Противопоказания к транспортировке больных

Нетранспортабельность– состояние пораженного (больного), обусловленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.

Нецелесообразность транспортировки может возникнуть в следующих ситуациях:

●при наличии у больных хронических заболеваний в кахектическнх стадиях и последствий перенесенных травм с явно необратимыми изменениями в жизненно-важных органах;

●при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии в т.ч. непроходимость дорог, неблагоприятные метеорологические условия.

проблема транспортабельности остается актуальной и решается на основании оценки тяжести состояния больного в каждом конкретном случае, с учетом абсолютных и относительных противопоказаний. Таким образом, состояние нетранспортабельности условно делится на “абсолютное” и “относительное”.

К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные:

а) в агональном состоянии,

б) при острых нарушениях мозгового кровообращения, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики;

в) при наличии хронических заболеваний в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.

К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие:

а)в состоянии клинической смерти
б) с гипогликемической комой;
в) при коматозных состояниях другого генеза – вопрос о целесообразности транспортировки в каждом случае решается врачом индивидуально (с учетом глубины расстройства функций жизненно важных органов, условий транспортировки.
г) с судорожными синдромами:
д) с острыми психическими заболеваниями в состоянии резкого возбуждения;
е) в состоянии обморока;
ж) с острой задержкой мочи;
з) с экссудативным плевритом при высоком стоянии уровня жидкости и резким смещением органов средостения, сопровождающимся выраженной дыхательной и сердечной недостаточностью ;
и) при закрытом пневмотораксе со значительным количеством воздуха в плевральной полости и резким смещением органов средостении (до операции перевода закрытого пневмоторакса и открытый);
к) при пневмонии, осложненной острой сердечно-сосудистой недостаточностью;
л) с инфарктом миокарда, осложненным острым нарушением ритма и проводимости, ангинозным состоянием, отеком легких, коллапсом;
м) травматическим шоком (при этом важно наряду с ускорением в проведении лечебных мероприятий принять меры к немедленной транспортировке пострадавшего, продолжая лечение в пути);
н) с гипертоническим кризом;
о) с мозговыми инсультами, осложненными эпилептическим статусом или отеком легких;
п) с обильными наружными кровотечениями вследствие ранений, а также носовыми кровотечениями (до оказания помощи в максимально короткие сроки в соответствии с локализацией и характером кровотечения),
р) с астматическим статусом (до купирования или улучшения и стабилизации показателей функции дыхания и гемодинамики);

ПРИМЕЧАНИЯ:- Во всех случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки.

Важнейшие, объективные критерии нетранспортабельности больных

Сердечно-сосудистая система:

а) Артериальное давление (в сравнении с “рабочим” или “привычным” для данного больного) исследуется в динамике при оказании медицинской помощи больному:
АД максимальное
●более 220 мм.рт.ст.;●ниже 90 мм. рт.ст (критическое АД – 60 мм.рт.ст. и ниже);
●нарастающая бледность лица, появление зевоты, сонливость, холодный пот;●АД не определяется.
б) Пульс●чаше 150 уд. в 1 мин;●реже 50 уд. в 1 мин;●отсутствие пульса,

Учитывается также наличие аритмии, наполнение и напряжение, “дефицит” пульса (разница между частотой сердечных сокращений и частотой пульса).

Органы дыхания:
а) Частота, тип дыхания;
●чаще 30 дыхательных движений в мин. (особенно сопровождающееся ортопноэ);
●патологические типы дыхания;●слабое поверхностное дыхание;●отсутствие дыхания;
●клокочущее дыхание.
б) Появление или нарастание влажных хрипов н легких с нарастанием цианоза кожи и слизистых (в сочетании с расстройством гемодинамики или без него).
в) Высокое стояние уровня плевральной жидкости при экссудативном плеврите (выше III ребра), смещение органов средостения;
г) Напряженный пневмоторакс с явлениями смещения органов средостения (до операции перевода закрытого пневмоторакса в открытый на месте или в санитарной машине).

Центральная нервная система:

Резкое нарушение сознания – глубокая кома (арефлексия).

