Противопоказания при прохождении медкомиссии водителями

Правовые акты на сегодняшний день предусматривают ряд противопоказаний к управлению авто. Среди них в большинстве психические расстройства, нарушения зрения, отсутствие конечностей и остро и внезапно проявляющиеся заболевания преимущественно связанные с головным мозгом. Но есть и разного рода ограничения и особые показания. В этой статье мы рассмотрим полный перечень самых распространённых заболеваний, выясним, можно ли ездить с ними за рулём, далее приведём полный перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами, актуальный на 2020 год и разрешим вопрос, с какими болезнями водить машину точно можно.
Медицинские противопоказания – что говорит закон?
В автомобильном праве 2020 года есть всего один настоящий закон, который регулирует возможность вождения в зависимости от наличия тех или иных болезней. Это Федеральный закон “О безопасности транспортных средств”, конкретно, его статья 23. При этом, вы не найдёте в этой норме конкретных указаний на те или иные противопоказания – к примеру, диабет, эпилепсия, астма, состояния после инсульта, беременность и другие.
Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, но и там нет конкретных заболеваний, при которых нельзя водить машину. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10. Но ниже мы выясним, можно ли управлять автомобилем при конкретном заболевании, которое интересует вас.
Обратите внимание, что, помимо противопоказаний, есть ещё 2 вида предписания для состояний и болезней. Таким образом, в общей сложности их 3:
- противопоказания к управлению транспортными средствами – это заболевания, при которых запрещается вождение любых ТС,
- медицинские показания к езде – это особые условия, только при соблюдении которых вы можете сесть за руль: наличие медицинских приспособлений, помогающих управлять, конструктивных элементов (например, подрулевого переключателя скоростей или парктроников),
- ограничения к управлению – они, соответственно, ограничивают право вождения только на определённых категориях авто (например, на мотоциклах, фурах или всех грузовых машинах).
Здесь следует отметить, что есть всё же ещё и столь популярный нормативный акт – ПДД, который запрещает нам (пункт 2.7) управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии. Да, это практически недоказуемо инспектором, и штрафов и других видов наказаний за это нет (кроме состояния опьянения). Поэтому выбор под вашу персональную ответственность.
Как запрещают водить авто при болезнях?
Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2020 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.
То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.
Но законодательно вообще отнять у вас право управления может только суд. В целом же, возможны 3 варианта, когда у вас не будет такого права:
- если вы не получали права никогда,
- если вас лишили прав,
- если суд постановил прекратить такое право из-за появившегося медицинского противопоказания к управлению (статья 28 ФЗ О БДД).
Почему в последнем случае отнять такое право может только суд, а оно не прекращается автоматически? Потому что именно на это указал Верховный суд в одно из своих недавних Постановлений Пленума:
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истёк, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.
С какими болезнями можно и нельзя ездить?
Рассмотрим список наиболее распространённых заболеваний и выясним, являются ли они противопоказанием, ограничением или особым показанием к вождению в 2020 году.
Можно ли управлять после инсульта?
Постинсультное состояние значительно повышает риск попасть в ДТП. Однако, непосредственно сама болезнь не является ни противопоказанием, ни ограничением к управлению, так как отсутствует в перечне таковых. Но обратите внимание, что нельзя ездить за рулём, если в результате инсульта развились следующие состояния:
- деменция любой формы,
- амнезия,
- слепота на оба глаза.
При беременности
Вождение, будучи “в положении” также не является противопоказанием к управлению ТС. Причем, нет смысла выяснять, до какого срока можно ездить за рулём автомобиля, и со скольки недель это запрещено – любой срок беременности формально в 2020 году не является запретом к вождению.
При эпилепсии
А вот при эпилептических расстройствах запрещается управлять машинами любых категорий, с любыми медицинскими приспособлениями и конструкцией авто.
Причина тому проста – эпилепсия официально утверждена в качестве противопоказания к управлению и находится в соответствующем перечне, который мы ещё представим немного ниже.
