Психологические противопоказания к работе
Работа составляет важную часть человеческой жизни. Она позволяет реализовываться, развиваться, а самое главное – зарабатывать деньги. Большинство сфер трудовой деятельности требуют от кандидата специального образования и определенных личностных качеств. Но далеко не каждый человек знает, что для многих хороших специальностей, кроме отличных знаний, понадобится иметь хорошее здоровье по определенным параметрам.
Противопоказания к профессиям – это список заболеваний, при наличии которых человек не сможет обучаться, а затем работать по выбранной специальности.
Всем известно, что состояние здоровье важно при выборе такой профессии, как летчик, полицейский, военный. А если человек хочет стать программистом, водителем или поваром, но и тут встречает препятствие в виде медицинских противопоказаний?
Начнем с того, что в любой профессии есть требования к физическому состоянию работника.
Медицинский осмотр
При устройстве на работу часто случается так, что человек не знает о необходимости прохождения медосмотра, а узнает об этом порой уже после устного соглашения. Поэтому на собеседовании лучше сразу уточнить, есть ли в нем необходимость и где пройти медкомиссию. А также стоит поинтересоваться, полагается ли компенсация оплаты.
Далее будущий сотрудник сталкивается с вопросом, в каком порядке проводится медкомиссия при устройстве на работу, каких врачей проходить. Это зависит от сферы деятельности, в которой вы предполагаете трудиться. Помимо этого, для женщин предусмотрены дополнительные специалисты, такие как гинеколог и маммолог (после 40 лет).
Работодатель, исследуя результаты медицинского заключения, прежде всего, ориентируется на тех кандидатов, которые не имеют медицинских противопоказаний к профессиям и смогут в полной мере выполнять свои должностные обязанности. Кроме того, ему выгодны такие сотрудники, ведь они меньше болеют.
Перед тем как приступить к прохождению врачей, вы должны получить направление с места работы. Затем обратитесь в поликлинику по прописке. Учтите, что, скорее всего, заплатить придется из собственного кармана. Вполне вероятно, что позже деньги вернут, но не в каждой компании это предусмотрено.
Вы получите список врачей, которые проведут медицинский осмотр. Чаще всего это такие специалисты, как:
- терапевт;
- невролог;
- стоматолог;
- дерматовенеролог;
- хирург;
- отоларинголог (лор);
- окулист.
Также обязательными являются лабораторные исследования:
- электрокардиограмма;
- флюорография;
- клинический анализ мочи и крови;
- биохимический анализ крови (на холестерин и сахар);
- гинекологический мазок.
Могут быть и другие виды анализов, опять же в зависимости от сферы трудовой деятельности.
Не стесняйтесь спрашивать у работодателя подробно о вещах, которые вам непонятны. Ведь и в его интересах, чтобы вы прошли медосмотр качественно и в короткие сроки.
При желании можно пройти медкомиссию платно и получить врачебную профессиональную консультацию в частной клинике. Это стоит немалую сумму, но зато сэкономит время и нервы, которые вы потратите в очередях поликлиники.
Медосмотры бывают:
- Обязательные. Их проходят перед поступлением на работу.
- Периодические. Такой медосмотр проводят раз в полгода, год или два. Зависит это также от специфики учреждения. Чаще всего раз в год (в обязательном порядке, если возраст сотрудника не достиг 21 года).
Где пройти медкомиссию подростку, который еще учится в школе? В любом образовательном учреждении предусмотрены ежегодные осмотры учащихся. При прохождении специалистов ребенок может задать дополнительные вопросы и получить направления к другим врачам, если нуждается в этом.
Обязателен ли медосмотр?
Существует утвержденный законом перечень, в который внесены все должности и места работы, требующие непременного прохождения специалистов. Если ваше будущее место работы к нему не относится, вы вправе отказаться от медосмотра.
В противном случае применяются строгие меры наказания:
- Отстранение от работы.
- Расторжение трудового договора.
- Дисциплинарные взыскания (выговор).
Для работодателей, которые не контролируют прохождение медкомиссии сотрудниками, предусмотрены санкции:
- Административный штраф (от 15 тысяч рублей для физических лиц и от 110 тысяч рублей для юридических).
- Приостановление деятельности учреждения на срок до 90 дней.
