Противопоказания к совместному пребыванию с ребенком

Противопоказания к совместному пребыванию с ребенком thumbnail

Противопоказаниями
со стороны родильницы являются:


поздние токсикозы беременных;


экстрагенитальные заболевания в стадии
декомпенсации;


оперативные вмешательства в родах;


стремительные и затянувшиеся роды;


длительный, более 18 часов, безводный
промежуток в родах;


наличие повышенной температуры в родах;


разрывы или разрезы промежности.

Противопоказаниями
со стороны новорожденного ребенка
являются:


недоношенность;


незрелость;


длительно перенесенная внутриутробная
гипоксия плода;


внутриутробная гипотрофия плода II-III
степени;


внутричерепная и другие виды родовой
травмы;


асфиксия при рождении;


аномалии развития и уродства внутренних
органов;


гемолитическая болезнь.

3. Организационные мероприятия

Через
2 часа после родов и осмотра новорожденного
ребенка врач-педиатр, заведующий
родильным блоком, а при его отсутствии
дежурный акушер-гинеколог разрешает
перевод родильницы и ее новорожденного
в палату совместного пребывания, о чем
делает запись в истории родов и истории
развития новорожденного.

Новорожденного
в палату к матери доставляет дежурная
акушерка и передает его медицинской
сестре отделения новорожденных детей.
Время передачи медицинской сестре
ребенка и состояние новорожденного
(характер крика, цвет кожных покровов
и др.) отмечается на первом листе истории
развития новорожденного и удостоверяется
подписями акушерки и медицинской сестры
отделения новорожденных. В случае
ухудшения состояния ребенка его
немедленно переводят в соответствующую
палату для проведения интенсивного
наблюдения и решения вопроса о его
последующем месте пребывания.

Первый
туалет новорожденного ребенка и уход
за ним в первые сутки осуществляет
медицинская сестра отделения новорожденных
и мать. Медицинская сестра обучает мать
особенностям ухода за новорожденным,
подчеркивая важность соблюдения
последовательности обработки кожных
покровов и слизистых ребенка (глаза,
носовые ходы, подмывание); обучает мать
пользоваться стерильным материалом и
дезинфицирующими средствами. Для
подмывания ребенка должно использоваться
мыло индивидуального пользования,
которое постоянно находится у матери.
Для других целей указанное мыло не
используют.

Контроль
за культей пуповины и пупочной ранкой
осуществляет врач-педиатр. При отпадении
пуповины и по назначению врача обработку
пуповины осуществляет медицинская
сестра.

Для
обхода врача-педиатра в каждой палате
медицинская сестра готовит:


стерилизационную коробку со стерильными
материалами (шарики, вата, палочки с
ватой, бинт);


стерильные пинцеты для забора стерильного
материала и по одному на каждого
новорожденного ребенка для обработки
пупочной ранки;


емкость со спиртом этиловым 95% – 2 мл;


емкость с раствором калия перманганата
10% – 2 мл;


емкость с раствором перекиси водорода
3% – 2 мл.

Входя
в предбоксник (палату), врач-педиатр и
медицинская сестра после двукратного
мытья рук с мылом теплой проточной водой
одевают халаты, которые выделяются для
каждой палаты и меняются ежедневно.

Медицинская
сестра обеспечивает родильниц необходимым
количеством стерильных пеленок (25 штук
в сутки на 1 ребенка). Сбор использованных
пеленок в каждом боксе (палате) производят
в баки, имеющие крышки, или педальные
ведра с вложенными в них хлопчатобумажными
или клеенчатыми чехлами. После окончания
пеленания постовая медицинская сестра
или санитарка собирает вместе с чехлами
использованное белье и (через шахту)
спускает его в комнату для сортировки
и сбора грязного белья. В палате производят
влажную уборку. Медицинская сестра
строго следит за своевременной сменой
и использованием дезинфицирующих
растворов в каждой палате, обучает
матерей методам их использования.

