Противопоказания социальное обслуживание закон

Противопоказания социальное обслуживание закон thumbnail

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в составе группы авторов внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, дающий социальным работникам право отказывать в предоставлении гражданам соцуслуг на дому при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», напоминают авторы законопроекта, гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме. «Это может быть связано с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации», – отметил Ярослав Нилов.

Перечень таких противопоказаний утвержден приказом Минздрава России от 29.04.2015 г. № 216н и включает в себя, в частности, туберкулез в открытой форме, острые инфекционные заболевания, заразные для окружающих, злокачественные заболевания, сопровождающиеся обильными выделениями, психические расстройства, в том числе с употреблением психоактивных веществ, и др.

«Эти заболевания требуют оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, поскольку могут причинить вред здоровью и жизни иных лиц и обслуживающего персонала стационарных организаций социального обслуживания, – подчеркнул Нилов. – Однако в указанном Федеральном законе отсутствует возможность отказа гражданину, имеющему такие заболевания, при предоставлении ему социального обслуживания в полустационарной форме или на дому. В то же время социальные работники, оказывая услуги гражданам,  имеющим такие заболевания, в полустационарной форме, то есть при дневном пребывании в организации социального обслуживания или на дому, также как и при оказании социальных услуг в стационарной форме, подвергаются серьезной опасности».

Следует отметить, что в статье 15 ранее действовавшего Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был предусмотрен отказ предоставления  социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях.

«В целях защиты прав и интересов социальных работников законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому гражданину или получателю социальных услуг в связи с наличием медицинских противопоказаний может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг не только в стационарной форме, но и в полустационарной форме и на дому», – резюмируют авторы законопроекта.

Источник

В Конституции Российской Федерации сказано, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, каждому гарантируется социальная помощь в случае возникновения необходимости ее получения.

О медицинских противопоказаниях, являющихся основанием для отказа в предоставлении социальных услуг в стационарной форме

На первый взгляд думается, что отказ в предоставлении такой помощи нуждающимся гражданам — как минимум не гуманен и как максимум не законен. Однако, это не всегда так. Случаются ситуации, когда отказ гражданину в социальной помощи необходим для защиты интересов, как самого получателя социальных услуг, так и для защиты третьих лиц (имеется ввиду обслуживающий персонал и окружающие граждане).

В настоящей статье Факультет Медицинского Права расскажет о правомерности отказа, в том числе временного, в предоставлении социальных услуг гражданам в стационарной форме.

Понятие социальной услуги и формы ее предоставления

Напоминаем читателю, что под социальной услугой или социальной помощью понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и/или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», далее — ФЗ № 442).

Понятие социальной услуги и формы ее предоставления

Всего существует 3 формы социального обслуживания:

  • на дому;
  • в полустационарной форме;
  • в стационарной форме.

Так, социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется в:

  • домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах;
  • специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;
  • специальных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • реабилитационных центрах (реабилитационно-оздоровительных центрах) для инвалидов (детей-инвалидов);
  • кризисных отделениях для граждан, имеющих обстоятельства, ухудшающие условия их жизнедеятельности;
  • центрах социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

Новый приказ Минздрава об утверждении перечня медицинских противопоказаний

«26» июня 2015 года вступает в силу Приказ Минздрава России от 29.04.2015 № 216н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний» (далее — Приказ № 216н).

Читайте также:  Общие противопоказания физических упражнений

Новый приказ Минздрава об утверждении перечня медицинских противопоказаний

Данным Приказом утверждены:

  • перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме (далее — Перечень);
  • форма заключения уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Перечень медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг включает в себя следующие медицинские противопоказания:

  • Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;
  • Лепра;
  • Острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и/или заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;
  • Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
  • Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;
  • Эпилепсия с частыми припадками;
  • Гангрена или некроз легкого, абсцесс легкого;
  • Трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта);
  • Тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;
  • Пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания;
  • Заболевания, осложненные гангреной конечности.

Подпишитесь на нас

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую
и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Отказ в предоставлении социальной помощи в стационарной форме

При наличии любого из вышеозначенных медицинских показаний гражданину может быть отказано в предоставлении социальной помощи в стационарной форме.

Отказ в предоставлении социальной помощи в стационарной форме

Важно знать, что отказ в предоставлении социальных услуг возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации (ч. 3 ст. 18 ФЗ № 442).

К сожалению, нормативного правового акта, который бы устанавливал, какая медицинская организация является уполномоченной по выдаче подобного заключения — нет. Однако, мы предполагаем, что уполномоченной медицинской организацией может являться государственная медицинская организация, к которой прикреплен гражданин.

