Противопоказания занятия в музыкальной школе
Тема: медицинские противопоказания к приему абитуриентов в ВУЗы в Беларуси.
3. ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ. ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ И ЭКРАННОЕ. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1. Неактивный туберкулез органов дыхания с явлениями дыхательной недостаточности — противопоказаны специальности: духовые инструменты, пение, дирижирование, хореографическое искусство.
2. Состояние после радикального лечения злокачественных новообразований — противопоказано хореографическое искусство, для остальных специальностей вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога.
3. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей в стадии ремиссии — вопрос решается индивидуально по заключению врача-онколога и/или врача-гематолога.
4. Хроническая обструктивная легочная болезнь с дыхательной недостаточностью I–II ст. — противопоказаны духовые инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство, хореографическое искусство.
5. Хроническая обструктивная легочная болезнь без дыхательной недостаточности — противопоказаны духовые инструменты, пение, хоровое дирижирование.
6. Астма, тяжелое течение — противопоказано, кроме композиции.
7. Астма, легкое и среднетяжелое течение — противопоказаны специальности: духовые инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство, хореографическое искусство.
8. Органические поражения клапанов и мышцы сердца, в том числе врожденные пороки сердца без недостаточности кровообращения или с недостаточностью I–IIа ст. — противопоказаны специальности: духовые инструменты, баян-аккордеон, пение, дирижирование, актер музыкальной комедии, хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
9. Артериальная гипертензия II ст., степень риска — III–IV — противопоказаны духовые инструменты, баян-аккордеон, ударные инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство, хореографическое искусство, режиссура.
10. Артериальная гипертензия I и II ст., степень риска — I–II — противопоказаны специальности: духовые инструменты, хореографическое искусство, актер музыкальной комедии.
11. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки, рецидивирующее течение с наклонностью к осложнениям — противопоказаны духовые инструменты, ударные инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство, режиссура, кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
12. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки с редкими обострениями — противопоказаны специальности: актер музыкальной комедии, хореографическое искусство.
13. Цирроз печени — противопоказано, кроме композиции.
14. Хронические болезни печени и желчных путей с частыми обострениями — противопоказаны специальности: духовые инструменты (кларнет, труба, валторна, туба, тромбон), ударные инструменты, оперно-симфоническое дирижирование, актер музыкальной комедии, кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
15. Хронические болезни печени и желчных путей с редкими обострениями — противопоказано хореографическое искусство.
16. Хронические болезни мочеполовой системы — противопоказано хореографическое искусство.
17. Мочекаменная болезнь — противопоказаны специальности: ударные инструменты, хореографическое искусство, актер музыкальной комедии.
18. Болезни эндокринной системы с выраженными нарушениями функций — противопоказаны хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
19. Гемолитические анемии — противопоказаны специальности: духовые инструменты, ударные инструменты, оперно-симфоническое дирижирование, актер музыкальной комедии, режиссура, кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
20. Нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния — противопоказаны специальности: актер и режиссер музыкального театра, хореографическое искусство, кинотелеоператорство; кроме того, при гемофилии также противопоказаны духовые инструменты, струнные смычковые инструменты, ударные инструменты, струнные народные инструменты, актерское искусство.
21. Значительный дефект костей черепа (мозговая грыжа) или значительная потеря черепных костей, замещенных соединительнотканным рубцом — противопоказаны духовые инструменты, актерское искусство, хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
22. Деформация позвоночника и грудной клетки III–IV ст. со значительными нарушениями функций органов грудной клетки — противопоказано, кроме композиции.
23. Деформации позвоночника и грудной клетки II ст. без значительного нарушения статики и функции при условии законченности процесса — противопоказаны специальности: актер музыкальной комедии, хореографическое искусство.
24. Стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов с выраженными ограничениями движений — противопоказано, кроме пения, композиции.
25. Деформации голени, бедра с укорочением конечности более чем на 6 см. Отсутствие голени или стопы — противопоказаны фортепиано, арфа, ударные инструменты, дирижирование, актерское искусство, режиссура, кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
26. Отсутствие двух нижних конечностей — противопоказано, кроме скрипки, альта, флейты, кларнета, а также балалайки, домбры, пения (при условии хорошего протезирования и самостоятельного передвижения).
27. Отсутствие двух верхних конечностей — противопоказано, кроме пения, композиции.
28. Отсутствие одной верхней конечности — противопоказано, кроме пения, композиции.
29. Полное нарушение охватывающей и удерживающей функции кисти. Отсутствие, контрактура или значительная деформация большого пальца на ведущей руке. Отсутствие, контрактура или значительная деформация 3 пальцев на ведущей руке — противопоказано, кроме пения, композиции.
30. Отсутствие, контрактура или значительная деформация 2 пальцев на ведущей руке — противопоказаны фортепиано, арфа, струнные смычковые инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, струнные народные инструменты, баян-аккордеон, дирижирование.
31. Грыжи; варикоцеле в выраженной степени — противопоказано хореографическое искусство.