Хранение
запасов медикаментов, питьевых растворов
и стерильного материала, комплектование
наборов для ухода за новорожденными
детьми, хранение историй развития
новорожденных детей организуют в
специально выделенной рабочей комнате
для медицинских сестер. Медицинские
препараты хранят под замком.

Источник

Обращаем ваше внимание, что данная информация предназначена для специалистов, но может быть рекомендована для ознакомления будущим родителям, которые относятся с недоверием к работе медицинского персонала роддомов. 

Инструкция по совместному прибыванию матери и ребенка (из рекомендации для специалистов)
Совместное пребывание родильницы и новорожденного ребенка в палате послеродового отделения родильного дома значительно снизило частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболевания новорожденных детей. Основной особенностью родильного дома (акушерского отделения) с совместным пребыванием матери и ребенка является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком (пеленание, туалет кожных покровов и слизистых, кормление).

1. Общее положение 
Совместное пребывание родильницы и новорожденного ребенка в палате послеродового отделения родильного дома значительно снизило частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболевания новорожденных детей. Основной особенностью родильного дома (акушерского отделения) с совместным пребыванием матери и ребенка является активное участие матери в уходе за новорожденным ребенком (пеленание, туалет кожных покровов и слизистых, кормление). 
При совместном пребывании матери и новорожденного после родов ограничивается контакт новорожденного с медицинским персоналом акушерского отделения, снижается возможность инфицирования ребенка госпитальными штаммами условно-патогенных микроорганизмов и создаются благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери. 
При таком режиме обеспечивается раннее прикладывание новорожденного к груди матери, происходит активное обучение матери навыкам практического выхаживания и ухода за новорожденным, повышается чувство ответственности у матери за соблюдение личной гигиены и санитарии в палате. 
При совместном пребывании матери и новорожденного они размещаются в боксах или полубоксах (на одну-две кровати). Возможна перепланировка послеродовых палат в ранее построенных родильных домах в палаты совместного пребывания матери и ребенка. 
Совместное пребывание матери и ребенка может быть осуществлено только в обычном, неспециализированном родильном доме, в таких учреждениях около 70% родильниц физиологического отделения в послеродовом периоде могут находиться вместе со своими детьми. 
Каждая палата совместного пребывания матери и ребенка оснащена медицинскими весами для взвешивания новорожденных. Рядом с кроватями матерей устанавливают индивидуальные тумбочки или полочки для хранения белья новорожденного и размещения на них лотка с набором медикаментов по уходу за кожей и слизистыми новорожденного (р-р кислоты борной 2% — 10,0, мазь таниновая 2% — 10 гр.). В каждую палату медицинская сестра отделения новорожденных приносит бикс со стерильным материалом (ватные шарики, бинты, палочки с ватой) и меняет бикс и набор медикаментов по мере использования, но не реже 3 раз в сутки. Все палаты обеспечиваются емкостью для дезинфицирующих средств. 
Для обработки пеленальных столов, тумбочек, весов, кроваток используются: хлорамин Б — 1%, хлорамин Б — 0,75% с 0,5% моющего раствора, дезоксон-1 — 0,1%, дезоксон-1 — 0,05% с 0,5% моющего средства, сульфохлорантин-0,2%, дихлор-1 — 2%, хлордезин-0,5% (протирание предметов — двукратное). 

2. Противопоказания к совместному пребыванию матери и ребенка 
Противопоказаниями со стороны родильницы являются: 
– поздние токсикозы беременных; 
– экстрагенитальные заболевания в стадии декомпенсации; 
– оперативные вмешательства в родах; 
– стремительные и затянувшиеся роды; 
– длительный, более 18 часов, безводный промежуток в родах; 
– наличие повышенной температуры в родах; 
– разрывы или разрезы промежности. 
Противопоказаниями со стороны новорожденного ребенка являются: 
– недоношенность; 
– незрелость; 
– длительно перенесенная внутриутробная гипоксия плода; 
– внутриутробная гипотрофия плода II-III степени; 
– внутричерепная и другие виды родовой травмы; 
– асфиксия при рождении; 
– аномалии развития и уродства внутренних органов; 
– гемолитическая болезнь. 