Нам представляется, что в скором времени последует соответствующий подзаконный нормативный правовой акт, который окончательно расставит все точки в этом вопросе.

Изучив Перечень противопоказаний, в связи с которыми гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, можно понять, что перечень содержит в основном такие заболевания и состояния, при наличии которых в случае нахождения гражданина в стационарных организациях социального обслуживания ставится под угрозу жизнь и здоровье, как самого больного, так и других нуждающихся граждан, а также обслуживающего и медицинского персонала.

Например, лепра и туберкулез — это инфекционные заболевания. При контакте с носителями таких инфекций велик риск заражения здоровых граждан.

Так, лепра, туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид), болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, составляют Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188.

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ также может быть опасно для окружающих.

Соответственно, не помещение граждан с подобными заболеваниями в организации стационарного социального обслуживания более чем правомерно.

Однако, с другой стороны законность отказа в стационарном социальном обслуживании граждан с заболеваниями, например, с заболеваниями, осложненными гангреной конечности, пороками лица нам не представляется понятной и обоснованной.

Как видится, законодатель не уточняет, что таким лицам должна быть оказана соответствующая медицинская помощь (вероятно, что даже в экстренной или неотложной формах), а затем, после излечения заболевания (состояния), которое явилось причиной отказа в получении социальной помощи в стационарной форме пациенту должны быть оказаны социальные услуги в соответствии с установленным законом порядком.

Источник

Рассматривается законопроект о новых основания отказа гражданину в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или на дому (Законопроект № 1031304-7)

Введение

Здравствуйте, Уважаемые коллеги, друзья, #подписчики и посетители канала.

Представляю Вам очередную правовую #новость. На этот раз новость будет связана с социальным обслуживанием граждан. Именно данному вопросу посвящен #законопроект, реквизиты которого Вы видите.

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика –ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Авторы инициативы

Данный законопроект подготовлен группой депутатов и по фамилиям можно понять, что это депутаты от #ЛДПР. Кроме того, к авторам законопроекта присоединился член Совета Федерации С. Леонов, как я понимаю, он тоже каким-то образом связан с партией ЛДПР.

Депутаты Государственной Думы И.В.Лебедев, Я.Е.Нилов, О.И.Павлова, Д.В.Бессарабов, А.Н.Диденко, Д.А.Свищев, Б.Р.Пайкин, А.Б.Курдюмов, А.Н.Свинцов; Член Совета Федерации С.Д.Леонов

Содержание изменений

Полный текст см. ниже

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон об основах социального обслуживания граждан. Законопроектом вносится новое основание для отказа в предоставлении социальных услуг. В данном случае предлагается установить, что в предоставлении социальных услуг в полустационаре, а также на дому может быть отказано в том случае, если у гражданина есть определенные заболевания.

Читайте также:  Корень красной щетки лечебные свойства и противопоказания

Законопроектом предусмотрено, что перечень таких заболеваний должен быть утвержден уполномочен государственным органом.

Примечание. Перечень заболеваний для отказа в предоставлении социального обслуживания в рамках стационара утвержден Приказом Минздрава России от 29.04.2015 № 216н в Приложении 1 (туда входят #туберкулез, лепра (проказа), #эпилепсия, #гангрена и некроз легкого).

Скорее всего перечень заболеваний, препятствующий оказания социальных услуг на дому, во многом будет совпадать с перечнем, который содержится в Приложении 1 к Приказу № 216-н

Обоснование

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что он направлен на защиту здоровья социальных работников. Отмечается, что в Законе о социальном обслуживании граждан предусмотрена возможность отказа в предоставлении социального обслуживания при наличии медицинских противопоказаний только в том случае, если социальное обслуживание осуществляется в рамках стационара.

Вместе с тем возможности отказа в предоставления соцобслуживания в рамках полустационара и на дому отсутствует, даже когда имеются серьезные заболевания у получателя (например, открытая форма туберкулеза). В этой связи и предлагается внести соответствующие изменения.

Позиция Правительства

Следует заметить что на законопроект уже есть заключение Правительства и в целом это заключение положительное. То есть Правительство предъявляет определенные претензии к законопроекту и указывает, что при доработке законопроекта Правительство его поддерживает.

Перспективы

Что касается перспектив, то с учетом в целом положительного заключения Правительства, следует ожидать, что данный законопроект будет одобрен. Соответственно, в скором времени появится новое основание для отказа в предоставлении социальных услуг.

На этом все. Спасибо за внимание. До скорых встреч.

