Противопоказания в специальных медицинских группах

Противопоказания в специальных медицинских группах thumbnail

В зависимости от контингента занимающихся, отнесенных к той или иной группе необходимо выделить ряд правил, исходя из которых, преподаватель планирует педагогический процесс.

Группа А

Показаны физические упражнения: общеразвивающие упражнения на воздухе, ходьба и бег в медленном и среднем темпах, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля, плавание в сочетании с дыхательными упражнениями с учетом реакции сердца на нагрузку. Также показаны пешие прогулки, ближний туризм. По мере тренированности можно включать пробегание небольших отрезков с ускорениями, упражнения с предметами, в парах. В занятиях широко используется перемена положения тела, сочетание упражнений для туловища с упражнениями для конечностей, поднимание конечностей в положении лежа на спине для стимуляции венозного оттока крови, движения головой, упражнения для плечевого пояса с целью нормализации кровотока в сосудах головного мозга.

Дыхательные упражнения: статические (с ровным ритмичным дыханием, уменьшение частоты дыхания, изменение механизма дыхания и фаз дыхательного цикла, понижение уровня дыхания), динамические (в сочетании в упражнениями, облегчающими выполнение фаз или всего дыхательного цикла; обеспечивающими избирательное увеличение подвижности и вентиляции легких, способствующими восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы, формирующими навыки рационального сочетания дыхания и движений). Растягивание мышц и связок. Упражнения на расслабление.

Студентам, имеющим миопию, показаны упражнения циклического, преимущественно аэробного характера, а также плавание (с исключением возможного раздражающего действия хлорсодержащих веществ на органы зрения), игры в настольный теннис, бадминтон.

Противопоказаны в период обострения и выполняемые с ограничениями в стадии ремиссии: значительные длительные нагрузки циклического и ациклического характера, выполняемые с высокой интенсивностью; статические напряжения, связанные с задержкой дыхания; метание снарядов, длительное выполнение упражнений с высокой скоростью. С большими ограничениями используются упражнения с отягощениями, прыжки, резкие перемещения, многократные повторения однообразных упражнений, вызывающие утомление; маховые упражнения с максимальной амплитудой движения; упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, глубокими наклонами головы и туловища; подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. В зависимости от типа нервной деятельности противопоказаны упражнения, усиливающие и без того преобладающие процессы возбуждения или торможения.

Из занятий физическим воспитанием студентов, имеющих близорукость, должны быть исключены упражнения на бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойки вниз головой, упражнения на гимнастической стенке на высоте более двух метров, прыжки через скакалку, прыжки и подскоки с опорой на две ноги одновременно, а также упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. Также противопоказаны упражнения со значительными мышечными напряжениями и интенсивностью, Выполняемые на гимнастических снарядах или тренажерах.

Группа Б

Показаны физические упражнения: для студентов, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, рекомендуются общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения с постепенно усложняющейся и повышающейся физической нагрузкой в различных исходных положениях (лежа на спине, боку, стоя на четвереньках, сидя и стоя). Через каждые 3-4 упражнения выполнять диафрагмальное дыхание.

Упражнения с отягощениями предпочтительнее выполнять в положении лежа на спине или сидя, избегая чрезмерного напряжения мышц брюшной стенки и повышения внутрибрюшного давления. Полезны дозированная ходьба, бег в медленном и среднем темпах, лыжные прогулки, спортивные и подвижные игры средней интенсивности, плавание в теплой воде.

При нарушениях обмена веществ рекомендованы физические упражнения, способствующие воспитанию выносливости.

Студенты, имеющие заболевания мочеполовой системы могут выполнять нагрузки умеренной интенсивности и различной направленности предпочтительно циклического характера.

При хронических гинекологических заболеваниях полезны упражнения для брюшного пресса в положении лежа, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов малого таза.

Противопоказаны в период обострения и выполняемые с ограничениями в стадии ремиссии: любые упражнения, выполняемые менее чем через час после еды или на голодный желудок, а также упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, задержкой дыхания, вызывающие сильное утомление. В начальном периоде занятий ограничиваются резкие движения (прыжки, бег на скорость, подскоки). С ограничениями используется исходное положение лежа на животе, в периоды обострений оно исключается полностью.