При диабете
Ни сахарный, ни иные виды диабета, вне зависимости от типа заболевания не являются условием, ограничивающим и, тем более, запрещающим вождением. Диабетикам разрешено управлять транспортными средствами всех категорий и видов.
При энцефалопатии
Ещё одна болезнь, которая, хотя и опасна, но никак не урегулирована законодательством 2020 года для ограничения лиц с этим условием по вождению автомобилями.
С любым видом энцефалопатии – лекарственным, лучевым, травматическим, дисциркуляторным и так далее ездить можно.
При астме
Бронхиальная астма, несмотря на свои также тяжёлые порой симптомы, не запрещает формально управлять машинами любых конструкций и категорий.
При астигматизме
Законодательство предусматривает ограничение к управлению транспортными средствами при наличии нарушения рефракции зрения – то есть снижения его остроты.
А, так как астигматизм напрямую связан со снижением рефракции, то вам в водительском удостоверении в 12 графе поставят отметку “GCL” или “Очки/линзы обязательны”. Она обязывает водителя ездить только в корректирующих зрение устройствах, а без них права управления нет.
Более подробно о такой отметке мы говорили в отдельной статье.
При аритмии сердца и других сердечных заболеваниях
Ни аритмия (мерцательная и иные), ни другие болезни сердца не являются противопоказанием к управлению. Также они не ограничивают возможность езды и категории транспортных средств.
Кроме того, ничего не запрещает ездить с поддерживающими здоровье аппаратами, например, с кардиостимулятором.
При болезни Паркинсона
Ещё одно опасное состояние на последних своих стадиях. Оно напрямую не является противопоказанием к вождению автомобилем вне зависимости от формы и стадии. Однако, при наличии развившегося в результате него слабоумия (деменции) управлять уже запрещается.
При гипертонии и гипотонии
А вот повышенное или, наоборот, пониженное кровяное давление не состоит ни в перечне противопоказаний, ни в списке ограничений к езде на транспортных средствах.
Можно ли ездить со сломанной рукой или ногой, в гипсе?
Можно. Если вы сами сможете это сделать и, опять же, правильно оцениваете свои возможности и ответственность перед окружающими.
Наличие гипса на ноге или руке не является противопоказанием к управлению. Гипс также не требует никаких дополнительных приспособлений для этого. Есть лишь ограничения для управления автомобилем только с автоматической коробкой передач либо с ручным управлением (вместо педалей рукоятки под рулём) при отсутствии конечности или фаланг пальцев. Но временные травмы к этому, конечно же, не относятся.
Можно ли управлять с головной болью?
Да. Головная боль – это вообще симптом, который может быть как результатом болезни, так и просто утомлённого усталого состояния. А ПДД прямо запрещают управлять автомобилем в утомлённом и болезненном состоянии. Правда, ни наказания за это в 2020 году нет, ни сотрудник ГИБДД выявить головную боль не сможет.
С дальтонизмом
И вот здесь кроется самый большой миф в автомобильном законодательстве. В большинстве интернет-ресурсов вы найдёте информацию о том, что дальтонизм – это полный запрет водить машину. В качестве “пруфов” такие издания ссылаются на Приказ №302 Минздрава. Вот только этот приказ регулирует периодические медосмотры работников вредных производств, и к обычному обследованию на водительские права не имеет никакого отношения.
По состоянию на 2020 год только один конкретный вид дальтонизма является противопоказанием к управлению автомобилем – ахроматопсия, то есть полное отсутствие восприятия цветов – только чёрно-белое видение мира. Если вам в карточке поставили этот диагноз (код по МКБ – Н53.51), то ездить нельзя. Если другое состояние, то можно.
С депрессией
Депрессивное расстройство относится к аффективным расстройствам настроения, а те являются условием, при котором полностью запрещается вождение на транспортном средстве любой категории.