3. Организационные мероприятия 
Через 2 часа после родов и осмотра новорожденного ребенка врач-педиатр, заведующий родильным блоком, а при его отсутствии дежурный акушер-гинеколог разрешает перевод родильницы и ее новорожденного в палату совместного пребывания, о чем делает запись в истории родов и истории развития новорожденного. 
Новорожденного в палату к матери доставляет дежурная акушерка и передает его медицинской сестре отделения новорожденных детей. Время передачи медицинской сестре ребенка и состояние новорожденного (характер крика, цвет кожных покровов и др.) отмечается на первом листе истории развития новорожденного и удостоверяется подписями акушерки и медицинской сестры отделения новорожденных. В случае ухудшения состояния ребенка его немедленно переводят в соответствующую палату для проведения интенсивного наблюдения и решения вопроса о его последующем месте пребывания. 
Первый туалет новорожденного ребенка и уход за ним в первые сутки осуществляет медицинская сестра отделения новорожденных и мать. Медицинская сестра обучает мать особенностям ухода за новорожденным, подчеркивая важность соблюдения последовательности обработки кожных покровов и слизистых ребенка (глаза, носовые ходы, подмывание); обучает мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующими средствами. Для подмывания ребенка должно использоваться мыло индивидуального пользования, которое постоянно находится у матери. Для других целей указанное мыло не используют. 
Контроль за культей пуповины и пупочной ранкой осуществляет врач-педиатр. При отпадении пуповины и по назначению врача обработку пуповины осуществляет медицинская сестра. 
Для обхода врача-педиатра в каждой палате медицинская сестра готовит: 
– стерилизационную коробку со стерильными материалами (шарики, вата, палочки с ватой, бинт); 
– стерильные пинцеты для забора стерильного материала и по одному на каждого новорожденного ребенка для обработки пупочной ранки; 
– емкость со спиртом этиловым 95% — 2 мл; 
– емкость с раствором калия перманганата 10% — 2 мл; 
– емкость с раствором перекиси водорода 3% — 2 мл. 
Входя в предбоксник (палату), врач-педиатр и медицинская сестра после двукратного мытья рук с мылом теплой проточной водой одевают халаты, которые выделяются для каждой палаты и меняются ежедневно. 
Медицинская сестра обеспечивает родильниц необходимым количеством стерильных пеленок (25 штук в сутки на 1 ребенка). Сбор использованных пеленок в каждом боксе (палате) производят в баки, имеющие крышки, или педальные ведра с вложенными в них хлопчатобумажными или клеенчатыми чехлами. После окончания пеленания постовая медицинская сестра или санитарка собирает вместе с чехлами использованное белье и (через шахту) спускает его в комнату для сортировки и сбора грязного белья. В палате производят влажную уборку. Медицинская сестра строго следит за своевременной сменой и использованием дезинфицирующих растворов в каждой палате, обучает матерей методам их использования. 
Хранение запасов медикаментов, питьевых растворов и стерильного материала, комплектование наборов для ухода за новорожденными детьми, хранение историй развития новорожденных детей организуют в специально выделенной рабочей комнате для медицинских сестер. Медицинские препараты хранят под замком. 

Источник

22 Июля 2015

30,733

На сегодняшний день, пожалуй, не найдешь в нашей стране такого роддома, где бы не были созданы условия для совместного пребывания матери и ребенка. Во многих роддомах созданы семейные родзалы, которые по своему виду и уровню комфорта напоминают гостиничные номера.

В них женщина рожает малыша и остается до выписки. Существуют также палаты совместного пребывания в послеродовом отделении. Это одно- , двух-, максимум трехместные палаты, где есть все, что необходимо, чтобы мама и малыш после родов чувствовали себя комфортно.

