Противопоказания психокоррекции и психотерапии

Противопоказания психокоррекции и психотерапии thumbnail

Психотерапия – показания, побочные эффекты

Психотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом.

Новые методы исследований с применением фототехнологий могут свидетельствовать о том, что психотерапия приводит в действие не только психические феномены, но и вызывает доказуемые нейробиологические изменения!

Условия для проведения психотерапии:

Со стороны пациента:

– мотивация, степень тяжести расстройства, способность к интроспекции/самонаблюдению

– способность к рефлексии (способность к критической самооценке)

– фрустрационная толерантность, готовность к конфликту, терпение

– коммуникабельность

Со стороны врача/психотерапевта:

– эмпатия (сочувствующее понимание), поддерживающее и убеждающее действие («врач-наркотик»)

– эмоциональная теплота (внимание)

– подлинность (аутентичность), способность к дистанцированию и эмоциональной нейтральности

– профессиональная компетентность/техники ведения беседы

В качестве важнейшего решающего фактора рассматриваются отношения «врач-пациент» (перенос и обратный перенос). Балинтовские группы важны для переработки проблем в отношениях «врач-пациент».

Основные элементы психотерапии:

• Эмоциональные отношения

• Осознание проблемы, переработка конфликта

• Переориентировка

• Важным является создание доверительной основы

Основные элементы психотерапевтического процесса:

• Осознание

• Эмоциональная встряска

• Формирование реалистического представления о цели

• Стабилизация посредством тренинга ожидаемых реакций на терапию

Психодииамика: внутренние психические процессы, образующие основу здорового и нарушенного переживания событий и поведения, базирующиеся главным образом на психоаналитическом учении о личности и болезни.

Психосоциальные факторы риска: стресс (дистресс), личность группы риска (поведение типа А), жизненные события (критические события) в качестве пусковых механизмов

Показания для психотерапии

• Психореактивные расстройства: реакции на стресс («стрессовое заболевание»), сомато-психические расстройства (психические реакции на (тяжелые) соматические заболевания (например, у онкологических или диализных пациентов или в трансплантационной медицине))

• «Психоневрозы»: страхи, фобии, обсессии, дистимия («невротическая депрессия»)

• «Неврозы»:

– диссоциативные расстройства (конверсионные расстройства)

– соматоформные расстройства (нарушение соматизации, ипохондрическое расстройство); соматоформное болевое расстройство (психалгия), например, головная боль вазомоторного характера, фибромиалгия

– психовегетативные расстройства (неврастения = синдром истощения, вегетативная дистония, функциональное расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция): психовегетативные симптомы как корреляты аффекта (соматизация аффекта)

• Психосоматические заболевания

• «Невротический характер»/личностные расстройства:

– пограничные расстройства (слабость «Я», основное расстройство самосознания, незрелые формы противостояния конфликту («расщепление»), нестабильность переживаний, поведения и в межличностных отношениях)

– нарциссичсские личностные расстройства (нереалистичная самооценка, эгоцентризм)

Опасность длительной психотерапии:

• Выгоды от болезни

• Потеря повседневной реальности

• Невидение других заболеваний (соматических и психических)

Возможные негативные эффекты психотерапии:

• Обострение имеющихся симптомов

• Появление новых симптомов (суицидальность, психотическая декомпенсация, злокачественная регрессия)

• Зависимость от терапевта

• Появление суицидальности

• Психотическая декомпенсация

• Разрывы отношений/партнерства

• Психотерапия в качестве суррогата (замены) рутинным повседневным действиям

• Постановка нереалистичных жизненных целей • Эгоцентризм

• Негативные эффекты наблюдаются, как правило, в процессе длительной стационарной психотерапии

Важно: Обязательным для назначения психотерапии является установление показаний, наличия соответствующей картины болезни и реалистичное целеполагание.

Проблемные пациенты, встречающиеся в повседневной врачебной практике (Ermann):

• Подчеркнуто не зависимый пациент со склонностью к диссимуляции и отрицанию болезни, что наносит ущерб сотрудничеству

• Тревожно-зависимый пациент, требующий от врача постоянной заботы и внимания

• Депрессивно-зависимый пациенте невысказанной потребностью, чтобы врач постоянно находился в его распоряжении

• Чрезмерно требовательный (нарциссический) пациент с желанием предпочтения, одобрения и восхищения по отношению к нему

• Сверхадаптированный аккуратный (навязчивый) пациент, который контролирует врача и раздражает скрытой агрессией