Специальности с обязательным медосмотром
Есть множество профессий, при устройстве на которые без медицинского осмотра вас просто не примут. К ним относятся:
- сфера образования, медицины и пищевой промышленности (в том числе общественного питания);
- учреждения, которые осуществляют коммунальное или бытовое обслуживание граждан (отели и гостиницы, работники туризма, парикмахерские и салоны красоты, ночные клубы);
- водители;
- специалисты, работающие вахтовым методом;
- работники, контактирующие с вредными или опасными для здоровья веществами;
- спортсмены;
- подземные работники;
- специалисты, работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему регионах;
- некоторые другие должности (судьи, работники ОВД, государственные служащие, спасатели, ведомственная охрана).
Психофизиология и система классификации
Помимо физического и психического здоровья людей, также важную роль играет психофизиология. Это сфера научных исследований, связанных с психологией и нейрофизиологией.
Проще говоря, рассматривает связь мозга и психики с учетом биологических факторов.
Эта наука позволяет систематизировать информацию по специальностям в зависимости в зависимости от различных факторов (история создания, характер работы, тип труда, из чего и зачем производят и пр.)
Психофизиологическая классификация профессий подразумевает под собой несколько систем. Самым рациональным считается информационно-поисковой механизм. Он включает в себя 5 признаков классификации:
- Общие сведения (название и отрасль трудовой деятельности).
- Подготовка кадров (уровень подготовленности специалиста и перспектива карьерного роста).
- Данные о производстве (содержание работы, цели и обязанности).
- Санитарные нормы труда (противопоказания).
- Психофизиологические свойства (эмоциональный фон, личностные качества, сенсорные и психические процессы).
В целом система позволяет получить все основные данные о профессии, а также узнать о нескольких специальностях, схожих по своим признакам.
Психофизиология поможет проанализировать работу сотрудника и ее эффективность.
Профессиональная ориентация
В работе с нынешними школьниками значительное внимание уделяется профориентации, поэтому подростки уже знают, что есть медицинские противопоказания к профессиям. Это самое подходящее время, чтобы серьезно подойти к этому вопросу. Чем раньше подросток задумается об этом, тем больше у него будет вариантов поменять специальность, если показатели его здоровья не подойдут для той, на которую он планировал учиться.
Чтобы выбор профессии не стал для ребенка стрессом, необходимо заранее узнать о наличии каких-либо заболеваний и уже от этого отталкиваться при выборе профессии. И в этом должны помочь взрослые, которые его окружают: психологи, педагоги, врачи и родители.
Безусловно, подросток может попытаться скрыть какой-то недуг или попробовать разжалобить врача. Основная задача в такой ситуации – думать о психологическом и физическом состоянии здоровья ребенка. Ведь заболевание все равно будет обнаружено при последующих медосмотрах, и будет очень обидно зря потратить время и деньги на обучение, которое не пригодится в дальнейшем.
Противопоказания к выбору профессий
В некоторых профессиях есть такое понятие, как абсолютное медицинское противопоказание. Назовем тяжелые стадии некоторых заболеваний, противопоказанных для большинства сфер трудовой деятельности:
- туберкулез;
- сердечно-легочная недостаточность;
- ревматизм (в активной стадии);
- болезни костно-мышечной системы с необратимыми изменениями;
- злокачественная гипертония, синдром Конна;
- заболевания почек (хронический нефрит, пиелонефрит, поликистоз);
- эндокринные заболевания;
- нарколепсия;
- болезни крови (лейкоз, анапластическая анемия);
- хронические заболевания нервной системы (с нарушениями интеллекта);
- психические заболевания (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, психопатия, олигофрения).
Министерство здравоохранения России установило список противопоказаний, при которых нужно проходить предварительные (при устройстве на работу) и периодические медицинские осмотры.
Медицинские противопоказания к допуску к работам также могут быть связаны с опасностью или вредностью:
- производственных факторов (химические или биологические вещества; в таком случае работникам требуется дополнительный медосмотр, примерно раз в 2 года);
- производственных работ (работа на высоте или с электричеством; нефтяная и газовая промышленность, деятельность на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях).
Перечень нежелательных заболеваний
Помимо строгих медицинских противопоказаний к профессиям, есть и просто нежелательные, которые способствуют развитию заболевания. Ниже приведены болезни и специальности, по которым не стоит работать, чтобы не навредить собственному здоровью.
Самые распространенные заболевания:
1. Зрение (близорукость). Если зрение очень плохое, лучше выбирать специальности, не требующие систематической нагрузки на глаза. Также лучше избегать работы, которая требует большой физической выносливости. Заметьте, что существует множество профессий, для которых необходимо различать все цвета (радиотехническая промышленность, строительство, швейное и обувное производство).
2. Дыхательные пути (бронхиальная астма, хронический бронхит).