А ведь еще 15 лет назад о таких условиях женщины могли только мечтать. Да и вообще женщинам внушалась мысль, что после родов маме нужно отдохнуть, выспаться и восстановить силу. А малыш при этом пусть побудет под присмотром медицинского персонала. Так больше шансов, что с ребенком ничего не случиться и вовремя будет выявлена патология, если вдруг она у ребенка имеется. К сожалению, и сегодня из уст «заботливых» бабушек можно услышать те же советы. Их, конечно, понять можно, они просто не знают, что первые дни после родов могут протекать как-то по-другому. Не знают они так же и того, что ранний послеродовый период – это самый чувствительный период в жизни мамы и дитя. Поэтому самой природой задумано им быть вместе. А иначе, может возникнуть масса проблем. Но давайте обо всем по порядку.

Однако, давайте сразу внесем ясность. Мы будем говорить о круглосуточном совместном пребывании матери и ребенка, т.е. когда сразу же после родов мама и малыш не расстаются и 24 часа в сутки находятся вместе. Любое разделение мамы и ребенка, даже самое непродолжительное, может иметь непредсказуемые результаты.

Начнем с медицинской точки зрения. В раннем послеродовом периоде могут развиться серьезные проблемы со здоровьем, как матери, так и ребенка. Если они не будут своевременно выявлены и решены надлежащим образом, то могут привести к отдаленным негативным последствиям в их состоянии. Совместное пребывание позволяет создать максимально благоприятные условия для эффективного послеродового ухода и минимизировать вероятность развития послеродовых осложнений.

Какие же есть преимущества совместного пребывания для мамы и для малыша?

Преимущества совместного пребывания матери и ребёнка для мамы
 

Послеродовый период – это время, когда органы женщины возвращаются в их исходное состояние и устанавливается лактация. Физиологические изменения происходят 6-8 недель после родов. Первая неделя после родов ассоциируется с наиболее серьезными изменениями: создается базис для восстановления здоровья женщины, происходит взаимная адаптация матери и ребенка. В этом плане совместное пребывание с ребенком способствует физиологическому течению всего послеродового периода.

  • Матка быстрее возвращается к прежним размерам: этому способствуют частые прикладывания малыша к груди. В процессе сосания ребенком груди в организме мамы вырабатывается гормон окситоцин, который заставляет матку сокращаться.
     
  • Меньше риск возникновения ранних и поздних послеродовых кровотечений: также благодаря гормону окситоцину.
     
  • Быстрее налаживается грудное вскармливание и меньше вероятность возникновения проблем с грудью и лактацией, у женщин быстрее прибывает молоко и его вырабатывается столько, сколько нужно малышу. Кроме того, совместное пребывание положительно влияет на продолжительность грудного вскармливания.
     
  • Рутинная практика разделения мам и детей может негативно повлиять на продолжительность грудного вскармливания. Все исследования, изучавшие этот вопрос, показали, что количество матерей, которые прекратили кормление грудью в период от одного до трех месяцев после родов, было значительно выше среди тех, которые были разделены с ребенком после родов.
     

Преимущества совместного пребывания матери и ребёнка для ребенка
 

Большинство правил и предписаний по послеродовому уходу в больницах, существовавших до недавнего времени, были установлены с целью предупреждения или сдерживания перекрестного инфицирования и профилактики внутрибольничных заражений. С ростом рождаемости после Второй мировой войны родильные отделения оказались переполненными, и возникла проблема стафилококового поражения кожи новорожденных. Для снижения частоты инфицирования предпринимались разнообразные меры, в том числе изоляция, запрет на вход в детские отделения без специальной одежды, купание с добавлением лекарственных средств и особая обработка пуповины.

