Противопоказания в двигательной деятельности дошкольников

 у дошкольников.

2019г.

Виды нарушений

    опорно-

    двигательного аппарата

В чем опасность для ребенка

Что исключить из

        физических

          упражнений

Какие упражнения показаны

       для коррекции

Воронкообразная грудная клетка

Риск возникновения сердечно-сосудистой недостаточности, уменьшение емкости грудной клетки, снижение объема легких.

Упражнение лежа на груди на массажном мяче, физиоролле и гимнастическом мяче. Плавание на груди.

Все виды дыхательных упражнений; упражнения для мышц грудной клетки, для рук с большой амплитудой движений; упражнения для рук с отягощением. Брасс на спине.

Вдавленная грудная клетка

Нарушение сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Возможны аномалии прикуса.

Упражнения лежа на груди на массажном мяче, физиоролле и гимнастическом мяче. Плавание на груди.

Все виды дыхательных упражнений; упражнения для мышц грудной клетки, для рук с большой амплитудой движений; упражнения для рук с отягощением.

Ассиметрия лица.

Кривошея

Синдром мышечной дистонии, образование ассиметричного прикуса; нарушение дыхания (ротовое); сужение верхней челюсти; изменение формы носовых ходов. Искривление носовой перегородки. Разрастание аденоидов. Ассиметрия лопаток.

Избегать длительных упражнений в положении лежа на больном боку

Дыхательные упражнения лежа и сидя; повороты головы в разные стороны; наклоны с удержанием плеч

(с сопротивлением)

Врожденный вывих бедра

Укорочение конечности на стороне вывиха; «утиная» походка; сложности с родовой деятельностью у девочек.

Ограничение повышенных нагрузок при прыжках, беге и положениях, способствующих подвывиху (на корточках и четвереньках). Прыжки на батуте, спрыгивание, соскок. Лежа на спине поднимание предметов ногами.

Упражнение в сгибании бедер, перекаты из положения сидя в положение лежа (старшие дошкольники без помощи рук).

Дисплазия тазобедренного сустава

Прихрамывание, боли в тазобедренном суставе; снижение амортизационной функции позвоночника.

Исключить бег, прыжки, приседания.

Упражнения в положении разгрузки сидя и лежа на спине, животе, на боку.

Плоскостопие, плосковальгусная стопа

Боли в спине, отеки, образование натоптышей, снижение амортизационной функции стопы и позвоночника, головные боли. В зрелом возрасте возможны артрозы оленостопного сустава.

Ходьба на внутренней поверхности стоп

(по-медвежьи).

Разные виды ходьбы, упражнения захватывании и переносе различных предметов, катание подошвами ног массажных валиков, круговые движения стоп. Ходьба по булавам, причем свод стопы должен находиться на выпуклом основании булавы. Боковая ходьба по гимнастической палке. Ношение специальных ортопедических вкладок.

Варусная установка стоп и голеней

Ходьба на внешней поверхности стоп (пингвины).

Ходьба на внутренней стороне поверхности стоп

(по-медвежьи); различные виды ходьбы на различной поверхности.

Врожденная косолапость

Нарушение опорной функции стопы; боли в голеностопном суставе; образование натоптышей.

Упражнения, показанные при

Х-образном искривлении ног.

Ходьба «елочкой» с разворотом стоп наружу; упражнения со сжиманием коленями массажного мяча.

Х – образная деформация голеней

«Загребающая» походка, разболтанность суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение крово и лимфо снабжения мышц. Снижение амортизационной функции позвоночника, риск развития деформаций позвоночника

Упражнения, показанные при О-образном искривлении ног.

Пружинящие приседания с разведением коленей. Ходьба с перекрестом. Отведение ноги в сторону с приставлением. Напряженное разведение ног, скользя ступнями по полу. Верховая езда.

Плоская спина

Снижение амортизационной способности позвоночника, возрастание ударной нагрузки на межпозвонковые диски; формирование детского остеохондроза. Снижение ёмкости грудной клетки, недостаточность снабжения клеток кислородом. Расстройство деятельности внутренних органов,  возможны аномалии прикуса.

Плавание на спине.

Упражнения лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках. Плавание брассом, баттерфляем вполгребка без выноса рук из воды.