Указанные критерии позволяют не только оценить состояние “нетранспортабельности”, но и эффективность проводимых лечебных мероприятии для подготовки больного к транспортировке. Одним из тестов, свидетельствующих об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакций кровообращения, служит т.н. “отрицательная проба перекладывания” на транспортные носилки. При этом до и после перекладывания измеряется АД при временном прекращении инфузии. Его изменения не должны превышать 10% от исходного

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

после установления показаний к госпитализации

    1. Наличие оборудованного автомобиля СМП;
    2. Ориентировочная оценка состояния дорог других технических препятствий на пути к месту вызова, метеоусловий на момент транспортировки.
  1. Правильная оценка тяжести состояния больного (транспортабельности) и выбор профиля бригады – линейная, специализированная, БИТ;
  2. При перевозке больного по направлению врача ЛПУ или перетранспортировке из стационара в другой стационар – сопоставить данные осмотра с диагнозом и проведенной терапией, указанными в направлении врача; в необходимых случаях – повторное измерение АД и пульса непосредственно перед транспортировкой (т.н. «проба перекладывания»);
  3. Тщательная подготовка больного с коррекцией имеющихся нарушений функций жизненно-важных органов и систем и максимально возможной стабилизацией состояния. «Следует отказаться от транспортировки, если состояние пациента слишком нестабильно!» (S.Merlon, A.Hakel 1987 г.).
  4. Профилактика осложнений или рецидивов жизнеопасных состояний;
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного во время транспортировки;
  6. Правильное определение и осуществление способа транспортировки в зависимости от характера заболевания и состояния;
  7. Проведение по показаниям экстренной медицинской помощи, реанимационных мероприятий в пути следования;
Читайте также:  Пяточная шпора ультразвук противопоказания

Примечание 4. При появлении ухудшения состояния больного и (или) – признаков клинической смерти в автомобиле СМП, не прекращая интенсивной терапии, доставить пациента в тот стационар, куда предполагалось его госпитализировать или, если стационар находится далеко, то в ближайший – для продолжения реанимационных мероприятий, или констатации биологической смерти в сомнительных случаях;

10. В приемном отделении стационара больной должен быть сдан старшим бригады СМП непосредственно «с рук на руки» дежурному врачу или медицинской сестре (с указанием в сопроводительном листе уровня сознания и гемодинамики);

11. Неукоснительное выполнение правил медицинской этики и деонтологии, а так же юридических норм, в т.ч. касающихся прав пациента (в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан

Прогностическая оценка состояния больного перед транспортировкой (по собственным и литературным данным). Терминология.

Понятия, определяющие возможность транспортировки

Для бригад СМП

I

Транспортабельность

ЛБ, ФВБ

II

Нетранспортабельность

а) абсолютная

б) относительная (временная)

ЛБ, ФВБ

III

Нецелесообразность транспортировки

СБ

Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность» больного.

Нетранспортабельность – это прогностически неблагопри­ятное состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступления смерти!

Для специализированных бригад основным критерием определе­ния “нетранспортабельности” является понятие т.н. “нецелесообразности” транспортировки, когда риск транспортировки превышает риск самого заболевания (с учетом проблем прогности­ческого, деонтологического и экономического плана).

Однако для всех бригад (без исключения) прогностическая оценка тяжести состояния больного и подготовка к транспортировке с предворительным проведением корригирующей терапии является обязательным! (Ю.М.Михайлов, В.Н.Налитов, 1998; В.А.Михайлович, В.В.Руксин, 1998; Д.В.Михайлович, 2001; Л.А.Мыльникова, 2001; В.А.Фиалко 1996, 2002, 2008 , Территориальный стандарт организации оказания СМП (клинико-такт.алгоритмы 61); МЗ Свердловской обл, ТЦ МК, УГМА, МУ «ССМП», Екатеринбург, 2008, 119 с.).

При решении вопросов транспортабельности, подготовки и проведения госпитализации, выборе объема корригирующей терапии и способа транспортировки – руководствуйся объективными критериями с учетом не только (и не столько) поведения больного или расстояния до стационара, сколько характера и тяжести заболевания.

Состояние нетранспортабельности условно делится: на I – “абсолютное” и II – “относительное”.

• К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные с глубокими, неподдающимися коррекции и восстановле­нию расстройствами функций систем жизнеобеспечения:

  1. в агональном состоянии (при условии исключения: ЧМТ, «острого живота», шоке, гипотермии, интоксикаций);
  2. при неврологических катастрофах различной этиологии, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики (см. ниже);
  3. при развитии запредельной комы и смерти мозга;
  4. при наличии – хронических заболеваний (со злокачественным течением) в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.