• Недоверчивый отвергающий (параноидный) пациент, с которым очень сложно установить доверительные отношения

Психотерапия среди наук

– Также рекомендуем “Методы психотерапии и их эффективность”

Оглавление темы “Лечение психических заболеваний”:

  1. Лечение отменой (депривацией) сна – принципы
  2. Светотерапи при депрессии – принципы
  3. Электросудорожная терапия (ЭСТ) – принципы, показания, побочные эффекты
  4. Психотерапия – показания, побочные эффекты
  5. Методы психотерапии и их эффективность
  6. Психотерапевтическая беседа – принципы, показания
  7. Кризисное вмешательство – методы, показания
  8. Классический психоанализ – принципы, показания
  9. Парная и семейная психотерапия – принципы, показания
  10. Поведенческая терапия (VT) – принципы, методы

Источник

Основное отличие Группового психокоррекционного движения от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

Первые шаги в истории его становления группового психокоррекционного движения связаны, скорее всего, с 30 – 40ми годами 20го столетия. Одним из первых в истории психотерапии обратился к групповым методам, это американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин “групповая психотерапия” и предложил один из наиболее эффективных методов групповой коррекционной работы, получивший название “психодрама”. Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, установили, что результат использования психоанализа во многих случаях более велик при групповой, а не индивидуальной работе.

Также группы психокоррекции: работы К. Роджерса и исследования К. Левина (американцы).К. Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся многие виды коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе (1. недерективное руководство группой, под которым понимается равноправное, уважительное отношение к группе со стороны психолога, ведущего группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства; 2. также принцип “центрирования на клиенте”. Суть ее выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определенные коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю).

Виды групповой психокоррекции. группы тренинга умений, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной, танцевальной психокоррекции и группы коррекции искусством.

Группа тренинга умений (цель: участники лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей. В этих группах ставятся и решаются психокоррекционные задачи: улучшения межличностных отношений, выработки и закрепления коммуникативных умений и навыков, открытости, искренности и доверия людям; снятие психологических барьеров в сфере общения).

Группы встреч создаются для того, чтобы помочь людям самостоятельно справиться со своими социально-психологическими проблемами. Участники групп встреч вместе проходят ряд этапов мёжличностного взаимодействия, во время которого они психологически раскрываются друг перед другом, выясняют отношения, преодолевает трудности в установлении межличностных контактов, строят доверительные отношения, изучают себя и свои конфликты.

Гештальтгруппы” происходит от немецкого слова “гештальт”, которое обозначает некоторую целостность, структуру, определяющую восприятие человеком окружающего мира и его взаимоотношения с людьми. Работа в гештальтгруппе позволяет клиенту лучше приспособиться к реальной жизни, глубже понять себя, свои отношения с другими.

Психодрама представляет собой драматизированное воспроизведение в виде жизненно правдивых, импровизированных спектаклей, проигрывание ситуаций, волнующих клиентов. В них они и остальные участники группы берут на себя и исполняют естественные жизненные роли, стараясь в ходе драматической импровизации лучше разобраться в сути возникшей проблемы, понять свое поведение и поступки других участников. Работа группы-психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников.

Группы телесной психокоррекции основаны на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, воздействуя на организм человека, можно повлиять и на его психологию и поведение. Группы танцевальной психокоррекции отличаются от групп телесной психокоррекции тем, что в них в качестве психокоррекционных упражнений используются танцевальные движения. Группы психокоррекции искусством в качестве приемов нормализации психической жизни людей используют различные виды творчества: рисование, лепку, изготовление поделок.

Терапевтические МЕХАНИЗМЫ групповой работы. Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы – помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе.

Главные показания к групповой психокоррекционной работе – нарушение социальных связей (семейных, производственных), трудности в области общения, социальная и психологическая дезадаптация, первые стадии алкоголизма и наркомании, психосоматические заболевания.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв. В силу второй из названных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. Наконец, он может или не понимать, что от него требуется, или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Источник

Цель групповой психокоррекционной работы состоит в вос­становлении психического единства личности посредством нор­мализации ее межличностных отношений230.

О.А. Карабанова231 указывает на ряд индикаторов неблаго­получия развития, наличие которых позволяет положительно решить вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. К этим индикаторам относятся:

• нарушение коммуникации в системе отношений «ребе­нок—взрослый» и «ребенок—сверстники», утрата взаимопони­мания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

• низкий уровень социальных достижений, значительно1 расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка;

• поведение, отклоняющееся от социальных норм и требо­ваний;

• переживание ребенком состояния эмоционального небла­гополучия, эмоциональный стресс и депрессия;

• наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

• аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя
формированию психологических новообразований, знамену­ющих переход к новому возрастному циклу.

