Противопоказания при дистанционном обучении

Противопоказания при дистанционном обучении thumbnail

И способы их решения для детей и родителей.

Страну просто лихорадит от новостей о коронавирусе и мерах противодействия ему. Они все больше напоминают сводки с фронта. Школьников защитили заблаговременно — школы закрыты уже три недели, и открыть их не обещают. С 6 апреля ученики, а также их родители приступили к дистанционному обучению. Дело это нелегкое и, можно сказать, опасное. При том опасности эти не явные. Мало кто из нас задумывается о них, когда на горизонте маячит более серьезная, как нам кажется, угроза.

Но если опасность заболеть коронавирусом при условии соблюдения правил изоляции и гигиены достаточно невелика, то те угрозы, о которых мы не задумываемся сейчас, могут доставить нам много хлопот потом, когда COVID-19 будет побежден и все вернется к обычной нормальной жизни. Так давайте вместе рассмотрим все опасности дистанционного обучения и найдем средства борьбы с ними.

1. Стресс

Суть проблемы

И речь сейчас идет не о том стрессе, который мы все сейчас испытываем, читая новости или смотря телевизор. С этим стрессом тоже нужно бороться. Но это другая история, а сейчас нас больше интересует стресс от изменений в формате обучения. Дети привыкают к учителю, к подаче информации, к количеству этой информации. А родители привыкают, что им нужно максимум помочь ребенку с выполнением домашнего задания, а не замещать учителей по всем предметам.

Решение

Чтобы свести стресс от перехода на дистанционное обучение к минимуму, начинайте привыкать к новому режиму постепенно. Выделите время, желательно в первой половине дня, зарегистрируйтесь на обучающих онлайн-ресурсах, повторите пройденные темы по учебникам. Успокаивающие травяные чаи также помогут адаптироваться к новым условиям.

2. Зрение

Суть проблемы

В школе ребенок проводит за партой по 45 минут, потом у него перемена и новый урок. Да, он смотрит на доску, он пишет в тетради. Но все это, как правило, при естественном освещении. Внимание переключается, напряжение глаз снижается. Дома существует опасность создать для глаз то самое перенапряжение. Особенно, если школа собирается полноценно учить детей по интернету. Зрение может пострадать не только у учеников, но и у их родителей, которые и так вынуждены проводить за компьютером больше времени из-за работы на удаленке.

Решение

Для детей необходимо ввести режим работы за компьютером и выполнения заданий. Сразу — не больше 30 минут, а затем перерыв. Взрослым желательно выполнять специальную гимнастику, которая снимает мышечное напряжение, а также поддерживать здоровье глаз изнутри с помощью различных витаминов и БАДов после консультации со специалистом.

3. Гиподинамия

Суть проблемы

О том, что у большинства из нас небольшие квартиры, говорили еще герои известного советского фильма. И хотя с тех пор у некоторых квартиры стали просторнее, они все равно не предназначены для круглосуточного нахождения в них всех членов семьи. Двигаться просто негде. А гулять нельзя… Но недостаток движения вреден, как детям, так и взрослым.

Решение

Нужно обязательно начать делать зарядку по утрам, а также физкульт-минутки в течение дня. Можно даже немного попрыгать (соседи простят, они сами в таком же положении). Если есть возможность ходить по кругу, нужно ходить. Если есть любой тренажер — вообще идеально! Используйте его на полную катушку. Найдите в интернете уроки танцев и танцуйте под них вместе с детьми. Главное — не сидеть или лежать по 24 часа в сутки.

4. Переедание

Суть проблемы

Жить постоянно возле холодильника с ограниченной двигательной активностью и в замкнутом пространстве вредно не только для взрослых, но и для детей. Постоянный просмотр телевизора и видеороликов в интернете способствует поеданию «вкусняшек». Результатом может стать не только лишний вес (да, и у детей тоже), но и проблемы с пищеварением.

Решение

Рецепт прост — контролировать питание! Убрать из доступа все конфеты, печенье, орехи и даже фрукты. Устраивать перекусы только под контролем. Не сидеть перед монитором или телевизором целый день, а играть, выполнять упражнения, читать книги, уроки учить. А то потом придется потратить много сил для исправления ситуации.

5. Осанка и остеохондроз

Суть проблемы

Долгое сидение и даже лежание в одной статичной позе наносит вред спине. У детей портится осанка, возникает сколиоз, у взрослых прогрессирует остеохондроз, отложение солей и другие неприятные состояния позвоночника. Все это приводит в дальнейшем к боли и даже проблемам с движением. А этого совсем не хочется.