Со склерозом
Склеротическое расстройство не является ни противопоказанием, ни ограничением к управлению. Но человек может забыть не только водительское удостоверение дома, но и значения запрещающих знаков и другие важные тонкости дорожного движения.
С онкологией
Сама по себе болезнь не имеет отношения к ограничениям или полным запретам к управлению транспортными средствами. Если только рак вызывает определённые симптомы, ставящие под угрозу безопасность дорожного движения.
С сотрясением и ЧМТ
Черепно-мозговые травмы сами по себе бывают разные. Но если они подходят под определение: “34. Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики” – то есть если они приводят к неврологическим проблемам, то в этом случае для водителя действует ограничение. Он не сможет получить права следующих категорий:
- C – грузовые автомобили более 3,5 тонн,
- CE – грузовики с прицепом,
- D – автобусы,
- DE – автобусы с прицепом,
- Tm/Tb – троллейбусы и трамваи.
А вот легковыми автомобилями и мотоциклами управлять с сотрясением мозга или другими ЧМТ вполне можно.
С температурой
Помните, выше мы говорили об утомлённом состоянии по ПДД? Именно к этому и можно отнести вождение с температурой тела выше 37℃. И более ни к чему – никаких других противопоказаний и ограничений в соответствующем перечне для температуры нет.
Какой перечень противопоказаний к управлению в 2020 году?
Приводим список противопоказаний к вождению автомобилем. Это те состояния и заболевания, которые целиком и полностью запрещают ездить за рулём.
Они регулируются соответствующим Постановлением Правительства РФ №1604 и подразделяются на 10 классификаций по природе происхождения и по сути являются не самими болезнями, а общими видами отклонений. Никаких новых законов в 2020 году по ограничениям к управлению из-за медицинских отклонений в силу не вступало.
Психические расстройства
К ним относятся:
- депрессия,
- деменция (слабоумие),
- амнезия,
- делирий,
- галлюциноз (галлюцинации),
- бредовые психические расстройства,
- расстройства личности и тревожные состояния,
- болезнь Альцгеймера, Гентингтона, Пика, Паркинсона,
- все другие психические расстройства, связанные с травмами или отклонением головного мозга, в том числе неуточнённые.
В том числе такие заболевания могут развиваться в результате других:
- инсульта,
- эпилепсии,
- из-за травм мозга,
- при онкологии головного мозга и кистах в нём,
- в связи с ВИЧ и СПИД,
- из-за нейросифилиса,
- при других болезнях – бактериальных или вирусных.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Шизофрения
Шизофрения и все её подвиды являются полным противопоказанием к езде на транспортном средстве. На это прямо указывает перечень Минздрава.
Болезни настроения
К ним относятся:
- биполярное (аффективное) расстройство личности,
- маниакальный психоз и другие маниакальные расстройства,
- все виды депрессии,
- панические атаки.
Невротические болезни
- фобии,
- стрессовые расстройства,
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР),
- диссоциативные расстройства.
Умственная отсталость
Здесь преимущественно фигурирует слабоумие и снижение интеллекта. И таковое происходит как следствие других болезней:
- аутизм,
- синдром Дауна.
Таким образом, ни синдром Дауна, ни аутизм сами по себе противопоказанием к управлению ТС не являются, но является снижение IQ как следствие этих отклонений.
Психические отклонения из-за приёма лекарств
Не только под воздействием наркотических средств запрещено управлять автомобилями. Есть ещё и ряд расстройств, с которыми вам просто не выдадут водительские права. Все они связаны с употреблением разного рода сильнодействующих на психику лекарственных средств.
Эпилептические расстройства
Как м уже отметили выше, эпилепсия является полным противопоказанием к вождению авто. Причиной тому служит возможность припадка за рулём.
Ахроматопсия
Это вид дальтонизма, при котором человек всё видит в чёрно-белом цвете (есть также типы, где ограничены только определённые цвета). Именно с диагнозом ахроматопсии вы не можете ездить за рулём по медицинскому противопоказанию.