При хронических воспалительных заболеваниях почек ограничиваются упражнения с резкими поворотами, наклонами, скручиванием туловища, прыжки; не допускается переохлаждение организма, а в занятиях плаванием ограничивается пребывание и воде до 15-20 минут. Наличие нефроптоза предполагает ограничение упражнений, способствующих еще большему опусканию почки: прыжков, длительного выполнения упражнений в вертикальном положении и др.

При нарушениях жирового и водно-солевого обмена противопоказанными упражнениями являются прыжки (особенно с опорой одновременно на обе ноги), длительный бег, подскоки, упражнения высокой интенсивности, выполняемые с большим напряжением.

Группа В

Показаны физические упражнения: общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на укрепление различных мышечных групп, увеличение подвижности поврежденных суставов, исправление осанки. Лучшие исходные положения те, при которых максимально разгружается позвоночник: лежа на спине, животе, стоя на четвереньках. Показаны упражнения с отягощениями в сочетании с дыхательными и релаксационными в положении лежа. Студентам, имеющим деформации позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз), рекомендовано плавание способом брасс, ходьба на лыжах, гребля, игра в волейбол, упражнения у гимнастической стенки и с гимнастической палкой.

При плоскостопии используются упражнения с предметами (захват пальцами стоп карандашей, шариков, перекладывание их с места на место, катание палки подошвами, массаж стоп), различные виды ходьбы (на носках, пятках, наружном своде стоп).

При изменении угла наклона таза рекомендуются упражнения, укрепляющие соответствующие мышцы (брюшной пресс и заднюю поверхность бедер – при увеличении угла; мышцы поясницы и переднюю поверхность бедер – при уменьшении угла таза).

Широко используются упражнения на координацию и равновесие.

Противопоказаны в период обострения и выполняемые с ограничениями в стадии ремиссии: при сколиозе ограничивают упражнения с сопротивлением, которые могут способствовать сближению крайних точек дуги искривленного позвоночника; упражнения, выполняемые с чрезмерным напряжением. К упражнениям ограниченного и противопоказанного применения относятся также: круговые вращения туловищем и тазом, скрестные движения руками спереди и ногами в упоре сидя сзади; скручивание туловища с наклоном вперед, назад и в стороны; скрестные шаги; попеременные движения ногами и руками. Ограничения в занятиях физическими упражнениями зависят от локализации и тяжести повреждения органов движения.

При наличии артрита нижних конечностей физические упражнения выполняются преимущественно в положении сидя и лежа, исключая исходные положения с опорой на больной сустав. Избегать чрезмерных напряжений. Студентам, имеющим в анамнезе пояснично-крестцовый радикулит, остеохондроз, противопоказаны резкие движения, наклоны в безопорном положении. При плоскостопии следует исключать отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя и при развернутых стопах. На начальных этапах занятий исключаются статические нагрузки.

Источник

Ключевые слова: индивидуальный подход, диагноз, вред здоровью, оздоравливающий и закаливающий эффекты.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями – важнейшее средство укрепления здоровья школьников. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), и уровень их физической подготовленности.

Высокая эффективность занятий достигается правильным выбором методических приемов. Определяя содержание каждого урока, преподаватель должен уметь подобрать и использовать наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся, и при этом учитывать медицинские противопоказания и педагогические рекомендации. Очень сложно подобрать средства для урока так, чтобы соблюдался индивидуальный подход к занимающимся (по разным заболеваниям не рекомендуется выполнять различные упражнения). К тому же противопоказания по содержанию занятий, представленные в научно-методической литературе, даны в соответствии с клиническими диагнозами и носят общий характер. Это вызывает у педагогов, работающих с учащимися СМГ, определенные трудности в выборе средств и методов урока, так как они не могут определить, какие конкретно упражнения нельзя использовать с той или иной категорией занимающихся.

Следует отметить, что педагоги, проводящие занятия в СМГ, слабо ориентируются в выборе наиболее рациональных средств и методов физической культуры (ФК), которые одновременно отвечали бы состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности учащихся и при этом учитывали медико-педагогические противопоказания.