Решение

И снова возвращаемся к вопросам физкультуры — зарядка, упражнения, танцы, подвижные игры типа Твистера спасут ситуацию. Можно подумать об изучении и практике йоги. Видеоуроков в интернете много, а для спины очень полезно. За осанкой детей нужно внимательно следить. Чтобы лучше контролировать не горбится ли ребенок, дайте ему походить по квартире с книгой на голове (выбирайте ту, которую не жалко, будет падать). Можно даже устроить соревнования, кто дольше продержится.

Будьте здоровы! Пусть этот карантин не отразится на вашем моральном и физическом состоянии. Делитесь своими рецептами решения поднятых нами проблем. Сидеть дома вместе веселее!

Источник

Письмом Министерства просвещения от 19 марта 2020 г. утверждается дистанционная форма дальнейшего обучения. Кто-то обрадовался, кто-то, наоборот, разочарован. Но вне сомнений об этом стоит задуматься всерьез.

Несмотря на видимость удобства, эффективности и простоты дистанционного обучения, существует масса возможностей для общественной деградации. Почему?

Последствия дистанционного обучения

1. Остановка развития речевого аппарата учащихся

Это касается и взаимодействия их с учителями и с другими учениками. Видеосвязь – это хорошо, но многие люди в силу индивидуальных особенностей не решатся высказаться или, наоборот, по интернет-связи они кажутся Пушкиными и Толстыми, в отличие от живого общения.

“Дистанционная форма нацелена на развитие у учащихся навыка правильно формулировать свои мысли и конструктивно обсуждать вопросы” – это звучит так оптимистично! Вопрос: каким образом?

2. Отсутствие визуального контакта

Каждый профессиональный психолог подтвердит, что важным для установления любой коммуникации в общественных группах является непосредственный контакт с людьми. Учителя “за кадром” все будут воспринимать как говорящую картинку, а не как живого человека. Это нужно для того, чтобы воспитать поколение роботов?

3. Уничтожение метода обучения “вопрос-ответ”

Вопросы, которые появляются у учащихся во время процесса обучения, являются чуть ли не самой важной составляющей в усвоении знаний. Впоследствии именно они перерастают в недостаточное освоение учебной программы и проблемы со сдачей экзаменов.

Во-первых, связаться с учителем теперь будет гораздо сложнее и дольше, чем просто быстро подойти и спросить. Дети просто передумают спрашивать.

Во-вторых, когда ученики будут формулировать вопросы во время конференц-связи, они будут отсеивать в голове “глупые вопросы”, чтобы не показаться отсталым. Зачастую они далеко неглупые и даже оказываются наиболее важными. Но об этом никто никогда не узнает.

4. Подготовка к экзаменам экстерном

Самостоятельная подготовка – это замечательно, но не до такой степени.

Именно ввиду неэффективности экстерна было введено обязательное прохождение обучения в автошколах начинающих водителей (а ранее, как мы помним, можно было сразу идти и сдавать экзамен на знание ПДД).

Чем обучение в школе отличается от курсов водителей? Оно не только не легче, но и сложнее, требует постоянной практики, проведения лабораторных и исследовательских работ. Кроме того, учителя нередко призывали учащихся по всем непонятным вопросам подходить и спрашивать.

Сейчас тоже можно спросить, но сколько времени у ученика уйдет на фотографирование материалов для наглядного изображения учителю и ожидания ответа!

5. Торможение развития социальных навыков

Не бывает идеальных школ, и помимо непосредственно получения знаний учащиеся развивают умение поддерживать общение с одноклассниками как коллегами, находить с ними общий язык. Более застенчивые и замкнутые ученики могут впоследствии преодолеть этот барьер, почувствовав себя значимыми. Кто-то поддержал шутку, кто-то дружески хлопнул по плечу – это мелочи, которые незаметным образом отражаются на уверенности в себе.

Зная любовь современного поколения к общению в соцсетях, нужно делать все возможное для того, чтобы предотвратить переход на искусственный субстрат общения – переписки и звонки. Дети должны уметь держаться, уверенно смотреть в глаза, а не в пол, что дистанционное взаимодействие полностью игнорирует.

6. Отрицательное влияние на здоровье

Да здравствуют сидячий образ жизни и очки для коррекции зрения! В школе дети бегают, общаются, переходят из кабинета в кабинет. А чем ребенок будет заниматься дома в перерыве? Ходить на кухню и опять сидеть? Можете представить себе образ ученика будущего: с искривленной осанкой, лишним весом и в очках.

Можно взять себя в руки – заниматься физическими упражнениями, помочь по хозяйству, – но все ли к этому готовы?