Текст поправки

Гражданину или получателю социальных услуг может быть временно отказано в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания или форме социального обслуживания на дому в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания или форме социального обслуживания на дому возобновляется после получения соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Другие материалы по теме

Выплаты сотрудникам МЧС за борьбу с пандемией – ссылка

Порядок предоставления пациентам лечебного питания – ссылка

Правила посещения пациента в больнице – ссылка

Налоговые споры за сентябрь 2020 – ссылка

Пенсионные споры за сентябрь – ссылка

Источник

​​​​Государство заботится о своих гражданах, разрабатывая ряд правовых норм, позволяющих регулировать работу социальной сферы. В России защиту детям, инвалидам, пенсионерам и лицам, нуждающимся в помощи, обеспечивает соответствующий федеральный закон.

Основные положения 442 Закона о социальном обслуживании

ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» прекратил свое действие в 2013 году, когда в Государственной думе был одобрен ФЗ 442. Вступил он в силу с 01.01.2015.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Понятия, используемые в законе

В Российской Федерации закон о социальном обслуживании включает в себя следующие понятия:

  • услуга — это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь;
  • обслуживание граждан — это определенные действия или деятельность, направленные на предоставление услуг нуждающимся в помощи людям;
  • получатель услуг — это конкретное лицо, которое признали нуждающимся в социальном обслуживании, а затем оказали необходимую помощь;
  • поставщик услуг — это частный предприниматель или юридическое лицо, совершающий действие, направленное на улучшение условий жизни человека;
  • стандарт услуги — это определенные требования к качеству, объему и периодичности принятых мер, оказанных в рамках установленных правил;
  • профилактика обстоятельств, регулирующих степень нуждаемости в социальном обслуживании — это определенный алгоритм действий, направленный на выяснение причин ухудшения жизни лица Российской Федерации.

Важно! Для каждого человека, которому требуется государственная поддержка, составляется индивидуальная программу. Ее пересматривают раз в 3 года. Внепланово процедура проводится по требованию гражданина и контролируется органами государственной власти.

Суть

Согласно закону 442 об основах социального обслуживания к оказанию помощи человеку привлекаются коммерческие и некоммерческие организации. В качестве поощрения государство обеспечивает им финансовую поддержку, снижает налоговые ставки.

В ФЗ о социальном обслуживании в Российской Федерации помощь получают следующие лица: инвалиды и пожилые люди, граждане, не достигшие совершеннолетия, а также те, чей доход не превышает установленный порог.

Важно! В Федеральном Законе сформулированы четкие основания для оказания человеку государственной поддержки. Законопроект от 1995 года содержал формулировку «трудная жизненная ситуация», которую могли двояко трактовать.

В законе 442 об основах социального обслуживания человека были внесены изменения алгоритма оказания помощи детям-сиротам. Полномочия были переданы в органы соцзащиты.

Чтобы контролировать и отслеживать действия организаций, оказывающих поддержку в социальной сфере, обязательно проведение независимой оценки качества проделанной работы, создание единого реестра по поставщикам и получателям помощи.

Принципы предоставления населению требуемых услуг

ФЗ 442 о социальном обслуживании осуществляет поддержку населения, основываясь на следующих принципах:

  • гуманность;
  • конфиденциальность, невмешательство в частную жизнь;
  • уважение прав, чести и достоинства человека;
  • формирование базы поставщиков, способных оказывать необходимую деятельность;
  • создание условий для гражданина, приближенных к привычной и благоприятной среде проживания;
  • доступность пособий и льгот для населения.
Читайте также:  Противопоказания первые месяцы беременности

В Российской Федерации по статье 19 442-ФЗ услуга может оказывать в стационарной либо полустационарной форме. Первый случай предусматривает проведение независимой оценки качества жизни гражданина по месту жительства и определение объема помощи. Полустационарный способ подразумевает получение услуги человеком в учреждении.

Виды социальных услуг

В ФЗ 442 виды оказываемой помощи описаны в статье 20:

  • социально-бытовые: поддержание поставщиком жизнедеятельность граждан в быту;
  • социально-медицинские: помощь направлена на сохранение здоровья человека, организацию ухода за ним и контроль за получением услуг путем периодического медицинского осмотра лица с заключением о его состоянии врачебной комиссией;
  • социально-психологические: получателю, в рамках полномочий органов исполнительной власти, оказывается услуга по коррекции психического состояния, сохраняя анонимность (использование телефона доверия);
  • социально-педагогические: деятельность направлена на профилактику формирования у получателя отклонений в поведении путем организации их досуга;
  • социально-трудовые: содействие при устройстве на работу, оказание поставщиком услуг, способствующих скорейшей адаптации человека на рабочем месте;
  • социально-правовые: защита интересов людей, которым требуется юридические услуги;
  • помощь, направленная на повышение коммуникативного уровня у лиц с ограничением жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам.