Круглая спина (сутулость)

Снижение амортизационной способности позвоночника, возрастание ударной нагрузки на межпозвонковые диски; формирование детского остеохондроза. Снижение ёмкости грудной клетки, недостаточность снабжения клеток кислородом. Расстройство деятельности внутренних органов., возможны аномалии прикуса.

Не рекомендованы кувырки вперед

Упражнения с гимнастической палкой, лежащей на локтевых сгибах сзади. Упражнения лежа на физиороллах с прогибом в поясничном отделе позвоночника. Разгибание спины с усилием до максимально выпрямленного положения. Круговые движения одновремменоо двумя руками.

Кругловогнутая спина

Уменьшение жизненной ёмкости легких и ёмкости брюшной полости (чревато возникновением гастритов и колитов). Проблемы с родовой деятельностью у девочек.

Не рекомендованы кувырки вперед, «Качалочка» на спине.

Упражнения с гимнастической палкой, лежащей на локтевых сгибах сзади. Упражнения лежа на физиороллах с прогибом в поясничном отделе позвоночника. Разгибание спины с усилием до максимально выпрямленного положения. Круговые движения одновременно двумя руками.

Сколиоз и сколиотическая болезнь

Изменение тел позвонков, выпячивание ребер. Нарушения со стороны развития внутренних органов.

Ассиметричные упражнения. Плавание кролем, баттерфляем, дельфином. Сотрясения туловища (бег, прыжки, соскоки, подскоки). Упражнения, скручивающие туловище (повороты, повороты с наклоном). Упражнения с большой амплитудой движений туловища. Упражнения в положении сидя (наклоны и повороты). Висы.

Симметричные упражнения. Упражнения в позе разгрузки (лежа на спине и животе). Дыхательные упражнения. Брасс на груди с удлиненной фазой скольжения. Кроль на груди для тренировки мышц ног. Массаж обеих сторон туловища, гидромассаж.

Вялая осанка

Снижение тонуса мышц спины, туловища, брюшного пресса, мышц сгибателей и разгибателей тазобедренных суставов. Нарушение работы внутренних органов и их систем, разболтанность суставов, деформации позвоночника. Нарушения речевого развития (слабость артикуляционного аппарата).

Избегать длительных неправильных положений тела.

Симметричные упражнения. Упражнения в позе разгрузки (лежа на спине и животе). Дыхательные упражнения. Брасс на груди с удлиненной фазой скольжения. Кроль на груди для тренировки мышц ног. Массаж обеих сторон туловища, гидромассаж.

О – образная деформация голеней

Походка «Кавалериста», разболтанность суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение крово и лимфо снабжения мышц, снижение амортизационной функции позвоночника. Риск развития деформаций позвоночника.

Упражнения, показанные при Х – образном искривлении ног.

Ходьба с широко расставленными ногами; сведение стоп, скользя ими по полу. С силой прижимание коленей друг к другу в положении сидя на полу, ноги согнутые  в коленях лежат на полу. Упражнения с сопротивлением. Бег на коньках. Фехтование.

Ассиметрия грудной клетки

Нарушение развития внутренних органов, перекос тазовых костей.

Плавание брасом.

Упражнения для мышц груди и верхних конечностей. Дыхательная гимнастика.

Источник

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

 Кулак Светлана Александровна    

(Презентацию для консультации можно скачать здесь)

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется – ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя – активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

– повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

–  росту физической работоспособности;

– нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

– появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

– наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

– изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

– выбирать место для проведения игр,

– изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

– определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

– чередование  активной и пассивной деятельности;

– использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

• Традиционный комплекс утренней гимнастики

• Утренняя гимнастика в игровой форме

• С использованием полосы препятствий

• С включением оздоровительных пробежек

• С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели и самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

– с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь – при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого – страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

– рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

– включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

– лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

– создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

– вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

– оздоровительный бег на воздухе;

– двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

– индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

– прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз – всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

•  традиционное

•  игровое

• сюжетное

• по интересам

• тематическое

• комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья  детей, закаливанию организма  и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

   При правильной организации двигательной активности в семье и  в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Источник