7. Бюрократия: общение с учителями через тьюторов

Тьютор – это своего рода проводник, посредник. Учителя не всегда будут готовы моментально отвечать на вопросы и решать проблемы учащихся на месте, они тоже отдыхают и занимаются своими делами. А гибкий график предоставляет для этого массу возможностей. Функцию связи между учителями и учащимися и будет осуществлять тьютор через специальную платформу.

Если ученику бывает лень подойти к учителю, находящемуся в пару метрах от него, как вы думаете, будет ли у него желание решать вопросы через посредников? Готов ли будет проходить через этот бюрократической механизм?

8. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Учитель, как и учащиеся, не будет замечать уровень понимания в аудитории. “Я же по глазам вижу и твоему поведению, что ты даже не слышал меня!” – так часто говорят учителя, и не зря. Иногда ответ “да” на вопрос “ты все понял?” сразу сводятся на нет, когда педагог наблюдает за ребенком.

Получается, что учитель без конца, подобно радио, будет говорить и говорить, изредка бросая вопрос “всем все понятно?” и получая в ответ хоровое “да”. В учебном классе этот вопрос можно не задавать: если учитель видит, что ученики сильно отвлекаются или молча уставились на него широко открытыми глазами, значит придется объяснять заново.

В дистанционном варианте учитель просто не заметит возможного недопонимания материала отдельными учениками.

Проблемы с внедрением дистанционных технологий

Что делать школе, которой не хватает денежных средств на реализацию этого грандиозного проекта?

Факт: доля государственных расходов на образование в ВВП в России составляет 3,5%. По уровню образованности Россия занимает 8-е место.

О каких дистанционных разработках обучения может идти речь, если даже не у всех школ есть возможность выплачивать заработную плату учителям и предоставлять бумажные учебные материалы?

Финансирование более-менее ощутимо в регионах Центрального округа России. Но я знаю, что даже не во всех школах кабинеты были оснащены компьютерными технологиями для проведения презентаций. Презентаций! А здесь речь идет о более масштабных задумках, которые, несмотря на кажущуюся простоту, потребуют гораздо больше и времени, и финансов.

А теперь попробуйте объяснить суть использования дистанционной формы обучения учителям отдаленных сельских школ. Министерству просвещения еще не смешно?

Источник

Сюжет Меры против распространения коронавируса в России

Противопоказания при дистанционном обучении

Фото: Shutterstock.com

14 марта Минпросвещения РФ рекомендовало учебным заведениям при необходимости временно перевести школьников на дистанционное обучение. Такое решение приняли после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
 
С понедельника, 16 марта, свободное посещение вводится во многих школах. Для тех, кто пожелает остаться дома, организовано дистанционное обучение. То есть родители могут сами принять решение, отводить ли ребенка в школу или нет. Для тех, кто решит переждать эпидемию дома, обучение будет проходить с помощью различных онлайн-сервисов.

Из-за угрозы заболевания коронавирусом Министерство науки и высшего образования выпустило рекомендацию перевести на дистанционное обучение студентов. Образовательным учреждениям поручили предусмотреть возможность предоставления индивидуальных каникул для студентов, в том числе путем перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану. Принять меры рекомендовано также с 16 марта.

Противопоказания при дистанционном обучении

Что значит дистанционное обучение и как оно проходит?

Такой образовательный процесс проходит вне стен школы, высшего или другого учебного заведения. Все задания можно выполнять на своем компьютере. В расписании планируется вся работа учащегося по каждому предмету. Указываются темы, которые необходимо изучить, и задания, которые необходимо выполнить, время проведения онлайн-уроков, сроки выполнения тестов, контрольных и практических работ.

Дистанционное обучение происходит в режиме онлайн в соответствии с государственной программой и включает такие формы, как видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции. Школьники и студенты работают через электронно-информационные ресурсы, персональные сайты преподавателей и систему дистанционного тестирования. Соответственно, школа или вуз должны обладать онлайн-программами для занятий и специально разработанной системой аттестации. Отметки, полученные за выполненные дистанционные задания, заносятся в электронный журнал.

Противопоказания при дистанционном обучении

Какие права и обязанности есть у школьника и студента при дистанционном обучении?

Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учебного заведения. К школьникам и студентам государство предъявляет одинаковые требования по освоению программы, вне зависимости от того, занимаются они дистанционно или в стенах учебного заведения. Так школьники как минимум должны освоить программу в пределах ФГОС. Также они должны пройти промежуточную и итоговую аттестации. Студентам, соответственно, необходимо сдать сессию. При дистанционной форме обучения текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательными учреждениями традиционными методами (то есть посредством очных зачетов, контрольных и пр.) или с использованием дистанционных образовательных технологий.