- плохие погодные условия (сырость, сквозняки);
- токсичные вещества и пыль (в том числе строительная);
- аллергенные продукты и вещества;
- большие физические и эмоциональные нагрузки.
Эти заболевания влекут за собой множество медицинских противопоказаний к профессиям: стоматология, химическая промышленность, строительство, фармацевтика.
3. Сколиоз. Излишняя физическая нагрузка, связанная с подъемом тяжестей, влечет за собой ухудшение заболевания.
4. Желудочно-кишечный тракт. Противопоказания данных заболеваний связаны, прежде всего, с профессиями, при которых невозможно поддерживать правильный режим питания. Например, специальности с частыми командировками и излишним шумом.
5. Сердечно-сосудистая система. Это касается стрессовых специальностей, которые подразумевают большую психическую, физическую и моральную нагрузку.
При этом помните, что в одной и той же сфере трудовой деятельности могут быть различные медицинские противопоказания к профессиям. Это зависит от образовательного учреждения, в котором человек хочет учиться, а также от конкретной специальности. Поэтому при выборе факультета обязательно поинтересуйтесь, какие показания по здоровью требуются для поступления и дальнейшей работы.
Отдельные специальности
Отдельно стоит разобрать несколько сфер трудовой деятельности, в которых медицинские противопоказания особо важны.
1. Профессии, связанные с обработкой металла:
- Инженер-технолог, конструктор (подразумевает наличие обширных профильных знаний).
- Металлург. Это название включает в себя несколько специальностей. Все они связаны с обогащением руды и выплавкой металла (сварщик, прокатчик, сталевар, токарь, фрезеровщик, слесарь, термист).
- Ювелир (специалист в сфере изготовления и ремонта изделий из драгоценных металлов и камней).
Эти виды деятельности требуют наличия очень хорошего зрения (ведь работать предстоит с мелкими деталями) и в целом отличного состояния здоровья, потому что эта деятельность чаще всего связана с большой физической нагрузкой.
Это специальности, которые связаны с физическим трудом. А мы теперь поговорим о сферах, где преобладает интеллектуальная работа.
2. Профессии, связанные с детьми.
Противопоказания данной категории относятся к любой деятельности, которая имеет отношение к воспитанию и обучению детей:
- учителя образовательных учреждений;
- воспитатели дошкольных образовательных заведений;
- педагоги дополнительного образования и многие другие.
Для работы в педагогический сфере обязательно отсутствие инфекционных заболеваний, хорошее зрение и слух, отсутствие нервных и психических отклонений. Для педагогов, связанных с большой активностью, нужна хорошая физическая подготовка (учитель физкультуры, инструктор по плаванию, хореограф и музыкальный руководитель).
Смена работы
Профессия и здоровье – главные показатели успешной жизни человека, ведь специальность помогает ему самореализоваться, а здоровье в этом поддерживает. Но что делать, если при очередном недомогании было обнаружено заболевание, при котором человек не может продолжать трудовую деятельность на своей должности?
Имейте в виду, что скрыть это обстоятельство от работодателя вряд ли получится, потому что он имеет доступ к результатам медицинского осмотра, на котором ваше заболевание будет непременно обнаружено.
Каждая ситуация индивидуальна, и руководитель сам вправе решать (основываясь на рекомендациях врача), позволяет ли состояние здоровья работника перевести его на посильную работу или же грядет увольнение.
Какие факторы могут мешать работнику продолжить свою деятельность?
- Специфика работы способствует развитию заболевания.
- В силу физического недомогания человек просто не в силах выполнить какую-либо физическую или интеллектуальную работу.
Если работодатель может исключить этот фактор, то работнику не возбраняется остаться на своей должности.
Но такое, к сожалению, возможно не всегда. Перевод на другую работу по состоянию здоровья осуществляется на основании статьи 73 Трудового кодекса РФ. Она указывает, что в случае если человек не может продолжать трудовую деятельность на своей должности, работодатель обязан предоставить работнику место, которое соответствует его возможностям (если оно есть). Для этого необходимо запросить письменное согласие работника и обязательно приложить медицинское заключение.
В случае если работник отказывается от получения новой должности или руководство не в силах ее предоставить, трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В таком случае человек может получить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же работник знал о заболевании, но скрыл это, то пособие ему не полагается.
Медицинские противопоказания у беременных
Отдельная категория работников, которая нуждается в снижении трудовой нагрузки – это беременные женщины.
Статья 254 ТК РФ говорит о том, что при предъявлении справки о беременности женщинам полагается снижение трудовой нагрузки (если это действительно нужно). При невозможности выполнить данное правило осуществляется временный перевод работника на другую должность с сохранением среднего заработка старой должности. Стоит отметить, что после декрета женщина возвращается на свою прежнюю работу.