Для того чтобы не нанести вреда здоровью занимающихся в СМГ и достигнуть максимального эффекта от занятий ФК, учителя обязаны знать упражнения, которые противопоказаны детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

В письме Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» (2003 г.) указывается, что вводятся некоторые ограничения на занятия ФК в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.

Не рекомендуется использовать на занятиях в СМГ упражнения анаэробного характера, выполняемые с максимальной скоростью, с большим статическим напряжением, с максимальной амплитудой движений, силовые (например, различные ускорения, поднятие тяжестей и тому подобное). Противопоказаны резкие движения, движения, сложные в координационном отношении. Необходимо исключить средства, способные вызвать перенапряжение организма. Это упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и ОДА (например, длительный бег, быстрая ходьба). Практически при всех заболеваниях не рекомендуется выполнять упражнения с задержкой дыхания, с чрезмерным напряжением мышц брюшного пресса, упражнения, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник и вызывают нервное перенапряжение.

Противопоказанные и рекомендованные движения и упражнения по разделам учебно-воспитательных программ АФВ в образовательных учреждениях

Нерекомендуемые движения и упражнения

Разрешенные движения и упражнения, рекомендации

В разделе «Легкая атлетика»

– прыжки в длину с разбега;

– прыжки в высоту с разбега;

– спрыгивание с большой высоты;

– метание на дальность;

– бег с ускорением;

– продолжительный бег;

– ходьба и бег на длинные дистанции

– бег (не более 3 мин) допускается в спокойном медленном темпе, с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки, в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями (дошкольники и младшие школьники – 500 м, школьники среднего – возраста – 800-1000 м, старшеклассники – 1000-1200 м, студенты – 1500 м); – метания разрешаются в горизонтальную и вертикальную цели; – количество прыжков с места и многоскоков ограничивается (не более 3-4раз)

В разделе «Акробатика и гимнастика»

– кувырки, стойки на голове, на руках и на лопатках; -упражнения на гибкость: «Мост», «Рыбка», наклон вперёд с прямыми ногами из и. п. – основная стойка;

– положения вниз головой;

– опорные прыжки;

– упражнения на гимнастических снарядах;

– глубокий присед с подъемом на полупальцы;

– одновременный подъем туловища и ног из и. п. -лежа на животе;

– сед и упор углом;

– «поза барьериста» – сед: одна нога вперед, другая согнута в сторону-назад;

– движения таких элементов народных танцев, как присядка, прыжки в глубоком приседе;

– ходьба «гусиным шагом»;

– во всех упражнениях запрещены баллистические, «хлестообразные», «рывковые» движения

– разные виды строевых упражнений;

– ОРУ с предметами и без, на гимнастической стенке;

– наклон вперёд с прямыми ногами из и. п.

– широкая стойка;

– упражнения в лазанье, ползании и перелезании;

– упражнения в равновесии на низкой опоре и т. п.;

– танцевальные элементы, выполняемые в аэробном стиле (чарлстон, ча-ча-ча, мамбо);

– ходьба в полуприседе

Движения головой

– вращения головой и перекат («полукруг») головой по спине;

– наклон головы назад

– перекат («полукруг») головой по груди в медленном темпе;- наклон головы в сторону

Движения туловищем

– наклоны туловища в стороны и вперед (согнувшись или прогнувшись) без упора руками о бедра, колени; – наклоны туловища назад из любых положений;

– круговые движения туловищем и наклоны с поворотами; – поднимание туловища из положения лежа на спи-не в сед или упор сидя

– полунаклоны туловища в стороны и вперед с опорой руками о бедра, колени;

– небольшое поднимание рук, ног назад, вытягиваясь в длину из положения лежа на животе;

– дуга туловищем («полукруг» через наклон вперед) с опорой руками о бедра;

– из положения лежа на спине с согнутыми ногами, стопы на полу, поднимание туловища (лопатки над полом), не сгибаясь, без наклона головы

Движения ногами

– махи прямыми ногами вперед выше 90°;

– махи прямыми ногами назад;

– мах прямой ногой в сторону из положения лежа на боку с опорой на предплечья;

– махи прямой ногой в сторону из упора на коленях;

