Противопоказания при песочной терапии

Аналитическая психология утверждает, что истинные возможности и целительные силы для развития индивидуальности находятся именно в бессознательной сфере личности.
Бессознательное более активно общается с нами в виде образов и символов во снах, когда состояние человека сознанием не контролируется. Но также оно активно и днем.
Песочную терапию можно назвать снами наяву, когда подсознание свободно проецируется на песок через активное воображение, а сознание это наблюдает. И задача песочного терапевта – помочь человеку как можно полнее выразить в песочнице свои подсознательные чувства, а затем подвести его к пониманию и осознанию полученной песочной картины для того, чтобы извлечь ресурсы и показать их ему.
Нам сложно описать словами свои переживания, боль от потерь, внутренние конфликты, страхи и тревоги. Но это все легко отразить в юнгианской песочнице.
Суть песочной терапии.
Суть песочной терапии состоит в том, что через песок наше бессознательное пространство трансформируется и переносится во внешний мир в виде образов и символов и выходит в сознание, то есть становится видимым, осязаемым и осознаваемым. Все происходящие внутри нас процессы постепенно перестают пугать и тревожить и создают ресурсное состояние для дальнейшего развития.
Благодаря песочной терапии мы способны вернуться в тревожную, беспокойную ситуацию и переиграть ее, изменив шаблон своего привычного поведения.
Человек сможет ощутить, какими ресурсами обладает, в чем испытывает потребность, что еще необходимо проработать в себе для достижения определенной цели.
При работе с песком, через образы, внутреннее пространство человека высвобождается от негатива (страха, тревоги, агрессии) и наполняется новым ресурсным состоянием. Фигуры на песке позволяют проиграть конфликтные ситуации и найти способы выхода из них, преодолеть барьеры, с которыми он не решается справиться в повседневной жизни.
Что происходит во время сеанса песочной терапии?
Песочная терапия – это очень увлекательный процесс, во время которого клиент окунается в безопасное пространство, убирая любое сопротивление.
Во время составления песочной композиции в человеке запускается внутренний процесс трансформации. Открывается доступ к его заблокированным возможностям. Он заново переживает эмоции и чувства, прорабатывает их на песочном поле, тем самым, приобретает способность увидеть, осознать и проанализировать проблемную ситуацию и сформировать свое новое ресурсное состояние.
Перед человеком открывается возможность построить свой особенный, уникальный мир. Используя ящик с голубым дном и бортами, символизирующими воду и небо, песок, воду, фигурки людей, животных и птиц (диких, домашних, мифических), природные материалы (шишки, палки, ракушки, камни), машины и строения, предметы обихода, клиент создает картину, которая отражает бессознательные процессы его личности. Она четко показывает прошлое, настоящее и будущее: воспоминания, планы, мечты, намерения, возможные тревоги, страхи, препятствия.
Очень часто сознание не отражает истинную проблематику человека, потому что она сидит глубоко в подсознании. Клиент приходит с одним запросом, а в процессе песочной терапии выясняется, что в реальности его беспокоит совершенно другое.
Песочная терапия позволяет
- Своевременно отреагировать в затруднительной жизненной ситуации.
- Пережить горестные чувства и потерю отношений.
- Определить, в каком направлении двигаться дальше.
- Осознать, что именно не дает вам реализовать свой проект.
- За короткое время услышать свои истинные желания и оценить собственные возможности.
- Преодолеть препятствия на жизненном пути.
- Выбраться из затяжных проблем и неприятных конфликтов.
- Избавиться от страхов и тревог, которые блокируют сознание, в результате чего тело перестает нам подчиняться.
- Спрогнозировать дальнейшие действия, если стоите перед выбором и не понимаете, какое решение принять.
- Смоделировать допустимую ситуацию, проиграть ее, увидеть и понять возможный конечный результат.
Песочная терапия предусматривает возможность работать индивидуально, в паре, в группе. Хорошо показывает себя при работе как со взрослыми, так и с детьми.
Противопоказания к применению песочной терапии.
- Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).
- Психически нездоровые люди (шизофрения, эпилепсия).
- Аллергия на пыль и мелкие частицы.
- Легочные заболевания.
Человеческая психика природно настроена на самовосстановление. Но на это могут уйти месяцы и годы.
Современный мир не стоит на месте, темп жизни ускоряется, мы испытываем нехватку свободного времени и вынуждены подстраиваться под динамический рост и нацеливаться на быстрые результаты. Эффективно достигнуть всего этого, сэкономив время и энергию, вы сможете уже сейчас, записавшись на консультацию к песочному терапевту.
Видео – Фигурки для песочной терапии
Если вы решили записаться на консультацию к психологу, контактные данные здесь!
Источник
Наталья Шведова
Консультация для воспитателей «Песочная терапия: требования и противопоказания. Условия для создания песочных игр»
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песокможет быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, – это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми»детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.
Показания к песочной терапии
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае,если ребенок:
Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает.
Ограничен в проявлении своих чувств.
Переживает экзистенциальный или возрастной кризис.