1. Противопоказания к транспортировке у больных в указанных случаях не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, в общежитии, гостинице, откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести состояния.

В каждом случае из указанных заболеваний и состояний больным должны быть обеспечены преемственное наблюдение и лечение на дому участкового (семейного) врача и консультации специалистов.

• К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие с угрозой развития (или усугубления) жизнеопасных осложнений в пути и требующие временной отсрочки транспортировки (кроме случаев, возникших в автомобиле СМП) на период проведения эффективных лечебных мероприятий на месте происшествия, направленных на предупреждение, устранение осложнений и (или) стабилизацию состояния; обеспечение протезиро­вания нарушенных функций жизненно важных органов в необходи­мых случаях.

Примечание: 5. Во всех подобных случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, проведения плевральной пункции, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) – больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки. Транспортировку осуществляет линейная бригада или по ее вызову, специализированная (БИТ), в зависимости от характера и тяжести заболевания, места случая и возможности выбора бригад.

В необходимых случаях ВБ, находясь в пути с больным, может вызвать (не останавливаясь) «на себя» специализированную бригаду.

Примечание 6. Проба перекладывания на транспортные носилки.

Одним из тестов, свидетельствующим об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакцийкровообращения, служит т.н. проба перекладывания на транспортные носилки.

При этом, до и после перекладывания измеряется САД и определяется частота пульса: при временном прекращении инфузий. Если изменения указанных параметров не превышают 10% от исходного – проба «отрицательная», если превышают – проба «положительная» (К.П.Каверина, 1981, с коррективами В.А.Фиалко, 2010).

Читайте также:  Энап противопоказания побочные эффекты

2. Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:

  1. находящихся на улице, в общественном месте, и на производстве (то же в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);
  2. а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочными и акушерскими) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниях должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (в положении Тренделенбурга) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов.

Инфузионная терапия не должна быть причиной отсрочки транспортировки при внутренних кровотечениях и травматическом шоке.

Назад в раздел научные труды

Источник

Русский Анестезиологический Форум (архив)
Регистрация и общение на форуме отключены, возможно только чтение сообщений
 

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
manychd

Зарегистрирован: 02.03.2001
Сообщения: 47
Откуда: Ростов-на-Дону

Добавлено: Пт Июн 27, 2003 2:22 pm    Заголовок сообщения: Транспортировка больных
Есть ли четкие рекомендации по оценке транспортабельности больных?

Какие имеются абсолютные противопоказания к транспортировке?

Если у больного имеется выраженный отек мозга на фоне дисциркуляторной энцефалопатии, грубая общемозговая симптоматика – кома 3, возможна ли его транспортировка в другое лечебное учреждение?

Какие будут мнения?

Спасибо!
Вернуться к началу

Alexandr

Зарегистрирован: 20.05.2002
Сообщения: 150
Откуда: Уфа

Добавлено: Пт Июн 27, 2003 3:07 pm    Заголовок сообщения:
Понятие транспортабельность сейчас очень условное, любого больного можно транспортировать при наличии реанимационной бригады. С другой стороны перевод из одного лечебного учреждения в другое не имеет смысла, если пациента не надо срочно оперировать, да и то если надо срочно оперировать, то лучше вызвать опербригаду на себя. Перевод же из одного реанимационного отделения в другое реанимационное отделение не производиться.

Alex
Вернуться к началу

manychd

Зарегистрирован: 02.03.2001
Сообщения: 47
Откуда: Ростов-на-Дону

Добавлено: Пт Июн 27, 2003 3:31 pm    Заголовок сообщения:
В каком смысле “из одного реанимационного отделения в другое”? А если это транспортировка больного из области в областную больницу?

Если это действительно запрещено, то какие документы это регламентируют?
Вернуться к началу

Alexandr

Зарегистрирован: 20.05.2002
Сообщения: 150
Откуда: Уфа

Добавлено: Ср Июл 02, 2003 4:59 am    Заголовок сообщения:
К сожалению не смог пока найти приказ. Не совсем понятен смысл перевода больного из одного реанимационного отделения в другое, даже из области в областную. Можно вызвать на себя любого специалиста, если это нужно.