То же самое относится и к женщинам с детьми, чей возраст не достиг полутора лет.
Профессия и здоровье – залог успешной жизни
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медицинских противопоказаний существует много, они индивидуальны для каждой сферы трудовой деятельности.
Профессиональная пригодность и здоровье неразрывно связаны и имеют ключевое значение при выборе специальности и в целом в жизни человека. Главное – понять, что правила эти установлены в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Проанализируйте информацию, которую вам помогла узнать эта статья, и сделайте правильный шаг навстречу своему будущему.
Источник
План.
- Проблема “модели
специалиста” психолога труда
и профконсультанта - Психолог-профконсультант
как возможный посредник между самоопределя-ющимся
человеком и культурой - “Кризисы разочарования”
и основные этапы развития психолога-профессионала - Интеллигентность
как возможный ориентир профессионального
развития психолога-практика - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема “модели
специалиста” психолога
труда и профконсультанта
Сама идея
“модели специалиста”, тем более
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в “модель” все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
“профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста”, под который
можно было бы “подгонять” будущих
психологов. Скорее всего, такой профиль
должен включать качества типа “доброта”,
“умение общаться”, “любовь к
людям (или к детям)”, “порядочность”
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи
обладали неуживчивым и даже скандальным
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца “внешней благодетели
и пристойности”, являя собой
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще
соотнести их с требованиями “профессионального
профиля специалиста”?
Одной из наиболее острых проблем
при составлении “модели специалиста”
является проблема построения “модели
личности специалиста”. Традиционно
психологи с помощью тестов
выделяют наиболее выраженные
по разным шкалам и параметрам
личностные качества успешно
работающих специалистов и, таким
образом, вроде бы и получается
“личностный профиль специалиста”.
Но как измерить в баллах
способность к творчеству, которое
само по себе перечеркивает
все нормы и стандартизированные
оценки? Как измерить любовь к
людям, порядочность, профессиональную
и человеческую совесть? А ведь
все это является нередко более
важными составляющими профессионального
успеха психолога, чем его знания
и владение методиками.
Чтобы хоть как-то выйти из
тупиковой ситуации, специалисты
иногда идут “от противного”,
пытаясь выделить явные противопоказания
для работы в качестве психолога.
Такими противопоказаниями для
психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление
“мстить” им непонятно за
что. К сожалению, есть такие
озлобленные люди, которые сами
нуждаются в психологической
помощи, и которых самих к людям
лучше не подпускать. Тем более
страшно, когда такие “человеконенавистники”
сами умудряются получать дипломы
о высшем психологическом образовании
и занимаются психологической
практикой.
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной
“психолог” просто может оказаться
опасным для своих клиентов, особенно
когда он работает с детьми
и подростками. Заметим, что
сами школьники, отвечая на
вопрос: “с каким психологом, с
какими отрицательными качествами
Вы не хотели бы иметь дело?”,
в большинстве случаев выделили
такие характеристики, как “неумение
общаться” и “психические заболевания”.
3. Неумение общаться, неспособность
выстраивать с людьми отношения
на взаимоуважительной основе. При
проведении различных “собеседований”
с поступающими на психологические
факультеты абитуриентами сразу
бросаются в глаза те из
них, кто ведет себя нагло
и вызывающе, а главное – постоянно
перебивает собеседника, стремясь
подчеркнуть сое превосходство.
Применительно к будущей работе
психолога – это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший “профессиональный
грех”.
4. Применительно к будущему студенту-психологу
можно выделить и такие нежелательные
качества как “лень”, безынициативность,
а также – пассивную установку
на то, что преподаватели “должны”
постоянно интриговать и развлекать
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается
лишь оценивать, какой преподаватель
сумел их больше “увлечь”, кто
“большая/или меньшая очаровашка”
и с каким преподавателем им
“вообще интереснее”. Можно
представить себе студента-психолога,
окажись он на лекции тех
преподавателей, которые, являясь
признанными авторитетами в своей
области психологии, никогда не “заигрывают”
со студентами и даже не
стремятся им непременно “понравиться”.