Важно! При экстренных и чрезвычайных ситуациях в рамках 442-ФЗ о социальном обслуживании населения от 2015 года оказывается срочная помощь.

Текст документа

Всего в 442-ФЗ об основах социального обслуживания 10 глав и 37 статей, регулирующих юридическую и правовую сферу условий получения и оказания услуг.

Любая государственная поддержка предоставляется после заключения договора между поставщиком и лицом, либо его представителем в рамках полномочий организации.

В 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся во льготах в случаях, если он полностью или частично утратил способность к самообслуживанию, содержит на обеспечении инвалида, ребенка под опекой.

Возможно получение помощи лицам, пострадавшим от внутрисемейного конфликта, связанного с наркотическими средствами, азартными играми, либо страдающего от насилия.

Важно! Каждый случай обращения рассматривается отдельно, решение по делу должно быть принято в течение 5 суток от дня подачи заявления.

Для человека разрабатывается индивидуальная программа в двух экземплярах, где прописаны объем, условия и сроки оказания услуг.

В ФЗ 442 о социальном обслуживании согласно статье 31 бесплатная помощь предоставляется несовершеннолетним лицам, а также гражданам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Важно! Получение льгот в социальной сфере возможно в случае, если на дату обращения доход получателя услуги меньше или равен среднедушевому доходу.

Деньги на организацию мероприятий по улучшению жизнедеятельности человека собираются с благотворительных мероприятий, выделяются с государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законом.

После заключения договора и составления индивидуальной программы поставщик обязан выполнить все пункты соглашения. Контроль за его деятельностью в социальной сфере осуществляется соответствующими государственными и региональными организациями.

Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ 442

В статьях 9 и 10 федерального закона об основах социального обслуживания рассмотрены права и обязанности человека.

Согласно договору, они должны предоставить необходимые документы и сведения для получения льгот. Обязуются они и своевременно передавать соответствующим органам информацию об изменении обстоятельств, придерживаться условий, прописанных в соглашении. При платном оказании помощи, на человеке лежит ответственность за ее своевременную оплату.

Права граждан:

  • получение информации о видах социальной помощи, условиях и сроках ее оказания, свои обязанности и права;
  • самостоятельный выбор сервиса, а также отказ от него;
  • участие в создании программ, направленных на улучшение жизнедеятельности человека;
  • посещение учреждений поставщиков услуг, а также консультация с юристами и нотариусами, адвокатами общественных или негосударственных организаций.

Человек имеет право на осуществление контроля за получаемой услугой и уважительное отношение к себе.

Последние изменения

Согласно поправкам в 442 законе о социальном обслуживании, принятым органами государственной власти, учреждения, оказывающие помощь, не занимаются проверкой людей. Данная функция возложена на специальную комиссию экспертов.

Оценка качества проведенных мероприятий, согласно поправкам статьи 7 в 442 законе РФ возлагается на организации по предоставлению помощи, в которых создаются определенные условия.

Изменения в статье 13: уточнены показатели оценки качества проведенных мероприятий поставщиками. Независимо от органа, с которым заключен договор, он обязан предоставить возможность лицам во Всемирной паутине оставлять письменный отзыв или комментарий для повышения сервиса.

Согласно изменениям в статье 15 федерального закона 442 об основах социального обслуживания, для признания лица недееспособным, необходимо придерживаться следующих критериев:

  • получатель не способен самостоятельно передвигаться и обеспечивать свои потребности;
  • гражданин является инвалидом.

В статье 21 ФЗ об основах социального обслуживания граждан при необходимости оказания помощи в срочном порядке организация обязана обеспечить нуждающееся лицо продуктами, одеждой, обувью и иными средствами.

Критика закона

Областное собрание в Архангельске признало пункты закона двояко трактующимися. Акт вмешательства государства в дела семьи в профилактических целях нарушает право на неприкосновенность.

Общественность выразила мнение, согласно которому внесенные в статьи закона поправки соответствуют ювенильной юстиции Запада, позволяющей забирать детей у родителей, аргументируя свое решение нуждаемостью в государственной поддержке.

После просмотра 442 федерального закона о социальном обслуживании, протоиерей Дмитрий Смирнов, представитель церкви, не нашел статей, нарушающих семейную неприкосновенность.

Привлечение к деятельности в социальной сфере коммерческих организаций было принято, как начало процесса уничтожения государственной власти.

Заключение

442-ФЗ о социальном обслуживании населения — это разработанная и принятая в 2015 году реформа, позволяющая регулировать процесс государственной поддержки определенной категории лиц. Статьи закона контролируют правовую деятельность организаций, права и обязанности получателей услуг, условия и объем их предоставления.

Источник