В данном контексте групповая работа особенно показана при характерологических нарушениях, обусловливающих пробле­мы в межличностных отношениях. К данным нарушениям от­носятся: неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, не­устойчивость самооценки, излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-мнительные черты ха­рактера, фобические реакции и т.д.

Групповая форма психокоррекционной работы находит ши­рокое применение в решении самых различных трудностей психического развития ребенка, а также при профилактичес­кой и общеразвивающей работе. Однако особая специфика каж­дого метода определяет и спектр проблем, решение которых данным методом наиболее оптимально.

Многие проблемы (эмоциональные, поведенческие) успешно прорабатываются несколькими методами, поэтому психологи-практики часто применяют комбинированный подход при со­ставлении программы групповой психокоррекционной работы.

Проведение групповой психокоррекционной работы затруд­нительно при негативном отношении к данному виду работы ребенка (подростка) или его родителей, в случаях явного асо­циального поведения ребенка (подростка), проявляющегося в немотивированной физической и вербальной агрессии, жесто­кости, воровстве. Противопоказано помещать в группу ребенка, находящегося в актуальном стрессовом состоянии — депрес­сии, посттравматическом стрессе, фрустрации, эмоциональном шоке, связанных с потерей близких, катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. Во всех этих слу­чаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психо­коррекционной работы, а затем принимается решение о пере­ходе к работе в группе в зависимости от содержания и характе­ра трудностей развития, динамики состояния ребенка

Трудности коммуникации: низкий уровень коммуника­тивной компетентности, несформированность коммуника­тивных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных спо­собов разрешения конфликтных ситуаций, необщитель­ность, замкнутость (при условии сформированное™ по­требности в общении), социальная изолированность, низ­кий социометрический статус

Социальный инфантилизм — низкий уровень сформиро­ванности широких социальных мотивов, неудовлетвори­тельная или неадекватная ориентировка в системе соци­альных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одоб­ряемых отношений

Трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, от­сутствие или низкий уровень развитая способности пла­нировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предви­деть их последствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и нена­правленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном при­знании авторитета взрослого во всех сферах жизнедея­тельности

Нарушения поведения — умеренная агрессивность, вред­ные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома) Трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состоя­ниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспо­собность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмо

Источник

Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы. Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.

Понятие и задачи

Фото 1Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.

Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.

Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.

Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:Фото 2

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

По методу воздействия

Зависимо от методов воздействия:

  • прямое;
  • косвенное.

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:Фото 3

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Базовые принципы

Основные принципы психокоррекции:Фото 4

  1. Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
  2. Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
  3. Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
  4. Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.

Требования к психологу и разработанной программе

Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:

  1. Теоретические знания психологического воздействия на людей.
  2. Практические навыки применения психокоррекционных методик.
  3. Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.

Психолог не должен относится к пациенту предвзято. В противном случае результаты или не дадут необходимого эффекта или навредят ему.

Методики

Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.

Куклотерапия

С помощью этой методики можно:

  • снять эмоциональное напряжение;
  • ослабить негативных эмоций, агрессию;
  • активировать познавательные процессы;Фото 5
  • развить моторику рук;
  • повысить уверенность в себе.

Этапы:

  1. Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
  2. Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
  3. Проигрывание жизненных ситуаций.

На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.

Психодрама

Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:

  • формирование нового поведения, которое будет адекватным;
  • переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
  • выработка адекватного самопонимания;
  • преодоление неправильных стереотипов поведения.

Процедура состоит из 5 элементов:

  1. Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.Фото 6
  2. Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
  3. Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
  4. Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.

Сцена — место, в котором разворачиваются основные действия.

Холдинг-терапия

Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:

  • подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
  • анализировать семейную ситуацию;
  • сдерживать отчаяние, гнев матери;
  • наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.

Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.

Имаго-метод

Фото 7Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.

На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.

Психогимнастика

Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.

Игротерапия

Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.

Арттерапия

Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.

Музыкотерапия

Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:

  • повысить эстетические потребности;
  • развить навыки коммуникации;
  • активировать эмоциональные процессы.Фото 8

Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.

Библиотерапия

Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.

Танцевальная терапия

Методика психотерапии, которая помогает:

  • установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
  • развить социальные умения;
  • осознать собственное тело, возможности, особенности.

Практика методика запрещена людям с повышенной агрессией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.

Сочинение историй

Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.

Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.

Источник