32. Болезни периферических сосудов нижних конечностей — противопоказано хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
33. Варикозное расширение вен нижних конечностей — противопоказаны хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
34. Психические расстройства — вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных особенностей случая (характера течения, наличия и степени дефекта, частоты обострения, уровня социального функционирования, реакции на лечение, средовых и контекстуальных факторов и т. д.).
35. Заболевания центральной и периферической нервной системы при наличии стойких значительных нарушений движений, чувствительности или трофики.
36. Эпилепсия, за исключением случаев эпилепсии с редкими генерализованными (судорожными и бессудорожными), парциальными, неклассифицированными припадками без интеллектуально-мнестических нарушений и выраженных изменений личности, при наличии критического отношения к заболеванию и сохраненной трудоспособности.
37. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии менее 1 м. Резкая степень тугоухости, корригирующаяся слуховым аппаратом.
38. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии от 1 до 3 м — противопоказано, кроме (при развитии речи не ниже 3-го уровня) пения, композиции.
39. Восприятие шепотной речи на оба уха на расстоянии от 3 до 5 м или восприятие шепотной речи на одно ухо на расстоянии 3 м и ближе при нормальном слухе на другое ухо — противопоказано, кроме пения, композиции, актерского искусства.
40. Хронические гнойные и сухие перфоративные отиты (при данном заболевании необходимо учитывать остроту слуха) — противопоказаны духовые инструменты, пение.
41. Нарушения вестибулярной функции — противопоказаны пение, актерское искусство, режиссура, кинотелеоператорство, хореографическое искусство; при выраженных нарушениях противопоказаны все специальности, кроме композиции.
42. Распространенные субатрофические изменения верхних дыхательных путей — противопоказаны духовые инструменты, пение, актерское искусство.
43. Хронические резко выраженные синуситы — противопоказаны духовые инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство.
44. Аллергические риниты — противопоказаны духовые инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство.
45. Озена — противопоказаны духовые инструменты, пение, дирижирование, актерское искусство, хореографическое искусство.
46. Хронические заболевания, связанные с нарушением функции голосового аппарата (хронический ларингит, узелки голосовых связок, доброкачественные образования голосовых связок, стойкая гипотония замыкателей гортани и др.) — противопоказаны пение, актерское искусство, хоровое дирижирование; при ассиметрии черпал varex chorde — для пения индивидуальный подход.
47. Врожденные дефекты анатомического развития челюстно-лицевого скелета — противопоказано пение, индивидуальный подход для хорового дирижирования.
48. Заикание тяжелой (высокой) степени — противопоказаны пение, хоровое дирижирование, актерское искусство, режиссура, кинотелеоператорство.
49. Заикание средней (умеренной) и легкой степени — противопоказано актерское искусство.
50. Нарушения произносительной стороны речи — противопоказаны пение, актерское искусство
51. Хронические распространенные прогрессирующие болезни кожи — противопоказано актерское искусство.
52. Понижение остроты зрения с коррекцией до 0,4 на лучше видящем глазу и до 0,1 на хуже видящем — противопоказаны кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
53. Понижение остроты зрения с коррекцией до 0,5 на лучше видящем глазу и до 0,2 на хуже видящем глазу — противопоказано кинотелеоператорство.
54. Неосложненная миопия свыше 10,0 D или осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени — противопоказаны специальности: актер музыкальной комедии, хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
55. Гиперметропия свыше 6,0 D, миопия свыше 6,0 D, астигматизм любого вида свыше 3,0 D — противопоказаны хореографическое искусство, кинотелеоператорство.
56. Ограничение полей зрения на обоих глазах более чем на 20° в любом из меридианов — противопоказаны актерское искусство, кинотелеоператорство, хореографическое искусство.
57. Отсутствие бинокулярного зрения — противопоказано кинотелеоператорство, хореографическое искусство, актерское искусство.
58. Аномалии цветового зрения — противопоказано кинотелеоператорство.
59. Катаракта — противопоказано кинотелеоператорство; остальные специальности — смотреть по остроте зрения.
60. Глаукома — противопоказано, кроме всех инструментов, пения, композиции.
61. Хронические рецидивирующие и прогрессирующие болезни сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва и зрительных путей — вопрос решается индивидуально по заключению врача-офтальмолога.
Примечания:
1. Для особо одаренных абитуриентов допуск к обучению может быть расширен в отношении специальностей, не предъявляющих повышенных требований к физической работоспособности.
2. Вопрос об обучении по специальности «Цирковое и эстрадное искусство» решается индивидуально в зависимости от направления.
Далее: гуманитарные науки.
Источник
Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.
Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?
Уроки музыки для ребенка
Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».
А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.
Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.
Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.
Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.
Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?
«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям
Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.
На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.
Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:
- Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
- Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
- Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
- Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
- Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
- Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы
Фортепиано
Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.
Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.
И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.
Скрипка
Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.
Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.
Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.
Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.
Гитара
Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.
Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.
Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.
Флейта
Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.
Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.
Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.
Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.
Саксофон
Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.
Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.
Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.
Аккордеон, баян
Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.
Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.
Занятия вокалом для детей
Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.
Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.
Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.
На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.
К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.
Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.
Комментарий эксперта
Пеер Абильгаард, психотерапевт, музыкант, основатель Кельнского Института здоровья музыкантов
Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.
Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.
Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.
Источник