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу
следует вспомнить и о неизбежном
формировании у опытных специалистов
индивидуального стиля трудовой
деятельности, который сложно подогнать
под какие-то общепринятые стандарты
и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается
на уже имеющиеся у него
способности и умения, постепенно
приспосабливая их к решению
своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся
качеств и умений нередко возникают
новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется
сложная взаимосвязанная система
адаптированных и новых профессионально
важных качеств. Такую систему
качеств В.С. Мерлин называл
“симптомокомплексом” и отмечал
при этом: “Индивидуальный стиль
деятельности следует понимать
не как набор отдельных свойств,
а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный
результат. Отдельные действия
образуют целостную систему именно
благодаря целесообразному характеру
их связи” (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем
внимание, что для полноценного
формирования специалиста-психолога
также важнейшую роль играет
ориентация на какую-то цель (или
даже идею), которая и мобилизует
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения
в вузе, так и постепенно накапливаемый
опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь
– отсутствие такой идеи, что не
позволяет навести порядок в
имеющихся знаниях и умениях,
не позволяет обобщить свой
опыт, так и оставляя его на
уровне “мусора”, т.е. на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей “кучи” из отдельных
впечатлений, знаний, умений и
т.п.
Можно также выделить основные
этапы формирования индивидуального
стиля деятельности психолога:
На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, “как положено”. Именно это
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение
следующих подэтапов:
общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник “в целом” уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять
еще не может;
освоение
отдельных действий и операций, а
также – отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;
освоение
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
“правильному” образцу).
На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в
целом) может позволить себе некоторое
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:
возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);
проба и освоение
отдельных действий по-новому;
постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Самое главное
при формировании индивидуального
стиля труда – не спешить и всегда
иметь обеспеченные “тылы” в
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования
при выработке новых способов
деятельности.
Наблюдения за студентами и
уже работающими специалистами
позволяют выделить одну интересную
закономерность. Обычно студенты
и начинающие психологи, стремящиеся
повысить свою готовность к
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию
своих знаний, а по возможности
и умений. Взрослые, уже работающие
психологи по мере своего профессионального
развития постепенно переключаются
со знаний и умений на ценностно-смысловые
аспекты своей деятельности. Они
все больше ставят перед собой
вопрос о смысле своего “пребывания
в психологии”, о том, что
они могут дать психологии, и
насколько она может обогатить
их как личностей. В связи
с этим возникает вопрос: стоит
ли торопить события и ставить
такие ценностно-смысловые вопросы
уже перед студентами и начинающими
психологами, или лучше подождать,
пока они сами не “созреют”
для таких вопросов. Мы считаем,
что и здесь недопустимы какие-то
стандартные подходы, поскольку
все специалисты, и все студенты-психологи
– разные, то и сроки “созревания”
у всех тоже разные. А у кого-то
такого “созревания” вообще может
не наступить, хотя он может
вполне эффективно выполнять
свои профессиональные обязанности
и даже считать себя зрелым
психологом. Стоит ли разочаровывать
таких психологов-специалистов, тем
более что они даже приносят
пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что
более важным результатом профессионального
труда является развитие личности
самих профессионалов, а это развитие
связано, прежде всего, с развитием
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя
уровни профессионализма, в качестве
высшего такого уровня называет
“уровень суперпрофессионализма”,
где главным этапом является “этап
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала”. Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего “акме”, т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).
При рассмотрении вопроса, каким
должен быть специалист по
профессиональному самоопределению,
можно обратиться к проблеме “имиджа”
психолога-профконсультанта. Можно
поставить вопрос так: должен
ли психолог-профконсультант быть
“узнаваемым” по каким-то специфическим
признакам? Скорее – да, так как
это тоже творческая профессия
(а “творцы” любят выделяться,
им это помогает в работе); сам
образ также способствует решению
проблемы клиента (устанавливается
большее доверие, клиент не
тратит время на выяснение
того, “настоящий” перед ним
психолог или “не настоящий”).
Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют “имидж” “настоящего”
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:
– если он
всего лишь “делает деньги”,
то должен “нравиться” своей
клиентуре (как, например, это
делают многие “целители” и
“психотерапевты”), для этого
желательно уметь выглядеть “экстравагантным”;
-если профконсультант
работает в организации или
“на фирме”, где свои правила
поведения и одежды, то придется
“соответствовать” этим правилам;
– если психолог
служит идее, то обычно он держится
скромнее;
– если профконсультант
сам в себе не разобрался, то
он обычно пробует разные варианты
поведения (может, сама одежда
и пробное поведение что-то
подскажут ему для нахождения
своего “образа профессионала”).
Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться
разными путями.
1. Может помочь тремление к
внешнему сходству с “настоящим”
специалистом (каким видят его
многие клиенты и коллеги-психологи,
слава богу, для этого всегда
есть множество примеров для
подражания).
Источник