важной необходимостью, как для матери, так и для ребенка. Поэтому любые причины, нарушающие это единство, должны быть устранены.

Источник