Имеет психологическую травму.
Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапиюнельзя проводить в следующих случаях:
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Эпилепсия или шизофрения.
Ребенок с очень высоким уровнем тревожности.
Ребенок с неврозом навязчивых состояний.
Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Использование песочной терапии даёт положительные результаты:
– Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
– Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка.
– Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
– Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).
– Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Советы по организации занятий
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Итак,некоторые рекомендации:
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте лоток в углу комнаты.К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка,предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песокчерез самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий и после с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
Источник
Многие родители слышали об удивительных результатах, которые дает песочная терапия для здоровья и развития детей. Но не многие знают, что собой представляет этот метод и как его применять. В этом материале мы расскажем о сути и принципах, о показаниях и противопоказаниях, а также научим мам и пап проводить сеансы пескотерапии самостоятельно.
О методе
Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.
Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.
Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии наряду с музыкотерапией, сказкотерапией и изотерапией. Конечно, он применяется не в каждом детсаду или в школе, как рисование или лепка, но от этого не становится менее эффективным и интересным.
Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:
- диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
- снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
- помогать ребенку более гармонично развиваться;
- способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
- помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.
Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.
История
Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем метода пескотерапии считается Карл Юнг, именно он создал теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне. Это было в начале XX века и тогда только ленивые не увлекались психологией и психоанализом. Нет ничего удивительного в том, что эстафету быстро подхватили многочисленные последователи, ученики и поклонники Юнга.
В 1930 году в Лондоне Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.
В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка.
В советское время песочницы были в каждом дворе, и в них ежедневно играли сотни и тысячи ребят. Сегодня игры с песком также нравятся детям самого разного возраста.
Понаблюдайте, если будет возможность, за взрослыми, которые с удовольствием пересыпают песок в ладонях на пляже, которые, задумавшись, собирают песок горкой. Все это – проявления глубоко спрятанного «внутреннего ребенка» с его страхами и переживаниями, радостями и мечтами.
Показания и противопоказания
Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.
Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:
- детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
- детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
- детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
- ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
- малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
- детям с заболеваниями нервной системы;
- ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
- всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.
Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:
- синдром дефицита внимания;
- эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
- синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
- аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
- туберкулез;
- тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
- детский возраст до 1,5-2 лет.
Эффективность и результаты
Действие песочной терапии комплексное.
Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.
Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.
Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.
Наиболее ярко эффект от пескотерапии проявляется у детей, которым занятия совмещали с другими методами арт-терапии, например, включали во время занятия классическую музыку, рассказывали одновременно сказку или басню, читали стихи.
Наиболее успешным признано использование песочной терапии в логопедии, в комплексном развитии дошкольников, в занятиях, направленных на укрепление памяти, внимания, развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка, в диагностике психологических проблем дошкольного, школьного и подросткового возрастов, в реабилитации и обучении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Оборудование для занятий
Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.
В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.
Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками.
Стоимость готового набора может быть довольно внушительной, все зависит от того, насколько укомплектованным он получится. Обычно фигурки и миниатюры продаются отдельно, по тематике. Но покупать дорогой профессиональный набор вовсе не обязательно. Ниже мы расскажем, как создать его своими руками.
Программы игр
Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.
В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.
Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.
После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.
Игры могут быть:
- фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
- развивающими и обучающими (чтение, счет);
- проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
- коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
- семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).
Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.
Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.
Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.
Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми. Для домашнего практикования песочной терапии родителям понадобится сделать ящик, который будет соответствовать заданным размерам по ширине, высоте (размеры указаны выше). Песок промойте в нескольких водах и хорошо просушите. Если нет желания или возможности покупать наборы фигурок, соберите все миниатюрные предметы, которые, на ваш взгляд, могут представлять интерес для строительства нового мира – пуговицы, заколки, гайки, пробки, металлические крышки, косточки от персиков и детских счет, большие бусины, шишки и семечки, маленькие игрушки (из шоколадных яиц, например).
Перед началом занятий маме нужно определиться, в каком направлении строить лечебные сеансы, для этого нужно провести диагностическую проекционную игру. Ребенок должен нарисовать пальчиками на песке любые знаки и фигуры, это поможет хотя бы приблизительно понимать суть его проблем. Как их расшифровать, расскажем ниже.
Если самостоятельно диагностировать психологические проблемы чада не удается, обратитесь к психологу. Немало полезных знаний даст маме книга Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке».
Расшифровка знаков
Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует чадо и в чем оно нуждается:
- замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
- хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – хаос и смятение внутри самого ребенка;
- отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
- круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
- спирали – нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
- острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Отзывы
По отзывам родителей, от песчаной терапии уже через пару недель становится заметна польза – у ребенка улучшается сон и аппетит, реже случаются вспышки гнева или истерики. Систематические занятия с песком хотя бы дважды в неделю способствуют повышению успеваемости в школе.
Методика простая и понятная всем, а поэтому отзывы о ней в основном только положительные.
Подробнее о песочной терапии и ее преимуществах вы узнаете в следующем видео.
Источник