Alex
Вернуться к началу

Alex Bogdanov

Зарегистрирован: 22.11.2000
Сообщения: 1416

Добавлено: Ср Июл 02, 2003 7:24 am    Заголовок сообщения: Перевод больных
Не знаком с реалиями нашей страны, но в Англии в связи с недостатком коек в реанимации и жестким регламентом – одна медсестра- один больной перевод больных из отного отделения в другое по причине просто нехватки коек или необходимости специализированного лечения случается часто. Тут жесткого регламента нет – переводу подлежит практически любой больной при условии, что его состояние более-менее стабильно, что может означать вентилированного больного на инотропах и так далее. Кроме того перевод зачстую небоходим для оказания помощи, которая недоступна на местах – например, нейрохирургические операции и тому подобное… Так что – перевод вполне возможен.
_________________
Alex
Вернуться к началу

manychd

Зарегистрирован: 02.03.2001
Сообщения: 47
Откуда: Ростов-на-Дону

Добавлено: Ср Июл 02, 2003 2:37 pm    Заголовок сообщения:
Спасибо за ответы!

Конкретная ситуация, в связи с которой у меня сейчас, как бы это сказать, некоторые неприятности: консультировал по санавиации родильницу. Вторые сутки после кесарева сечения по поводу эклампсии, на момент осмотра- кома 2-3, АД-150/90, после перестилания подъемы до 220-240. Терапия расписана, единственно- невозможность определения электролитов в районе. Больная в итоге умерла, уже у нас в отделении на 6-сутки. Так надо ли было ее везти на 2-е?
Вернуться к началу

Lobby

Зарегистрирован: 02.02.2003
Сообщения: 539
Откуда: Москва

Добавлено: Чт Июл 03, 2003 4:39 pm    Заголовок сообщения:
Последний раз на эту тему (Critical care transport) читал 11 лет т.н. Было написано примерно так, как передал Алекс старший. Но выскажу (сугубо) личное мнение: на скорой (санавиации), как и в операционной, смерть рассматривается как экстраординарное событие, вне зависимости от вероятности наступления такого исхода (которая может быть весьма высокой). Поэтому считаю несправедливым нагружать врача такой ответственностью — самому (да еще подчас по телефону) решать вопрос о транспортабельности на основании клинической картины и состояния больного. Должны быть национальные, региональные, учрежденческие инструкции, которые подстрахуют, снимут часть этой ответственности.
_________________
“Получит каждый по… клинку, и дураки переведутся”
Вернуться к началу

Алексей Грицан

Зарегистрирован: 01.03.2003
Сообщения: 238
Откуда: Красноярск

Добавлено: Пт Июл 04, 2003 9:55 am    Заголовок сообщения:
Не нужно бояться ответственности. Если нет желания транспортировать, то тогда о чем говорить.

У нас приняты только следующие противопоказания: 1) отсутствие хирургического гемостаза (до его восстановления), 2) выраженная артериальная гипотония на фоне адекватной инфузионной терапии и интотропной поддержки гемодинамики, 3) запредельная кома (читай смерть мозга). Во всех других случаях больной транспортабелен (безусловно реанимационной бригадой – анестезиолог-реаниматолог и фельдшер)
_________________
Алексей Грицан
Вернуться к началу

Ivanov

Зарегистрирован: 10.03.2003
Сообщения: 99

Добавлено: Сб Июл 05, 2003 8:03 pm    Заголовок сообщения:
Кажется у В.Л. Кассиля было исследование влияния транспортировки на реанимационного больного и в ряде случаев состояние улучщалось, что связывают с повышенным вниманием к одному больному одной бригады.
Вернуться к началу

Lobby

Зарегистрирован: 02.02.2003
Сообщения: 539
Откуда: Москва

Добавлено: Вс Июл 06, 2003 10:10 am    Заголовок сообщения:
Улучшалось по сравнению с кем и чем? По сравнению с нетранспортированными? Или по сравнению с “состоянием, предшествовавшим транспортировке”? Ха-ха! А каким было это состояние? И почему, по большому счету, оно улучшилось. И как быть с теми, у кого ухудшилось? Совсем ухудшилось? Ох уж эти “до-после”! Ох уж эта совковая наука! Ох уж мне этот детерминизм!
_________________
“Получит каждый по… клинку, и дураки переведутся”
Вернуться к началу

Дмитрий

Зарегистрирован: 30.01.2003
Сообщения: 15
Откуда: Омск

Добавлено: Сб Июл 19, 2003 5:33 pm    Заголовок сообщения:
У нас больные транспортируются из области практически в любом состоянии. Понятно, что экламптичку с давлением 220/140 при поворотах никто не повезет, а сначала стабилизируют, усилят магнезиальную терапию, увеличат глубину седации (иногда до 3 стадии наркоза), ну а потом может и вывезут…