В Рособрнадзоре ранее заявляли, что не планируют переносить даты ОГЭ и ЕГЭ. Однако 16 марта стало известно, что в России внесут изменения в расписание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для школьников, сроки его досрочной сдачи перенесут, новые даты определят в ближайшее время. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, все изменения в расписание будут внесены без ущерба для сдающих и их последующего поступления в вузы.

Перевод экзаменов в онлайн-формат в связи с возможным ухудшением эпидемиологической обстановки пока также не планируется, чтобы не имело место мошенничество и списывание. Сдача экзаменов в дистанционном режиме в тех вузах, которые ранее не предполагали подобной формы обучения, также не предусмотрена.

Противопоказания при дистанционном обучении

Какие ресурсы используют при дистанционном обучении?

Во время такого обучения школы и вузы используют дистанционные образовательные технологии. Порядок их применения регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 г. В разных регионах используют свои цифровые системы. В столице, например, при такой форме обучения используют ресурсы «Московской электронной школы», аналогичные порталы для дистанционного обучения есть в Санкт-Петербурге и других городах. В некоторых школах пользуются образовательными платформами российских разработчиков (Яндекс.Учебником, «Учи.ру»). Кроме того, абсолютно всем школьникам доступна платформа «Российская электронная школа», созданная в рамках нацпроекта «Образование». По словам министра просвещения Сергея Кравцова, она содержит более 120 тысяч заданий и видеоуроков по всем школьным предметам. Для того чтобы выполнить тесты, прослушать обучающие ролики и аудиоподкасты, посетить виртуальные музеи, театры и библиотеки, необходимо зарегистрироваться и открыть нужный предмет.

Противопоказания при дистанционном обучении

Что нужно, чтобы перейти на дистанционное обучение?

Родители школьника должны проинформировать о принятом решении школу, в которой учится ребенок. В случае принятия такого решения в электронном журнале можно самостоятельно сделать отметку об отсутствии, выбрав «Другая причина» (Дистанционное обучение). Студентам, которые будут проходить дистанционное обучение, необходимо связаться с учебным офисом своей программы, согласовать учебный план и продолжить обучение дистанционно.

Оставить
комментарий (0)

Источник

Левина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ НОШ №28,

высшая квалификационная категория

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения.

«В современном мире

 телевидения и компьютеров

 дети всё меньше становятся способны

слушать и слышать друг друга,

слушать родителей и нормально говорить сами»  

 Тейл Мак Клеланд

Американский профессор психологии 

   Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Появление ПК в образовательных учреждениях дало возможность формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.

     Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

           С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение.

          Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

        Дистанционное обучение – хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

          К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость – учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Разработка программ – хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
  • Творчество – комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

      Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам, да и обучению в целом. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру.

       Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.  

    Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. И дистанционное обучение у многих детей, особенно младшего школьного возраста, ассоциируется с очередной компьютерной игрой. Педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать  обучение в надлежащем темпе и объёме.

          Очевидные минусы дистанционного обучения:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
  • Вреден ли ребенку компьютер

         Компьютер ребенку вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

    При дистанционном обучении, как никогда, необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье наших юных гениев: соблюдать чувство меры, отдыхать не от ребенка, а с ребенком, время должно быть строго регламентировано, делать паузы, использовать оптимальные настройки монитора и правильную частоту обновления экрана. Нельзя забывать, что всё хорошее в меру! Даже самый замечательный и полезный урок, организованный с помощью дистанционного обучения может стать вредным для ребёнка. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

             Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

     При рассмотрении  вопроса школьного  дистанционного обучения в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.

     Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных  успехов в учебе. 

Фрагменты с уроков дистанционного обучения:

-технология, тема “Пирамида”                                             https://yadi.sk/i/Jrvh–fIt-FgcQ

https://yadi.sk/i/2X20M9XwybOX-w

-технология, тема “Техническое моделирование и конструирование”

https://vk.com/video27038600_456239080

https://vk.com/video27038600_456239079

-технология, тема “Кукольный театр”

https://yadi.sk/i/m0mOLQX7vxRHeg

-музыка, тема “Джазовая музыка”

https://yadi.sk/i/Jd3GG7OhSKWAyQ

-ИЗО, тема “Скульптура в музее и на улице”

https://yadi.sk/i/8muMlXehN7rILw

-русский язык, тема “Части речи”

https://yadi.sk/i/VEA3lAC_9FhbFw

Уважаемые педагоги! Помните – Всё в ваших руках!

Источник