Детей сразу же после родов забирали от мам и содержали их в отделении новорожденных. Такая тактика, когда все дети лежали в непосредственной близости друг к другу, но отдельно от своих матерей, увеличивала опасность инфицирования. Это даже было доказано в одном исследовании, проведенном почти 50 лет назад. Было показано, что у детей, которые находились от 8 до 12 часов в день со своими матерями, уровень высевания микробов и инфицирования был ниже по сравнению с детьми, которые находились в детской палате и редко контактировали с матерью. Но должно было пройти полвека, чтобы совместное пребывание матери и ребенка стало рутинным во всех роддомах.

В настоящее время доказано, что совместное пребывание матери и новорожденного в течение 24 часов в одной палате является своеобразным защитным фактором, т. к. новорожденный обсеменяется микроорганизмами матери, а не резистентными к антибиотикам внутрибольничными штаммами.

Кроме того, отсутствие контакта с другими детьми уменьшает риск перекрестного инфицирования новорожденных.

Постоянное пребывание с мамой и сосание груди по первому же требованию
способствуют заселению кишечника ребенка нормальными микроорганизмами и:

  • предупреждают развитее кишечных инфекций;
  • уменьшают вероятность развития тяжелой желтухи;
  • способствует более быстрому восстановлению первоначальной убыли массы тела;
  • позволяет ребенку вместе с молоком получить защитные антитела, укрепляющие его иммунитет.
     

Психологические преимущества для матери и малыша
 

Во многих исследованиях сравнивалось поощрение постоянного пребывания матери и новорожденного малыша в одной палате с раздельным пребыванием матерей и новорожденных в ранний послеродовой период. Было убедительно доказано, что в случае ограничения контакта между матерью и ребенком, матери проявляют меньше материнских чувств, пребывают в состоянии растерянности и имеют более низкую самооценку. Это говорит о том, что разделение матерей и новорожденных увеличивает риск того, что родители первенцев могут не уделять своим детям нужного внимания, а соответственно плохо о них заботиться. В одном исследовании, например, было показано, что с введением в роддомах круглосуточного совместного пребывания матери и ребенка уменьшилось количество отказов от детей!

В условиях круглосуточного пребывания матери и ребенка мама быстрее учится понимать сигналы своего малыша, его потребности и быстрее обучается правилам ухода за ним. Так что уже к выписке она абсолютно уверенно чувствует себя и не боится что-либо сделать не так.
Совместное пребывание также позволяет укрепить эмоциональную и психологическую связь между мамой и малышом, которая начала формироваться еще внутриутробно и продолжает существовать после родов. Это очень важно для психологического благополучия обоих.

Замечено, что у пребывающих раздельно от своих детей мам, чаще наблюдается послеродовая депрессия и психоз. Для детской психики такое разделение после родов также является серьезной травмой, которая может иметь отдаленные последствия. Разделение с матерью приводит к тому, что малыш оказывается в состоянии хронического стресса. В результате возможны нарушения процесса адаптации, а также отклонения и задержки психомоторного развития.

Только что родившийся ребёнок находится в состоянии тревоги. Ведь вся окружающая его обстановка ему незнакома. Мама для него является источником привычных и знакомых с внутриутробного периода ощущений: ее запах, голос, дыхание и ритм сердца, вкус молозива, похожий на вкус околоплодных вод. При встрече в этом незнакомом мире со знакомыми и приятными элементами его тревога снижается, и окружающий мир уже не кажется ему таким страшным. Иногда вся жизнь человека проходит под знаком тревоги, с которой ему не удаётся справиться при рождении. А оборотная сторона тревоги – агрессия.

Психологи и специалисты по детскому развитию утверждают, что разрушение физического и эмоционального контакта с матерью выражается прежде всего в отсутствии благоприятного впечатления о мире, формировании комплекса обиды и тревоги, разрушении чувства уверенности в себе, затрудненной социальной адаптации и антисоциальном поведении.
Таким образом, круглосуточное совместное пребывание является жизненно важной необходимостью, как для матери, так и для ребенка. Поэтому любые причины, нарушающие это единство, должны быть устранены.

Источник