Конкретными противопоказаниями у нас являются отсутствие хирургического гемостаза, отек мозга с угрозой вклинения, первые сутки после операции. При этих делах ни один врач на себя не возьмет смелость вывезти больного…
_________________
С уважением, Дмитрий.
Вернуться к началу

Алексей Грицан

Зарегистрирован: 01.03.2003
Сообщения: 238
Откуда: Красноярск

Добавлено: Вс Июл 20, 2003 2:18 am    Заголовок сообщения:
Конкретными противопоказаниями у нас являются … первые сутки после операции.

Не согласен с этим положением, а с остальыми в принципе да.
_________________
Алексей Грицан

Вернуться к началу

Zabar

Зарегистрирован: 06.10.2003
Сообщения: 222
Откуда: Ярославль

Добавлено: Ср Ноя 05, 2003 9:43 pm    Заголовок сообщения: Re: Транспортировка больных
manychd писал(а):
Есть ли четкие рекомендации по оценке транспортабельности больных?

Какие имеются абсолютные противопоказания к транспортировке?

Если у больного имеется выраженный отек мозга на фоне дисциркуляторной энцефалопатии, грубая общемозговая симптоматика – кома 3, возможна ли его транспортировка в другое лечебное учреждение?

Какие будут мнения?

Спасибо!

Предлагаю зарубежный образец (по «Реаниматология ,интенсивная терапия и анестезиология», 2001, №4), которого мы придерживаемся как члены транспортной реанимационной бригады (2 реаниматолога)

1.ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ В КОМАХ ( на примере ЧМТ)

КРИТЕРИИ ТРАНСПОРТИРУЕМОСТИ БОЛЬНОГО

при гарантии свободной проходимости дыхательных путей, возможности респираторной поддержки (ИВЛ) и надежного венозного доступа

SpO2 не менее 95%

EtCO2 около 35мм рт.ст.

Артериальное давление

среднее более 90мм.рт.ст.

систолическое более 120 мм рт.ст.

Внутричерепное давление (ВЧД) менее 20мм рт.ст. (270мм водн.ст.при пункции)

Церебральное перфузионное давление (ЦПД) более 70 мм рт.ст.

Температура тела – оптимальная 36 С

СТАБИЛИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО ПЕРЕД ТРАНСПОРТИРОВКОЙ

СИСТЕМА КРОВОБРАЩЕНИЯ

При ЦВД менее 3см водн.ст. – инфузионная поддержка

При АДсист. менее 90мм рт.ст. – дофамин в соответствующих дозировках

При АДсист. более 180мм рт.ст. – осторожно вазодилятаторы

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ

При SpO2 менее 95% соответствующая респираторная поддержка

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

При психомоторном возбуждении – купирование бензодиазепинами

При ВЧД более 20 мм рт.ст. – осмодиуретики
_________________
в этом, возможно, и соль

Вернуться к началу

Zabar

Зарегистрирован: 06.10.2003
Сообщения: 222
Откуда: Ярославль

Добавлено: Ср Ноя 05, 2003 10:32 pm    Заголовок сообщения:
Alexandr писал(а):
Не совсем понятен смысл перевода больного из одного реанимационного отделения в другое, даже из области в областную. Можно вызвать на себя любого специалиста, если это нужно.

В условиях профилизации крупных больниц и наиболее оснащенных отделений анестезиологии и реанимации в этих больницах больные переводятся для наиболее квалифицированного лечения как реаниматологом, так и профильным специалистом, участвующим в лечении ( хирургом, травматологом,инфекционистом и т.д.). Приезд специалиста в другое отделение далеко не всегла делает возможным требуемое лечение. (напр. длительная ИВЛ современной аппаратурой при ОРДС). С другой стороны, что мешает транспортировке при правильной её организации и при отсутствии уже отмеченных абсолютных противопоказаний?

Вернуться к началу

Alexandr

Зарегистрирован: 20.05.2002
Сообщения: 150
Откуда: Уфа

Добавлено: Чт Ноя 06, 2003 4:16 am    Заголовок сообщения:
Согласен, ничего не мешает.

Alex
Вернуться к началу

Показать сообщения:   

 

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Читайте также:  Пункция костного мозга противопоказания