Слепота
Противопоказанием является также слепота обоих глаз. Обратите внимание, что если у вас просто нарушено зрение, либо один глаз видит, то это не является полным запретом езды на легковом авто, но в зависимости от конкретного отклонения зрения может быть ограничением или показанием к управлению.
Показания к вождению с ручными органами управления
Изменение конструкции автомобиля с переносом одной из педалей выше для возможности ручного управления является обязательным для следующих категорий водителей:
- при отсутствии стопы или ноги полностью,
- укорочение одной ноги более чем на 60 мм,
- ампутация или культи обеих бёдер или голеней либо только одной при существенной утрате двигательной активности по решению врача,
- существенная двигательная дисфункция ног (например, из-за полиартрита, кифосколиоза, артроза и других заболеваний),
- паралич ног.
Показания для управления с автоматической КПП
Только на “автомате” можно ездить при следующих отклонениях:
- при отсутствии одной стопы или ноги полностью,
- при отсутствии кисти или руки полностью,
- либо присутствие всех конечностей при наличии существенной их деформации или дисфункции,
- отсутствие больного пальца на одной из рук,
- отсутствие 3 и более пальцев на правой руке или 2 и более пальцев на левой,
- гемиплегия ЦНС.
При каких болезнях можно ездить?
А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.
При следующих состояниях ездить точно можно:
- экстрасистолия
- болезнь Бехтерева,
- ВИЧ (но зависит от его последствий),
- гепатит,
- киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
- лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
- мигрень и любые головные боли,
- неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
- любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
- остеохондроз,
- реватоидный артрит,
- синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
- синдром Фукса,
- тахикардия,
- тонус матки,
- цирроз,
- аппендицит,
- ишемическая болезнь сердца,
- инсульт (если нет опасных последствий),
- пневмония,
- гипотония,
- варикоз,
- грипп,
- гастрит,
- язва.
Как инспектор узнает о моём отклонении?
Очень просто. Как мы уже упомянули выше, если заболевание у вас возникло и проходит вне периода, когда вам необходимо заменять права или возвращать их после лишения за пьянку или отказ от освидетельствования, то, обнаружить отклонение инспектор не может. Даже увиденные им симптомы не регламентированы для направления вас на освидетельствование с целью прекращения права управления.
Но такое состояние будет обнаружено в 2 случаях:
- при прохождении медицинской комиссии при замене прав по истечении их срока действия 10 лет,
- при таком же прохождени медобследования для возврата прав после лишения по статьям 12.8, 12.26 и 12.27.
И в этом случае возможны 3 исхода событий:
- вам откажут в выдаче специального права – управления транспортными средствами – при наличии противопоказаний,
- вам выдадут права только определённых категорий при наличии ограничений для других,
- вам выдадут водительское удостоверение с отметкой, обуславливающей действительность права управления – например, с отметкой “Очки/линзы обязательны” при сниженном зрении, вот так она выглядит:
Какой штраф?
По состоянию на 2020 год за управление при наличии ограничений, противопоказаний или особых показаний наказание предусмотрено по части 1 статьи 12.7 КоАП со штрафом от 5 до 15 тысяч рублей (на усмотрение инспектора и в зависимости от тяжести нарушения, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельства).
Такой штраф будет выписан в случаях, когда:
- у вас есть медицинские противопоказания к вождению автомобилем, соответственно, совсем нет водительских прав, и вы попадётесь за рулём машины,
- у вас есть ограничение для определённой категории авто, а вы управляете этой категорией,
- у вас есть отметка в правах об обязательных линзах, очках, слуховых корректорах и других устройствах, но вы едете без них.
Источник
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?
Цель прохождения медкомиссии
Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.
Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.
В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, в каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:
- получении водительского удостоверения (ВУ);
- замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
- возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
- открытии очередной водительской категории;
- трудоустройстве в качестве водителя.
Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.
Законодательная база
Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:
- Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
- Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
- Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
- Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).
Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, — одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.
Необходимость на предприятии
Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.
Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.
Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.
Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.
Новое в законодательстве
Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.
11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015, касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:
- начинает действовать новый порядок проведения медкомиссии;
- упраздняется предыдущий порядок;
- вводятся новые правила тестирования водителей на состояние разных видов опьянения.
Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением срока их действия, а также при их возврате после лишения права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и при смене фамилии. С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.
Сравнение с прежними нормами
Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:
- отоларинголог;
- хирург;
- гинеколог;
- невролог.
Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (электроэнцефалографии). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.
Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.
Как пройти медкомиссию «по-новому»
При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.
Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.
Нарколог имеет право назначить проведение анализа мочи/крови водителя, чтобы исключить хронический алкоголизм и факт употребления наркотиков. А если психиатр обнаружит признаки заболеваний, при которых противопоказано управление ТС, он может инициировать психиатрическое освидетельствование.
Многие водители уже на себе испытали преимущества «облегченного» прохождения освидетельствования. По их оценкам, медкомиссия для ГИБДД и ГАИ нового образца со всеми специалистами в 2019 году обходится примерно в 1500 – 3000 рублей в государственных поликлиниках и до 5 тыс. рублей – в частных. Если прежде посещение всех специалистов занимало несколько рабочих дней, то сегодня можно уложиться всего в один.
Итог прохождения комиссии — выдача справки по форме 003-В/у с медицинским заключением о его пригодности к управлению транспортным средством указанной категории.
Виды и периодичность осмотра
Водители автомобилей обычно проходят следующие виды осмотров:
- медкомиссия для ГИБДД (мероприятия, связанные с получением водительского удостоверения);
- осмотр для допуска к осуществлению профессиональных обязанностей водителя.
Частота прохождения комиссии напрямую зависит от вида требуемого осмотра.
Ежегодный медосмотр водителей проводится, лишь если человек:
- не достиг 21 года (для профессионалов);
- имеет определенные ограничения по состоянию здоровья.
Медицинская справка по образцу 003-В/У действительна в течении 12 месяцев, с момента ее выдачи. Ее обладатель вправе обращаться с ней в ГИБДД вплоть до самого последнего дня, входящего в этот срок.
Освидетельствование перед рейсом
Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.
Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.
В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.
В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).
Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:
- симптомы заболевания;
- изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
- признаки опьянения.
Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.
Где нужно проходить
Право выдавать справки о прохождении медкомиссии имеют государственные и частные медицинские учреждения, получившие лицензию на проведение подобного рода мероприятий. Хотя водитель может пройти медосмотр в любом из них, обращаться к наркологу и психиатру следует исключительно в государственные учреждения по месту постоянной или временной регистрации.
Стоимость услуг колеблется в зависимости от типа учреждения и места жительства. Нарколог и психиатр принимают только в районных отдельных диспансерах. Прием каждого из этих специалистов обойдется в 350–1000 рублей.
Каких врачей нужно посетить
Новые требования предписывают большинству водителей получение заключений четырех врачей. Однако этим списком могут ограничиться только соискатели определенных категорий, да и то при отсутствии серьезных заболеваний. Вот как можно обобщить требования для разных категорий водителей.
Если соискатель планирует открывать несколько категорий одновременно или в течение ближайшего года, он должен заявить об этом еще до начала осмотров. Благодаря этому не придется платить за комиссию еще раз.
Кто не пройдет медкомиссию
Если соискатель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из указанных в справке врачей или не соглашается сдать анализы, терапевт не может оформить его справку. Также, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, медицинское заключение не может быть выдано при наличии серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии обследуемого:
- хронические эндокринные заболевания;
- серьезные глазные болезни;
- патологии конечностей;
- регулярные припадки/потеря сознания;
- задержка физического или умственного развития;
- опасные для общества психические заболевания;
- алкоголизм;
- наркозависимость;
- порок сердца.
Наличие перечисленных отклонений у водителя может представлять опасность для него самого, его пассажиров, а также других автомобилистов и пешеходов.
Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео
Источник