– махи ногой назад в упоре на коленях;

– приседы и выпады со сгибанием коленей меньше 90° (колени выходят за линию стоп);

– поднимание прямых ног из положения лежа на спине;

– круговые движения коленями в положении стоя или приседе

– махи прямыми ногами вперед не выше 45°;

– мах голенью в любом направлении;

– мах прямой ногой в сторону не выше 45° из положения лежа на боку, одна рука согнута под головой, другая в упоре спереди;

– из упора на коленях и предплечьях поднимание согнутой ноги в сторону;

– махи ногой назад не выше 45° в упоре на коленях и предплечьях;

– в приседах и выпадах угол в коленных суставах больше 90°, колени направлены в сторону носков, немного развернутых наружу, тяжесть тела перенесена на пятки;

– поднимание ног из положения лежа на спине с согнутыми ногами (носки могут касаться пола);

– перемещение коленей по дуге вперед («полукруг») в медленном темпе, колени не должны выходить за линию стоп

Движения руками

– активные поднимания, круги и сгибания-разгибания рук с максимальной амплитудой и скоростью;

– сгибания и разгибания рук в упоре сидя (лежа) сзади

– движения рук с постоянным мышечным контролем, с амплитудой в зоне визуального контроля;

– сгибания и разгибания рук в упоре лежа с согнутыми ногами (колени на полу)

В разделе «Лыжная подготовка»

– одновременные ходы;

– спуски на лыжах со склонов (более 30°),

– прохождение длинных дистанций и ходьба с максимальной скоростью

– попеременный двухшажныи ход;

– переступания на месте и при спуске с небольшого склона;

– подъемы и спуски различными способами на некрутых склонах;

– необходимо учитывать температурный режим, чтобы избежать переохлаждения организма (температура воздуха – не ниже 8-10°, время занятий на воздухе – не более 30 мин, студентам

– 50 мин;

– учащимся начальной школы за одно занятие рекомендуется проходить до 500 м дошкольникам и школьникам среднего возраста – до 1000 м, старшеклассникам – до 1500 м, студентам -2000 м)

В разделе «Подвижные и спортивные игры»

– двусторонняя игра в баскетбол и футбол;

– резкие броски и передачи мяча в баскетболе и футболе

– игры на месте, подвижные игры малой и средней интенсивности;

– игра в настольный теннис, бадминтон;

– допускается игра в баскетбол в одно кольцо;

– волейбол – по упрощенным правилам с элементами пионербола;

– элементы футбола (ведение мяча, обводка, удар по воротам);

– продолжительность игр – не более 10 мин (через каждые 3-5 мин – упражнения на расслабление и восстановление дыхания)

Эти ограничения и рекомендации носят общий характер, поэтому учителя ФК затрудняются в подборе упражнений для урока.

В процессе многолетней работы мы пришли к выводу, что необходимо расширить и систематизировать программный материал, который показан и противопоказан большинству занимающихся в СМГ. С этой целью мы более детально подошли к определению и описанию средств ФК, способных оказать негативное влияние на организм школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Исключив из содержания программного материала все упражнения, которые противопоказаны большинству учащихся, мы разработали таблицу, в которой объединили по разделам программы нерекомендуемые упражнения и движения.

Одновременно в качестве рекомендаций были предложены средства ФК, разрешенные при всех нозологиях. При составлении таблицы мы использовали рекомендации Е. С. Крючек (1999).

Надеемся, что она будет полезна учителям при работе со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Хочется обратить внимание педагогов на раздел «Лыжная подготовка». Как правило, учителя при прохождении программного материала в СМГ не планируют занятий на улице в зимний период, опасаясь переохлаждения учащихся. Мы считаем это необоснованным, так как при правильно организованных уроках (не более 30 мин) в сочетании с подвижными играми, с учетом температурного режима и состояния занимающихся достигаются положительные оздорав-ливающий и закаливающий эффекты. Как показывает опыт многолетней работы, дети, занимающиеся лыжной подготовкой в СМГ, практически не болеют острыми респираторно-вирусными заболеваниями в зимне-весенний период, посещают уроки и выполняют задания учителя с удовольствием.

Источник